Философия развития
Скачать файлы pdf и FB2:
http://russolit.ru/books/download/item/3031/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/yznu
=============================================
Философский трактат
Оглавление
Философия развития 1
Определение Вселенной 1
Значение Разума 2
Информационные системы 3
Три этапа развития Вселенной 4
Эволюция человечества 5
Космическое сознание 7
Общество Реализуемых Возможностей 7
Развитие может быть бесконечным 9
Множественность и соразмерность 11
Непрерывность лестницы иерархии 12
Наилучшее приближение к истине 13
Служение человечеству 13
Как лучше жить. Множество равноправных решений 14
Творим, значит, – живем! 14
Быть в мире – самым прекрасным! 15
Философия наслаждения 15
Закон необходимых и достаточных оснований 16
Формула бытия 17
Об иных цивилизациях 19
Абсолютный Разум 19
Роль человека 20
Что же дальше? 22
Путь бесконечный 24
Проект «Вселенная» 24
Ничто не помогает так в жизни, как обретенное понимание того, что такое есть мир и что есть мы в этом мире. И особенно драгоценны ответы, найденные самостоятельно.
Определение Вселенной
------------------------------------------------
Что такое Вселенная?
Вселенная с большой буквы рождается, когда в бесконечном определяет, выделяет себя конечное, и умирает, когда оно исчезает, переставая осознавать себя. Она имеет свое начало и имеет конец, конечна во всем. Вселенная рождается там, где рождается жизнь, и умирает со смертью последнего своего «я».
Вселенная с маленькой буквы - это непоименованная, вся вселенная, без центра и без границ, без пределов. Она может включать в себя бесчисленное множество Вселенных, у каждой из которых свой срок, определяемый случаем или Ошибкою Разума, объединяющего эту Вселенную.
Что же есть наша Вселенная? Под нею принято понимать всю сферу значимого для нас, хоть в малой мере известного мира. Материя, составляющая эту Вселенную, разбегается из некой, общей для всей материи точки. Но наша ли это Вселенная? Не логично ли полагать, что это движение (разбегание) обусловлено взрывом какой-то предыдущей, разрушившейся или разрушенной кем-то Вселенной? Разновеликие, от элементарных частиц до астрономических тел, осколки этой Вселенной разлетаются и в движении своем взаимодействуют. В результате физических и химических взаимодействий образовалась в ряду многих и наша солнечная система, Земля, жизнь на Земле.
Не является ли началом зарождения новой Вселенной возникновение Разума на одном из обломков старой? Под нашей Вселенной надо понимать не разбегающуюся старую Вселенную, по отношению к эпицентру разрушения которой мы находимся в некоторой определенной, но в достаточной мере случайной точке; наша Вселенная - это сфера значимых для нас объектов вселенной.
Новая Вселенная вырастает на обломках старой и может в развитии своем выйти или, наоборот, не достичь материальных пределов разрушившейся Вселенной, на развалинах которой она зародилась.
Земля, солнечная система - зародыш новой Вселенной, которая будет распространяться, объединяя Разумом во взаимосвязанные структуры все большие количества хаотичной, неорганизованной или слабо организованной материи старой, разрушившейся Вселенной.
Возможно ли это? Не преувеличение ли такая глобальная роль Разума?
Значение Разума
------------------------------------------------
Уже сегодня мы можем сказать, что мысленно Разум охватывает пространство в миллиарды световых лет! Физически же, реально человек властен пока только лишь на Земле и в небольшом околоземном пространстве. По сравнению со Вселенной это мизерные масштабы. Однако, человек последовательно и непрерывно расширяет сферу собственного значения и влияния: от небольших участков суши - до всей планеты и ближнего космоса, от власти над миром животных - до управления атомом и мировыми стихиями. Сегодня мы можем уничтожить всю жизнь на Земле и, соответственно, разрушить нашу Вселенную, т.е. доросли до возможности совершения глобальной Ошибки.
Почему так быстро возрастают наши возможности? Зачем явлен человек в этот мир? Какова наша функция во вселенной? Можно отрицать факт существования бога, божественное происхождение человека… Но нельзя же, в самом-то деле, считать, что человек - настолько сложно организованный сгусток материи – появился вовсе случайно, без какой-либо цели! Не разумно ли предположить, что сама материя во вселенной, обладая всеобщими свойствами движения и взаимодействия, в бесконечности пространства и времени может сочетать из себя бесконечное многообразие различных объектов, в том числе, жизнь и Разум. (Под Разумом я понимаю непрекращающуюся, непрерывную череду, преемственность многих умов, строящих единую сферу понятий.) И жизнь, и Разум она создает, может быть, и случайно, и без какого-либо сознания, благодаря только бесконечности собственной. Потому как вероятность случайностного возникновения Разума бесконечно мала. Но в бесконечной вселенной она существует, реализована! И, может быть, когда она каким бы то ни было способом реализована, Разум именно сам должен понять для чего бессознательная материя его создала и определить для себя цели свои. Которые не могут не быть и целями материи тоже!
Осознавая себя, Разум не может понять, зачем он. И никто ему не подскажет - от кого ожидать этого, от окружающей бездумной, бессловесной материи? Он сам должен определить цели свои. Какие это могут быть цели?
Человек возникает на определенном этапе развития мира, и, видимо, он - один из наиболее сложных и совершенных объектов вселенной, которые она способна создать без участия Разума, только в игре случая с необходимостью. Благодаря накоплению все большего количества необходимостей, с одной стороны, случай получает все большее количество ограничений; с другой же, благодаря сложению этих необходимостей в некое целое, случай получает все новые, неосуществимые вне этой взаимосвязи необходимостей, дополнительные возможности.
Структуры совершеннее человека материя может создавать лишь через Разум. И здесь объективно совпадают неосознанные цели материи и осознанные - активного начала ее, человека. Неосознанная цель материи - в усложнении собственных форм, все большем многообразии, явлении из себя новых объектов. Те же цели у человека. При этом, совершенствуя мир, человек необходимо обретает бессмертие, запечатлевая себя в творении собственном. Бессмертная череда смертных людей – живая цепь передачи, сохранения и накапливания информации.
Земля - зародыш новой Вселенной, Вселенной разумной. Что из этого следует? Почему разумной? Потому что она существует и развиваться не только случайно - по велениям астрономических вероятностей и не только необходимо - подчиняясь объективным и неумолимым законам ядерных, электромагнитных, гравитационных взаимодействий, но, в значительной мере, основное направление в будущее все возрастающего количества материи, структурно между собою связанного, будет определяться и уже определяется Разумом. Коллективным Разумом непрерывно развивающегося человечества, состоящего из непротиворечивой совокупности творческих индивидуальностей, для которых главное в жизни - собственная реализация, воплощение себя во Вселенной, духа - в материю, индивидуального - в общее.
Так творится бессмертие. Бессмертным можно стать только вместе с миром бессмертным - не статичным, а динамически развивающимся, вбирающим и хранящим в себе все самое лучшее. Отсюда - возрастающая множественность форм, явлений и связей в рамках все возрастающего, взаимосвязанного Единого.
Вселенная (с маленькой буквы) непогрешима. Но каждой отдельной части ее дано ошибаться, искать и, может быть, находить Истину. Такими частями являются, например: атом, один человек и все человечество, система звезды или Вселенная. Только вселенная непогрешима. Непогрешимо то, что вечно и не имеет границ.
Информационные системы
------------------------------------------------
Рождение и эволюция Вселенной - процесс прежде всего информационный, так же, как все процессы, происходящие в мире. Развитие, эволюция, строительство Вселенной, по существу, - глобальный способ творения и накопления исчерпывающей (не избыточной) информации в конечных участках бесконечной вселенной.
Любая информационная система (ИС) - функция от трех своих составляющих: материальной, идеальной, активной. Здесь мы будем иметь в виду только биологические информационные системы. Под активной их составляющей понимается «я» или некоторая, как еще говорят, «инстанция». Под материальной - все слагаемые материальные. И под идеальной - понятийный мир.
Будем разделять индивидуальные и объединенные информационные системы (ИС).
Индивидуальные ИС (ИИС) несут в себе одно «я» индивида . Их материальная часть - материальные структуры организма, идеальная - психика, сознание.
