Самораскрывающаяся свобода

Философия развития и Религия Разума. Свободный полет, том 2 / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –180 с.

Скачать файлы pdf и FB2:
http://russolit.ru/books/download/item/3031/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/yznu
=============================================

Свобода - есть искренность
------------------------------------------------

Свобода и ложь несовместимы. Ложь - явленная зависимость от другого.
Все наши понятия встроены в единую систему сознания, связаны цепочками ассоциаций, определяемых опытом. Ложь - подмена естественных ассоциаций и подмена понятий. Ясно, что она ведет не к свободе сознания, а к его хаосу.
Потому, нельзя в определении категории свободы исходить из минимизации количества жестко определенных связей внутри сознания и нельзя произвольно перестраивать сами понятия, разрывая тем самым человека со средой его обитания, миром материальным. Такая «свобода» в пределе ведет к сумасшествию. Мы не можем освободиться от мира и собственного своего устроения.
Устройство Вселенной обуславливает структуру сознания, необходимые стороны и границы его, позволяющие индивиду БЫТЬ, осознавать мир и себя, реализовывать себя в мире, изменяя и развивая его.
Свобода - в ясном взгляде на сущее, отсутствии какой-либо лжи, она в естественности и искренности. Свободный не лжет.

Свобода в материальном и в идеальном
------------------------------------------------

В ходе эволюции природы, а затем и цивилизации увеличивается число и разнообразие потенций человека (инструмента познания и развития мира) и, соответственно, из этих потенций - наборы разрешенных (положительных) и запрещенных (отрицательных) возможностей. Разрешения и запрещения определяются опытом человечества, природы, материи и хранятся в виде знаний - идеального мира сообщества (долговременная память объединенной информационной системы) и востребуются отдельными представителями сообщества (в оперативные памяти индивидуальных информационных систем).

Свобода индивида проявляется в осуществлении личностного выбора из всего спектра существующих возможностей, положительных и отрицательных.
Несвобода - в ограничении личности обществом и внутренними самоограничениями при выборе из всего существующего спектра возможностей.

Абсолютная свобода заключается в полном использовании всех, как положительных, так и отрицательных возможностей.
Свободу можно разделить на свободу индивида в идеальном мире и в мире материальном; соответственно, на свободу мысли (выбора и принятия решений) и свободу поступков (совершения действий).

Свобода в идеальном мире определяется процентом свободно принимаемых личностью решений. Здесь не рассматриваются объективные необходимости в устройстве и созидании сознания, отказ от которых, как говорилось чуть выше, ведет к сумасшествию. Помимо этих объективных необходимостей, отражающих фундаментальные основы мира материального, соблюдать которые при принятии решений, осознанно или нет, приходится всем, часть решений может приниматься вынужденно по следующим причинам:
- принятие в расчет ложной информации;
- под влиянием традиций, общественного мнения, морали и права;
- под влиянием любви, дружбы, сочувствия, солидарности;
- под влиянием страха перед нажимом, приказом, угрозой.
Все это - несвобода.

Свобода в материальном мире определяется процентом свободно совершаемых действий от всех действий индивида. Действия производятся в результате свободно или же несвободно принятых индивидом решений. Но при их реализации они наталкиваются на реалии мира материального и могут быть начаты или не начаты, доведены до конца или нет. Т.е. любое принятое в идеальном мире решение в материальном мире может быть реализовано или нет. Так вот, свобода в материальном мире выражается процентом реализованных в нем решений индивида к общему количеству его действий, которые он совершает свободно и вынужденно.

В идеальном мире возможна полная, абсолютная свобода - конечно, в рамках необходимостей устройства сознания - и к ней стремится каждый уважающий себя человек. Это - путь становления личности.

В мире материальном также возможна полная, абсолютная свобода, но уже в рамках необходимостей устройства мира материального. Таковое устройство предполагает одним из важных условий - наличие множества других «я», равноправных, дееспособных индивидов, стоящих на всех ступенях лестницы иерархии.
В индивидуальной идеальной Вселенной хозяин один. С полным осознанием этого приходит внутренняя свобода. Материальная Вселенная - общая. В ней есть для всех общие ограничения. Но с достижением полной меры свободы внутренней, свободы нашего разума, мы можем выбрать и всю реальную меру свободы внешней - максимальной свободы среди материальных необходимостей.

