Стихотворение месяца 38 - Обзор Софьи Бордаковой

Это первый мой обзор, прошу строго не судить и помидорами кидаться культурно.
Всё в этом мире субъективно, и конец света у каждого свой. /Макс Пэйн  /
Цитировать буду только первую строфу.

1. "Все войны в мире из-за женщин"

Трубят рога до первых трещин -
Назначен рыцарский турнир.
Все войны в мире из-за женщин -
Что ж, значит, так устроен мир.

Вот сразу видно, что писала не женщина. Надеюсь, что это всего лишь шутка и пример Трои далеко  не показательный. Обычно причинами войн становилось банальное  стремление к господству, в основе которого как раз лежал  нереализованный мужской эгоизм. Кстати, кроме Елены Парис прихватил много сокровищ. Поэтому не за женщину они дрались, а за поруганную честь и оскорбление.)  Далее: "монархи, стоя на коленях"? - где Вы это видели?
"дрались за женщин на дуэлях"? - это было бы очень неосмотрительно, скорее женщины сами боролись за право хоть как-то  приблизиться ко двору.
Кстати, сжигали на кострах не только женщин.
По технике: слабые рифмы - отрицать-устоять, коленях-дуэлях, гусары-шрамы, колдовала-пытала

Техника – 3
Содержание – 3
-----------

2. "Погружение"

Дивные странности странникам видятся,
Страны старинные, тропы неторные,
Реки потерянно вьются, как нитицы,
И разбегаются в разные стороны,
Чтобы сплестись с океаном...

Хорошее погружение, напоминающее Всемирный потоп.  Понравился слог повествования, море «мессийное», но непонятно, что это за странники и не хватило чего-то в конце, какой-то сверх-идеи, вывода…Рифма «сонные – унисон, увы» не понравилась, хоть и фонетически сливается.  Во-первых, чуть-чуть сбоит, во-вторых, не могут все эти конницы, бутылочки с винами, блинчики и улочки сливаться в унисон.) А если даже сливаются, то почему «увы»?

Техника – 4
Содержание - 4
-----------

3. "Увидеть Иерусалим"

"От наших глаз неотдалима
Холмистость Иерусалима
И огнедышащая синь…"

Интересная форма. Не поняла построения последнего предложения
"Читая главы из романа...весь этот мир неразделим" К чему (кому) относится деепричастный оборот?

Техника - 4
Содержание - 4
-----------

4. "Почти онегинское"

Оставлять признанье без ответа было бы нелепо и смешно,
Только что поделать, если лето бросило меня давным-давно?
Если осень унеслась без спроса - та, которой был сам чёрт не брат -
И зима переменила проседь на башку укрывший снегопад?

Если строку разбить пополам, текст будет смотреться выигрышнее,  так и просится в середине пауза:
Оставлять признанье без ответа
было бы нелепо и смешно

Выражение "сам чёрт не брат" кажется надуманным. Почему чёрт должен быть братом осени?  Может быть  "сам чёрт не рад"? А если бы чёрт был братом осени, то все было бы хорошо?
«зима переменила проседь на башку укрывший снегопад»? Проседь зимы ведь и есть снег. Или это проседь героя?
Слово "башка" выпадает из онегинской стилистики.
"Грустноватый перефраз романса" - если о романсе, здесь правильнее писать "парафраз". Парафраз - это обработка какой-нибудь музыкальной темы (парафраз на тему романса). Перифраз - описательный троп.
Само предложение построено синтаксически неверно:
"Грустноватый перефраз романса, что боится локон седины,
Не оставил нам с тобою шанса заблудиться в дебрях стороны"- непонятно, кто кого боится...

Техника – 3
Содержание – 3
-----------

5. "Моя любимая загадка"

Обыкновенное ты божество,
Изяществом щекочешь душу.
Вокруг тебя сплошное волшебство,
Твой образ нежен и воздушен.

