Итоги 1. 8 финала Весенний Кубок-1 3 тур
1… Вера Да Юра 2 Романтическое vs Юлия Александровна Михайлова В тени воображаемых олив 5:2
http://www.stihi.ru/2016/02/18/10155
http://www.stihi.ru/2015/08/19/9936
(Лев Леонтьев,Борис Поляков,Владимир Ананьев,Тимофей Бондаренко,
Александр Комиссаров vs Вячеслав Ильин, Наталья Малинина)
2... Владимир Сорочкин Потаённое небо vs Марина Чарина Стрижи 5:2
http://www.stihi.ru/2015/07/31/5530
http://www.stihi.ru/2014/04/11/8806
(Лев Леонтьев, Вячеслав Ильин, Тимофей Бондаренко, Александр Комиссаров,
Наталья Малинина vs Борис Поляков,Владимир Ананьев)
3... Сергей Кривонос Ноябрь на исходе vs Владимир Демидов Пп
Состояние…4:3
http://www.stihi.ru/2015/11/11/7767
http://www.stihi.ru/2016/02/04/5619
(Лев Леонтьев, Тимофей Бондаренко, Александр Комиссаров, Наталья Малинина vs Вячеслав Ильин, Борис Поляков,Владимир Ананьев)
4... Дмитрий Шунин Под столом vs Маргарита Бахарева Не обещаю волшебства 4:3
http://www.stihi.ru/2016/02/01/707
http://www.stihi.ru/2015/11/26/1721
(Владимир Ананьев ,Вячеслав Ильин, Тимофей Бондаренко, Наталья Малинина
vs Лев Леонтьев, Александр Комиссаров, Борис Поляков)
5... Ника Гир Дорога vs Марина Намис Время тишины 2:5
http://www.stihi.ru/2015/12/13/2381
http://www.stihi.ru/2015/03/19/8638
(Тимофей Бондаренко, Александр Комиссаров vs Лев Леонтьев,Борис Поляков,Владимир Ананьев, Вячеслав Ильин, Наталья Малинина)
6... Ольга Домрачева Рождественское vs Рамина Джасс Матрешка номер шесть 3:4
http://www.stihi.ru/2016/01/01/1253
http://www.stihi.ru/2016/01/25/3363
(Борис Поляков, Вячеслав Ильин, Александр Комиссаров vs Владимир Ананьев, Лев Леонтьев, Тимофей Бондаренко, Наталья Малинина)
7....Ольга Хворост Шесть соток vs Александр Либерман 0 Пока что листья
не опали 5:2
http://www.stihi.ru/2016/02/18/6656
http://www.stihi.ru/2015/08/27/7581
(Лев Леонтьев, Вячеслав Ильин, Александр Комиссаров, Тимофей Бондаренко, Наталья Малинина vs Борис Поляков, Владимир Ананьев)
8... Риммристая Я любил эту женщину vs Алекс Трудлер Веласкес 3:4
http://www.stihi.ru/2015/07/14/7609
http://www.stihi.ru/2015/11/25/6122
(Вячеслав Ильин, Наталья Малинина, Владимир Ананьев vs
Лев Леонтьев, Александр Комиссаров, Тимофей Бондаренко, Борис Поляков)
===================================================
2. Комментарии, заметки по ходу чтения
1… Вера Да Юра 2 Романтическое vs Юлия Александровна Михайлова В тени воображаемых олив
http://www.stihi.ru/2016/02/18/10155
http://www.stihi.ru/2015/08/19/9936
Наталья Малинина 0:1
Здравствуйте, авторы! Спасибо за стихи. Если раньше я говорила жёсткие фразы «не вижу темы разговора, так как не вижу стихов», то здесь, в результате жёсткого и жестокого отсева почвы для столь несвойственного мне категоричного вывода –нет. Как говорится, я не знаю, что такое поэзия, но когда я с ней встречаюсь, я всегда её узнаю. Узнала я её и в каждом стихотворении 1/8-ой финала. То есть, в каждом, во глубине словесных руд – вещество поэзии просверкивает. Как взвесить, где больше, где меньше? ХЗ. Переводится, сами знаете, как. А ещё и так: «Хрен Забудешь». Это то, что я называю магия, харизма, суггестия и всякими иными словами, которые можно заменить одним – поэзия. Последующие заметки - именно заметки, а не критика; советы – именно советы, а не разбор.
*
Hо как ее он полюбил на сто восьмой стpанице.
Т. Шаов "Любовное чтиво"
Чтоб жизненной прозе безрадостной, бледной,
добавить утраченный лоск и румяна,
как в тёплую ванну с ласкающей пеной,
она погружалась в сюжеты романов.
(На час-полтора - ей вставать завтра рано).
И было не важно, в чём суть, кто зачинщик -
чужие интриги катились лавиной,
(реальные будни - сплошная скучища).
Ах, как же в романах галантны мужчины,
(в обыденной жизни таких не отыщешь).
Там "вместе" - до смерти, (а здесь - алименты),
девицы - изящны, детишки - послушны,
и даже преступники интеллигентны -
в перчатках и смокинге дамочек душат.
(Конечно, лапша, но бальзамом на душу).
Она засыпала умиротворенной...