Случайность и необходимость
------------------------------------------------

Случайность действует во все более многомерном пространстве необходимого. Свобода - аналогично. Только понятие свободы имеет смысл лишь для живого - субъектов, имеющих «я», внутреннюю инстанцию. Свобода - случайность, наделенная разумом.

Необходимость при этом понимается как естественные ограничения, обусловленные существующими структурами, возможными связями и взаимодействиями. Вне необходимого не существует и не может существовать ничего, никакие структуры, ни материальные, ни идеальные, ни «я». Вне необходимости - небытие.

Выход случайности за границы необходимости приводит к нецелесообразному разрушению, регрессу. И, наоборот, деятельность случайности в рамках необходимого - путь к развитию, усложнению структур.

Полная, абсолютная свобода в рамках необходимого совпадает границами с многообразием необходимого. Однако, обычно существуют дополнительные, искусственные ограничения. Тогда - свобода неполная. Выход за границы необходимого - сверх свобода, оборачивающаяся в свою противоположность, отрицающая себя, своего носителя, собственные структуры. Такая сверх свобода ведет к самоуничтожению, разрушению мира и является сверх свободою негативной.

Реальная свобода определяется осознанными и используемыми личностью диапазонами волений и действий, лежащими между крайними пределами необходимого, которые накладывает на личность окружающая среда (общество, природа, Вселенная) и которые в полном своем объеме ни человечеством в целом, ни, тем более, каким-либо субъектом в отдельности в полной мере не могут быть познаны никогда.

Каждый должен стремиться расширить свое пространство осознания мира и свой потенциал воздействий на него до крайних границ существующих необходимостей и стараться раздвинуть сами необходимости далее. В этом - развитие личности и развитие мира. В творчестве - творении из случайностей новых необходимостей в рамках необходимостей уже сущих - позитивная сверх свобода.

Не надо искать свободы там, где ее быть не может. Наиболее полно свобода проявляется в развитии мира – в расширении границ сущих необходимостей и создании необходимостей новых. Развитие - последовательное расширение свободы среди все возрастающего количества ограничений-необходимостей.

Свобода - сознательна
------------------------------------------------

В компьютере детали расположены не случайно (не свободно), но необходимо, таким образом, чтобы имелись условия его работы - новых возможностей материи проявить себя.
Умение пользоваться компьютером открывает новые горизонты свободы деятельности и творчества. Но эта свобода зависит не только от умения человека на нем работать, но и от наличия самого компьютера. Если у субъекта нет возможности купить компьютер, результат умения - только то, что несвобода его увеличивается.
Если субъект разобьет свой компьютер, - он освободится от него; и это - освобождение духа от власти конкретной вещи, наличия определенного материального окружения. Однако, тем самым он лишает себя тех возможностей, которые компьютер предоставляет в проявлении способностей личности.
Так что есть свобода, как не осознанное ограничение разумом стихийных желаний случайного ради целенаправленного совершения все более сложной деятельности во все более сложной среде?
Аналогичных примеров можно привести множество.
Необходимость сна и еды, соблюдение правил уличного движения, норм морали, статей уголовного кодекса - увеличивает или же уменьшает нашу свободу? Можно не есть и пробовать не спать долго, отказаться от всех приличий, правил для общежития… Но разве в этом - свобода?
Общим фактом проявления и творения свободы как ограничения случая разумом и создания новых, высшего порядка необходимостей является вся сознательная деятельность человека. Неосознанные же действия - любые бессмысленные движения, детерминированные законами мира, природы, общепринятыми нормами общества - надо признать несвободными. Свобода - сознательное воление «я», познающего истину и творящего мир.

