ГК07-02. 2016 Ритм стиха

     Ритм (греч. - "соразмерность", "стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов – их цикличность – является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Языковым чутьём, ритмическим слухом должен обладать каждый поэт и, если человек не обладает этими навыками, то тут не помогут никакие правила стихосложения.
     В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:

По дороге зимней, скучной
тройка борзая бежит,
колокольчик однозвучный
утомительно гремит.

     Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчётливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечётным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен. Из всех 16 нечётных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин "ритм" употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.
  Все системы стихосложения едины в одном, главном: ритм образуется с помощью членения на соотносимые отрезки – стихи (строки).
     Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, "лесенкой". Поэтому стихотворный ритм существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк.   
     Для изображения ритмической структуры текста используют значки: (U) – безударная гласная; ( | ) – ударная гласная.
     Ритм в стихах, наверное, главнее рифмы. Стихотворение может быть без рифмы (белый стих), но стихов без ритма не бывает. Стихи без ритма – это уже проза. Ритм – закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Например, стук маятника или удары пульса ритмичны. В них мы имеем: во-первых – единицы, т. е. определённые, отграниченные друг от друга какими-либо интервалами законченные явления (стук, удар); во-вторых – соизмеримость, однородность этих единиц (все удары звучат одинаково); в-третьих – повторяемость единиц (ряд их); в-четвертых – упорядоченность, закономерность повторения и, наконец, в-пятых – чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Ритм, в широком смысле, присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.). Ритмичность является свойством любого живого организма. "Система, насквозь пронизанная ритмами", – так образно назвал человека один из ведущих российских биоритмологов Б.С. Алякринский.
     Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти повторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом, единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала – сильной паузы – и соизмеряющиеся с другими единицами, благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Например, в следующем отрывке мы можем установить наличие ритма на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:

Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя,
то как зверь она завоет,
то заплачет как дитя.

     В этом отрывке чередуются строки, отделённые друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время, они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (8-7, 8-7 и т. д.), одинаковое число ударений в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах. В каждой строке (на всех чётных строках) ударение падает на последний слог, на всех нечетных – на предпоследний. Концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); всё это и создаёт основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц. Закономерное повторение этих соизмеримых речевых единиц и создает ритм. В зависимости от изменения тех словесно-звуковых элементов, которые кладутся в основу соизмеримости, меняется и характер ритма. В то же время все эти элементы (паузы, определённая расстановка ударных и безударных слогов, характер окончаний, число слогов в строке и т. д.) даны не сами по себе, а в определенных сочетаниях слов. Слова эти, в зависимости от смысла, произносятся с определённым выражением и с определенной интонацией. На некоторые из них падает сильное ударение, на некоторые слабое и т. д. В результате – в зависимости от характера слов, т. е. от содержания произведения, – приобретают соответствующую своеобразную окраску и те словесно-звуковые особенности, которые положены в основу ритма, они получают своё реальное звучание лишь в связи с содержанием данного произведения.
     Таким образом, ритм является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется. Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.
     Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы. Часто для того, чтобы  сохранить ритм, писатели иногда прибегают к таким словам-паразитам, как "уж", "бы", "так" и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка  "так уж и мне хотелось бы побыть" – пример того, что  часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество  вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.
     А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм:

Баю-баюшки-баю,
не ложися на краю:
придёт серенький волчок,
и укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
закопает во песок...

     В стихотворении выделены сильные слоги. Они произносятся как бы с некоторым нажимом. Если обозначить сильный слог (/) , а слабый (-) , то получим вот такую ритмическую структуру стихотворения:

 / - / - / - /
 / - / - / - /
 / - / - / - /
 / - / - / - /
 / - / - / - /
 / - / - / - /

     Каждая строчка устроена одинаково. В каждой семь слогов; сильные 1-й, 3-й, 5-й и 7-й. То есть идёт чередование: сильный – слабый, сильный – слабый... А теперь посмотрим, как здесь стоят ударения в словах. Легко заметить, что они как бы "тянутся" к сильным слогам: большинство сильных слогов – под ударением, большинство слабых – безударные. Это естественно, ведь "с нажимом" мы обычно произносим именно ударные слоги.
Основные причины сбоя ритма:
1. Отсутствие языкового чутья и ритмического слуха.
     Ритмический слух может развить в себе каждый человек, но для этого нужно усиленно тренироваться – читать стихи хороших поэтов (желательно вслух), запоминать их, декламировать на память в любой аудитории. К нарушению ритма ведёт скопление в стихотворении большого количества рядом стоящих согласных букв или шипящих звуков.
2. Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.
3. Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).
4. "Длинные" строки. Уже при 8…10-сложных строках возникают проблемы с чтением, количество стоп перестаёт восприниматься на слух – происходит сбой ритма.
5. Если начинающий автор пытается рифмовать слова с "женской" и "мужской" рифмой (напомню, что женская рифма – это рифма с ударением на предпоследний слог, мужская – на последний).
6. Если вы чувствуете, что в стихотворении есть сбой ритма и ощущается нехватка одного-двух слогов, то не следует вставлять в строку такие слова, как "тот", "тут", "значит", "сё", "уж" и др. В этом случае лучше полностью заменить всю строку.
     Тем, кто  только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.
     Помните: первые две строки любого стихотворения являются камертоном для него. Как прозвучали эти строки, так должны звучать и любые первые две строки всех куплетов. Чтобы не сбиться с ритма, можно пробовать петь про себя все строки  стихотворения. Допустим, за основу вы взяли ритм  стихотворения Пушкина "Буря мглою..."  Про себя вы поёте:

Та-та-та-та  та-та-та-та
Та-та-та-та  та-та -та,
Та-та-та-та та-та-та-та
Та-та-та-та та-та-та

     Точно также можно пропеть и любой другой вид ритма. Мелодия, которую вы поёте, можно назвать внутренним ритмом стиха. Очень важно, чтобы она жила  в вас непроизвольно.
И ещё: если в первой строке стихотворения у вас 8 слогов, во 2-ой – 9, то это повторение должно следовать до конца всего стихотворения. Наглядно это можно представить себе так:

1-й куплет 1-я строка    8 слогов
1-й куплет 2-я строка    9 слогов
1-й куплет 3-я строка    8 слогов
1-й куплет 4-я строка    9 слогов

     То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении  различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)
Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих  советов.
Доброго вам плавания в океане поэзии!

Генрих Ужегов


Рецензии