А утром, взметая листву с тротуара,
пугая орду воробьино-воронью,
себя представляя в шелках и муарах,
она танцевала на сонных бульварах...
На сонных бульварах
с метлою на пару.
Впечатление о «Романтическом» портит эпиграф. Это штука не такая простая. Она обязывает. Полагаю, лучше бы его не было вообще.
Не понравилось фонетическое и ритмическое оформление строчки:
На час-полТА-РА - ей всТАвать завТРА РАно.
Ненамеренная аллитерация (скопление в строке «Т» и РА) приводят к коллизии смысла и его звукового оформления: в строчке об умиротворённом, засыпающем человеке слышится барабанная дробь: ТА-РА! ТА-ТРА-РА! ВставАть зАвтра – из-за двух ударений подряд в двух знаменательных частях речи ломается ритм. О лапше бальзамом – говорила. Да, и финал с неожиданным «метлОЮ» несколько разочаровал. Замените высокоштильное «метлою» на незатейливое, но одноштильное с обликом дворничихи «метёлкой» - и всё встанет на свои места.
Здесь поэтический слух подвёл автора. Но стих неплох и в авторской книжке будет смотреться органично.
Стихотворение Юлии Михайловой «В тени воображаемых олив» выбивается из общего ряда своим высоким содержанием вещества поэзии. Долгая практика судейства научила меня шарахаться от стихов, где есть слово «душа». Но…Кто читал сказку «Рыбак и его душа» Оскара Уайльда – тот меня поймёт. Спасибо, Юлия! Замечательные стихи. Останавливаю себя от дальнейших «восхищалок», ибо поступили указания от Организатора «обзирать» проигравших.
**
В тени воображаемых олив
Моей души раскинулись базары.
Торговкою прекрасною и старой
Сижу, по локоть руки обнажив.
А на руке игрою колдовской
Переплелись в кольцо с рисунком редким
Рубиновая кровь восточных предков
С рябиновой славянскою тоской.
Ценители диковинок редки,
Здесь никогда не будет многолюдно.
Ненужная, фантазией для лютни
Я веселю оливы у реки.
Пою кометам, падающим ниц,
Пою шкатулкам с ладаном и миррой,
Для караванов, шествующих мимо
Не прикупив моих лазурных птиц.
Отпугивая мёртвых и живых,
Кольцо моё блестит змеиным оком,
И мне, торговке смуглой и высокой,
Несчётный змей впивается под дых.
И только чёрт, хорош и говорлив,
Захаживает, грош в кармане грея,
Торгуется, торгуется всё время
В тени воображаемых олив..
====================================================
Лев Леонтьев: 1:0
Оба стихотворения – прекрасны. И определять победителя в таких случаях чрезвычайно сложно: ну как сравнивать несравнимые вещи?.. Всё равно что утверждать: «Есенин круче Пушкина, а Маяковский – круче всех вообще!..» Но… мне ближе, больше по душе первое стихотворение – лёгкое, нежное, воздушное и одновременно трагичное.
Борис Поляков: 1:0
Оба стихотворения романтичны, каждое по-своему. Но по моему ощущению, поэтическая романтика житейской прозы (стих Веры) всё-таки победила романтику чистого воображения (стих Юлии Александровны) - несмотря на чрезмерное количество пояснений=скобок.
Владимир Ананьев: 1-0
http://www.stihi.ru/2016/02/18/10155
Замечательно описана «технология» ухода от действительности. А вот это очень понравилось:
«Она засыпала умиротворенной...
А утром, взметая листву с тротуара,
пугая орду воробьино-воронью,
себя представляя в шелках и муарах,
она танцевала на сонных бульварах...
На сонных бульварах
с метлою на пару".
Наверное, Булгаков помог…
http://www.stihi.ru/2015/08/19/9936
Насыщенный монолог. Ритм, правда, несколько тяжеловат при чтении.
Последний катрен очень выразителен:
«И только чёрт, хорош и говорлив,
Захаживает, грош в кармане грея,
Торгуется, торгуется всё время,
В тени воображаемых олив».
Победитель – Вера Да Юра
Вячеслав Ильин:0:1
Этим двум прекраснейшим стихотворениям не здесь бы встречаться, а украшать собою финал, а ещё лучше не финал, а сборник поэзии. Очень жаль оставлять из этих "горцев" только "одного". На какую-то половину процента в данный момент склоняюсь больше к "В тени воображаемых олив".
2... Владимир Сорочкин Потаённое небо vs Марина Чарина Стрижи http://www.stihi.ru/2015/07/31/5530
http://www.stihi.ru/2014/04/11/8806
Наталья Малинина:1:0
Почему «Потаённое небо», а не «Стрижи»? Ну, о стихах В. Сорочкина я уже говорила: они в высшей мере суггестивны. Их хочется перечитывать, несмотря на кажущуюся незатейливость, а «Стрижи» - не хочется. Метафора «стрижи симпатий» меня не привлекла. Построение второй строфы – стилистически неопрятно. Смысл (после удаления придаточного предложения и второстепенные членов, выглядит так:
Необласканным близким важен уют. Им не откажешь, поэтому «пускай на сердце гнёзда вьют». А кто же тогда – «стрижи заброшенных симпатий» из первой строфы? И кому мне, читателю, надо сказать при встрече с «необласканными близкими», что я всё время помню про автора? И как автор себе представляет себе читателеву «встречу» (!) со стрижами? Многовато непродуманных строк. Лирический замысел мутноват для классической лирики, не самодостаточен и для сюра. Стрижи симпатий, вьющие гнёзда на сердце автора - доверия к его искренности не вызывают. Накрученность образов вызывает только станиславское «Не верю». Но в мастерстве версификации автору не откажешь. И это немало.