Свобода и власть
------------------------------------------------

Власть господ над рабами закрепощает всех, не только «рабов», но и «господ». Несвобода здесь в квадрате. Свободен тот, кто не ищет власти, вступающей в противоречие со своими объектами, и естественно проявляет то, что подсказывают ему сердце и разум.
Всегда можно быть человеком, а не рабом или же господином. Под главным критерием человеческого полагаю свободу собственную, включающую в себя органически и отсутствие желания чужой несвободы.
Именно органичное включение свободы для всех в собственное представление о личной свободе ведет к осознанному, подлинному внутреннему освобождению человека. Здесь можно сказать даже больше. Такое, общее для всех без исключения, представление о свободе - необходимое и достаточное условие фактической, максимально возможной свободы для всех и каждого. При этом, свобода людей в рамках сущих необходимостей и сверх свобода созидания, творчества сегодня - главные условия развития мира.
Хочешь увлечь своим замыслом - убеди, научи, вдохнови! Свободные люди, все вместе верящие в одно, могут сотворить чудо… Не верящие ни во что «господа и рабы» - только все портят.

Соразмерность ограничений
------------------------------------------------

Любопытно, что искусственно поддерживаемая в себе беспредельная, безрассудная «любовь к ближнему» и ко всему вообще сущему - суть несвобода, однобокое и чрезмерное ограничение естественных проявлений «я» на разнообразные, положительные или же отрицательные, воздействия извне.
Такую любовь можно считать негативною сверх свободой, выходом субъекта за границы необходимого, что, в конце концов, ведет к смерти субъекта, а в пределе - и к разрушению Целого, одной из лучших частей которого когда-то являлся сам данный субъект.
Чем шире набор осознанных, соразмерных ограничений, тем больше возможностей у индивида для творчества, т.е. проявлений свободы и сверх свободы позитивной.
Если человек находится в темном, закрытом ящике с голыми стенами, что у него за выбор, какая свобода? А если он живет в сложнейшем и совершеннейшем из миров, само существование которого зависит от соблюдения массы ограничений, то, соблюдая их, он получает наивысшую меру возможностей, т.е. - свободы.
Чем шире наш выбор, тем больше свобода. Однако, каждый свободен на своем уровне понимания…
Ничто одно изнутри или извне нас не должно быть довлеющим. Когда одно ограничение подавляет собою все прочие, оно не увеличивает, но уменьшает свободу. По-настоящему свободным можно быть только в мире, где ограничения соразмерны друг с другом и с нашими собственными возможностями.

Совпадение материального и идеального
------------------------------------------------

Чем более развит идеальный мир человека и чем полнее пересекается он с миром материальным, тем свободнее человек.
Максимально свободно «я», границы идеального мира которого совпадают с границами объективного материального, т.е. «я» растворенное в мире, слитое с ним в одно. При этом все желания идеальные должны тут же исполняться в материальном.
Так свободен может быть только Бог, объединяющий собой все и всех. Но и Бог не может осуществлять невозможное, выходящее за границы основополагающих необходимостей в материальном и идеальном, которые Он сам и назначил. Т.е. Бог не может быть свободным от себя самого!

Абсолютной свободы не существует
------------------------------------------------

