Стихотворение месяца 38 - Обзор Софьи Бордаковой
Всё в этом мире субъективно, и конец света у каждого свой. /Макс Пэйн /
Цитировать буду только первую строфу.
1. "Все войны в мире из-за женщин"
Трубят рога до первых трещин -
Назначен рыцарский турнир.
Все войны в мире из-за женщин -
Что ж, значит, так устроен мир.
Вот сразу видно, что писала не женщина. Надеюсь, что это всего лишь шутка и пример Трои далеко не показательный. Обычно причинами войн становилось банальное стремление к господству, в основе которого как раз лежал нереализованный мужской эгоизм. Кстати, кроме Елены Парис прихватил много сокровищ. Поэтому не за женщину они дрались, а за поруганную честь и оскорбление.) Далее: "монархи, стоя на коленях"? - где Вы это видели?
"дрались за женщин на дуэлях"? - это было бы очень неосмотрительно, скорее женщины сами боролись за право хоть как-то приблизиться ко двору.
Кстати, сжигали на кострах не только женщин.
По технике: слабые рифмы - отрицать-устоять, коленях-дуэлях, гусары-шрамы, колдовала-пытала
Техника – 3
Содержание – 3
-----------
2. "Погружение"
Дивные странности странникам видятся,
Страны старинные, тропы неторные,
Реки потерянно вьются, как нитицы,
И разбегаются в разные стороны,
Чтобы сплестись с океаном...
Хорошее погружение, напоминающее Всемирный потоп. Понравился слог повествования, море «мессийное», но непонятно, что это за странники и не хватило чего-то в конце, какой-то сверх-идеи, вывода…Рифма «сонные – унисон, увы» не понравилась, хоть и фонетически сливается. Во-первых, чуть-чуть сбоит, во-вторых, не могут все эти конницы, бутылочки с винами, блинчики и улочки сливаться в унисон.) А если даже сливаются, то почему «увы»?
Техника – 4
Содержание - 4
-----------
3. "Увидеть Иерусалим"
"От наших глаз неотдалима
Холмистость Иерусалима
И огнедышащая синь…"
Интересная форма. Не поняла построения последнего предложения
"Читая главы из романа...весь этот мир неразделим" К чему (кому) относится деепричастный оборот?
Техника - 4
Содержание - 4
-----------
4. "Почти онегинское"
Оставлять признанье без ответа было бы нелепо и смешно,
Только что поделать, если лето бросило меня давным-давно?
Если осень унеслась без спроса - та, которой был сам чёрт не брат -
И зима переменила проседь на башку укрывший снегопад?
Если строку разбить пополам, текст будет смотреться выигрышнее, так и просится в середине пауза:
Оставлять признанье без ответа
было бы нелепо и смешно
Выражение "сам чёрт не брат" кажется надуманным. Почему чёрт должен быть братом осени? Может быть "сам чёрт не рад"? А если бы чёрт был братом осени, то все было бы хорошо?
«зима переменила проседь на башку укрывший снегопад»? Проседь зимы ведь и есть снег. Или это проседь героя?
Слово "башка" выпадает из онегинской стилистики.
"Грустноватый перефраз романса" - если о романсе, здесь правильнее писать "парафраз". Парафраз - это обработка какой-нибудь музыкальной темы (парафраз на тему романса). Перифраз - описательный троп.
Само предложение построено синтаксически неверно:
"Грустноватый перефраз романса, что боится локон седины,
Не оставил нам с тобою шанса заблудиться в дебрях стороны"- непонятно, кто кого боится...
Техника – 3
Содержание – 3
-----------
5. "Моя любимая загадка"
Обыкновенное ты божество,
Изяществом щекочешь душу.
Вокруг тебя сплошное волшебство,
Твой образ нежен и воздушен.