*
Потаённое небо вишнёвого цвета
Разольёт осторожно – волна за волной –
Тёплый чай утонувшего в зелени лета –
Терракотовый, терпкий, тугой, травяной.
Что за тени толпятся за нами, пугая?..
Ничего ты не скроешь: таи – не таи...
Как горьки на беспечных губах, обжигая,
Родниковые, глупые слёзы твои.
Улыбнись! – и не будь так строга и предвзята. –
Уходя, я навек забираю с собой
Глаз бесценных твоих акварельную мяту,
Смолянистый чабрец, золотой зверобой.
**
Весной любая радость кстати,
глянь – нарезают виражи
моих заброшенных симпатий
стрижи.
Когда-то близким не откажешь,
пускай на сердце гнёзда вьют,
им, необласканным, так важен
уют.
А если встретишь их, то кроме
слов, ожидаемо чужих,
что про меня всё время помнишь
скажи.
====================================================
Борис Поляков: - 0:1
Стихи, достойные финала, Выбираю "Стрижей" - за краткость не в ущерб содержанию и художественности. Кроме того, в "потаённом небе", на мой субъективный взгляд, многовато прилагаков))
Владимир Ананьев: 0-1
http://www.stihi.ru/2015/07/31/5530
Образное, живописное и трогательное стихотворение. Изъянов не нашёл.
http://www.stihi.ru/2014/04/11/8806
Лаконичное, «прозрачное», тёплое стихотворение. Запомнилось:
«Весной любая радость кстати,
глянь – нарезают виражи
моих заброшенных симпатий
стрижи».
Владимир хорош, но стихотворение Марины очаровало своим ритмом.
Победитель – Марина Чарина.
Вячеслав Ильин: Стрижи 1:0 Победитель Владимир Сорочкин
Про "Потаённое небо" я уже писал, что именно мне не нравится, но вот в данной паре не могу не признать, что по образности и чувственно-сенсорной насыщенности оно явно выигрывает у довольно сдержанных и слегка абстрактных, хотя и симпатичных "Стрижей".
3... Сергей Кривонос Ноябрь на исходе vs Владимир Демидов Пп Состояние http://www.stihi.ru/2015/11/11/7767
http://www.stihi.ru/2016/02/04/5619
Наталья Малинина:1:0
*
Ноябрь на исходе. Глядит баба Галя с опаскою
На выпавший снег и молитвенно шепчет слова.
И вновь открывает комод заскорузлыми пальцами,
Где деньги на уголь припрятаны и на дрова.
Где в рамочках старых, кривых, потускневших, неправильных,
Что вырезал внук из картона без всяких затей,
Далекую молодость скромно хранят фотографии,
Которые дров и угля для старушки важней.
На глянцевых снимках застыли мгновения вечности,
Нечеткие лица, чему только время виной,
И муж, в сорок первом проклятой войной искалеченный,
И сын, что изранен навеки афганской войной.
А что было в жизни? И горести были, и радости,
И падала ниц, и опять поднималась с колен.
Пожить беспроблемно хотя бы немного, хоть в старости,
Но как ни печально, а старости нет без проблем.
И ветер гудит оголтело над ветхою крышею.
И снега все больше. Уже не заметно дорог.
Глядит баба Галя на фото и просит Всевышнего
О самом святом для нее — чтобы сыну помог.
**
Ни февральской лазури за мокрым стеклом,
ни покоя в душе, ни надежды вдали.
Из-под снега вода… А весна далеко…
Я в туманное завтра окно отворил…
…углубляя морщины, стекают ручьи
по лицу, по плечам, по рукам, по груди…
Небо низкое громом сердито кричит,
частоколы из молний встают на пути.
И не явь, и не сон…
Это между миров
провалившись внезапно, бреду в никуда.
И не понял когда, но обрывками слов
оказалась летящая сверху вода.
Я пытаюсь понять, разобрать,
что и как…
Но уходит меж пальцев весь пролитый смысл.
И, ручьями питаясь, уносит река
непонятные фразы, что с неба лились.
Я, промокший насквозь под дождём и в реке,
их ловлю, собираю, спасаю из вод,
чтобы выложить строки на мокром песке:
кто-нибудь мне поможет, сумеет – прочтёт…
====================================================
О достоинствах и недостатках стих-я С. Кривоноса-уже говорила. Стихотворение намного мастеровитее и слаженнее соперника. Автор «Состояния» попытался дать развёрнутую аллегорию и поиграть со «смыслами» слова «вода». Затейливо. Но, вступая в такую тему, нельзя забывать, сколько предшественников «играли» с ней.
«Куда как женственна! и так на жизнь похожа
ее то матовая, то
вся в морщинках кожа
неудержимостью, смятеньем, грустью,
стремленьем к устью
и к безымянности.