Теоретически всякое желание несвободно, так как всегда можно найти какую-нибудь вызвавшую его, независящую от человека причину. С другой стороны, для всех нас характерно несовпадение с миром. И именно в этом и есть назначение человека: опережение мира в сознании и подтягивание материального к идеальному.
Свобода - это не отсутствие желаний, но минимизация зависимости от чужих мнений. Свободу я понимаю как насколько возможно раскрепощенное мышление, преимущественно личностное принятие решений и возможность реализации их. Т.е. на высших уровнях мировых связей достаточная материальная, идеальная и властная независимость.
Да, человек несвободен, и несвободен именно потому, что он - лишь относительно обособленная, хотя и наиболее сложная, наиболее развитая часть Целого. Любая из форм несвободна. Абсолютно свободна только бесформенность. Чем форма сложнее и совершеннее, тем больше несвобода ее. Но тем значительнее и власть, данная ей над миром! Потому как, все менее совершенное, так или иначе, стремится принять формы более совершенные, на них оборачиваясь в пути своем и беря пример с лучшего.
Итак, есть два крайних понимания свободы. Одно - свобода, ведущая к разрушению, к максимально простому и, конечно же, бессознательному состоянию. Другое - это активная, сознательная жизнь в рамках все увеличивающегося количества необходимостей, совершение все более сложной деятельности во все более сложной среде. Некоторые под этим мыслят себе несвободу. Но это - истинная свобода творца! Мир развивается лишь через подобную «несвободу». Возрастание количества связей-ограничений предоставляет все новые возможности каждому, удерживая при этом все более сложный мир от разрушения.
Только поднявшись до наивысшего понимания сути необходимости, можно достичь максимальной меры свободы. Стремление к абсолютной свободе может быть лишь деструктивным. Такая свобода - смерть. Но разве свободный желает собственной смерти?! В таковом, единственно возможном пути обретения абсолютной свободы - разве свобода? Она не может состоять в полном отсутствии выбора!
Из вышесказанного следует, что понятие абсолютной свободы по сути лишь фикция. Такого состояния в реальном мире не существует и не может существовать принципиально. Возможность достижения абсолютной свободы - обман. Ни для живого, ни для неживого абсолютной свободы не существует. Абсолютно свободна может быть только субстанция, не отягощенная ни внутри, ни во вне себя связями, не имеющая ни одной степени свободы, располагающая единичной исчерпывающей информацией. Т.е. абсолютная свобода возможна лишь там, где степень свободы равна нулю… Но такого места не существует!
Если бы во вселенной существовало одно только место, где свобода была абсолютной, в мире нигде не было бы вообще ничего. Везде и всегда была одна только субстанция. Невозможно обосновать наличие какой-либо границы, места и времени перехода от субстанции к структуре, обладающей не единичною информацией. Из «ничего» нигде, никогда не может произойти «что-то», а потому «что-то» есть, было и будет везде и всегда.
И, потому, имеет смысл говорить лишь об относительной свободе конкретного «я» в конечных границах необходимого.
Насколько широки твои собственные понятия и насколько можешь ты быть свободен в рамках того, что понятно тебе? - Вот корень вопроса!

Знания, умения и свобода
------------------------------------------------

Мы умеем «это» и «то», и в каждой данной нам ситуации можем сделать то, что умеем. Но мы не можем с уверенностью проделать что-то такое, чего мы ранее не совершали. Это будет уже не свобода выбора из проверенного набора возможностей, но свобода опыта приложения нашей фантазии в конкретной жизненной обстановке, подбора ассоциаций, которые ранее не были с данным явлением связаны.
Чем человек опытнее, больше знает, умеет, тем у него больше возможностей, шире потенциальный осознаваемый выбор, зависящий лишь от него.
Например, кто-то находится в диком, не освоенном людьми месте. Впереди река, где водятся крокодилы; позади, на сколько хватает глаза, - пустыня. Человек свободен принять решение. Но все зависит от его знаний и опыта. Если он знает, что такое пустыня и знает, что представляют собой крокодилы, вряд ли он двинется прямо или назад. Хотя никто его не удерживает… Нет, человек пойдет вдоль реки. Если же, кроме того, известно, что в пяти километрах по течению город, обратно же - только болото, выбора не останется. Можно ли утверждать, что человек несвободен от обладания знанием?
Представим теперь оставленного всеми младенца. Он произвольно тянет ручонки и сучит ножками. Может быть, он максимально свободен, свободнее взрослого человека, того, кто знает? Но ведь младенец не умеет даже ходить! Значит, он лишен возможности куда-то идти, тем более - попасть в город. Значит, он несвободен, менее свободен, чем тот, кто умеет и знает?
Так что такое свобода? И у кого ее более: у бездушного камня, чей покой или движение определяется законами физики и чужой волей, он свободен от знания; или у совершеннейшего из существ, человека, несущего в себе груз свой - осознанные необходимости ограничений для совершения все более сложных движений, действий во все более сложной среде? Разве умение ходить мешает нашей свободе? Или ей мешает знание местности?
Знания и умения не отягощают, но увеличивают потенции нашей свободы. Собственно, только они, возрастая, и ведут к ее постоянному самораскрытию!

