Лекции о поэзии
Иосиф Бродский о предназначении поэта - http://www.stihi.ru/2012/12/06/4811
Предназначение поэта - Марина Цветаева - http://www.stihi.ru/2012/11/18/6117
Мифология Ахматовой - http://www.stihi.ru/2012/11/19/4726
Двойная жизнь Бориса Пастернака - http://www.stihi.ru/2012/11/20/7189
Непоэтическая жизнь Сергея Есенина - http://www.stihi.ru/2012/11/21/4809
Георгий Иванов. На грани музыки и сна - http://www.stihi.ru/2012/11/28/6602
Максимилиан Волошин - цена поэзии - http://www.stihi.ru/2012/12/03/8320
Андрей Белый - личное и творческое - http://www.stihi.ru/2012/11/26/6214
Детский поэт без детства (Саша Черный) - http://www.stihi.ru/2012/11/25/7040
Зинаида Гиппиус - время и судьба - http://www.stihi.ru/2012/11/30/6512
Даниил Хармс - http://www.stihi.ru/2012/11/22/8693
Ангел смерти - Эдуард Багрицкий - http://www.stihi.ru/2012/12/08/6918
Белла Ахмадулина - http://www.stihi.ru/2013/04/17/6960
Сергей Гандлевский о поэтическом даре - http://www.stihi.ru/2012/12/15/5497
Алексей Парщиков. Поэт в современном мире - http://www.stihi.ru/2012/12/17/6821
Неизвестный Некрасов - http://www.stihi.ru/2012/12/21/6994
Безумная жизнь Рембо - http://www.stihi.ru/2013/01/07/5747
Гийом Аполлинер - трепанация сюрреализма - http://www.stihi.ru/2013/01/08/8249
Множество форм я сменил, пока не обрел свободу - http://www.stihi.ru/2012/11/23/4382
Вадим Кожинов "Как писать стихи" -
КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ
Заповеди для детских поэтов из книги *От двух до пяти*.
1.Стихотворения должны быть графичны, т.е. в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Те стихи, с которыми художнику нечего делать, совершенно не пригодны для детей. Пишущий дет.стихи должен мыслить рисунками.
2.Второе правило:-наибыстрейшая смена образцов.
3.Третье правило заключается в том, что это словесная живопись должна быть в то же время лирична.Поэт-рисовальщик должен быть поэтом-певцом. Ребёнку мало видеть тот или иной эпизод, изображённый в стихах: ему нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска.
4....Подвижность и переменчивость ритма является четвёртой заповедью...
5.Пятая заповедь для детских писателей-повышенная музыкальность поэтической речи...Дети в своих стихах никогда не допускают того скопления согласных, которое так часто уродует наши *взрослые* стихи для детей. Ни в одном стишке, сочинённом детьми я (Корней Чуковский) никогда не встречал таких жёстких, шершавых звукосочетаний, какие встречаются в некоторых книжных стихах.
6.Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой...
7....Слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть семантики. Это правило одно из важнейших-прикрыть ладонью левую половину страницы, и попытаться по одной правой, то есть по той, где сосредоточены рифмы, догадаться о содержании стихов...Если не удаётся это сделать, стихи подлежат исправлению, так как до детей они не дойдут.
8.Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм.
9.Стихи, которые богаты эпитетами-стихи не для малых, а для старших детей. Маленького ребёнка волнует лишь быстрое чередование событий.
10.Преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть ХОРЕЙ.
11.Стихи должны быть игровыми...
12.Не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!
13.В своих стихах мы должны приспособлять ребёнка к себе, к своим *взрослым* ощущениям и мыслям. Иначе нам придётся отказаться от роли воспитателей.
14.И ещё...*человек, пишущий для детей,сам должен быть счастливым!*
ТОМУ, КТО НЕ ПОСТИГ НАУКИ ДОБРА, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ НАУКИ ПРИНОСЯТ ТОЛЬКО ВРЕД.
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
ПОЭЗИЮ СЛЕДУЕТ ИСКАТЬ НЕ В СОЧЕТАНИИ СЛОВ, А В АТМОСФЕРЕ, КОТОРУЮ СОЗДАЮТ ЭТИ СОЧЕТАНИЯ.
Э. ВЕРХАРН
ГЛАВНЫМ ДОСТОИНСТВОМ ПИСАТЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАНИЕ ТОГО, ЧЕГО ПИСАТЬ НЕ НУЖНО.
Г. ФЛОБЕР
ЕСТЬ ПОЭТЫ, КОТОРЫЕ ЧУВСТВУЮТ, И ПОЭТЫ, КОТОРЫЕ ВЫРАЖАЮТ; ПЕРВЫЕ НАИБОЛЕЕ СЧАСТЛИВЫ.
Источник: http://mudroslov.com
НЕТ ПОЭЗИИ В БЛАЖЕННОЙ И БЕЗМЯТЕЖНОЙ ЖИЗНИ! НАДО, ЧТОБЫ ЧТО-НИБУДЬ ВОРОЧАЛО ДУШУ И ЖГЛО ВООБРАЖЕНИЕ
Источник: http://mudroslov.com
ПОЛИТИКИ УПРЕКАЮТ ПОЭЗИЮ В ТОМ, ЧТО ОНА ДАЛЕКА ОТ ЖИЗНИ; НО ПОЭТЫ МОГЛИ БЫ ЗАМЕТИТЬ ПОЛИТИКАМ, ЧТО ИХ ПОЛИТИКА НЕРЕДКО ЕЩЕ ДАЛЬШЕ ОТ ЖИЗНИ.
