Реквием Франца Шмидта
/Посвящён погибшей дочери; написан в 1933 г./
Дирижёру Эммануэлю Ледюк-Баром
На тонкий одинокий звук
душа откликнулась.
За ним
пошла, послушная…
И вдруг
ввысь потянулась,
с неземным
соприкасаясь.
Поплыла
по серпантинам дум высоких.
Мелодия
её вела
всё выше, выше!..
Так в потоке
воздушных струй – и снизу вверх! –
взмывает птица у обрыва
гряды скалистой!
…Или снег.
Чувств нарастающих приливы,
запечатлённые в созвучьях,
исполнились нездешней силы –
неосязаемой, летучей, –
что охватила! Окрылила!
И… поместила в беспредельном.
А волны музыки вздымались!
В пульсарах ритмов нераздельно
и жизнь, и смерть соединялись!
В канве трагичного сюжета
сменялись, были выразимы
то тихая надежда света,
то ужас тьмы невыносимый…
И на границе озаренья
свивались дирижёрской дланью
в нить золотую – единенье
многоголосого звучанья.
И нота – скорбная, живая –
пронизывала мирозданье.
И зал внимал ей, пребывая
в единодушном состраданье.
А тот, проникший в сферы эти,
боль расплескав по нотным знакам,
все жертвы прошлого столетья –
не только дочь свою – оплакал.
Петербург, 17–18.02.2013
Свидетельство о публикации №116040312828