Как-то само словосочетание «обыкновенное божество» у меня не стыкуется. Бог – он всегда необыкновенный. «Продрогну - так бывает невзначай» - я бы тут после «бывает» запятую поставила. А еще лучше полностью отделить вводный оборот «так бывает»: Продрогну - так бывает - невзначай , прильнешь ко мне, теплом согреешь. Или «так бывает» в скобочки поместить» : Продрогну ( так бывает ) невзначай - прильнешь ко мне, теплом согреешь.
«теплом согреешь» - как-то тавтологично звучит, на мой взгляд. И много пафоса в третьем катрене. Но последняя фраза понравилась.
Риммы слабые: божество-волшебство, любить-жить.
Техника – 3
Содержание – 3
-----------
6. "Снег"
А что же снег? По-прежнему загадка -
Откуда красота его берётся...
Вот также выливаются украдкой
Неспешно из небесного колодца
Потоки слов устройства неземного,
Чтоб чистый лист заполнить без остатка,
О, если б в этот миг творенья снова
Поэта под рукой была тетрадка.
Автор сравнивает явление снега с рождением стихов. Лично мне эта параллель не очень по душе. Снежинки-то растают, а слово останется на бумаге. А под «устройством неземным» подразумевается человеческий мозг?
"О, если б в этот миг творенья снова
Поэта под рукой была тетрадка." - так что мешает держать ее при себе?
Техника – 4
Содержание - 3
-----------
7. "Рожденная в осень"
Все забуду когда-нибудь.
Вероятно, не вспомню вовсе,
Как для каждой рожденной в осень
Уготован дождливый путь.
Понравилось. Повторяющийся лейтмотивом стих-рефрен замечательно работает на образ. Немного портят впечатление заезженные рифмы: осень-проседь-бросить. Не знаю, можно ли к осени придумать что-то новенькое…
Техника – 4
Содержание – 5
-----------
8. "Музыка Сальери"
Звучала музыка Сальери.
Бальзам для сердца и ушей.
И я отказывался верить,
Что написал ее злодей.
Очень прямолинейно. Синтаксические и смысловые конструкции хромают. «В плену красивого сюжета…сползали гнусные наветы» или «Из-под великого пера
сползали гнусные наветы»? Все-таки лучше, если совсем убрать запятые:
В плену красивого сюжета
Из-под великого пера
Сползали гнусные наветы
И сплетня – зависти сестра.
Техника – 3
Содержание – 3
-----------
9. "Дворец детства"
Там, где с неба спускаются белые чистые ангелы,
Где играет на флейте весёлый потрёпанный кот,
Где вершины деревьев рисуют картины и, каплями,
Вместе с ними танцует молоденький дождик фокстрот —
Замечательное стихотворение. Очень органично, живо, образно, содержательно. Много хороших находок:
"Где вершины деревьев рисуют картины и, каплями,
Вместе с ними танцует молоденький дождик фокстрот"
И персонификация образа старого трамвая,
что кричит светофорам: «Привет!»
Техника – 5
Содержание – 5
-----------
10. "Ангел Апокалипсиса"
Слёзы рвут на куски моё сердце,
А я крыльями рву небеса.
Мир людей не сумеет прогреться,
Оросит его божья слеза.
«А я крыльями рву небеса.» , «С кем родился в один день и час...» - сбой ритма.
«Закрываю лицо я крылом» - в данном контексте местоимение «я» кажется лишним.
Может поставить его впереди фразы: «Я лицо закрываю крылом»?
«Кто-то в Ангела выстрелил ввысь» - выстрелил в Ангела или ввысь?
Слабые рифмы: пытаюсь-приближаюсь, мига-справедливость.
В целом – идея есть, но воплощение оставляет желать лучшего.
Техника – 3
Содержание - 3
-----------
11. "Я искала тебя"
Я искала тебя постоянно.
Ты во сне приходил иногда.
И шептал мне на ухо : "Ульяна!"
В этот миг отступала беда.