Волна всегда стремится
от отраженья, от судьбы отмыться,
чтобы смешаться с горизонтом, с солью -
с прошедшей болью» (это «бродская» вода). Тема схожа, но…выразительные средства «Состояния» вызывают разочарование с Марианскую впадину глубиной.
После прочтения стихотворения В.Демидова (вполне себе версификаторски гладкого), тем не менее, вздохнёшь и скажешь «Не обыграть орган на балалайке».
Февральская лазурь
Туманное завтра
Небо низкое
Частоколы молний
не явь, и не сон
промокший наскозь
песке-реке
(…)
Набор штампов и дешёвых красивостей лишает замысел всяческой оригинальности. Тема мазая, спасителя слов, с последующим отмытием их первоначальных смыслов проваливается в эту шелуху. Зерно собственного поэтического голоса Владимира Демидова не прорастает, увы.
Борис Поляков: - 0:1
Точному, житейскому (в хорошем смысле) стихотворению Сергея в этот раз предпочёл красивую пейзажную лирику Владимира с отличным философским финалом.
.
Владимир Ананьев: 0-1
http://www.stihi.ru/2015/11/11/7767
Реалистичная история, вызывает сопереживание ЛГ. Точная в деталях, трогательная сюжетно.
http://www.stihi.ru/2016/02/04/5619
Лиричное, философское. Мокрое насквозь состояние (шутка). Показалось более привлекательным и поэтичным, чем грустная пессимистическая история Сергея Кривоноса.
Победитель - Владимир Демидов Пп
.
Вячеслав Ильин: 0:1 Победитель Владимир Демидов Пп
На мой взгляд, оба стихотворения в этой паре похожи друг на друга, и не только темой старости, но и соотношением оригинальности и клише. Не могу сказать, что клише избыточно много, ухо и глаз не режет. Но есть ощущение, что образный ряд довольно типичен для многих подобных стихотворений и даже фильмов. В сравнении же мне немного больше нравится текст Владимира Демидова "Состояние"
4... Дмитрий Шунин Под столом vs Маргарита Бахарева Не обещаю волшебства
http://www.stihi.ru/2016/02/01/707
http://www.stihi.ru/2015/11/26/1721
Наталья Малинина:1:0
*
До года жил я под столом
С мячом и погремушками,
Беззубым улыбался ртом
И шевелил веснушками.
И если кто-то мимо шёл,
Склонившись любознательно,
Тащил его за капюшон
К себе под стол в объятия.
Мне попадались старики,
И кот, и посторонние.
Я обжигал теплом щеки
И пухлыми ладонями.
Когда темнело всё вокруг
И сверху гасли лампочки,
Я выпускал кота из рук,
Гостям пометить тапочки.
А в горле первые слова
Лежали глыбой каменной.
Я забирался на кровать
И слушал сказки мамины.
**
Не обещаю волшебства в туманной мороси предзимья
и не зову за облака - клин журавлиный упустил я.
Среди продрогшей суеты, борьбы за смысл междометий
лучами солнца будешь ты и наши будущие дети.
Я реалист наверняка - нет из песка ни дач, ни замков,
но в долгострое здесь пока отстаиваю честь останков.
На коченеющей земле, что приручает безответно,
любовью буду жить к тебе, не замечая силы ветра.
Ты только за меня держись, хотя и знаю, это трудно.
Я бесконечно верю в жизнь, пусть с чудом у неё и скудно,
зато в обилии авось, иначе я б тебя не встретил
и мы с тобой мечтали б врозь, быть может вовсе не о детях.
Ты крепче за меня держись, у счастья нет особых правил.
Жаль, обмельчала нынче высь, но это мы с тобой исправим.
====================================================
О достоинстах и недостатках стих-я Д. Шунина уже говорила. Несмотря на имеющие место быть вторые, первые – перевешивают. Стихотворение Дмитрия – самобытно. И это главное его достоинство по сравнению с соперником, где опять бесконечные «туманные мороси», заоблачные выси, журавлиный клин; замки из песка , etc.
«Лучами солнца будешь ты/ и наши будущие дети»(???) Ты и дети БУДЕШЬ(?!) Нужно переписать строку по-русски.
Но – есть вещество поэзии в заключительной строчке финала: «Жаль, обмельчала нынче высь, но это мы с тобой исправим». Это немало, но – мало.
.
Борис Поляков: 0:1
После долгих раздумий отдаю победу простому, человеческому волшебству Маргариты, несмотря на не всегда идеальную внутреннюю рифмовку.
.
Лев Леонтьев: 0:1
«Под столом». Я чего-то не понимаю?.. Возможно. Но если тут какие-то многочисленные иносказания – мне они не понятны.
«До года жил я под столом». Бедный мальчик, у которого родители – садисты!..
«И если кто-то мимо шёл,
Склонившись любознательно,
Тащил его за капюшон
К себе под стол в объятия». То есть все, кто шёл мимо стола и заглядывали под него, были в одежде с капюшоном?.. Этот дом – место сборищ какой-то секты?.. Или «тащить за капюшон» – какой-то сленг?..