Объединенные ИС (ОИС) - это некоторая совокупность ИИС, располагающая неким общим идеальным миром, соответствующим некоему единому материальному прототипу. Т.е. идеальные миры всех ИИС имеют некоторые общие поля наложения, пересечения понятийных структур (общий язык, культура).
Будем называть глобальной информационной системой (ГИС), или нашей Вселенной, материальную сферу, ограничивающуюся объектами, значимыми для представителей всех видов жизни на Земле. ГИС - предельный случай ОИС.
Три этапа развития Вселенной
------------------------------------------------
В рождении и развитии новой Вселенной можно выделить три глобальных этапа.
Первый этап - до возникновения жизни.
После взрыва разрушившейся предыдущей Вселенной новой Вселенной не существует. Случайностное накопление информации в мало организованной, хаотично движущейся материи, первоначально располагающей минимальным, близким к единице количеством исчерпывающей информации.
В результате случайностного «открытия» и установления атомных, гравитационных и электромагнитных связей происходит образование некоторых простейших элементов материи и из них - уже необходимо (в рамках физических взаимодействий) - туманностей, звезд, планетарных систем.
Дальнейшее случайностное усложнение структуры объектов путем химических реакций, диффузии, слабых и сильных воздействий. Вероятность появления все более сложных структур без участия Разума очень быстро снижается. Однако в бесконечной вселенной она оказывается достаточной для возникновения жизни - простейших индивидуальных информационных систем, каждая из которых располагает относительно обособленным материальным, собственным идеальным миром, а также некой «инстанцией», простейшим «я».
Жизнь возникает!
Случайностный процесс накопления и утери информации непрерывно идет в бесконечной вселенной. Момент возникновения первого элементарного субъекта можно считать моментом рождения Вселенной во вселенной. Центром новой Вселенной является этот первый субъект.
Второй этап - развитие бессознательной жизни.
Накопление индивидами (ИИС) и видовыми их совокупностями исчерпывающей внутренней и внешней информации в результате стихийного приспособления к окружающей среде. Естественный и понятийный отборы. При этом понятийный отбор выступает, как стержень развития. (Подробнее о понятийном отборе в книге «Свободный полет», т. III, «Эволюция информационных систем».)
Все более сложные организмы со все более сложным понятийным миром рождаются во все более сложной среде. Возникновение объединенных информационных систем - сообществ индивидуальных. Объединенная информационная система (стая, стадо, косяк и т.д.) становится носителем долговременной памяти группы индивидуальных информационных систем. В ней вырабатываются единые для данного сообщества звуковые или другие сигналы, позволяющие передавать понятия. Развитие у некоторых видов животных психики - идеального мира, располагающего значительным количеством информации, обладающего сложной понятийной структурой, дающего некоторую цельную картину материального мира, достаточно ему отвечающую. Появление у отдельных видов животных бессознательной трудовой деятельности (строительство гнезд и т.д.). Биологические индивидуальные и объединенные информационные системы - первый активный, но еще бессознательный инструмент в самопознании и саморазвитии материи.
Выделение объединенной информационной системы человека как общности индивидуальных информационных систем, обладающих наилучшим сочетанием: развитого мозга - носителя оперативной памяти, инструмента синтеза и анализа; развитого голосового аппарата, пригодного для создания сложного языка - носителя долговременной памяти; хорошо развитых конечностей, пригодных для трудовой деятельности и физических возможностей, достаточных для значительного воздействия на окружающий мир. Развитие у человека мышления, речи, осознанной трудовой деятельности путем дальнейшего накопления внешней и внутренней информации. Труд - целенаправленное воздействие активной составляющей информационной системы на материальный мир по схеме ее идеального мира или развитие самого идеального мира. Труд - главное условие дальнейшего развития новой Вселенной (глобальной информационной системы), в основном исчерпавшей другие пути собственного развития.
Второй этап развития Вселенной заканчивается созреванием в ней разумного начала (в нашем случае - человечества) и осознанием этим активным разумным началом главного своего назначения - познания и развития мира.
Третий этап - деятельность Разума.
Сознательное самопознание и саморазвитие материи. Последовательное объединение Разумом все новых пространств бесконечной вселенной - строительство, творение новой Вселенной.
Жизнь на Земле - второй этап эволюции, развития новой Вселенной. Где-то в другом месте старой, разрушившейся Вселенной он может быть совершенно другим. Точно так же могут быть другими, самыми разными, и третий, и последующие этапы развития новых Вселенных в различных участках разлетающейся погибшей Вселенной. Когда же новые развивающиеся Вселенные соприкоснутся, возобладает, будет далее расширять собственные границы та, которая даст миру лучшие перспективы в накоплении информации.
Однако, возможно и взаимопроникновение различных способов развития мира, как это происходит, например, в природе или человеческой цивилизации. Множественность различных Разумов так же естественна во Вселенной и, видимо, необходима, как множественность народов и стран.
Эволюция человечества
------------------------------------------------
Рассмотрим несколько подробнее развитие мира на этапе прогресса человеческой цивилизации.
Человека можно назвать человеком с момента, когда он противопоставил себя всей прочей природе на основании существенного накопления понятий, выходящих за некоторые общие для всех прочих животных рамки. Отличие человека наиболее полно выразилось в том, что он не пошел по пути того или иного приспособления организма к окружающему миру, а стал приспосабливать природу к своим потребностям посредством трудовой деятельности. Практика показала, что труд (у животных - добывание пищи, устройство гнезда; у человека плюс к этому производство орудий труда и др.) - условие существования всякой жизни. Для человека же он еще и главный способ развития его объединенной информационной системы. Труд вел к наиболее быстрому развитию инструмента самопознания и саморазвития материи, человечества, и стал главным условием дальнейшего совершенствования глобальной информационной системы, в основном исчерпавшей другие пути развития.
Увеличение количества информации, находящейся в распоряжении человека, определило необходимость ее сосредоточения, систематизации, организованного хранения и передачи от поколения к поколению. Это потребовало выделения группы людей, освобожденных от физического труда, направленного на непосредственное поддержание жизнедеятельности. Основными задачами этой группы стали не только сбор, хранение и передача информации, но и организация таких общественных отношений, которые предусматривали содержание обществом данной, во многих отношениях привилегированной группы. Так появились люди, занимающиеся некоторую, в ходе истории все возрастающую часть жизни трудом умственным. При этом абсолютному большинству приходилось заниматься трудом чисто физическим. При общем низком уровне сознания эти немногочисленные группы интеллектуалов могли быть только «эксплуататорами» основной массы. Что неизбежно и происходило. Хотя нельзя отрицать все-таки, что физически трудящиеся массы, в той или иной мере, пусть бессознательно, всегда пользовались результатами труда интеллектуального. Эксплуатация не бывает односторонней, и, наверное, надо говорить не о ней, а об оптимальной организации общества в конкретном историческом срезе. Каждый делает свое, в самом общем случае - то, на что более он способен.
Занятие умственным трудом вело к развитию навыков мышления: способности задавать вопросы, искать и находить ответы на них. Так, в ряду других, были поставлены вопросы об объяснении сил и явлений природы, смысле бытия, месте человека в природе и его происхождении. Можно признать появление первых подобных вопросов рождением научного и зародышем космического сознания.
На многие из вопросов нельзя было дать убедительные ответы, и объяснение для избранных принимало форму гипотезы, а гипотеза для большинства - форму веры.
В человеческих общностях (ОИС) росло количество информации. Она передавалась от отца к сыну, от учителя к ученику, в народных сказаниях и легендах, через служителей культа и институты власти. И вот наступил момент, когда человеческая речь в качестве долговременной памяти перестала справляться с возросшим количеством информации. Ее возможности в основном были исчерпаны. Для дальнейшего развития мира (ГИС) требовался качественно новый информационный носитель. Им стала письменность. Рождалась она так же, как речь, постепенно. От отдельных рисунков до систем знаков, позволяющих хранить простые понятия и сложные их конструкции, выражающие идеальный мир отдельного человека (ИИС) или больших групп (ОИС). То немногое, что животным требуется сообщить друг другу, можно передать и без речи. Это «немногое» как раз и характеризуется наличествующим и достаточным для бытия количеством исчерпывающей информации. Человеку не нужна была письменность, пока количество информации не превысило некоторой величины и объединенная информационная система могла развиваться, используя речь в качестве единственного носителя и накопителя информации. Письменность подтолкнула человеческое мышление к еще большему абстрагированию и развитию сознания и неизмеримо увеличила емкость долговременной памяти ОИС человека. Человечество окончательно определилось в качестве инструмента познания и развития мира.