Отчего бывает тоска
------------------------------------------------

От неудовлетворенных желаний свободы, невозможности реализации всего мыслимого происходит бесконечная человеческая тоска. Например, полет птицы, мы по-своему мыслим себе, но не можем в полной мере осуществить.
Тоска происходит от скрытого накопления неосознанных индивидом желаний чего-то «небесного», чудесного, невозможного. Она бывает у талантливых и тонких натур, не сумевших, однако, вполне выявить и реализовать собственные возможности.
Осознавая свои желания и способности, упорядочивая их и упорно работая над достижением исполнимого, мы можем избавиться от тоски…

Об одиночестве
------------------------------------------------

Одиночество - несовершенная форма свободы. Возможно негативное и позитивное одиночество.
Негативное одиночество - суть несвобода, проявляющаяся в болезненно выраженной зависимости от других индивидов, в желании большего, чем уже есть, обычно, чрезмерного внимания к своей личности.
Позитивное одиночество - мироощущение личности, осознавшей свою творческую индивидуальность, зрелость, самостоятельность и потому - избранность и драгоценность для бесконечно многообразного мира, в котором множество других «я», также исключительных и, даже если непонимающих ныне друг друга, все равно исключительностью своей - драгоценных. Однако, даже такое одиночество, все же, несет в себе грусть…
Разрешение проблемы одиночества - в осознавании того, что индивидуальный внутренний мир, имеющий объективную ценность именно особенностью своею, войдет в общий мир идеальный и останется навсегда органической частью Бога, Вселенной. Остается дух и материя, исчезает лишь «я». Но ведь «я» никогда не может слиться с другими «я». Оно индивидуально и временно по природе своей. Значит, задача «я» - создать духовное или материальное, достойное общего. В этом - высшее удовлетворение личности, сумевшей соединить свое особенное с всеобщим, преодолеть свое одиночество и достигнуть свободы!
Свободы, в том числе, и от «я». Но только после естественной смерти «я». Чтобы уже всегда присутствовать в мире, достигнув свободы даже от смерти!..

Каждое «я» - клетка Единого
------------------------------------------------

«Я» является Богом по отношению к органам и клеткам, составляющим организм. Может ли Бог творить зло по отношению к своим составным частям? Может. Но творит ли он это умышленно? Специально ли кто-то пьет водку или до одури накуривается сигаретами, чтобы сделать зло каким-нибудь своим маленьким клеткам, о которых часто и понятия не имеет? Просто «я» является в данном случае рабом некой вредной привычки.
Так же и человек - часть какого-то много большего Целого. И то, что мы считаем по отношению к себе злом, необязательно адресовано нам. Хотя и необязательно связано с дурною привычкой.
Клетка обладает относительной свободой от разума в том смысле, что он непосредственно ею не управляет; и, в то же время, она является неразрывной составной частью единого организма, во многом именно сама, своим малым «я» исполняя необходимую функцию. Которую не она сама для себя назначила; но, кстати, назначил ей эту функцию и не человеческий разум - кто же тогда?..
Так и человек, обладая относительной свободой в том смысле, что он может распоряжаться собою в некоторых отведенных ему свыше пределах, в то же время, является составной частью чего-то единого, что много более его по количеству и являет собою неизвестное и во многом недоступное его пониманию качество. Это единое не контролирует поведение человека, но определяет крайние пределы свободы его.
Здесь - вся наша свобода. У каждого иерархического уровня «я» свобода своя. И каждый отпущенную ему потенцию для свободы исчерпывает по-своему.

Самораскрытие необходимостей
------------------------------------------------

Государственная власть, установленные правила жизни, общее состояние экономики, все это - как погода, которая может быть плохою или хорошей. На нее практически невозможно влиять. Но ее нельзя не учитывать… Однако, разве свобода человека ассоциируется с тем, какая сегодня погода на улице? Если зима, холодно, мы, «совершенно свободно», одеваем пальто, включаем отопление; жарко, мы раздеваемся.
Погода, действующая власть, экономика, устройство атома - это лишь некоторые из бесчисленного количества необходимостей, среди которых каждое «я» строит свободу свою. Для того, чтобы суметь изобрести и предложить новые необходимости. И так - без конца!..