«Мне попадались старики,
И кот, и посторонние». Ну, раз старики – не посторонние, то это – дедушка и бабушка. С котом тоже всё понятно. А родителей у мальчика, похоже, нет. Сочувствую. Наверное, «вечные геологи». Трагическую гибель родителей в автокатастрофе предполагать не хочется, хотя – всякое бывает. Выходит, садисты, целый год продержавшие ребёнка под столом, – дедушка и бабушка. Хоть какая-то ясность… А впрочем, может быть, родители казались несмышлёнышу стариками?.. Что ж, вполне объяснимо…
«Когда темнело всё вокруг
И сверху гасли лампочки,
Я выпускал кота из рук,
Гостям пометить тапочки». Тут – всё понятно. Перед наступлением темноты кот каждый день обязательно оказывался в объятиях малыша. Редкостное стечение обстоятельств!.. И каждый день в доме ночевали гости (которые, как и хозяева, ходили по дому в одежде с капюшоном; или они надевали её только перед тем как заглянуть под стол?..) А поскольку они вряд ли приносили тапочки с собой… Страшно подумать, что за тапочки предлагали гостям хозяева. Или они периодически (каждый день?..) покупали новые?.. Не ребёнок – разорение!.. Держи кота в руках, пока гости не уйдут!.. Но – нет!.. Годовалый ребёнок-шалун выпускает кота из рук – с довольно гнусной целью!.. Не по возрасту сообразительный малыш…
«Я забирался на кровать
И слушал сказки мамины». Всё-таки родители живы!.. Слава Богу!.. По крайней мере, мама у ребёнка есть, и она – не «вечный геолог». Но… мама – посторонняя для малыша, однозначно!..
Впрочем… если это стихотворение-воспоминание написано от имени десятилетнего ребёнка, то оно – шедевр!.. В этом случае лучше отметить возраст поэта – эпиграфом.
В результате побеждает незамысловатое стихотворение соперницы.
А вообще… Стихотворение «Под столом» можно было бы спасти – частично, –
если бы автор правильно расставил знаки препинания.
Вот, посмотрите:
*
До года «жил» я под столом /Понятно, что имеет место аллегория, стоило появиться кавычкам. Ясно, что ребёнок не безвылазно находился под столом.
С мячом и погремушками,
Беззубым улыбался ртом
И шевелил веснушками.
И если кто-то мимо шёл,
Склонившись любознательно,
Тащил его «за капюшон» / Понятно, что имеет место аллегория: «Тащить за капюшон» - иносказание, означающее: «Тащить за что попало: за волосы, за воротник рубашки…»
К себе под стол в объятия.
Мне попадались старики,
И кот, и посторонние… / Многоточие означает: список тех, кто попадался ребёнку, не закончен. И родители могут оказаться дальше по списку.
Я обжигал теплом щеки
И пухлыми ладонями.
Когда темнело всё вокруг
И сверху гасли лампочки,
Я выпускал кота из рук,
Гостям пометить тапочки. / Тут автор пусть сам думает. Здесь требуется замена слов, расстановкой знаков препинания не отделаешься. К тому, что написано выше, добавлю: нарушена последовательность событий. Сначала должны гаснуть лампочки, а уж потом – потемнеет всё вокруг, а не наоборот.
А в горле первые слова
Лежали глыбой каменной.
Я забирался на кровать
И слушал сказки мамины… / Тут мамины сказки – начало истории, потом – туман в голове, потом – сладкий сон. Поэтому разумно – поставить многоточие.
И, напоследок, ещё одно откровение.
Когда кто-то читает ваше бессмертное произведение, видя все знаки препинания, он – в восторге!.. А если он его слышит впервые, скажем, по радио, то… может быть глубоко шокирован. Так что, выражая свои мысли, не особенно надейтесь на силу знаков препинания.
Как стихотворение «Под столом» будет слышаться по радио?.. Судите сами.
.
Владимир Ананьев:
1-0
http://www.stihi.ru/2016/02/01/707
Высказывался в прошлом туре. Забавно и трогательно.
http://www.stihi.ru/2015/11/26/1721
Добротный по задумке сюжет, хоть и не очень оригинальный. К сожалению, не очень внятно раскрытый. Понравились первых две строчки:
«Не обещаю волшебства в туманной мороси предзимья
и не зову за облака - клин журавлиный упустил я».
Победитель – Дмитрий Шунин.
.
Вячеслав Ильин:1:0
В стихотворении "Не обещаю волшебства" мне очень нравится последняя сточка - красивая и сильная кульминация, при этом простая и человечная. А вот всё предыдущее мне кажется менее удачной попыткой дойти до кульминационной фразы. Образы словно надёрганы из чужих высокопарных стихов, особенно клише "журавлиный клин" :(
========================================================
5... Ника Гир Дорога vs Марина Намис Время тишины
.. http://www.stihi.ru/2015/12/13/2381
http://www.stihi.ru/2015/03/19/8638
Наталья Малинина: 0:1
*
Вокзалы, города, закаты и рассветы…
Уносят поезда спешащих пассажиров
по разным адресам им выданных билетов,
в большое «никуда», зовущееся миром.
Гудит электровоз, качаются вагоны.