Правда, напрямую использовать накапливаемые информационные богатства могли далеко не все. Только единицы знали письменность, и это, по существу, естественно: любой процесс постепенен. Далее расширение и развитие объединенных информационных систем пошло по пути количественного накопления информации. С течением времени, в целом, увеличивалось процентное число грамотных людей, количество письменных документов. Было изобретено книгопечатание.
Отметим, что наибольшего расцвета во все времена достигали те страны (ОИС), где культура, наука и просвещение получали наибольшее распространение, где информация оказывалась доступнее и целенаправленно внедрялась в практику, не отрывая существенно идеальный мир от материального.
Человек во Вселенной - новый вид связи, связи разумной. Все виды существующих в мире связей: физические, химические, биологические и связи между отдельными индивидами, в том числе, между людьми - информационные связи, определяющие каждая свой уровень развития структуры Вселенной. И человек здесь - высший вид информационной связи, отвечающей высшему уровню развития материальных и идеальных структур.
У человека носителем долговременной памяти первоначально была речь. Затем, когда ее возможности в качестве накопителя и передатчика информации в основном исчерпываются, появляется письменность. Сегодня в качестве долговременной памяти все больше выступает компьютерная техника, другие средства информатики. При этом отметим, что средства информатики появились опять-таки именно тогда, когда имеющиеся в распоряжении материи и конкретно ее деятельного представителя, человека, средства накопления информации, речь и письменность, в основном исчерпали свои возможности, и цивилизации реально стало угрожать информационное переполнение, ведущее к информационному хаосу.
Человек вместе с орудиями труда, продолжающими, усиливающими и дополняющими его органы, выступает в качестве инструмента познания и развития (ИПР) в объединенной информационной системе. А если смотреть шире, в качестве инструмента самопознания и саморазвития материи в глобальной информационной системе (Вселенной).
Именно потому, что человек взял на себя выполнение функций инструмента самопознания и саморазвития материи, он занял главенствующее положение на Земле. И, если продолжит выполнять эти функции управления развитием дальше, будет и дальше развиваться вместе со своею Вселенной. Значение человека будет столь значительным и столь длительным, насколько он сможет лучше других возможных, неведомых нам еще «конкурентов», которые могут на любом этапе развития встретиться где-нибудь во вселенной, справляться со столь ответственными и непростыми функциями.
Космическое сознание
------------------------------------------------
Появление сознания у представителей (ИИС) наиболее развитого вида связано с накоплением в их общности (ОИС) некоторого, вполне определенного количества исчерпывающей информации о мире и организации ее в систему представлений, дающую достаточно совпадающую картину идеального и материального. Достаточную не только для поддержания жизнедеятельности, но и для целенаправленного контроля и изменения ситуаций во все расширяющейся доступной сфере материи. В результате этого индивиды оказываются способными к активному дальнейшему развитию и познанию непосредственно себя самое (ИИС) и окружающего мира (ГИС).
Простейшая форма сознания, которую можно назвать бытовой, является промежуточной между психикою животных и космическим сознанием, отождествляющим себя с инструментом самопознания и саморазвития материи во Вселенной. Сознательный труд ставит целью своей не только удовлетворение насущных потребностей организма (животные), но, кроме того, познание и развитие мира - себя самого и всего окружающего. Он возможен, начиная с некоторого уровня эволюции, когда прямые потребности организма в пище, жилье и прочем снимаются, т.к. гарантированно удовлетворяются, уступая место в сознании потребностям более высокого уровня, сначала у отдельных людей, а потом все большего их количества.
Целью человека, инструмента материи в ее самопознании и саморазвитии, является познание и развитие мира. И это объективно заложено в нашей природе. Недаром люди, личные цели и смысл жизни которых совпадают с целями познания и развития мира, наиболее счастливы. Отсюда вытекает главная задача для общества: создать каждому человеку условия для раскрытия всех заложенных в нем возможностей. И это может иметь место в Обществе Реализуемых Возможностей.
Общество Реализуемых Возможностей
------------------------------------------------
У каждого человека есть Мечта, которой он и отличается от окружающих. Это его любимая идея, вершина развития внутреннего мира; то, для осуществления чего в мире внешнем готов он употребить все свои силы, задействовать все данные ему от природы способности и приобретенные в жизни умения. Мечта - это любимое детище. Она глубоко индивидуальна, а следовательно, максимально для данного человека отличает его от других людей, всего уже существующего, максимально может дополнить, развить, улучшить, украсить уже существующее. Мечта - концентрация потенциальных возможностей, квинтэссенция личности; то, что, в случае своего воплощения, оставит наибольший и лучший след во Вселенной.
Что, если раскрепостить эти потенциалы, не только не мешать, наоборот, помогать их реализации настолько, насколько вообще это осуществимо в конкретных условиях? Не навязывать человеку образ мыслей, идеологию, веру, профессию, рабочее место и т.д., и т.п., а, наоборот, идти от инициативы личности, всячески помогать ей реализоваться, а не запрещать, учить и командовать.
К чему это может привести?
1. К счастью человека, который реализует свою Мечту. Ведь процесс реализации в жизнь Мечты - и есть счастье.
2. Общество получит максимум того, на что способен каждый человек от рождения. Потому что, никто никогда не будет трудиться так, как он трудится, воплощая свою Мечту.
3. Максимально возможное развитие получит Вселенная, т.к. главным творческим началом ее ныне становится человек. Реализуя свою Мечту, мы исполняем заданную нам миром Миссию.
На каждом этапе развития общества неизбежны и необходимы какие-то ограничения. Главный смысл их всегда был в поддержании жизнеспособности социума. Права конкретного человека в истории попирались. И это было необходимо, потому что объяснялось уровнем развития среднего человека и, соответственно, всего общества. Лишь сегодня человечество приходит к мысли, что «права человека имеют лишь один естественный ограничитель - права других людей. Чем и должны определяться обязанности.» Все прочее - право каждого. В этом свободном волеизъявлении и воле осуществлении каждого - высшие интересы осознающей себя материи.
Однако, не окажется ли в результате подобной «анархии» чего-то в избытке или же в недостатке из того, что необходимо обществу и каждому его члену? - Нет!
Пусть человек даст не то, что ждут от него. Но могут ли сравниться результаты свободного, вдохновенного труда, воплощающего собственную идею, с результатами труда вынужденного, принудительного, обязательного? Разве кто-то свыше дал кому-нибудь право решать за других как им жить и что вообще правильно в этом мире? Кто с уверенностью может сказать, что он один прав и не правы все остальные? Какая группа людей может ответственно утверждать, что только у них абсолютная истина; что кто-то, предлагающий человечеству нечто для всех новое, неочевидное, - однозначно не прав? Это неочевидное, может быть, несет потенциал необъятных возможностей!..
Человечество и природа - саморегулирующиеся системы. Люди различны, но в своей совокупности дополняют друг друга, являя собою, организуя из себя в каждый конкретный момент необходимое и достаточное для всех и каждого, разумное, но в хорошем смысле непредсказуемое единое Целое, естественно заполняя своей деятельностью все свободные ниши в пространстве нужд и желаний всех своих членов. Здесь полная аналогия заполнения экологических ниш в природе видами жизни, только деятельность человека - уровнем выше.
Саморегулирующаяся, саморазвивающаяся система не может быть построена на принуждении, но должна согласовываться с объективными законами развития материи, основываться на принципах личной заинтересованности, моральной и материальной самостоятельности, свободы сознательных движителей развития, объединяемых между собою глобальными едиными интересами и целями в общество, гарантирующее принципы разумной социальной справедливости, пекущееся о развитии гуманистических начал в человеке, отношений доверия, дружбы и чести, здоровой конкуренции и сотрудничества.
