Стихотворение месяца 38 - Обзор Николая Максикова

Здравствуйте, уважаемые авторы-конкурсанты!

Мои навыки редакторского анализа слабы и несовершенны, не все направления  в современной поэзии мне близки и понятны, мне приятнее быть «с народом», как говорится. Но правила есть правила и постараюсь быть объективным.


1. "Все войны в мире из-за женщин"
В этом стихотворении целостность восприятия нарушается некоторыми смысловыми неточностями, совершая, таким образом, ассоциативно перевод написанного в разряд наивного и не профессионального. Это очень заметно: «Трубят рога до первых трещин» - притянуто только из-за рифмы. Когда первые трещины появятся? Явно не скоро. «Мы все немножечко гусары- Когда из нас верёвки вьют» - сомнительное утверждение, как и «Мужчину украшают шрамы, Хотя бы первых пять минут» или «Все войны в мире из-за женщин...
Игра, выходит, стоит свеч».
 Если какой-либо катрен удалить, перемешать местами, прочесть снизу вверх – ничего не меняется. Оригинальности авторского почерка и новизны идей я не ощутил, образы достаточно шаблонны.
Техника, пусть не безупречна, но и не плоха. Правда, «гусары-шрамы» - не очень похоже на рифму.
4-3
*

2. "Погружение"
Художественная правда неожиданно увлекает и затягивает в процессе чтения в гущу события, наполняет эмоциональную емкость , казалось, нейтрально-пейзажного стихотворения, таким ароматом, что им хочется дышать.  Кроме серы, конечно, хотя ее упоминание звучит фонетически органично и смысла не портит. Инверсии автор делает убедительные.  Очень крепенькое стихотворение, хотя придерутся коллеги, возможно, к мессийному морю, к тому, что куда-то прочь упорхнет раннее солнце.

 «Реки потерянно вьются, как нитицы» - интересно,  красиво, по-своему написано.

5-4
*

3. "Увидеть Иерусалим"
К технике отнесусь без придирок. А вот знакомству читателей с Иерусалимом  надо автору уделить большее внимание. Такое впечатление, что написано «через очень-очень замыленный глаз»  и читателю почти ничего необыкновенного не представлено, чтобы ощутить неразделимость всех составляющих оттенков  окружающего мира. «Шалом! Да здравствует суббота, Своеобразная свобода Преобразившихся пустынь» - это место я не понял.
5-4
*

4. "Почти онегинское"
Или есенинское. Перефраз для знатоков может фонетически напомнить перИфраз, а это разные вещи. И в последней строчке ИЛИ мне кажется неуместным. Тут счастье, радость по определению должны быть перевиты болью и разделять их – нарушить смысл стихотворения.
5-4
*

5. "Моя любимая загадка"
«Обыкновенное ты божество» - уже схоластика, не может божество быть обыкновенным. А зачем с первой строки ронять сомнения в души читателей? А целостности образа и не получилось:  от какого-то не очень божества до взявшей в плен ЛГ кошки и всех его бед искусного мельника. Обилие грамматических рифм, особенно глагольных, не добавляют автору очков и в технике.
Тем более, что есть и размерные сбои.

3-3
*

6. "Снег"
Очень цельно, образно, интересно и лирично.  Это пример, как надо писать стихи о стихах, когда смыл божественно растворен в окружающем мире, из которого, по сути, мы, авторы, и улавливаем своё вдохновение.
5-5
*

7. "Рожденная в осень"
Автор имеет неплохой потенциал, это ощутимо. Но схема рифмовки такова, что ритм путается, размер «бегает». Хорошо ли это? Очень плохо критики отмечают что-то вроде «осень-проседь» и прочее вокруг этой рифмы. Тут особо и не разбежишься, а у автора осень «пестрит». Вот это: «Как у каждой рожденной в осень
Перламутром сдавило грудь,
Что тисками. - Не продохнуть,
Тяжесть жемчуга не отбросить.» - пища для пародистов. Без эмоций – вдумайтесь.

Зато «Мне открытки твои стряхнуть
Со шкафов, словно наледь с сосен,
Не суметь. И тебя не бросить…» - очень образно, поэтично.
4-4
*

8. "Музыка Сальери"
Правильно отказывались, Сальери – не убийца Моцарта и это доказано в своё время судом. Поэтому сама увязка с таким жёстким с первых строчек словом «злодей» - не очень хорошо.  Многие ведь знакомы и с музыкой композитора, и  с историей его жизни. Злосчастный миф – это трагедия Сальери! Второй катрен, видимо, о Пушкине, но не каждый догадается. Он не органичен в таком виде с общей идеей. Третий катрен – хорошо. В четвёртом очень убедителен вывод: «И только музыка не врет». После беспристрастной доработки автор мог бы получить хорошее стихотворение в итоге. Это надо сделать, когда утихнут эмоции, благодаря которым, по-видимому, стихотворение и возникло изначально.
5-4
*

9. "Дворец детства"
Прекрасно. Вечная тема. Раскрыта тонко, нежно, убедительно. Всё об одном, как многими уже написано, но душе приятно от прочтения этих чистых строк, обогащенных придумками собственных рифм.
5-5
*