О любви каждый пишет как может. Но не удалось автору меня ничем удивить. Нет интересных образов, сравнений, фонетических сочетаний, ласкающих слух. Кроме того, в последней заключительной строке на самом видном и важном месте – ритмический сбой: «Как давно ТЕБЯ ждал и искал...." Так сейчас современную попсу поют. Егор Крид, например. Или Макс Корж.
"Я мечтала о первом свиданье" - все-таки правильнее "о свиданьи". Свиданье случилось, а не случилась:
«Я мечтала о первом свиданье.
И случилась оно, дорогой.»
Техника – 2
Содержание - 3
-----------
12. "Веточка мимозы"
Подари мне веточку мимозы -
На мгновенье в молодость верни,
Ни цветы заморские, ни розы,
Лишь мимоза запахом пьянит
Содержание понятно, ритмических сбоев нет, но и впечатлений особенных.
Рифмы: мимозы-розы, мимозы-грёзы тоже не впечатляют.
Техника – 3
Содержание - 3
-----------
13. "Дотронусь"
Я иду к тебе. Где ты, моя недотрога?
Где ты, любовь и мечта?
Между мной и тобой протянулась дорога.
Вот эта? Та? Или та?
Очень нравится сочетание разностопных строк, придающее стихотворению легкость и напевность. Поэтическое решение в трёх ключевых словах: «недотрога-дорога-дотронусь» . Отличное решение!
Техника – 5
Содержание - 5
-----------
14. "Очень близко станция "зима".
Жизнь проходит быстро и нелепо,
Очень близко станция "зима"...
Расставаясь с благодатным летом,
До краёв заполнив закрома,
Мы в осеннем постхмельном угаре
Ждали не обещанных чудес,
Не желая сознавать, что старость
Скоро занесет над нами перст.
Стихотворение ровное, покладистое.
«Может быть, мы даже станем лучше» - а может и нет. К чему тогда утверждение, что она (старость) «Высветлит и волосы, и душу, сделает покладистей, добрей»?
К сожалению, много штампов.
Техника – 4
Содержание – 3
-----------
15. "Сколько бы звёзды ни падали..."
Сколько бы звёзды ни падали – их не упрячешь в карман.
Вырастить хрупкой рассадою собственный Альдебаран,
Не обессудь, не получится.
Даже в сердечной бразде.
Счастье не высветишь лучиком. Счастье не ходит в узде.
Хорошее стихотворение. Свежо, ритмично.
Техника – 5
Содержание – 5
-----------
16. "Пусть на улице нет Солнца"
Вместо снега – дождь и слякоть...
...день и ночь природа плачет,
здесь
и прочь слезинки скачут по дворам и мостовым.
Где-то нега... кожи мякоть.
Сладость манго, ананасов...
Садо-мазо, если в полдень тени нет для головы!
Напоминает детскую считалку. Ритм скачет, рифмы плачут.) Я не против свободной формы, тем более что основной размер 4-хстопного хорея выдержан до конца, кроме оборванной строки в конце второй строфы. А вот рифмы действительно гуляют. И к концу стихотворения очень сильно. Я лично в данном контексте не вижу в этом беды. Стихотворение навеяно оптимизмом, все очень зримо и слышно, как ребятня играет в мяч.)
Техника – 4
Содержание - 4
-----------
17. "Двадцать пятый апрель"
Двадцать пятый апрель пробуждается из-под снега.
Это возраст, когда мы устали чего-то ждать.
По статистике, нам остается еще полвека,
Если брать по есенинским меркам – всего лет пять.
Стихотворение с глубоким внутренним содержанием, очень в моем вкусе, хоть и длинновато. Одна из вечных тем смысла жизни, чувствуется психологический надрыв и боль за нынешнее поколение. Слабой показалась рифма "душе-черт",
и не знаю как прочитать 50 Cent в 4-м катрене, но не стану из-за такой мелочи снижать оценку. Хочется сказать спасибо автору.