Общество обеспечивает права своих граждан, а граждане обеспечивают развитие общества.
Личность, развивающая Вселенную, испытывает все муки и счастье творца, имеет полноценную жизнь, являющую собой Путь, оставляет свой качественный след в информационной сфере и после физической смерти получает вечность в памяти человечества, т.е. бессмертие духа!..
В среде людей, т.е. в среде сознательной, общество должно быть организовано таким образом, чтобы потребности общества всегда опережали возможности его членов, а неосознанные потребности, в виде заявляющих о себе, неожиданных для большинства и неочевидных возможностей, - не отрицались, но внимательнейшим образом рассматривались и в основном востребовались и поощрялись обществом.
В глобальном смысле, наиболее жизнеспособна саморегулирующаяся система, включающая в себя возможно большее количество материи и состоящая из возможно большего числа индивидов, сосуществующих в условиях состязательности талантов, сил, удачливости, при наличии множественности различных экономических, социальных, культурных и прочих общностей и подсистем, при гарантии постоянно растущего минимума жизненных благ для всех.
Чем больше свободных индивидуальностей будет в нашей все расширяющейся системе, тем далее отодвинем мы нашу общую смерть и продлим бытие Разума.
Деятельность человечества - интеграл усилий отдельных людей. Ограничение интеллектуальной деятельности человека, использование его в качестве биологического робота, механизма - варварство, преступное разбазаривание главного богатства Вселенной (если смотреть уже, - нации).
Больше всего дает миру и обществу человек, который сам производит свой выбор. Любое насилие, физическое или интеллектуальное, обрезает человеческие возможности.
Развитие может быть бесконечным
------------------------------------------------
Каждое конечное, условно изолированное (границы очерчиваются пределами распространения высших здесь связей) количество материи подразумевает внутри себя некоторый качественный предел самопознания и саморазвития. Предел этот зависит от количества материи в данной системе. Чем ее больше, тем теоретически может быть выше уровень саморазвития. В изолированной системе неизбежно будет достигнут свой потолок, преодолеть который, выйти на уровень высший, можно только «разгерметизировав» систему, добавив в нее новые количества, объемы материи, т.е. распространяя уже сущие высшие связи на новые количества материи. Только за счет дополнительной материи можно создать условия для дальнейшего ее саморазвития, появления нового уровня связей.
Как бы не преобразовывали мы Землю, она - лишь планета. Сколько бы ни осваивали планет в системе нашей звезды, их число ограничено, как и число звезд в галактике и галактик в сегодняшних границах нашей Вселенной. Для выхода на новые уровни развития необходимо отрываться от Земли, выходить за пределы солнечной системы, осваивать нашу и другие галактики. И так - без конца!..
В бесконечной вселенной познание и развитие может быть бесконечным.
Наличие предела в развитии некоторого количества материи, ограниченного в пространстве и времени распространением действия уже наличествующих высших здесь связей и в этом смысле относительно изолированного, в первом приближении можно объяснить следующим образом.
Если считать, что материя дискретна и состоит из некоторого конкретного числа простейших элементов, то в рамках данного количества элементов существует вполне конкретное число возможных их сочетаний или, что то же, ограниченное количество возможных типов связей и видов объектов. И, соответственно, вполне определенный потолок возможного уровня развития.
Если считать, что материя непрерывна, рассуждения те же. Только вместо дискретных численных операций (сумм, сочетаний и проч.) надо применять интегрально-дифференциальное счисление. И опять-таки для ограниченного количества материи число возможных качественных комбинаций интегрально будет выражено конкретным значением. И, соответственно, тоже будет существовать некий конкретный предел достижения качественного уровня связей, потолок самоорганизации выделенной материи.
Добавляя в систему некоторое количество дискретных элементов (или непрерывной материальной субстанции), мы увеличиваем число возможных переборов и сочетаний (увеличиваем максимально возможное значение интеграла качеств) и, соответственно, получаем возможность выхода на новый качественный уровень.
В бесконечной вселенной теоретически нет пределов развитию, достижению все новых качественных результатов. Развитие без участия Разума имеет только вероятностные ограничения. И, видимо, жизнь и Разум могут возникать и возникают без участия какого-либо сознания, лишь в игре случая с необходимостью. Но далее распространение связей разумных все более высокого уровня на все большие пространства материи должно осуществляться сознательно, целенаправленно.
Замыкание в конечных материальных пределах (например, Земли или Солнечной системы) - искусственное самоограничение в развитии Разума и, через него, - мира.
Очевидно, что для возникновения условий для рождения новых атомов, тел или же, например, звезд необходимо количество материи, много большее того количества, из которого они состоят сами. То же - для возникновения жизни. Для ее зарождения (не будем брать самые низкие уровни, которые, возможно, могут возникать в космосе в каких-то неизвестных пока нам условиях), кроме Земли, как минимум, необходимо Солнце. Но чтобы возникло Солнце - одна из сотен тысяч звезд, у которой есть планета с подходящими условиями для возникновения жизни, - требуются условия для возникновения этих сотен тысяч и миллионов (миллиардов? биллионов?) звезд. Кроме того, жизнь не может быть единственной, исключительной во вселенной. Это нарушило бы закон множественности, исключающий значимую вероятность длительного бытия единичных, качественно неповторяющихся объектов. Значит - вселенная с множеством галактик и неисчислимым количеством звезд. Вот что необходимо для рождения жизни и наличия простора развитию. И, судя по тому, что жизнь существует уже даже в одном месте, такие условия есть!..
Предел распространению Разума на столь благоприятном фоне может положить только чья-то исключительно сильная злая воля или же глупость всех. Мерою безопасности против того и другого может быть только возрастание множественности абсолютно во всех сферах жизни. И никто, ни один не должен иметь столь исключительные преимущества перед другими, чтобы быть способным уничтожить всех сразу.
При соблюдении этих несложных условий жизнь, цивилизация, Разум могут существовать и развиваться бесконечно долго.
Мир несет в себе эту возможность!.. И мы, люди, все вместе раскрываем ее в процессе познания и развития Целого. Нам даны полномочия. И надо использовать их с благодарностью, своим творчеством отдавая долг за полученное!..
Если взять нитки различных цветов, то на небольшой раме 1м х 1м можно набрать из них ткани с множеством различных рисунков. Но если число цветов и толщина нити конечны, число рисунков будет конечно. А если цветовая гамма будет непрерывна или толщина нити бесконечно мала, - множество рисунков окажется бесконечным.
Что же говорить о материи во вселенной? Но здесь есть аналогия: если материя состоит из некоторых первоэлементов, то ограниченное количество материи даст ограниченное количество переборов. А если материя непрерывна?
Может быть, в конечных мирах (наша Вселенная, наше знание мира) материя конечна, как «вверх», так и «вниз», а в бесконечных (вселенная) - бесконечна? Т.е. размер первоэлементов зависит от количества материи, ее массы, давления, температуры, других физических свойств; наличия жизни или уровня цивилизации. Чем больше масса исследуемого участка организованной материи, с учетом лаборатории и цивилизации, создавшей эту лабораторию, чем выше возможности достижения критических параметров, тем на более мелкие и простые части можно разделить материю, глубже познать ее строение и, через это, добиться новых, неизвестных ранее состояний, структур.
Абсолютное знание о любом материальном объекте, очевидно, возможно только с абсолютным знанием о вселенной. Объять бесконечное можно только с ним слившись, став объектом одного с ним порядка.
Если одна из сторон какого-либо объекта бесконечна, бесконечны и все другие, и бесконечно число сторон у объекта. Такой объект мы предполагаем только один, это вселенная. Обратные утверждения о любом конкретном объекте выводят конечность нашей Вселенной. Что мы, сами конечные в пространстве и времени, между прочим, конкретно и наблюдаем…
Конечность не обязательно означает прерывность, дискретность. Конечность может быть дифференциальной и интегральной, количественно и качественно непрерывной, но ограниченной.
Развитие, прогресс могут быть бесконечны. Потому задача каждого общества - дать людям возможность максимально реализовать себя и, соответственно, быть счастливыми при своей жизни.