Как-то само словосочетание «обыкновенное божество» у меня не стыкуется. Бог – он всегда необыкновенный.  «Продрогну - так бывает невзначай» - я бы тут после «бывает» запятую поставила.  А еще лучше полностью отделить вводный оборот «так бывает»:  Продрогну - так бывает - невзначай , прильнешь ко мне, теплом согреешь.    Или «так бывает» в скобочки поместить» : Продрогну ( так бывает ) невзначай - прильнешь ко мне, теплом согреешь.

«теплом согреешь» - как-то тавтологично звучит, на мой взгляд. И много пафоса в третьем катрене. Но последняя фраза понравилась.
Риммы слабые: божество-волшебство, любить-жить.

Техника – 3
Содержание – 3
-----------

6. "Снег"

А что же снег? По-прежнему загадка -
Откуда красота его берётся...
Вот также выливаются украдкой
Неспешно из небесного колодца
Потоки слов устройства неземного,
Чтоб чистый лист заполнить без остатка,
О, если б в этот миг творенья снова
Поэта  под рукой была тетрадка.
 
Автор сравнивает явление снега с рождением стихов. Лично мне эта параллель не очень по душе.  Снежинки-то растают, а слово останется на бумаге. А под «устройством неземным» подразумевается человеческий мозг?

"О, если б в этот миг творенья снова
Поэта  под рукой была тетрадка."       - так что мешает держать ее при себе?

Техника – 4
Содержание - 3
-----------


7. "Рожденная в осень"

Все забуду когда-нибудь.
Вероятно, не вспомню вовсе,
Как для каждой рожденной в осень
Уготован дождливый путь.

Понравилось. Повторяющийся лейтмотивом стих-рефрен замечательно работает на образ. Немного  портят впечатление заезженные рифмы: осень-проседь-бросить. Не знаю, можно ли к осени придумать что-то новенькое…

Техника – 4
Содержание – 5
-----------

8. "Музыка Сальери"

Звучала музыка Сальери.
Бальзам для сердца и ушей.
И я отказывался верить,
Что написал ее злодей.
 
Очень прямолинейно. Синтаксические и смысловые конструкции хромают. «В плену красивого сюжета…сползали гнусные наветы» или «Из-под великого пера
сползали гнусные наветы»?  Все-таки лучше, если совсем убрать запятые:

В плену красивого сюжета
Из-под великого пера
Сползали гнусные наветы
И сплетня – зависти сестра.

Техника – 3
Содержание – 3
-----------

9. "Дворец детства"

Там, где с неба спускаются белые чистые ангелы,
Где играет на флейте весёлый потрёпанный кот,
Где вершины деревьев рисуют картины и, каплями,
Вместе с ними танцует молоденький дождик фокстрот —

Замечательное стихотворение. Очень органично, живо, образно, содержательно. Много хороших находок:
"Где вершины деревьев рисуют картины и, каплями,
Вместе с ними танцует молоденький дождик фокстрот"
И персонификация образа старого трамвая,
 что кричит светофорам: «Привет!»

Техника – 5
Содержание – 5
-----------


10. "Ангел Апокалипсиса"

Слёзы рвут на куски моё сердце,
А я крыльями рву небеса.
Мир людей не сумеет прогреться,
Оросит его божья слеза.
 
«А я крыльями рву небеса.» , «С кем родился в один день и час...» - сбой ритма.
«Закрываю лицо я крылом» - в данном контексте местоимение «я» кажется лишним.
Может поставить его впереди фразы: «Я лицо закрываю крылом»?
«Кто-то в Ангела выстрелил ввысь» - выстрелил в Ангела или ввысь?
Слабые рифмы: пытаюсь-приближаюсь, мига-справедливость.
В целом – идея есть, но воплощение оставляет желать лучшего.

Техника – 3
Содержание - 3
-----------

11. "Я искала тебя"

Я искала тебя постоянно.
Ты во сне приходил иногда.
И шептал мне на ухо : "Ульяна!"
В этот миг отступала беда.