Источник: http://mudroslov.com
Строчки написаны в XVII веке, но как они актуальны и в наши дни!
Никола Буало-Депрео
французский поэт, критик, теоретик классицизма (1636—1711)
ПОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Есть сочинители — их много среди нас, —
Что тешатся мечтой взобраться на Парнас;
Но, знайте, лишь тому, кто призван быть поэтом,
Чей гений озарен незримым горним светом,
Покорствует Пегас и внемлет Аполлон:
Ему дано взойти на неприступный склон.
О вы, кого манит успеха путь кремнистый,
В ком честолюбие зажгло огонь нечистый,
Вы не достигнете поэзии высот:
Не станет никогда поэтом стихоплет.
Не внемля голосу тщеславия пустого,
Проверьте ваш талант и трезво и сурово.
Так пусть же будет смысл всего дороже вам,
Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!
Иной строчит стихи, как бы охвачен бредом:
Ему порядок чужд и здравый смысл неведом.
Чудовищной строкой он доказать спешит,
Что думать так, как все, его душе претит.
Своим читателям понравиться старайтесь.
О ритме помните, с размера не сбивайтесь;
На полустишия делите так ваш стих,
Чтоб смысл цезурою подчеркивался в них.
Иной в своих стихах так затемнит идею,
Что тусклой пеленой туман лежит над нею,
И разума лучам его не разорвать, —
Обдумать надо мысль и лишь потом писать!
Пока неясно вам, что вы сказать хотите,
Простых и точных слов напрасно не ищите;
Но если замысел у вас в уме готов,
Все нужные слова придут на первый зов.
Когда стихи кишат ошибками без счета,
В них блеск ума искать кому придет охота?
Поэт обдуманно все должен разместить,
Начало и конец в поток единый слить
И, подчинив слова своей бесспорной власти,
Искусно сочетать разрозненные части.
Не нужно обрывать событий плавный ход,
Пленяя нас на миг сверканием острот.
Вам страшен приговор общественного мненья?
Судите строже всех свои произведенья.
Пристало лишь глупцу себя хвалить всегда.
Просите у друзей сурового суда.
Прямая критика, придирки и нападки
Откроют вам глаза на ваши недостатки.
Заносчивая спесь поэту не к лицу,
И, друга слушая, не внемлите льстецу:
Он льстит, а за глаза чернит во мненье света.
Ищите не похвал, а умного совета!
Спешит вам угодить не в меру добрый друг:
Он славит каждый стих, возносит каждый звук;
Все дивно удалось и все слова на месте;
Он плачет, он дрожит, он льет потоки лести,
И с ног сбивает вас похвал пустых волна, —
А истина всегда спокойна и скромна.
Тот настоящий друг среди толпы знакомых,
Кто, правды не боясь, укажет вам на промах,
Вниманье обратит на слабые стихи, —
Короче говоря, заметит все грехи.
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,
Нас должен волновать и трогать ваш герой.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Отсюда будет вам легко мораль извлечь:
Коль в этом ваш талант, вам лучше булки печь;
Куда почтеннее подобная работа,
Чем бесполезный труд плохого стихоплета!
Тем, кто умеет печь, иль строить дом, иль шить,
Не обязательно на первом месте быть,
И лишь в поэзии — мы к этому и клоним —
Посредственность всегда бездарности синоним.
Холодный рифмоплет — всегда дурной поэт.
Вы верить не должны тем льстивым похвалам,
Что рой поклонников возносит шумно вам,
Крича: «Какой восторг! Он гений прирожденный!»
Порой случается, что стих произнесенный
Нам нравится на слух; но лишь его прочтем,
Как сотни промахов мы сразу видим в нем.
Поэты, чтоб воспеть как подобает их,
С особым тщанием выковывайте стих!
Источник: http://fgpodsobka.narod.ru/poetica.htm
Поэзия — не профессия, поэзия — как любовь:
Если уж есть, так есть она, а нет — и не суесловь.
Ах, поэты, проказники, как вам строчить не лень!
Поэзия — это праздники, а праздник не каждый день. /В. Фёдоров/
* Если бы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали. (Гёте)
* Злых людей не любят даже злые люди. (Антуан де Сент Экзюпери)
* Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос. (Омар Хайям)
Свидетельство о публикации №116040410524
Надежда Кузнецова 4 17.04.2016 20:19 Заявить о нарушении
ссылку, и мне всё интересно! Успехов тебе, моя радость!))
Наталья Фоменко Шитова 17.04.2016 22:48 Заявить о нарушении
Надежда Кузнецова 4 17.04.2016 22:51 Заявить о нарушении
Наталья Фоменко Шитова 20.05.2017 20:10 Заявить о нарушении
Надежда Кузнецова 4 20.05.2017 22:36 Заявить о нарушении
Наталья Фоменко Шитова 21.05.2017 10:21 Заявить о нарушении