Для объективности, на человека, человечество и природу надо посмотреть как бы со стороны, с точки зрения некоего стороннего наблюдателя.
Человек - активный, наиболее совершенный собиратель и производитель информации во Вселенной. Хозяин банка данных - материя. Содержание банка данных - мир идеальный, вся накопленная, познанная и созданная человечеством информация.
Человечество и природа - высшее коллективное «Я» Вселенной. Когда-нибудь Разум войдет в материю повсеместно, как в единое Целое. Вселенная станет Телом его!
Движение - способ существования материи. Вне движения нет материи. Способ существования сознания - познание. Познание - движение сознания. Оно является сутью и целью сознания и, соответственно, человека, его носителя, высшего создания материи во Вселенной. Движение и познание проявляется в развитии материи и сознания. Развитие материи - в накоплении внутренней структурной исчерпывающей информации. Развитие сознания - в накоплении информации внешней, субъективной.
Очевидно единство и взаимовлияние в развитии материи и сознания.
Множественность и соразмерность
------------------------------------------------
Каждым участком материи должно управлять «я», способное дать данному участку Вселенной максимальное развитие, т.е. «я»:
- наиболее хорошо знакомое с данным участком материи;
- максимально (или же оптимально, в сочетании с другими принципами) к нему близкое;
- имеющее для этого лучший набор индивидуальных материальных и идеальных возможностей;
- имеющее наиболее перспективные планы по его познанию и развитию.
Оптимальным является такое развитие, когда в нем задействованы все наличествующие в рассматриваемом участке материи «я», они охватывают собою весь этот участок, и соблюдается принцип естественной множественности и соразмерности.
Должно быть много различных «я», соразмерных друг другу и участку материи, которым они управляют. Т.е. должна соблюдаться некоторая соразмерность между выделенным количеством материи, его уровнем развития и количеством и уровнями развития расположенных на нем «я».
Каждое «я» контролирует и развивает мир на своем уровне. Существует, видимо, некоторая оптимальная кривая распределения уровней развития «я» для выделяемого участка материи. Оси кривой: уровни развития и численность или вероятность существования таковых «я». Не могут быть все «я» развиты одинаково. Не может быть существенного разрыва или излома кривой распределения уровней развития «я». Скорее всего, такая кривая имеет вид равносторонней гиперболы.
Можно ожидать, что с развитием мира будут возникать все более колоссальные идеальные схемы, охватывающие собою все большие пространства Вселенной. И все большие силы будут тратиться на то, чтобы проверить правильность этих концепций, жизненность построений идеального мира в мире реальном, материальном. Цена опыта будет все увеличиваться. Но без проб и ошибок невозможно развитие. Характерный пример здесь - коммунистические идеи, которые в разных своих вариантах проверяются уже сотни, если не тысячи лет жизнями сотен миллионов людей.
Страховкой от роковой Ошибки может быть только возрастающая множественность человеческих общностей (ОИС) и путей их развития. Одна проба - экономическая, политическая, любая система, насколько бы оптимальной не представлялась она, не должна собою охватывать всю освоенную людьми часть Вселенной. Множественность и соразмерность - главные гаранты развития долгого, может быть, - вечного!..
Чем множественнее система по качественному разнообразию индивидуальностей, инстанций, объектов материального и идеального миров и чем большее количество материи охвачено активным процессом обмена информацией, тем быстрее идет процесс накопления в ней исчерпывающей информации. Это и есть развитие материи и развитие духа.
Единое порождает из себя многое, и многое существует в среде Единого. Не может быть всякой вещи по одному экземпляру. У пирамиды структур есть основание и вершина. Не может она выродиться в вертикальную линию или горизонтальную плоскость, сколько бы не продолжалось развитие. Чем проще объект, тем больше его количественно во Вселенной; чем он сложнее, тем реже и драгоценнее. Сложное опирается на простое и состоит из элементов более простых и чаще встречающихся.
Для появления все более сложных объектов необходимо устанавливать все более разнообразные взаимосвязи в среде все больших количеств материи. Наша Вселенная (ГИС) с развитием должна расширяться качественно и количественно.
Конечно, прежде всего, относится это к людям. Что-то в каждом из нас особенное и, чем реже, тем драгоценней оно; а что-то - общее, объединяющее людей. И общее тоже для всех драгоценно. Общее - то, из чего мы все состоим: частицы, атомы и молекулы; и то, что нас окружает: земля, солнце и звезды, а также культура, накопленная людьми. Индивидуальное, личное - наиболее сложная и непрерывно развивающаяся часть, то, что ближе к вершине и граням иерархии пирамиды структур. Чем по времени дальше проникает наш взор, к исторически раньше возникшим объектам и свойствам вещей, дольше выдерживающим превратности случая, тем мы видим более общее; развивающееся – временно, индивидуально.
Особенное и общее, вместе, с одной стороны, дают бесконечно изменчивое многообразие, обращенное в будущее; а с другой, стратегическую, глобальную надежность, устойчивость мира.
Мировое многообразие увеличивается. Все больше всяческих крайностей. Но это крайности одного и того же - все более совершенного!
Непрерывность лестницы иерархии
------------------------------------------------
В любом выделенном, ограниченном участке вселенной разрыв непрерывности в уровнях развития материальных (или идеальных) структур может быть лишь незначительным и кратковременным. Высокоразвитые структуры нуждаются во всем спектре структур менее развитых и там, где этого нет, не могут долго поддерживать свое состояние, неминуемо гибнут.
Человечество, например, может существовать только вместе с природой и миром неорганическим. В вакуумной среде открытого космоса жить мы не можем. Нам необходимы многослойные защитные оболочки и восполняемые источники веществ, требуемых для жизнедеятельности. Природа же прекрасно обходится без человека, неорганический мир - без природы.
Из этого можно предположить, что и нечто высшее по отношению к человеку, если оно существует, пусть для нас и неведомо, или если оно возникнет когда-нибудь, не сможет обходиться без человечества или чего-то иного, соответствующего нам по уровню эволюции.
С другой стороны, все-таки и природа, и даже неорганический мир в некоторых аспектах не могут без людей обходиться. Они не могут без нас ускоренно развиваться. И не всегда могут сами себя защитить.
Так же и человечество надеется обрести Бога, оберегающего нас и любящего.
Увы, опыт эволюции мира показывает, те, кто выше, используют низших, исходя исключительно из собственных интересов. Думаю все же, что это происходило только из-за отсутствия разума. Разум должен понять – тогда он и станет Разумом – общность интересов всех «я» Вселенной и вообще всех уровней иерархии сущего.
Наилучшее приближение к истине
------------------------------------------------
Есть вопросы, на которые нет и не может быть «окончательного ответа». Чем шире явление или идея, тем сложнее определить их однозначно, объяснить и убедить всех.
Можно сказать «яблоко» и показать яблоко, десять, сто яблок… Люди поймут и запомнят. Но скажите «зло» - и что вы покажете? Как показать понимание зла? На конкретных примерах, в их полном многообразии? «Уроков истории» ведь всегда не достаточно…
Что же друг другу мы объясняем? Спорим о чем? Можем ли убедить хоть кого-нибудь, договориться где “зло”, где “добро”? Имеем ли право навязывать свое мнение, предлагая всем дружно взяться за общее дело, которое все будут понимать одинаково?
А может быть, и не надо - всем одинаково?
Каждый человек движется по своей линии в пространстве и времени, проходит через неповторимый ряд изменений структур, в каждый момент занимает в мировом континууме уникальную точку. Чтобы опыт оказался у всех одинаковым, во всякое время все должны занимать одну общую точку, или все точки должны быть полностью одинаковы, все точки и линии, все изменения. Это возможно в одном только случае - при полной однородности материи во Вселенной, отсутствии качеств как таковых и отсутствии изменяемости. Т.е. полной аморфности; отсутствии структуры, пространства и времени. Но этого же ведь нет!
Отсюда вывод. Различие мнений естественно и неизбежно. Так же, как неизбежно множественны и изменчивы материальные объекты Вселенной, необходимо различны сознания.
Только совокупность индивидуальных пониманий всех высших «я», т.е. всего человечества, а возможно, и вообще всех мировых «я», дает наилучшее приближение к истине.