Где свобода, там и развитие
------------------------------------------------

Реализовывая собственные возможности, человек раскрывает свои потенциалы свободы. Там, где наиболее активно идет развитие мира, в большей мере востребуются все возможности человека. И, соответственно, именно там человек может быть максимально свободен.
Потенциалы для проявлений свободы возрастают с развитием мира, т.к. возрастает общее число качественных измерений, доступных каждому «я» для волений.
Чем страна хуже развита, тем скованней в ней человек. Если царствуют догма и ортодоксия, о свободе не приходится говорить вовсе. Какая свобода у автомата, у механизма? У человека, созданного творить, в такой стране может быть лишь тоска!.. И эта тоска подвигает людей разрывать путы, вырезать излишние и злокачественные связи, мешающие свободно расти, развиваться здоровому организму.

Самораскрывающаяся свобода
------------------------------------------------

То, что нам представляется твердым, для кого-то вовсе не твердое; так же и с мягким. Если предположить, например, что духи и привидения действительно существуют, то все, наверное, согласятся, что их понятия о твердом и мягком, о возможности проникновения через разные виды материи должны быть очень отличны от человеческих. То же можно сказать о каких-нибудь гипотетических «я», для которых телом служит материя намного более плотная, чем обыкновенные ткани биологические. У таких существ также будут совершенно другие представления, чем человеческие.
Диапазоны твердого - мягкого, горячего - холодного, светлого - темного, влажного - сухого, громкого – тихого и т.п. - все это понятия, представления конкретного идеального мира субъекта, располагающего конкретным миром материальным. Каждое «я» строит свою собственную идеальную Вселенную относительно необходимостей своего организма.
Наша свобода дана нам в рамках наших необходимостей. Данные нам природой, Вселенной возможности - главные ограничения нашей свободы. Все другие ограничения - ничто перед ними.
И, если то, что создало нас, считать Богом, никто не посягает на нашу свободу, никто не ограничивает ее больше, чем Бог!
Однако, можно рассуждать и совсем по-другому. То, что дано нам, есть что-то. А «что-то» - несоизмеримо больше «ничто». За это надо быть благодарным. Тем более, что «всё» - это то же «ничто». Ведь «что-то» мы всегда выделяем из целого. Если же допустить полное наше слияние с бесконечным, тогда как же можно что-либо выделять? Кому и как отличать тогда «всё» от «ничто»? Ни «всё», ни «ничто» не могут определять сами себя.
Осознав общее значение необходимостей, можно рассуждать как лучше распорядиться собою в их многомерном пространстве; говорить о реальной свободе, которой мы пользуемся в рамках отпущенной нам объективной меры свободы; о творении новой еще не существовавшей в мире необходимости сознательного творения все новых необходимостей. И, соответственно, говорить об отвечающей все новым необходимостям, все более сложной, совершенной, прекрасной свободе - свободе творить во все более многомерном пространстве качеств. И так - без конца!..

Человек свободен творить
------------------------------------------------

Самораскрывающаяся свобода в рамках самораскрывающихся необходимостей! Она возможна только для того, кто есть «часть», а не есть «всё» или «ничто».
Отсюда вывод: свобода творчества возможна для человека и невозможна для Бога, который - или «всё», или «ничто». Значит, Бог не мог сознательно сотворить этот мир, по сути, сотворить «часть» Себя или «вне» Себя потому, что Он не свободен творить.
Если же Бог осуществил Творение как действие единичное, то, изменяя мир, Он изменил и Себя и, ограничивая всех и каждого конкретными материальными ограничениями, самое главное ограничение Он наложил на Себя - отсутствие единого «Я» (т.е. «Я» Бога). А это означает бессмысленность для Него такого понятия, как свобода. Нельзя сказать, свободен Бог или же не свободен. Свободы для Него, как мы ее понимаем, просто не существует, как, впрочем, не существует для Него, видимо, и всех прочих понятий.
Если же для Него нет понятий, объектов идеального мира, значит, для Него нет и объектов мира материального.
У Бога нет собственного сознания. И если Он даже и творит что-то - а Вселенная, безусловно, творит, - то творит бессознательно. Только через человека - сознательно, и только через человека - свободно!
Следует ли из этого, что Бога нет или Бог - это весь мир? Отнюдь этого отсюда не следует. По-прежнему мы ничего не можем сказать. Потому что, оперируя в рамках данной нам необходимости, даже тогда, когда мы творим, мы ничего не знаем о том, что есть за нею. Однако, никто не может не согласиться, что, если Бог есть, Он много шире того, что дано нам. Именно поэтому мы никогда не сможем привести «окончательного» доказательства ни «за», ни «против» существования Бога.
Всем нам остается лишь верить, либо в то, что Он есть, либо в то, что Бога не существует, и, в любом случае, творить Вселенную далее.
Если Он есть, мы - орудие Божье; если же нет Его, что же, ни наша свобода, ни смысл всех наших занятий от этого не меняются.
Выходит, человек совсем не зависит от Бога?
Мы не зависим от Бога только в рамках того, что дано нам. Границы данного каждому «я» отпущены свыше. Мы можем создать что-либо только на базе того пространства понятий, которое создало до нас человечество, и в материальном мире - только в рамках сущей материи, используя те возможности, которые даны природою каждому организму, телу и разуму.
Значит, после рождения человек уже не зависит от Бога?
Человек свободен творить, выполняя тем самым свое главное предназначение. Если же кто-то не выполняет эту ответственейшую и почетную функцию, Бог или мир – какая разница, кто? - карает его. Не реализующий себя человек не получает от жизни удовлетворения, он не счастлив, потому что ощущает вину свою перед чем-то - Богом, Вселенной - всю свою жизнь. И, чем ближе к смертному часу, тем сильнее ощущенье вины!..