10. "Ангел Апокалипсиса"
Очень интересная идея!  К сожалению, не хватило автору сил ни на художественность воплощения замысла, ни на технику написания. В этом стихотворении так много всевозможных ляпов, что описать в коротенькой рецензии всё невозможно.  С высоким смыслом и глубиной (одна концовка чего стоит!) уживаются банально и неграмотно звучащие «кого-то – кто-то». Правильные в принципе мысли  выражены очень наивно и наигранно. «Смежив крылья» – крайне неблагозвучно, это слово «прилипло» к глазам, векам. «Мига-справедливость» - какая-то небрежная рифмовка. Еще раз подчеркну: тема актуальная и стоит ее обыграть. Но в столь серьезном  периоде жизни Земли всё должно быть убедительно и четко.
3-3
*

11. "Я искала тебя"
Простенько и … по-альбомному.  Без изысков. Без  находок, с рифмами, которые критики не оставят без внимания. А картинка милая, понятная каждому, что и добавляет стихотворению некое очарование.
3-3
*

12. "Веточка мимозы"
Ну, кто-то про «розы-мимозы» автору напомнит!

Коротко, просто, но сюжетная целостность и художественность образа удались.

«Нам-поцеловал» - слабенькое созвучие на фоне грез-роз-мимоз.
4-3
*

13. "Дотронусь"

Автор очень лиричен, очень нежно дыхание его стихотворения.  Но угадывается и неопытность. Она – в необоснованной повторяемости одних и тех же рифм, в допущении такого вот:
«Между мной и тобой протянулась дорога.
Вот эта? Та? Или та?» - надо бы сказать «протянулись дорогИ».
А концовка хорошая.
3-4
*

14. "Очень близко станция "зима".
Я бы отметил первый и последний катрены, они почти самодостаточны в связке и почти полностью раскрывают тему. Напрашивается для увязки инверсии какой-то кульминационный катрен . С остальным можно и нужно спорить, искать рифмы, которых местами просто нет.

Не понравилось: «Мы в осеннем постхмельном угаре», «старость
Скоро занесет над нами перст». Да и про нелепость жизни, автор, задумайтесь. Мне кажется, что нет ничего прекраснее жизни и ничего нелепее смерти.
4-3
*

15. "Сколько бы звёзды ни падали..."
Стихотворение из той серии, что не совсем  понимаю. Может, это и есть высочайшая поэзия, но «Вырастить хрупкой рассадою собственный Альдебаран» - даже при точности падежа -  это о чём?

«Даже в сердечной бразде» - это что за бразда? Бразды – это знаю. Борозда?  Второй катрен интересен, кроме «сиречь».  «Сила небесная, важная,  славы, любви и удач» - о какой это силе? Но в стихотворении чувствуется мощная энергетика и даже финальное «едва» не звучит обреченно – ЛГ или автор ещё поборются за своё счастье! Очень тонко «вмонтирована» внутренняя рифма и от этого стихотворение, несомненно, только выигрывает. Техника неплоха.
5-3
*

16. "Пусть на улице нет Солнца"
Стихотворение из той серии, что не совсем  понимаю. Я не знаю, что такое кагорский виноград, зачем он оплел буддистскую школу и в чем художественная ценность этого стихотворения. Зачем не к месту многоточия? Может, чтобы подчеркнуть отрывистость мыслей и дробь града? Схема рифмовки перемешана , как те градинки.
4-3
*

17. "Двадцать пятый апрель"
Впечатление производит. Техника хорошая. Всё по теме. Радости, конечно, нет в стихотворении, оно не о том. Но это правда жизни, вылезающей перед кем-то из-под тающего снега двадцать пятого апреля.
4-4
*

18. "Про енота"
И такое бывает, если доведётся пофантазировать.

Неплохо.
5-4
*

19. "Город в 4 утра"
Стихотворение из той серии, что не совсем  понимаю. Здесь ещё и такие вещи: бомжи с метлою в руке(не с метлами в руках), овцы отары(а не наоборот), «встречающий рыцарь, кусавший мундштук» - почему не кусающий? «усталый Пьеро, прикорнувший ступенькой» - не на ступеньке, а … Но зато как здорово: «душа фонарей,
задремавшая в коконе света»!  В целом, зарисовка понятна. Почерк авторский индивидуален  вполне!
*

20. "29 февраля, транзит Зима - Весна"
Я в восторге.
5-5
*

21. "Полночь"
«Пляшут» ударения  и это сбивает ритм. Рифмы –  самые простые и не самые редкие. «Счастливой – закрыла» - рифмы не нахожу. Сюжет незатейлив, но его можно повторять снова и снова. Только убедительнее.

3-3
*

22. "Подмасковье"
Встречалось мне на Стихире «Надмосковье», теперь вот «Подмасковье».  Уже в названии заложен смысл, это хорошо. И ведь раскрыта тема! Непростая такая, с глубоким философским подтекстом, серьёзная.   А раскрывает её автор не напористостью бурлящих эмоций, но поразительной поэтической точностью собственной художественной кисти (пера, почерка, умения выражать мысль), перед творением которой хочется снять шляпу.

5-5
**********

С уважением , Николай Максиков


Рецензии
№17. Спасибо за оценку) Веселого там было мало - кто бы спорил. Но не все же время веселиться) И, если честно, мой ЛГ как-то больше страдать любит. Весь в меня)

Ветвь Сирени   09.04.2016 15:04     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.