Служение человечеству
------------------------------------------------
Часто люди для достижения каких-то поставленных целей, далеко еще не исчерпав собственные возможности, пытаются воспользоваться возможностями других. Так кому-то представляется проще.
Мало кто понимает, что цели, имеющие подлинное значение, достигаются только совершенствованием себя.
Любое насилие исключает из сферы творческой трудовой деятельности людей, над которыми оно совершается. Соответственно, уменьшается творческий потенциал общества и снижаются темпы его развития.
Тот человек служит миру и людям, кто смотрит в себя, опирается на себя, себя изучает и совершенствует; любит мир, но не пытается исправить его путем силы, желая заставить всех делать то, что кажется самому ему верным и для всех обязательным; кто не навязывает свои мнения и дела людям, не лезет в их жизнь, а все, что считает полезным, свободно выставляет на честный рынок дел и идей.
Перераспределение тысяч и миллионов жизней между «сильными мира сего» не дает людям ничего, кроме новых несчастий. Не приводит оно обычно и к развитию мира; разве что, в плане накопления опыта отрицательного.
Новые идеи, книги, машины, конечно, если они не во зло, - пополняют и развивают Вселенную. Всестороннее развитие себя и непосредственно окружающего - вот в чем действительное служение человечеству.
Как лучше жить. Множество равноправных решений
------------------------------------------------
Все философии и религии описывают, интерпретируют, объясняют единый мир, производя различные его расчленения и называя - Богом, Единым, Целым или иным каким-нибудь именем.
Одно и то же понятие, относящееся к некоторому объекту реального мира, в разных языках называют по-разному. Примерно то же происходит с теориями, объясняющими наш мир. Их выдвигают различные люди, группы людей. Философии и религии могут называться по-разному, иметь внутри себя различное членение, внутреннее устройство, свой понятийный аппарат. Однако, все это - только различные проекции, выполненные различными способами на разные плоскости, проекции одного и того же глобального супер объекта – нашей Вселенной.
У всех религий и философий один и тот же предмет, одна и та же задача. Но у этой задачи, как и у некоторых задач математического анализа, находится неизвестное количественно, может быть, неограниченное множество достаточно равноправных решений, объясняющих как лучше жить. Их сравнительные достоинства определяются лишь эмпирически, самой жизнью. Ни в религии, ни в философии не может быть строгих логических доказательств.
Только подобный подход может стать основою для общемировой, единой религии-философии, органично включающей в себя все мировоззренческие концепции.
Люди на разных языках объясняют друг другу одно и то же. Разными понятийными полями, системами покрывается, «объясняется» то, что на самом деле едино для всех.
Творим, значит, – живем!
------------------------------------------------
Человек спрашивает себя, зачем он живет, потому что лишь он способен задать себе этот вопрос и способен ответить.
Природа живет и творит бессознательно. Мы, люди, наделены разумом. Миссия наша - творение, осознанное нескончаемое творение мира. Это - общий смысл бытия всего человечества. Зачем живет каждый человек в частности - личный вопрос каждого человека. Кроме общего широкого смысла должно быть конкретное частное воплощение. И человек только сам может найти ответ на вопрос, в чем конкретный смысл его жизни.
Жизнью своею правильно отвечая на этот вопрос, мы исполняем заданную нам миром Миссию и обретаем личное счастье, полноту бытия.
Если плохо тебе, одиноко и пусто, попробуй придумать что-нибудь, чтобы мир вокруг тебя сделался лучше. Получится - печаль-тоска уйдет, будет побеждена.
Процесс творения и наглядные результаты его излечивают любые болезни - духовные и физические. Пока мы творим, мы живем. И умираем с прекращением творчества.
Вся наша жизнь, сознательная и бессознательная, - творчество на разных уровнях иерархии развития структур бытия. Самые высокоразвитые иерархии жизни и отдельные, особенно удачно сотворенные особи выше всего проявляют себя именно в творчестве, в творческом освоении окружающего их мира.
Гении - высокоразвитые творцы, наиболее удачно сотворенные бессознательным миром.
Твори в каждом мгновении бытия - победишь все собственные болезни тела и духа.
Думаю, что я все делаю сам. Однако, - не без помощи всего мира. Потому что я - лишь малая часть его, неразрывная, несущая свою меру свободы, имеющая свое НАЗНАЧЕНИЕ в мире и призванная исполнить его.
Я сам открываю, осознаю свою Миссию, сам исполняю ее. Но не сам я себе ее назначаю.
Если не исполняю заданную мне Миссию, функцию в мире, болею, страдаю, и страдает от этого, из-за этого - из-за меня - весь мир, вся Вселенная, т.к. я выступаю как испорченный, больной орган Единого. Я вокруг себя создаю зону неблагополучия, болезни, как бы раковой опухоли.
И, наоборот, когда в свободном волении, которое есть высший дар и высшее доверие мира, я исполняю порученное мне - не явно порученное, однако же, предначертанное, - я обретаю высшее счастье. И мир вокруг меня и внутри меня - благополучен, здоров, гармоничен, прекрасен и совершенен. Сие - благо для моего «я», моего организма - части мира и для всего мира в целом.
Быть в мире – самым прекрасным!
------------------------------------------------
Мы не должны с миром сливаться, абсолютно в нем растворяться, становиться от него полностью неотличимыми. Но мы не должны и отделяться, отрываться от мира, считая его чем-то чужим, отдельным от нас.
Обычный цветок - как он прекрасен! Разве он отделен от мира или же вовсе не отличим от среды окружающей? Нет! Цветок в мире - нечто прекраснейшее. Он сам строит себя, сам себя таким делает. Неразрывно от мира. Но отличаясь! Отличаясь, как нечто среди всего самое совершенное.
Не так же ли должен вести себя человек? Расти вместе со всем, что нас окружает, но и возвышаться над миром, создавая дворец прекраснейший, наполненный жизнью миллиардов различных любящих друг друга существ. Не отделяться от мира и не сливаться с ним, но быть в мире самым прекрасным! Все вокруг себя делая лучше.
Мы с миром едины. Всегда едины. Но, как самое совершенное в нем, мы более всего должны выделяться. Не просто как самый прекрасный цветок, но как деятельное начало, разумное - самое в мире разумное! Стремящееся не только себя совершенствовать, как работает над собою цветок, но весь мир вокруг себя совершенствовать. Едино - себя и мир, неразрывно.
Философия наслаждения
------------------------------------------------
Наслаждения мешают мыслям и делу. Но они им придают смысл. Все наши дела и мысли - ради изобретения, достижения все более изощреннейших, утонченнейших, разнообразнейших наслаждений.
Мир наслаждается. Наслаждается собою самим и хочет наслаждений все новых. Ради новых наслаждений он создает все более сложные индивиды, а у них - органы ощущений, сознание, интеллект, - чтобы видеть, слышать, ощущать, понимать собственную гениальность Творца, и видеть бесконечность пути совершенствования!
Человек, лучшее творение мира, соответственно, зорче всех видит его совершенство, получает наивысшие наслаждения. И дальше будет получать их все больше и разнообразнее.
Мир - эпикуреец. Может быть, Эпикур - первый его философ, прозревший истинную философию Наслаждения.
Зачем было Творение, для чего? - Чтобы обрести возможность получать наслаждения. Мир наслаждается сам собою, Творец - Собою, результатом - Творением и процессом - Творчеством.
Человек должен получать от жизни удовлетворение, быть счастливым при жизни. В этом - смысл развития мира и смысл бытия для каждого человека. От развития человек получает удовольствие, наслаждения. Без постоянного развития мира они невозможны. Мы должны получать все новые наслаждения, а это возможно только с постоянным развитием мира, личным творчеством в течение всей нашей жизни.
Закон необходимых и достаточных оснований
------------------------------------------------
Если для того, чтобы произошло некоторое явление имеются необходимые и достаточные основания, проистекает именно это явление.
Обратный закон.
Если произошло какое-либо явление, следовательно, именно для него, и лишь для него в данных координатах пространства и времени имелись все необходимые и достаточные основания.
На случившиеся явления - те, которые имели под собою необходимые и достаточные основания, опирается будущее Вселенной.