Техника - 5
Содержание - 5
-----------
18. "Про енота"
Енот любит астры и любит смотреть на звёзды.
Чужое бельё полоскать он не любит, нет.
Я думаю, для другого енот был создан:
он ловит сигналы иных миров и планет.
Какая прелесть! Такое игривое, легкое и прозрачное. И рифмы на высоте. Курлы-курлы, значит, полный зачет)
Техника – 5
Содержание – 5
-----------
19. "Город в 4 утра"
в четыре утра стихи сочиняются плохо.
четыре утра - это некая в жизни эпоха.
собаки уснули, на улицы вышли бомжи
в преддверии встреч с представителем власти,
с метлою в руке,
выметавшим чертей и напасти
из темных углов,
пощадя письмонош-пауков.
Сложное стихотворение. Размер гуляет и рифмовка тоже. Предположим, это вольный стих.
"закрылись nitgh-clubs" - может быть night (ночь)?
По содержанию: начало интригует. Но такое впечатление, что автор все это видит в глубоком сне, так размыты картинки. Прямо сюрреализм какой-то.
Бомжи в 4 утра? Сомневаюсь. Они уже спят давно или еще не проснулись. На вокзалах как раз затишье. Дежурный обход ближе к шести, нужно ловить момент.
Дальше вообще темный лес:
"в преддверии встреч с представителем власти, с метлою в руке, выметавшим чертей и напасти из темных углов, пощадя письмонош-пауков."
Представитель власти с метлою в руке и гоняющий по углам чертей?
Это что-то из области фэнтези. и что это за письмоношы-пауки?
«жар-птицы пощипанные» - это женщины сомнительного поведения?
Про романтиков понравилось.
"встречающий рыцарь, кусавший мундштук" - мундштук обычно у духовых инструментов бывает, ну да ладно, может это связано с папиросами.
"обнимет свою" - кого?
«душа фонарей, задремавшая в коконе света, привычно горит, оставляя вопрос без ответа, « - какой вопрос?
...И тайные желания царей, и тайна, разделенная на два, и усталый Пьеро представляют собой сплошной парад иллюзий.) Тем не менее ярко и экзотично.
Техника - 4
содержание - 4
-----------
20. "29 февраля, транзит Зима - Весна"
И титрами,
оканчивая
зиму,
Неровною
строкою
падал снег.
Финальной кодой, по-февральски зримой,
Хотел быть день, не отданный весне.
Тема не нова, чего-то особенного в раскрытии я не увидела. И не поняла, чем високосный февраль отличается от невисокосного. А можно было на этом сыграть.
Третий катрен как-то выбивается из общего повествования.
«Раздать сейчас день щедро загадал.» - безударное «день» утяжеляет строку.
Рифмы в порядке.
Техника – 4
Содержание - 4
-----------
21. "Полночь"
А время вдруг остановилось:
Ноль-ноль часов, ноль-ноль минут.
Ну как же это всё случилось,
Меня не ищут, не зовут.
И вроде бы банально, но подкупает какой-то искренностью, сразу проникаешься сочувствием к героине. Ритмично и музыкально, но рифмы оставляют желать лучшего: остановилось-случилось, счастливой-закрыла.
Техника – 4
Содержание - 4
-----------
22. "Подмасковье"
Мир очарован - нельзя отрицать -
Он и умён, и отважен, и ласков.
Мягко на плечи сползает с лица
маска.
Интересно, кто это под маской скрывается?
"Влипшими мёртво по краю людьми тянет в Америки через Европу."- может быть. не влипшими, а влипших - тянет кого? - людей, влипших мёртво (намертво?)...
Рифмы хороши. И форма понравилась.
Техника - 4
Содержание - 4
------------------------------------------------------
Свидетельство о публикации №116040800266
Ветвь Сирени 09.04.2016 15:02 Заявить о нарушении