Мы едем, мы летим, мы мчимся без оглядки,
в оконный объектив ловя асфальт перронов,
дороги и мосты, людей, пейзажи, грядки…
И дымом сигарет пропитан тесный тамбур.
Мы что–то говорим, едим, читаем, спорим,
вплетая миг судьбы в большой плацкартный табор,
где всё смешалось вдруг: надежды, радость, горе…
Особый мир дорог наполнен смесью шуток,
сюрпризами знакомств, неспешностью беседы,
симпатией на час, обидой на минуту…
Здесь все пока равны, и все куда-то едут.
Потом отключат свет, и скоро – снова утро.
Закончатся слова и выпивка с закуской.
И дремлет большинство, устроившись уютно,
укутавшись в рассвет, в окне горящий тускло.
Но вот уж проводник встречает утро чаем.
Последний час пути – тягучий и бессонный.
Из шумного вчера мы смутно выплываем
и пишем «ни за чем» друг друга телефоны.
Бушующий перрон заглушит «до свиданья»,
на новую волну настраивая мысли.
Мы бросим беглый взгляд, как будто на прощанье
на наш пустой вагон, хранящий слепок жизни.
**
И воцарилось время тишины,
Сломав строку негаданным пробелом.
Сосуд исполнен мыслей переспелых,
А мы одной усталости полны.
Воркуют рядом капельки весны.
Но горизонтов мы уже не ищем.
Сюжет исчерпан. Грузом этих истин
К сегодняшнему дню пригвождены.
Бездействие вытравливает дни.
Бесцелие высушивает мысли.
А ты, меня к минувшему причислив,
До новой строчки всё же дотяни,
Наматывая время тишины
На нынешнего ветхую катушку.
Тебе – я знаю – тоже будет лучше
От созерцанья радостей земных
Бесхитростных. Мы вышли из строки,
Себя черновиками искалечив,
Теперь, взвалив молчание на плечи,
Залижем раны. Искупив грехи,
Забудем звуки, даты, имена.
Молчанье лечит - нет пути иного.
Да, говорят: в начале было слово,
Но перед словом - только тишина.
Стихи примерно равноценны, без особых ляпов, но и без прорывов. В первом – финал не впечатлил. Во втором - только финал и впечатлил.
Поэтому-второе. И, тем не менее, «воркующие капельки» = уси-пусеньки. Я не против уменьшительных эпитетов, но здесь они выглядят кичевато. Убрать бы из стихотворения «зализывание ран» вкупе с «искуплениями грехов» и «грузом истин». «Сосуд исполнен мыслей» - тоже не айс… Даже и засомневалась, правильно ли отдала победу…
====================================================
Борис Поляков: 0:1
В обоих стихотворениях, как показалось, ни сюжет, ни фабула не требуют обращения ЛирГероя к читателю от имени "мы", т.е. от имени некоей обезличенной массы. Гораздо более поэтичным (и более скромным, по-моему)) считаю подобное обращение от имени "я". А выбираю стихотворение Марины - за бОльшую философичность по сравнению с бОльшей описательностью стихотворения Ники.
.
Владимир Ананьев: 0-1
http://www.stihi.ru/2015/12/13/2381
Реалистичная, точная в деталях картина дороги.
Хорош заключительный катрен:
«Бушующий перрон заглушит «до свиданья»,
на новую волну настраивая мысли.
Мы бросим беглый взгляд, как будто на прощанье
на наш пустой вагон, хранящий слепок жизни».
Но не удалось высоко воспарить над «прозой жизни», на мой взгляд.
http://www.stihi.ru/2015/03/19/8638
Не побоюсь этого слова «поэтично». Образное, философское и нескучное. «Себя черновиками искалечив…» - хорошо сказано, как многое в этом стихотворении.
Победитель – Марина Намис.
.
Вячеслав Ильин: 0:1
Мне кажется, я уже писал про "Дорогу". Неплохое стихотворение, но образ поезда уже довольно заезжен, а чего-то особенно уникального в тексте я не нахожу, чтобы именно эта Дорога в этом Поезде мне запомнилась надолго. А "Время тишины" в этом смысле мне кажется целостнее, глубже и оригинальнее.
.
=================================================
6... Ольга Домрачева Рождественское vs Рамина Джасс Матрешка номер шесть http://www.stihi.ru/2016/01/01/1253
http://www.stihi.ru/2016/01/25/3363
Наталья Малинина: 0:1
*
когда январь в объятиях закружит
тебя и небо, снег и фонари,
до оголтелой тишины – снаружи,
до белизны клокочущей – внутри,
качнётся шар и всё перевернётся:
вода и свет, дома и облака.
звезда родится в глубине колодца,
слетит чуть слышно слово с языка.
где воробьям от пуза белых крошек,
блаженный мир нечёсан и небрит.
а ты стоишь на небе, огорошен,
с новорождённой звёздочкой внутри.
**
Как тесно и душно. Темно. Одиноко.
Но чувствую - точно, кругом кто-то есть.
Игрушка, судьба пошутила жестоко,
Я просто матрешка под номером шесть.
Здесь четкие формы и мало пространства.
Позиция каждой бессменно строга.
Навязана нам директива жеманства:
Платочек, румяна, цветы, жемчуга.
Мы клоны от клонов, чем меньше, тем хуже
Заметны для зрителя наши черты.