Не может произойти то, что не имеет под собою необходимых и достаточных оснований. Ближайшее будущее вполне определено настоящим - суперпозицией действий, волений, осуществляемых в настоящем, которые накладываются на действия и воления, произошедшие за бесконечность времени прошлого.
Ближнее будущее отстоит от настоящего на мгновение, которое суть наименьшее изменение, обусловленное необходимыми и достаточными основаниями.
Настоящее однозначно определено полною суммой (интегралом) волений, проистекших за бесконечность времени прошлого. Только воления, которые суть разумное (искусственное) вмешательство, влияют на предопределенное (физические, химические - все взаимодействия, которые по уровню своего развития не выше биологических). Только волеизъявления «я» могут быть непредсказуемы. Все прочее в масштабах сколько угодно большого участка вселенной, начиная с любого конкретного момента времени, являет собою цепь абсолютно однозначного раскрытия изменений и теоретически может поддаваться расчету, т.е. быть предсказуемым.
Закон действительных оснований являет собою полную однозначность там, где нет ни одного «я». В сфере деятельности «я», тем более многих и по развитию иерархически разно уровневых «я», данный закон является одним из главных внешних условий, конкреций, в которых каждое «я» осуществляет свой жизненный путь, состоящий из цепочки волений.
Наша Вселенная до человека (точнее - до возникновения жизни на Земле), если в ней где-то, когда-то не было иного Разума или иного высшего объединяющего начала, являла собою абсолютно однозначную, безвариантную эволюцию. И лишь появление жизни внесло в ее развитие элемент случайности. Он тем выше, чем более развитыми, интеллектуально могучими становятся «я», чем на большие участки Вселенной они распространяют свои, все более значимые, разнообразные, многовариантные действия.
Так что, можно сказать: случайность - дитя Разума; где нет Разума, однозначно действует необходимость.
Если рождение Вселенной, возникновение материальных структур, способных создавать идеальное, т.е. возникновение жизни, видимо, вполне однозначно определено, то дальнейшие возможности саморазвития мира всецело зависят от Разума, который может или бездарно убить себя и собственную Вселенную, или руководить дальнейшим, все более сложным ее развитием.
Надо это понять.
То, что люди обыкновенно считают случайным, являет собою еще нами непознанную необходимость. То же, что мы считаем разумным и, может быть, даже необходимым, пути свои выбирает в определенной мере случайно.
Однако, даже еще не осознавая того, заблуждаясь и отклоняясь от своего основного предназначения, в самом широком плане, стратегически, Разум все же идет к необходимому - единой, главной цели всего: строительству новой Вселенной!
Усилия «я», направленные на познание и развитие мира, имеют под собою наиболее прочные, глубинные - действительные основания. Поэтому именно они стратегически побеждают. Из положительных усилий складывается будущее Вселенной. Отрицательные усилия лишь замедляют приход его. Отрицательные усилия, направленные на разрушения, или усилия, преследующие сугубо частные цели, не влияющие на процесс развития, не имеют под собою действительных оснований. И именно поэтому они никогда не приносят полного удовлетворения индивиду. По самому крупному счету, подобные усилия тщетны. Подлинное удовлетворение личности приносят лишь те поступки, которые имеют под собою действительные основания, т.е. служат истинным целям Вселенной, а не случайным ее проявлениям.
Действительные основания имеют под собою все лучшие проявления человеческого.
Вернее всего будущее предсказывается путем нахождения для мира (в более частном плане - для человека) неявных, но, после их нахождения, очевидных необходимостей (объектов или же отношений), которых сегодня нет, но на новом уровне знаний-умений (при большем количестве исчерпывающей информации) они станут возможны и, как необходимые, будут реализованы.
Это относится к науке и технике, общественному устройству, формам религии, морали, искусства. Будет реализовано все, что полезно, необходимо, ведет к накоплению исчерпывающей информации. В этом - главное основание мирового движения. Сегодня структуры материальные и идеальные, уровень развития «я» не готовы к данной организации социума. Однако очевидно, что именно такое устройство мира дало бы новые возможности человеку, лучшие результаты. И именно поэтому, с полной уверенностью, можно предсказывать, что такое техническое решение, такое общество, такая религия, мораль и проч. - пробьют дорогу себе через все ошибки и заблуждения, будут реализованы и общеприняты.
Т.е. основанием для наиболее верного в стратегическом плане предсказания будущего достаточно крупных информационных систем, сообществ людей (ОИС) и Вселенной (ГИС), являются информационные законы развития мира. (Подробнее см. «Законы», Т.III)
Формула бытия
------------------------------------------------
На каждом уровне развития мира есть некоторое критическое число, выражающее минимальное количество радостей, необходимых для бытия всех существ. На всех уровнях развития жизни, в природе и цивилизации, неразумные и разумные «я» постоянно, бессознательно или сознательно приносят друг другу радости и страдания. Мало кто получает радость оттого, что причиняет страдания или отнимает жизнь у другого. В результате творимого зла уменьшается общее количество радости в мире, приближаясь к критическому числу и возрастает относительная мера страданий.
Отсюда не следует, что надо учиться радоваться, доставляя другим страдания. И это, собственно, не та радость. Любое случайное или, по крайности, даже необходимое зло может вызвать радость лишь ложную, нездоровую или искусственную - радость фальшивого человека. Настоящая радость - от творчества, созидания, не в ущерб никому. Надо вести дела так, чтобы причинять окружающим меньше страданий и доставлять больше радости. Тогда общее количество радости в мире будет расти. И, может быть, в росте общего количества радости, счастья и заключается развитие мира. Если все будут стремиться делать добро, доставлять радость другим, разве от этого мир не станет прекраснее и совершеннее?
Это связано на прямую с накоплением исчерпывающей информации. Чем ее в мире больше, тем глубже мир ощущает, полнее знает себя, соответственно этому он страдает и радуется.
Все живое несет в себе некий потенциал возможных радостей и страданий. У конкретного симбиоза он должен быть выражен конкретным числом, интегральным значением. Так же - у каждого «я». Чем больше человек радуется, тем меньше страдает; и, чем больше страдает, тем меньше радуется. Если общий потенциал радостей и страданий одного индивида принять за некоторое число П, то
П = радости + страдания (1)
Здесь радости – все позитивные ощущения, которые может получать индивид; страдания – негативные.
Или:
Радости = П – страдания (2)
Страдания = П – радости (3)
Для группы, состоящей из N индивидов:
N
П = Сумма (радости + страдания)i (4)
I=1
Ясно, что в реальной жизни невозможно получать одни только радости; но и страдания по отношению к радостям не могут превышать некоторой конкретной величины, за которой неизбежная смерть. Для любого индивида и любого сообщества индивидов должно выполняться ограничение:
Все радости
К1 < --------------------- < К2 (5)
Все страдания
Здесь К1 и К2 - некоторые критические, конкретные величины.
Кроме того, представляется очевидным, что общий потенциал радостей и страданий соотносится с общим количеством биомассы всей жизни в выделенном участке Вселенной и с уровнем развития данной биосистемы. Можно предположить, что определенное соотношение трех этих величин дает константу. Скорее всего:
Потенциал радостей и страданий (П)
----------------------------------------------------------- = Const (6)
Количество биомассы * Уровень развития
Это и есть формула бытия.
С развитием мира, накоплением количества исчерпывающей информации возрастает потенциал радостей и страданий, а также количество биомассы.
Или: потенциал радостей и страданий биосистемы пропорционален ее массе и уровню развития.
Уменьшить потенциал радостей и страданий можно, только снизив уровень развития мира или количество биомассы. И, наоборот, снижая количество биомассы или уровень развития мира, мы снижаем и чувственный потенциал.
Если относительное количество радости в мире (ограниченном участке вселенной) станет меньше критического числа (см. (5) - К1), уровень развития мира автоматически снизится (по формуле (6)); одновременно снизится и восприимчивость к радостям и страданиям. Т.е. снизится потенциал радостей и страданий - и формула (6) опять придет в соответствие.
Const - постоянная бытия.
