Удовлетворенность души под воздействием иллюзии
Так объясняют Щримад Бхагаватам и Бхагавад-гита.
В Шримад Бхагаватам говорится: «В какой бы форме жизни ни воплотилось живое существо, оно получает определенное удовольствие от пребывания в теле данного типа и никогда не сожалеет о том, что находится в подобных условиях».
Удовлетворение, которое испытывает душа, пребывая в материальном теле, каким бы отвратительным оно ни было, именуется иллюзией. Человек, занимающий высокое положение, может жалеть людей, принадлежащих к низшим слоям общества, но сами они обычно вполне довольны своей жизнью, ибо находятся во власти майи, внешней энергии Господа. Майя значит "иллюзия", или "то, чего на самом деле не существует ".
Материалисты и животные получают удовольствие в любых условиях жизни, поскольку их знание покрыто пеленой иллюзии. На низших ступенях эволюции или в низших формах жизни сознание живого существа развито так слабо, что оно не способно отличить счастье от горя.
Даже свинья, которая живет, питаясь испражнениями, чувствует себя счастливой, хотя человек, находящийся на более высокой ступени развития, видя, как свинья пожирает испражнения, содрогается от отвращения. В каком бы отвратительном и ущербном теле ни пребывала обусловленная душа, она и в нем находит удовольствия. Переходя из одного тела в другое, живое существо может оказаться в самых ужасных условиях жизни, но околдованная иллюзией майи, она и в этих условиях черпает удовольствие. Даже воплотившись в теле червя, паука или микроба, душа, под влиянием иллюзии, наслаждается жизнью и испытывает определенное удовлетворение.
Обусловленная душа вполне довольна тем телом, которое у нее есть. Введенная в заблуждение иллюзорной энергией, покрывающей ее знание, душа не желает расставаться со своим телом, даже если живет в аду, ибо и там она ухитряется наслаждаться жизнью». Причиной удовлетворенности обусловленной души условиями своего существования является глубоко укоренившаяся в ней привязанность к телу, жене, дому, детям, домашнему скоту, богатству и друзьям. Окружив себя всем этим, обусловленная душа считает, что достигла совершенства».
Не только люди и животные, но даже насекомые глубоко привязаны к своему телу, семье, детям, жилищу и собственности. Эта привязанность прослеживается во всех формах жизни, поскольку присуща природе обусловленной души. Душа получает тело человека, войдя в утробу матери, и претерпевает в ней многочисленные страдания. При этом необходимо отметить, что душа, находясь в нечеловеческом теле, не всегда испытывает удовольствие, зачастую она претерпевает страдания, но под влиянием иллюзии и сознания, окутанного невежеством, обусловленная душа принимает страдания за наслаждения, или просто не осознает их. Например, в геле свиньи душа, полностью отождествляя себя с данным телом, наслаждается вкусом испражнений или гнилых отходов, живя в грязи, антисанитарии и других отвратительных условиях. И так как сознание души в теле свиньи покрыто плотным невежеством, она принимает страдания за наслаждения. С другой стороны, если человека поместить в подобные условия жизни — питаться испражнениями, жить в грязи и т.д., для него это было бы тяжелым испытанием, исполненным мучительных страданий.
Развитие зародыша в утробе матери и страдания, сопутствующие рождению
В Шримад Бхагаватам говорится: «Под надзором Верховного Господа и в соответствии с результатами своей прошлой деятельности душа входит в мужское семя и вместе с ним попадает в чрево женщины, чтобы воплотиться в определенном теле. В первую ночь сперматозоид, попав в женскую утробу, сливается с яйцеклеткой, и по прошествии пяти ночей в результате дробления из яйцеклетки формируется эмбрион в форме пузырька. Через десять дней эмбрион принимает яйцеобразную форму и постепенно превращается в комочек плоти». Тело, полученное душой, формируется одним из четырех способов в зависимости от того, к какому виду жизни оно принадлежит. Тела деревьев и растений вырастают из земли; мухи, микробы и клопы появляются на свет из пота; тела третьего типа формируются в яйце, а тела четвертого типа развиваются из зародыша. Здесь сказано, что после слияния сперматозоида с яйцеклеткой начинает формироваться тело зародыша, которое на определенном этапе развития превращается в комочек плоти. У птиц образуется яйцо, а у людей и животных — эмбрион или зародыш.
В течение первого месяца у зародыша формируется голова, а к концу второго месяца — руки, ноги и другие части тела. К концу третьего месяца у него появляются ногти, пальцы на руках и ногах, волосяной покров, кости и кожа, а также половые органы и другие отверстия в теле: глаза, ноздри, уши, рот и анус.