Шаблон непреклонен, становится уже
В процессе игры и разбег пустоты.
Откройте, пустите, оставьте снаружи!
Здесь солнечный свет, необычный пейзаж.
Пусть грязь за окном и нелепые лужи,
От тьмы ежедневной проходит кураж.
От жесткой системы контроля у жизни
Теряется смысл, темнеет в глазах.
Возможно, напрасно достался, он лишний,
Тот мозг, что мечтает, в пустых головах.
Хоть мастером сделана очень умелым:
Стандартная форма, игривый раскрас,
На место отправиться шагом несмелым
Себя заставляю сквозь ужас подчас.
Не могут понять беззаботные сестры
Поступков нелепых, которых не счесть.
Но с клаустрофобией жить так непросто,
Когда ты матрешка под номером шесть.
Решение далось не просто. О стихотворении Ольги уже говорила. Да, прелестно. Но Рамина Джасс порадовало оригинальностью и психологизмом. Вот ХЗ! В смысле Хрен Забудешь! Все мы – «матрёшки номер шесть» в жизни. Именно номер 6 и никакой другой со всеми его многозначностями… Третья, пятая и последняя строфы – несколько недоработаны: излишне заумны для «матрёшечной» темы. Я бы просто их убрала. Клоны-шаблоны, разбег пустоты – из 3-ей строфы откровенно портят стихотворение, как и «мозг, что мечтает, в пустых головах» ; ну и термин «клаустрофобия» (!) в пустой голове матрёшки не прижился б, поэтому, клаустрофобию вместе с последней строфой я бы тоже убрала, чтоб не засоряла замысел.
====================================================
Борис Поляков: 1:0
"Матрёшка" хороша! Но посоперничать с домрачевской поэзией Рождества - красивой без слащавости и возвышенной без пафоса - ей не под силу. Во всяком случае - пока))
.
Владимир Ананьев: 0-1
http://www.stihi.ru/2016/01/01/1253
Относительно стихотворения Ольги высказывался в прошлом туре. «Клокочущая белизна внутри» - свежо, хоть и не вполне понятно, но поэзия, конечно, налицо.
http://www.stihi.ru/2016/01/25/3363
Оригинальное стихотворение по сюжету у Рамины Джасс. Не скажу, что оно совсем безупречно с точки зрения техники и логики, но привлекает актуальностью.
Бурного восторга не вызвало ни одно из этих двух стихотворений. У каждого есть свои сильные и слабые стороны. Слегка перевесила оригинальность тематики Рамины.
Победитель – Рамина Джасс
.
Вячеслав Ильин:1:0
Я с уважением отношусь к вечной теме конфликта между личностью и обществом, и сама по себе метафора матрёшек интересна, но мне кажется, недостаточно художественно развита. Трудно тягаться с такими флагманами этой темы как, например, "Лица стёрты, краски тусклы" Макаревича. Да и "Рождественское" шикарно написано.
7....Ольга Хворост Шесть соток vs Александр Либерман 0 Пока что листья не опали
http://www.stihi.ru/2016/02/18/6656
http://www.stihi.ru/2015/08/27/7581
.
Наталья Малинина: 1:0
А давай отмотаем полжизни назад
и вернёмся хотя б ненадолго в наш в сад
по заросшей годами тропинке;
растянувшись в траве, блох гоняет Полкан,
сад не вырос ещё и не продан пока
черноглазой соседке Иринке.
Ветра свист в голове, барабаны в груди -
нам по тридцать, у нас всё ещё впереди:
перестройка, дефолт, ипотека,
безработица, кризисы, вести с войны -
мы ещё не осколки безумной страны
в центрифуге двадцатого века.
Две лопаты, вороны, земля, облака...
всё, что будет - случится потом, а пока
мир из маленьких радостей соткан -
мы сажаем деревья и строим жильё,
мы планируем вырастить счастье своё
на подаренных Родиной сотках.
Ирка в Хайфе, давно сдох блохастый Полкан,
растащили большую страну по кускам,
сад ушёл под посёлок коттеджный -
ни иллюзий, ни денег, ни жажды чудес -
аритмия, морщины, избыточный вес
и на доброго Бога надежды.
**
Пока что листья не опали
И крепко держатся на ветках,
Дыханье осени едва ли
Закончит лето.
Хоть тоненьким пером из стали
На небе вычерчена сетка,
Но дождь на летнем карнавале
Не портит цвета.
А старость, что ж? Она как осень,
На лужи ляжет льдом забвенья,
А после (ход её несносен)
Достигнет тленья.
Но, как бы жизнь ни вышла косо,
В конце всё ярче откровенье:
Раз осень – значит надо просто
Варить варенье.
Стихотворение Ольги Хворост – великолепно. Стихотворение Александра – неплохое, но уступает как в мастеровитости, так и в подаче темы, сходной, кстати, с темой соперника. Ну кто только не сравнивал старость с осенью жизни? И кому ещё не известна истина: тот, кто сделал это первым, был гением, остальные… повторюшками. Я бы убрала строфу про «старость, как осень» и про «тленье – забвенье». Стихотворение забликует, на взгляд моих ушей. Финал-то хорош, да и зачин – неплох.
