Анализ басни И. А. Крылова Квартет

Бессмысленность работы и труда,
когда не слажены старанья,
И не хватает у работников ума -
Вот вся мораль дана для пониманья.

Гордится басня стихотворной формой
И персонажей выбором отборным:
Есть птица Соловей, а из животных: Мишка,
Осёл, Козёл, Проказница-Мартышка -
Все в действии завязаны.
К анализу ответ:
есть в басне также связанный сюжет;
Близка она и к жанру русской сказки,
И за животными, за каждой маской
Скрываются конкретные людишки:
Лопухин князь - Козёл, граф Аракчеев - Мишка,
Завадовский - Осёл,
Мордвинов - он Мартышка.
И все они - персоны государства,
Советники "неслаженного" царства.

Ох, как же высмеял Крылов всего правления уродство,
Сложив в животных членов руководства!
Он видный баснописец и поэт,
А потому прославился на свет,
Что басни так мудры, оригинальны,
А главное всегда ведь актуальны!
Читать их - это просто увлеченье!
И в актуальности "Квартет" - не исключенье!
В труде неслажены старанья
Не доведут до пониманья,
К тому же браться без ума
За то, где лишь незнаний тьма...
И мысль сей басни идеальна;
Пространство словно бы реально.

Животные играют дважды роли
И, сохраняя прежний зверя облик,
Читателям всем-всем на удивленье
Предоставляют олицетворенье
Пороков, недостатков человека,
И ты их сразу видишь, покумекав.

И басня, словно по стандарту, сказка:
Завязка, кульминация, развязка.
Особенность развития такая:
Сначала в прошлом времени играют,
Точней пытаются играть
Все снова, снова и опять.
И далее сюжет переходящий:
Сменяется былое настоящим;
И Соловей уж в настоящем "отвечает",
Как будто знает, что читатель всё внимает.

Все мудрости народа выражает,
Как часть культуры речи выступает
В басне слово.
Нет доказательства иного
И нет ничтожной отговорки,
Ведь все пословицы и поговорки,
Что из Крыловских басней строчки:
Хоть от начала и до точки.

"Ударили в смычки", "на лад нейдёт" -
И каждый же узнает и поймёт.

А умный Соловей - народ под маской;
Даёт конец фальшивой сказке.
"Чтоб уши понежней", да и "уменья",
Родиться мало старшим классом "по рожденью".
Ведь соловей всего лишь птичка,
С животными в сравненьи невеличка.

Как здорово с детьми бы разобрать,
Спросить у них: "Как всё-таки сыграть
Должны бы были звери,
Чтоб к музыке у них открылись двери?"
"И почему же Соловей
Просил ушей, чтоб понежней?"

Мораль довольно функций выполняет,
Наличие всей правды обличает.
На истину читателя наводит,
И сразу понимание приходит,
Что коль в работе ладишь неумело,
То без умений этих не берись за дело,
К тому же, коль старанья не совместны,
И в направленьи цели не уместны,
То тоже толку в этом нет.
И, коль родился ты на свет,
Пусть даже в самом Высшем круге,
Не делай всё подряд в округе,
А только то лишь, что умеешь
И в чём, конечно, разумеешь.
Тогда и делом будешь рад
И вмиг получишь результат.

Люблю "Квартет" - ответ прямой.
Ну, вот такой анализ мой.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →