О Сансаре и о нас, грешных...

О Сансаре и о нас, грешных...

На днях, перечитав некоторые стихи своей коллеги на «Стихире», я столкнулась с незнакомым словом «сансара», после чего захотела посмотреть его значение на страницах Интернета. Запрос выдал мне большую статью на тему – что это такое, я добросовестно её перечла.

Оказалось, это целый раздел из древнеиндийской философии, трактующий знания о Сансаре как части мироздания (круговороте в пространстве и времени), а также – о мировоззрении человека, несущего в себе эти понимания о мироздании и определяющего своё место в нём, и т.д., и т.д.

Сложный раздел философии, к тому же, как написано в интернете, имеющий многие подводные камни, в смысле - возможности, и даже лёгкости, – для сбивчивости человека с правильного пути… Ну, в общем, всё это учение рассчитано на постижение, скорее, молодыми умами, а не нами, уже почти прожившими свою жизнь. Поэтому, думаю, мне уже поздно глубоко погружаться в эти познания и размышления  (что я, в общем-то, и не собиралась, и не собираюсь ныне делать).

Но…  Привлекло моё внимание другое. Даже поразило отчасти. А именно: оказывается, сама того не зная,  – я очень близко подошла к этой древнеиндийской теме в своей небольшой статье, написанной несколько лет назад, и опубликованной здесь, на сайте, под названием «Всё от Бога». В ней я подошла поразительно близко к постулатам сансары, когда - собственным умом и интуицией - пыталась выяснить: в чём мы, люди, сами вольны в этой жизни, а чем обязаны только Богу и его Воле (Милости, как это называют люди осторожные, богобоязненные).

И как резюме, я написала тогда, что от Бога в нас - всё, кроме трёх вещей, которые он вручает воле самого человека. А именно:

1. Способность трудиться, чтобы выживать;
2. Способность справляться со скукой (по размышлении – я сравниваю это с библейским призывом не поддаваться унынию);
3. Способность поверить в иллюзорный Путь.

Это - когда человек сам понимает или не понимает эту иллюзорность, но всю жизнь послушно топает по нему, иллюзорному пути. (Кстати, иногда это мне хочется назвать ещё сублимацией, хотя – не знаю, будет ли это точным определением реального пути человека в этом мире?)

Но, замечу, что и при прочтении статьи о сансаре, слово «сублимация» нередко всплывали в моем мозгу как определение (или понимание) отдельных положений из этого учения.

Однако в связи с вышеизложенным  хочу сказать о другом. Думаю, что в своих заметках «Всё от Бога», и в том резюме из трёх пунктов – я скорее не ошиблась, а всё написала верно. Хотя есть один существенный нюанс. По пункту третьему.  Касается он именно иллюзорности Пути.

Иллюзорность-то – иллюзорность:  да, права здесь, т.к. всякая жизнь заканчивается лишь смертью, а значит – в итоге – она бесцельна, бессмысленна. Что она даёт самому человеку, носителю этой временной жизни? Очень немногое, разве что способность оставить после себя такого же бессмысленного наследника, как сам,  и всё.

Но вот я задумываюсь о другом: а ведь есть люди, способные в нынешней реальности, например, создавать нечто такое, что может разрушать сам этот мир? Разрушать материальное, духовное, живое и неживое, влиять даже на непостижимое космическое?..  Так иллюзорен ли путь этих людей? Или он – сродни Божескому? Он – вопреки создающему и творящему?

Так перед  моими глазами замаячил пример учёного-ядерщика Сахарова. Создателя водородной бомбы, который позже сам восстал против самого себя (прежнего) и своего создания (разрушительного оружия). И я поняла, что и это тоже – из области Сансары, древнеиндийских учений.

Сахаров, кажется, понял, что он и его коллеги «заигрались». Нарушили какие-то божественные законы. Вероятно, они пренебрегли этой самой «иллюзорностью» собственного человеческого пути и шагнули в область запретную для человека. Причём, встав на путь не созидания, а разрушения. Фактически, на путь антибога, т.е. беса, сатаны; античеловека, антиприроды, антиреальности.

Этот путь, в итоге, устрашил внезапно прозревшего учёного-физика, и он стал искать возможности «соскочить» с этой колеи разрушителя. Поняв, как думается мне, что подобное его творение – не просто эпизод в его судьбе, как и в земной судьбе планеты, а причисление лично его – навсегда к демонам мирового, космического уровня, несущим угрозу бытованию всего живого, мыслящего, чувствующего, и т.п.

А прозревшему человеку очень тяжело нести в себе этот груз понимания и не противоборства сотворённому злу. Почему Сахаров и начал такую огромную, вселенскую, публичную борьбу против себя вчерашнего…

С другой стороны, эти примеры-аргументы привели меня к признанию правоты и других моих личных размышлений.

Когда-то давно я подпала под влияние английского поэта У.Блейка и его учителей в богоискательствах, которые утверждали, что бесовское – более живуче в этом мире, и именно оно является пружиной прогресса и продолжения рода людского, поскольку оно более крепко, более распространено среди простого человечества, следовательно, более жизнеспособно.

Страшные 90-е годы, когда на огромных пространствах России реально выживали хамы и подонки, тогда как честные и чистые миллионами вымирали, не приспособившись к новой реальности (кривды и бесчестия), помню, я дрогнула, и поддалась этой вышеизложенной мысли английского поэта: он прав. Так и есть, слабое уступает сильному, оно идёт на суицид, самоубийство даже, теряя способность бороться,  и т.д., и т.д.

А совсем недавно, неожиданно для себя, я в своих мыслях пришла к опровержению этого. Хотела записать, да не успела, а вот знакомство с сансарой, и этот пример с перерождением внутреннего мира учёного-ядерщика,  меня лишний раз  убеждают, что сатанинское не может быть двигателем прогресса никогда и ни в чём. Ни во внешнем мире, ни во внутреннем  самого человека (как порождения этого внешнего мира).

Сатанинское – антипод, пытающийся сбить с пути как человека, так и самого Бога, замыслившего эти пути человека. Как говорится, наверное, почему-то и для чего-то нужен подобный «искус» и самому великому Творцу Вселенной. Искус для вечного Поста Всевышнего…
20.03.2016.
В.Лефтерова


Рецензии