О любви каждый пишет как может. Но не удалось автору меня ничем удивить. Нет интересных образов, сравнений, фонетических сочетаний, ласкающих слух. Кроме того, в последней заключительной строке на самом видном и важном месте – ритмический сбой: «Как давно ТЕБЯ ждал и искал...." Так сейчас современную попсу поют. Егор Крид, например. Или Макс Корж.
"Я мечтала о первом свиданье" - все-таки правильнее "о свиданьи". Свиданье случилось, а не случилась:
«Я мечтала о первом свиданье.
И случилась оно, дорогой.»

Техника – 2
Содержание - 3
-----------


12. "Веточка мимозы"

Подари мне веточку мимозы -
На мгновенье в молодость верни,
Ни цветы заморские, ни розы,
Лишь мимоза запахом пьянит

Содержание понятно,  ритмических сбоев нет, но и впечатлений особенных.
Рифмы: мимозы-розы, мимозы-грёзы тоже не впечатляют.

Техника – 3
Содержание - 3
-----------

13. "Дотронусь"

Я иду к тебе. Где ты, моя недотрога?
Где ты, любовь и мечта?
Между мной и тобой протянулась дорога.
Вот эта? Та? Или та?

Очень нравится сочетание разностопных строк, придающее стихотворению легкость и напевность. Поэтическое решение в трёх ключевых словах: «недотрога-дорога-дотронусь» . Отличное решение!

Техника – 5
Содержание - 5
-----------

14. "Очень близко станция "зима".

Жизнь проходит быстро и нелепо,
Очень близко станция "зима"...
Расставаясь с благодатным летом,
До краёв заполнив закрома,
Мы в осеннем постхмельном угаре
Ждали не обещанных чудес,
Не желая сознавать, что старость
Скоро занесет над нами перст.

Стихотворение ровное, покладистое. 
«Может быть, мы даже станем лучше»  - а может и нет. К чему тогда утверждение, что она (старость) «Высветлит и волосы, и душу, сделает покладистей, добрей»?
К сожалению, много штампов.

Техника – 4
Содержание – 3
-----------

15. "Сколько бы звёзды ни падали..."

Сколько бы звёзды ни падали – их не упрячешь в карман.
Вырастить хрупкой рассадою собственный Альдебаран,
Не обессудь, не получится.
                   Даже в сердечной бразде.
Счастье не высветишь лучиком. Счастье не ходит в узде.

Хорошее стихотворение. Свежо, ритмично.

Техника – 5
Содержание – 5
-----------


16. "Пусть на улице нет Солнца"

Вместо снега – дождь и слякоть...

...день и ночь природа плачет,
здесь
и прочь слезинки скачут по дворам и мостовым.
 
Где-то нега... кожи мякоть.
Сладость манго, ананасов...
Садо-мазо, если в полдень тени нет для головы!
 
Напоминает детскую считалку.  Ритм скачет, рифмы плачут.)  Я не против свободной формы, тем более что основной размер 4-хстопного хорея выдержан  до конца, кроме оборванной строки в конце второй строфы. А вот рифмы действительно гуляют. И к концу стихотворения очень сильно.  Я лично в данном контексте не вижу в этом беды. Стихотворение навеяно оптимизмом, все очень зримо и слышно, как ребятня играет в мяч.) 

Техника – 4
Содержание - 4
-----------

17. "Двадцать пятый апрель"

Двадцать пятый апрель пробуждается из-под снега.
Это возраст, когда мы устали чего-то ждать.
По статистике, нам остается еще полвека,
Если брать по есенинским меркам – всего лет пять. 

Стихотворение с глубоким внутренним содержанием, очень в моем вкусе, хоть и длинновато. Одна из вечных тем смысла жизни, чувствуется психологический надрыв и  боль за нынешнее поколение. Слабой показалась рифма "душе-черт",
и не знаю как прочитать 50 Cent в 4-м катрене, но не стану из-за такой мелочи снижать оценку. Хочется сказать спасибо автору.