Через четыре месяца с момента зачатия окончательно проявляются семь основных компонентов тела: лимфа, кровь, плоть, жир, кости, костный мозг и семя. К концу пятого месяца живое существо начинает ощущать голод и жажду, а по прошествии шести месяцев зародыш, покрытый водной оболочкой (амнионом), перемещается в правую сторону живота матери.
К концу шестого месяца заканчивается формирование тела ребенка, и, если это мальчик, он смещается в правую сторону живота, а девочка перемещается в левую. Покрытый водной оболочкой и окруженный кишками, ребенок лежит, скорчившись в правой или левой стороне утробы матери, с головой, прижатой к животу, с согнутой спиной и шеей. Лишенный свободы передвижения, ребенок заключен в утробе матери, как птица в клетке. В это время, если судьба благосклонна к нему, он вспоминает обо всех перипетиях ста своих предыдущих жизней, и память о них причиняет ему жестокие страдания.
Оказавшись в этом ужасном положении, душа, покрытая семью оболочками материальных элементов, сложив ладони, молится Господу, поместившего ее в эти условия. Известно, что во время родовых схваток женщина клянется, что никогда больше не забеременеет, чтобы вновь не испытывать столь ужасные муки. Аналогичным образом, тот, кому делаютхирургическую операцию, обещает, что изменит свой образ жизни, чтобы больше не болеть и не оказаться снова на операционном столе, а человек, попавший в опасную ситуацию, обещает никогда не повторять той же самой ошибки. Так же и оказавшееся в адских условиях материнской утробы живое существо молится Господу и обещает Ему, что никогда больше не будет грешить, чтобы снова не попасть во чрево матери и не терпеть мук рождения и смерти. Мучаясь в материнской утробе, ребенок испытывает страх перед новым рождением, но, когда он выходит оттуда, чувствуя себя здоровым и полным жизни, он забывает обо всем и снова совершает те грехи, из-за которых оказался в столь ужасном положении.
Оказавшись в утробе матери, в месиве из крови, мочи и испражнений, корчась от жара огня пищеварения, горящего в материнском желудке, и страстно желая вырваться оттуда, душа считает месяцы и молит Бога: "О мой Господь, когда же я, несчастная душа, выйду на волю из этого заточения?"
По истечении семи месяцев к ребенку возвращается сознание, он начинает понимать, в каких ужасных условиях находится, и молит Господа об освобождении. Считая месяцы, оставшиеся ему до выхода на свободу, он с нетерпением ждет того дня, когда сможет выйти из своей темницы. Современные люди, мнящие себя цивилизованными, не задумываются о том, в каких ужасных условиях находится ребенок во чреве матери, и иногда, видя в нем помеху своим наслаждениям, пытаются убить его с помощью противозачаточных средств или аборта. Не придавая значения тем мукам, которые душа претерпевает во чреве матери, такие люди как ни в чем не бывало наслаждаются материальной жизнью и пренебрегают теми возможностями, которые дало им рождение в человеческом теле.
Но затем, сознавая муки рождения и условия, которые ее ожидают, душа молится: «О мой Господь, несмотря на ужасные условия, в которых я нахожусь, я не хочу выходить из материнского лона, чтобы снова не оказаться в глубоком колодце материальной жизни. Не успев появиться на свет, ребенок тут же попадает в ловушку Твоей внешней энергии и снова начинает отождествлять себя с иллюзорным материальным телом, не находя выхода из вечного круговорота рождения и смерти».
