Кто умнее тех оленей?

 Это не стихотворение, но поместить этот рассказ в Прозу, означает разорвать единый художественный замысел, то есть то, ради чего  решила написать книгу о боли Сочинского Причерноморья "Прогулка по Сочи".
Когда-то мы с родителями часто по выходным выбирались на природу. Ахун с его смотровой башней, удивительной природой, окружающей эту башню, шашлычной – был нашим излюбленным местом. Там в начале 80-х годов мне посчастливилось пообщаться с лесными красавцами -  оленями! Это были незабываемые впечатления детства! Вы не представляете себе, как эффектно эти животные смотрятся в естественных условиях. Как гордо они откидывают голову, как срываются с места. А какие у олених глаза! Вы когда-нибудь заглядывали оленихам в глаза! Они огромные и грустные, в отличие от оленей-самцов. Олени, наверное, самые артистичные животные. И игривые. Очень эти олени любили гонять подвыпивших мужичков, которые часто «заводились» на Ахуне после посещения ресторана-шашлычной. Сначала ничего не подозревающий мужичок пытался общаться с лесным гостем. Потом, когда в нём «засыпал» ребенок и вновь просыпался мужичок, он, желая  вернуться в ресторан, поворачивался к оленю спиной, собираясь уйти. Но не тут-то было! Олень начинал поддевать его рогами, заигрывая. Мужичок пытался убежать. Бесполезно! Все посетители ресторана в моменты забав оленя с мужичком облепливали окна: кто-то смеялся – потешно, кто-то, затаив дыхание, следил за происходящим. Равнодушных не было. Это был  тот редкий момент, когда всё внимание было приковано к оленю. А ему только этого и надо.  Он явно работал на публику, гоняя несчастного по периметру площади перед башней. Самые смелые пытались отвлечь оленя, давая уйти несчастному. Такие игры продолжались иногда довольно долго. Олень входил в раж. Вы бы видели его довольную физиономию. Ему явно нравилось такое развлечение, в отличие от выдыхающегося мужичка. Конечно, олень не пьёт, не курит, ведёт здоровый образ жизни. Поэтому заряда бодрости у него хватало надолго.
         Мы немножко побаивались за жизнь и безопасность попавшего в переделку, но, насколько мне известно, ни одного несчастного случая не было. 
Дети чаще общались с оленихами, подкармливая их подсоленным хлебом.  Они нежными большими губами слизывали с ладошки угощение.
 Каково же было моё удивление, когда, приехав в очередной раз на Ахун, я увидела забор, разделяющий подъезд к башне и лес со стороны тисосамшитовой рощи.
Мы подзывали олених, угощали их, но они стали какими-то дикими. Что-то произошло в лесу.
На следующий год мы звали оленей, стоя у забора, но на наш зов никто не появился. А потом мы перестали ездить на Ахун.  Но с тех пор меня мучил вопрос: почему убрали оленей, а не подвыпивших мужичков?
Я не находила ответа до того момента, пока не попала на курсы экскурсоводов. Оказывается,  этих оленей подкармливали в тисосамшитовой роще.
   В то время там был организован  питомник для попавших в беду животных. Оленят принесли туда в одну холодную зиму. У них была специальная  кормушка. Как  вы уже слышали, их не ограничивали сначала в передвижении, и они быстро привыкли к людям. К сожалению для них,  они, с точки зрения продавцов палаток «Овощи-фрукты», злоупотребляли свободой. Олени с Ахуна спускались к жилым домам.  Привыкнув к кормушкам в тисосамшитовой роще и видя обилие съедобных продуктов на прилавках, они смело подходили к овощным палаткам, пытаясь подкрепиться. Оленям было невдомёк, что эти кормушки принадлежат другим хозяевам, которые не желают, чтобы лесные звери лакомились содержимым их палаток.
Если провести параллель между аборигенами, теми, кто пришёл  и поселился здесь, пользуясь всеми благами этих некогда сказочных  мест, теми, кто приезжает сюда изредка или регулярно и героями истории рассказанной мной,  к какой категории  отнесли бы себя Вы?  Являемся ли мы настоящими хозяевами этих мест или кто умнее тех оленей?
На дворе 21 век: вся страна с замиранием следит за тем, как умирает последний убых -       в начале 80-х годов, в 90-е годы…
Все привыкли к мысли, что Сочи -  российский курортный  город.
Каждый год тысячи россиян  приезжают, чтобы отдохнуть на берегу Чёрного моря. Мы привыкли к этому. Вернее, нас приучили к мысли о том, что здесь всё наше.
Но простите, на каком основании?
Кто-нибудь видел Адрианопольский  «мирный» договор?
Кто-нибудь задумывался над тем, где живут аборигены этих мест? И главное, как?
Кто-нибудь  нашёл хоть одного убыха и извинился перед ним?
Кстати, если бы вам встретился убых, вы бы извинились перед ним? И если да, то за что?


Рецензии