Техника - 5
Содержание - 5
-----------


18. "Про енота"

Енот любит астры и любит смотреть на звёзды.
Чужое бельё полоскать он не любит, нет.
Я думаю, для другого енот был создан:
он ловит сигналы иных миров и планет.
 
Какая прелесть! Такое игривое, легкое и прозрачное. И рифмы на высоте. Курлы-курлы, значит, полный зачет)

Техника – 5
Содержание – 5
-----------


19. "Город в 4 утра"

в четыре утра стихи сочиняются плохо.
четыре утра - это некая в жизни эпоха.
собаки уснули, на улицы вышли бомжи
в преддверии встреч с представителем власти,
с метлою в руке,
выметавшим чертей и напасти
из темных углов,
пощадя письмонош-пауков.

Сложное стихотворение. Размер гуляет и рифмовка тоже. Предположим, это вольный стих.
"закрылись nitgh-clubs" - может быть night (ночь)?
По содержанию: начало интригует. Но такое впечатление, что автор все это видит в глубоком сне, так размыты картинки. Прямо сюрреализм какой-то.
Бомжи в 4 утра? Сомневаюсь. Они уже спят давно или еще не проснулись. На вокзалах как раз затишье. Дежурный обход ближе к шести, нужно ловить момент.
Дальше вообще темный лес:
 "в преддверии встреч с представителем власти, с метлою в руке, выметавшим чертей и напасти из темных углов, пощадя письмонош-пауков."
Представитель власти с метлою в руке и гоняющий по углам чертей?
Это что-то из области фэнтези. и что это за письмоношы-пауки?
«жар-птицы пощипанные» - это женщины сомнительного поведения?
Про романтиков понравилось.
"встречающий рыцарь, кусавший мундштук" - мундштук обычно у  духовых инструментов бывает, ну да ладно, может это связано с папиросами.
"обнимет свою" - кого?
«душа фонарей, задремавшая в коконе света, привычно горит, оставляя вопрос без ответа, «   - какой вопрос?
...И тайные желания царей, и тайна, разделенная на два, и усталый Пьеро представляют собой сплошной парад иллюзий.)  Тем не менее ярко и экзотично.

Техника - 4
содержание - 4
-----------

20. "29 февраля, транзит Зима - Весна"

И титрами,
                оканчивая
                                 зиму,
Неровною
                строкою
                                 падал снег.
Финальной кодой, по-февральски зримой,
Хотел быть день, не отданный весне.

Тема не нова, чего-то особенного в раскрытии я не увидела.  И не поняла, чем високосный февраль отличается от невисокосного. А можно было на этом сыграть.
Третий катрен как-то выбивается  из общего повествования.
«Раздать сейчас день щедро загадал.» - безударное «день» утяжеляет строку.
Рифмы в порядке.

Техника – 4
Содержание - 4
-----------

21. "Полночь"

А время вдруг остановилось:
Ноль-ноль часов, ноль-ноль минут.
Ну как же это всё случилось,
Меня не ищут, не зовут.
 
И вроде бы банально, но подкупает какой-то искренностью, сразу проникаешься сочувствием к героине.  Ритмично и музыкально, но рифмы оставляют желать лучшего: остановилось-случилось, счастливой-закрыла.

Техника – 4
Содержание - 4
-----------

22. "Подмасковье"

Мир очарован - нельзя отрицать -
Он и умён, и отважен, и ласков.
Мягко на плечи сползает с лица
маска.

Интересно, кто это под маской скрывается?
"Влипшими мёртво по краю людьми тянет в Америки через Европу."- может быть. не влипшими, а влипших -  тянет кого? - людей, влипших мёртво (намертво?)...
Рифмы хороши. И форма понравилась.

Техника - 4
Содержание - 4
------------------------------------------------------


Рецензии
№17. Искренне благодарна за высокую оценку, а еще больше - за понимание и читательское сопереживание. А на "Фифти Сенте" не вы одна запнулись)

Ветвь Сирени   09.04.2016 15:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.