Томясь в материнской утробе, ребенок находится в очень тяжелом и опасном положении, единственное преимущество которого заключается в том, что в это время в живом существе просыпается чистое сознание и, осознав свою зависимость от Верховного Господа, оно молит Его о спасении. Но стоит ребенку появиться на свет, как он сразу оказывается во власти майи,> иллюзорной энергии Господа, которая так сильна, что заставляет его забыть о Господе и снова отождествить себя со своим телом. В материальном мире каждое живое существо отождествляет себя со своим телом. Превратное представление о себе как о теле формируется у ребенка в тот самый момент, когда он выходит из чрева матери. Мать и другие родственники с нетерпением ждут появления ребенка на свет, и, когда он рождается, мать начинает кормить его, а все остальные ухаживают за ним и хлопочут вокруг него. Поэтому младенец быстро забывает о своем истинном положении и запутывается в сетях родственных уз. Все материальное существование зиждется на этой телесной концепции жизни. Обрести истинное знание — значит развить в себе сознание "я — не тело, я — духовная душа, неотъемлемая частица Верховного Господа". Тот, кто обладает истинным знанием, отрекается от материальной концепции жизни, то есть перестает отождествлять себя с телом. Под влиянием майи, внешней энергии Господа, живое существо, едва появившись на свет, сразу же забывает обо всем. Поэтому, обращаясь к Господу, ребенок говорит, что предпочитает оставаться в материнской утробе и не выходить на свет. Известно, что именно по этой причине Шукадева Госвами в течение шестнадцати лет находился во чреве матери; он не хотел попадать в плен телесных представлений о жизни. Обретя в утробе матери духовное знание, он по истечении шестнадцати лет вышел оттуда и сразу покинул дом, чтобы не оказаться под влиянием иллюзии. В «Бхагавад-гите» Кришна называет власть майи непреодолимой, но эту непреодолимую майю может победить тот, кто воспользуется методом сознания Кришны. Это также подтверждается в «Бхагавад-гите Тот, кто предался лотосным стопам Кришны, избавляется от ложных представлений о жизни. Только под влиянием майи живое существо забывает о своих вечных отношениях с Кришной и отождествляет себя с телом и побочными продуктами жизнедеятельности тела: женой, детьми, родными, близкими и друзьями. Так оно становится жертвой иллюзорной энергии и обрекает себя на еще более жестокие страдания в плену материальной жизни, в вечном круговороте рождений и смерти. Страдания обусловленного живого существа начинаются с того самого момента, когда оно входит в семя отца, которое сливается с яйцеклеткой матери, и продолжаются после того, как душа выходит на свет из материнской утробы). Внезапные толчки воздуха заставляют его выйти из материнской утробы. В великих муках, вниз головой он появляется на свет, бездыханный и потерявший от сильной боли память.
Порой боль, которую он испытывает, оказывается настолько сильной, что ребенок рождается мертвым или едва живым. Можно представить, какие муки испытывает младенец, когда появляется на свет. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что тот, кто действительно стремится обрести духовное совершенство, должен всегда помнить о муках рождения, смерти, старости и болезней.
Ребенок падает на землю, перепачканный слизью, калом и кровью, и шевелится в куче фекалий, как червь, родившийся в навозе. Он утрачивает высшее знание и громко плачет, оказавшись в объятиях майи. Тому, кто однажды попал в рабство материального существования, очень трудно из него освободиться. Поэтому Господь, Верховная Личность Бога, Сам приходит в материальный мир или посылает сюда Своих истинных представителей. Уходя, Он оставляет после Себя священные писания, такие как «Бхагавад- гита» и «Шримад-Бхагаватам», чтобы живые существа, блуждающие во тьме неведения, могли воспользоваться изложенными в них наставлениями и с помощью святых людей и духовных учителей вырваться из плена материи. Обусловленной душе, чтобы освободиться из этого плена, необходимо получить милость cadxy (святых), духовного учителя или Кришны, поскольку добиться освобождения собственными силами невозможно.
Наша материальная болезнь заключается в том, что мы хотим быть независимыми от Верховного Повелителя. Фактически, наше материальное существование начинается в тот момент, когда мы забываем о существовании Всевышнего Господа и в нас пробуждается желание господствовать над материальной природой. Каждый в материальном мире изо всех сил пытается стать верховным повелителем — в составе нации, общественной группы и т.д.
Ключевым здесь является слово мукта-лингах. Мукта означает «освобожденный», а линга — «тонкое тело». Умирая, человек оставляет грубое тело, но тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго, переносит его в новое тело. В момент смерти смена одного грубого тела на другое тоже определяется тонким телом: ум, интеллект и эго переносят душу в другое грубое тело. Это называется переселением души. Однако есть состояние, в котором душа освобождается даже от влияния тонкого тела. Тот, кто достигает этого состояния, полностью готов перенестись в духовный мир. Отделение тонкого тела от грубого происходит с каждым из нас по ночам. Когда мы спим, наше грубое физическое тело лежит на кровати, а наше тонкое тело переносит
душу в иные сферы. Однако, поскольку жизнь грубого тела продолжается, тонкое тело возвращается и вновь соединяется с ним. Поэтому, чтобы обрести освобождение, нужно избавиться не только от грубого, но и от тонкого тела.
Свидетельство о публикации №116040310657
-----------
Спасибо,Станислав. С добринками.
Елена Светова 04.04.2016 22:17 Заявить о нарушении
Станислав Тарашкевич 05.04.2016 13:10 Заявить о нарушении