Как стать Богом живым
------------------------------------------------

Таким образом, есть две свободы, два противоположных варианта ее понимания, соответственно, два пути достижения наивысшей степени таковой в некоем взаимосвязанном участке материи.
1. Освобождение от всех существующих, в том числе, необходимых для функционирования данного Целого связей. Разрушение, самоликвидация, самоубийство. Переход в более простое состояние, предел которому есть субстанция. Здесь материя освобождается от наложенных на нее связей, «цепей». Материя в виде субстанции абсолютно проста и абсолютно свободна.
Такая «свобода» отрицает многообразие единого мира, в том числе, отрицает и человека. Это негативное понимание свободы, в корне неверное.
2. Все большее усложнение выделенного участка материи, совершенствование его путем установления все новых, все более сложных и оптимальных, различных, многообразных связей, необходимейших, единственно возможных для функционирования Целого. Другими словами, это - непрерывное увеличение количества степеней свободы (такое понятие физики можно распространить на биосферу и социум) взаимосвязанного, расширяющегося участка материи. Здесь - совершенствование мира и «я», здесь - бесконечно раскрывающаяся свобода! Это позитивное понимание свободы.
В природе и человеке два названных принципа все время вступают в противоречие. В человеческом разуме, и во всем мире друг другу противостоят, играют две силы - разрушающая и созидающая. И каждая из них тем сильнее, чем сильнее другая. Чем талантливей человек, т.е. чем совершеннее, тем больше он может свершить, внести в мир нового необходимого, но тем сильнее и тяга его к негативной свободе, разрушению себя и мира, создавшего его гений. Чем сложнее материя, чем больше она несет в себе исчерпывающей информации, тем, соответственно, больше она может добавить или отнять информации у среды, совершенствуя ее или, наоборот, возвращая сложные формы в субстанцию.
Задача «я» встать выше слепых сил случайности, разрушения, хаоса. Но нельзя и полностью исключить, устранить их - тем самым навсегда потеряем мы свой талант! Нужно, отталкиваясь от всей дикой мощи накопленной и сдерживаемой энергии разрушения, с силой аналогичною созидать! Вот, возможно, самый мощный фактор развития, в особенности, когда он выходит на осознанный уровень!
Увы, это осознание не появляется от рождения, и невозможно привнести его со стороны. Его нужно достичь самому - до того, как окончательно разрушишь себя. Тогда станешь Богом живым!..

Все объединяет собою и покоряет мир «я», достигшее наивысшей свободы!..

Светоч свободы
------------------------------------------------

Никто разумный никогда не считал свободным себя в полной мере. Свобода - светоч, к которому мы стремимся, но видим все время лишь в удалении. На высших ступенях развития она становится все желаннее, но отодвигается только дальше.
Представляясь в размерах своих, может быть, неизменной, свобода - непрерывно растущий, однако и удаляющийся от нас идеал.


Рецензии