====================================================
Борис Поляков: 0:1
Ещё два стиха, достойные быть в призёрах Кубка! Поэзия узнаваемой житейской правды vs Лирическая миниатюра с блестящим заключительным двустишием! Что бы этакое придумать, чтобы подобные стихи не попадали в пару раньше хотя бы полуфинала?))
.
Владимир Ананьев: 0-1
http://www.stihi.ru/2016/02/18/6656
Добротно и крепко выписаны размышления на тему недавней действительности у Ольги.
http://www.stihi.ru/2015/08/27/7581
Пейзажно-философская лирика. Выразительно.
Победитель – Александр Либерман 0
.
Вячеслав Ильин:1:0
http://www.stihi.ru/2015/08/27/7581
Эта пара не проста в сравнении, поскольку тексты олицетворяют очень разные стили художественной красоты. Первая красота (Шесть соток) передана через прямое повествование, простое и трогательное, а вторая красота (Пока что листья не опали) передана через метафоры, смысл которых не сразу очевиден - красота намёка, иносказания.
Мне лично чуть больше откликается в этой паре прямая и ясная красота "Шести соток". А текст "Пока что...", на мой вкус, трудоёмок, требует большего труда восприятия, чем воспринятой потом красоты.
8... Риммристая Я любил эту женщину vs Алекс Трудлер Веласкес
http://www.stihi.ru/2015/07/14/7609
http://www.stihi.ru/2015/11/25/6122
Борис Поляков: - 0:1
Редкий (для меня) случай, когда хорошая любовная лирика с авторскими образами и метафорами нравится всё же чуть меньше, чем зрительно образная, последовательная, исчерпывающая картина жизни великого мастера.
.
Владимир Ананьев: 1-0
http://www.stihi.ru/2015/07/14/7609
Выразительно, живописно, поэтично.
http://www.stihi.ru/2015/11/25/6122
Живописно и образно выписана история судьбы художника. Трогательно и умно.
Запомнился философский катрен:
«Сильней инстинкт изгнания раба
из гения, когда, надрезав кожу,
тот просит у бессмертия: "Избавь", -
и заточённый в рамки шепчет: "Боже"»
Трудный выбор. Разные жанры. Пусть простит меня Алекс за мой крен в сторону любовной лирики.
Победитель – Риммристая.
.
Вячеслав Ильин:1:0
Каюсь, бескультурен аз есьм, вижу, что стих про Веласкеса хорош сам по себе, но считаю, что не лучший для конкурса. Тема мне не знакома, поэтому вызывает меньше интереса, чем текст соперника, а уникального содержания, которое могло бы меня, невежду, присоединить к переживаниям по теме - автор не предложил.
.
Наталья Малинина:1:0
*
Я любил эту женщину, горьковатую её тьму, приходил и клал ей голову на колени, рыбы пели, хвостами со дна поднимали муть, и струилось меж водорослей слюдяное время... И текла в её венах холодная власть воды, океан говорил с ней, рокочуще бился в скалы, по ночам от костра старой хижины вился дым, и плелась нить историй, всегда её было мало... Я ходил меж волнами, глотал меня горизонт, чайки ссорились за добычу над утлой лодкой. По ночам из океана стекала соль и вплеталась в её слова и вкус всех мелодий...
**
Привычно почернел до темноты
дождливый день, бегущий краем моря.
Признание украсило холсты
Веласкеса, который также чёрен.
Всё так же глух старик ко тьме времён,
подслеповат прищур севильской ночи,
картинный вздох в пространство устремлён -
к прелестнейшей из королевских дочек.
На затемнённый зеркалом портрет
Венеры, что изогнута как рыба,
не падает укрытый тенью свет
от зрительских насмешливых улыбок.
Рябые мойры полотно плетут,
черня в ковре условности приличий,
метаморфозы рушатся, но труд
художника пугающе трагичен.
Сильней инстинкт изгнания раба
из гения, когда, надрезав кожу,
тот просит у бессмертия: "Избавь", -
и заточённый в рамки шепчет: "Боже".
А в темноте (с оглядкою на сон)
рыдает дождь, больной испанским гриппом.
Веласкес умирает за поклон
очередному глупому Филиппу.
Оба стихотворения хороши. Очень различны по замыслу и манере исполнения. «Я любил эту женщину» - ХЗ, почему, хочется перечитывать ещё и ещё…уходить в него… и растворяться в его атмосфере, которая затягивает…в его интонации глубокой потери и медленного обретения себя в растворённости с жизнью во всех её сущностных явлениях и проявлениях… Обретение иной любви… Магия, харизма, суггестия или всё сразу? ХЗ –во всех смыслах!
Спасибо всем авторам и –см. презумпцию ( в смысле « вступление» и во всех иных - тоже).
ВашаНаталья Малинина
.
31.марта 2016г
Л.К)
Свидетельство о публикации №116033103038
Следует читать:
http://www.stihi.ru/2016/02/18/6656
Добротно и крепко выписаны размышления на тему недавней действительности у Ольги.
Техническая ошибка. Простите ради бога...
Владимир Ананьев 01.04.2016 11:45 Заявить о нарушении
Кубок Стихиры 01.04.2016 13:46 Заявить о нарушении