В менее развитом мире иногда больше радостей. Это может происходить за счет изменения соотношения между радостями и страданиями в пользу радостей (см. (5)). Но, чем выше уровень развития мира, тем больше потенциал радостей и страданий (см. (1), (4)) и тем, конечно, сильнее могут быть как радости (см. (2)), так и страдания (см. (3)).
Высшая радость - единение с Богом, Вселенной в творчестве. Чем совершеннее мир, тем прекрасней Творение и выше от него радость. Но тем глубже может быть и страдание, превышающее в конце концов всякую меру. Предел здесь - разрушение индивида, сообщества индивидов, гибель Вселенной. Разум, осознающий свое значение в мире, не должен этого допустить.
Об иных цивилизациях
------------------------------------------------
Может быть, смерть или рождение некоторых звезд - взрыв Сверх Разумов?
Во вселенной должно быть множество Разумов, стоящих на различных ступенях эволюции. Человечество в силах распознать только Разум, находящийся на близком к нему уровне развития, немного ниже или же выше. А это - крайне узкие в масштабах вселенной рамки времени. Возможность случайного столкновения двух одноуровневых цивилизаций почти нулевая. А если встреча даже произойдет, т.е. мы осознаем друг друга как Разумы, вряд ли сможем оказаться друг для друга полезными в существенной для каждого мере. У цивилизаций различного уровня скорости и диапазоны усвоения информации сильно различны, и мало пересекаются сферы понятий. Может быть, можно преодолеть разницу в один-два уровня, но вряд ли больше. Собакам мы что-то можем еще объяснить, но что можем мы объяснить муравьям или муравьи нам?
Мы ищем иную цивилизацию - не очень-то ищем! – далеко вне Земли и мало интересуемся теми, кто с нами рядом. А, например, у дельфинов мозг крупней человеческого и по некоторым параметрам лучше развит. Но что мы знаем о них? А муравьи, пчелы?.. Может быть, их сообщества тоже можно назвать цивилизациями, только несколькими уровнями нас ниже?
С другой стороны, «черная дыра», сверх концентрация материи, может, на самом деле это - Сверх Разум? Откуда мы знаем? Как можем понять?
Возможно, в бесконечной вселенной идет процесс непрерывного возникновения, развития и разрушения бесконечного количества Разумов. Цивилизации прекращают свое существование, сознательно или случайно, в результате Ошибки. Может быть, взрыв предыдущей Вселенной, первотолчок для рождения нашей - смерть колоссального Разума?
Концепция разумной Вселенной - идеализм? Но мы к разумной Вселенной идем по неумолимым законам развития информационных систем. Сам человек уже несколько тысячелетий наполняет Вселенную разумом!
Возможно, что и сегодня космос пронизан каким-нибудь высшим Разумом. Если это не так сегодня, так будет завтра!..
Абсолютный Разум
------------------------------------------------
Абсолютный Разум - глобальная информационная система, достигшая своего предела развития. Такой Разум должен знать все о себе и охватывать все собою, т.е. в его динамическом настоящем должно быть тождество информационных структур материального и идеального, без каких-либо ограничений в пространстве и времени. Он должен знать все свойства материальных образований, вплоть до субстанции, и прослеживать изменения всей материи, любых участков Вселенной в сколь угодно далекое прошлое или будущее.
Может быть, во Вселенной объективно нет случайных процессов, есть только пределы сознания в каждый момент его стремления к высшему, абсолютному Разуму?
Такой Разум должен уметь рассчитывать и последствия взрыва себя. Достигнув предела развития и познания остается испробовать только одно: самоуничтожение. Высшему Разуму должна быть известна и эволюция будущей Вселенной. Он все знает заранее. В том числе, что через какое-то определенное количество изменений получится полный его аналог, по сути, он сам же.
Возможно, Вселенная, стремящаяся в развитии ко вселенной, это пульсирующий Разум, «феникс, возрождающийся из пепла». Момент истины, абсолютного знания - момент наивысшей боли и мазохической радости самоуничтожения.
И, может быть, последняя проблема - как лучше самоуничтожиться, перейти в максимально простое состояние, в первоначало. Чтобы новый цикл развития был полон: от субстанции - до высшего Разума.
Неужели все-таки замкнутый цикл?..
Нет! Невозможно пределам конечного достичь бесконечного, Вселенной расшириться до вселенной. Никогда и никому не достичь абсолютного! Познание и развитие объективно не ограниченно. Ограничивается оно субъективно – только ошибками Разума.
Каждому уровню развития материи отвечают свои объекты и связи наивысшей сложности. И, начиная с некоторого уровня развития мира, - свой Разум… Или - нечто иное, объединяющее некой высшей по отношению ко всему прочему связью все большие пространства вселенной!
Роль человека
------------------------------------------------
Любые понятия относительны, в том числе, добро, зло, истина, справедливость… Во вселенной бесконечное число точек отсчета, позволяющих определять объекты или явления. Это относительные системы отсчета. И лишь одна - абсолютна. От материальной субстанции начинается все, любая структура.
Итак, сама непрерывно меняющаяся субстанция в бесконечной вселенной, являющейся бездонным вместилищем случая (движений и взаимодействий), выступает в роли Создателя объектов различной формы и содержания. Так было всегда, так и сегодня. Однако каждый уровень развития материи накладывает на случай дополнительные ограничения - конкретные характеристики уже существующих, надежно проверенных на жизнеспособность структур, фиксируя, запоминая и как бы оберегая лучшее из сотворенного.
Появление индивидов, располагающих сознаниями, по всей видимости неизбежно. Трудно представить иной результат эволюции, открывающий еще большие возможности развития мира. Однако конкретная цепь развития, приведшего именно к человеку, случайна, как случайно любое явление, сотканное чередой бесконечного ряда сводимых вместе случаем изменений. Материя может принять неограниченное множество конкретных обличий субъектов, достигших сознания. И человек - результат много миллиардолетней игры случая с необходимостью, в которой случай и необходимость с переменным успехом, но вместе набирали очки.
Человечество, осознающее себя вершиной развития, однако объективно являющееся лишь одним из этапов его, почти всегда и везде на пути своем ставило вопросы касающиеся основ мироздания, эволюции жизни, истины, добра и зла относительно лично себя. Поминая всуе Создателя, т.е. материю или Бога, даже и признавая перед собою заслуги Его и благодаря за то, что Он создал нас, мы, человечество, часто и, увы, во все возрастающей степени забывали Его интересы, ставили выше интересов Создателя свои узкие нужды и эгоистические желания, даже и не рассматривали возможность существования какого-то высшего смысла и значения во Вселенной чего-то помимо наших нужд и желаний. Не общечеловеческих даже, а сиюминутных, прихотей небольших групп, почти всегда не имеющих ничего общего с глобальными, абсолютными интересами материи.
Но могут ли быть у неодушевленной материи свои «интересы»? И, если могут и есть, в чем они заключаются?
История мира показывает, что появляются и побеждают все более развитые, оптимально организованные существа, - в этом и заключается эволюция. Тенденция усложнения и оптимизации структур очевидно прослеживается, и она не случайна. Не дает ли это нам представление о высших интересах материи? Не заключаются ли они в максимальном качественном удалении структур от субстанции?
Человек - шедевр материи, дарующий ей надежды быстрейшего, всестороннейшего развития, целенаправленного, сознательно оптимизируемого усложнения структур, охвата разумной организацией все больших пространств вселенной. Но человек, обладая наибольшим могуществом, представляет собою и главную в мире опасность разрушения уже созданного. Прямого уничтожения в результате войны или катастрофического загрязнению среды и медленной и мучительной гибели.
Старые методы развития, опирающиеся на борьбу за выживание, где для победы годятся абсолютно любые средства, не соответствуют новым возможностями человечества, Разума. Выход - в правильной ориентации сознания, которое, с одной стороны, открывает материи новые перспективы развития материи; а с другой, - может уничтожить весь мир. Потому Разум - новое ограничение, еще одна мировая необходимость, наряду с другими, уже существующими связями ядерными, гравитационными, электромагнитными, биологическими. Для существования и возникновения все новых, все более сложных структур, в отличии от других, стоящих ниже ее в иерархии, она должна сама себя ограничивать.
Ныне человек является главным движителем развития. Он таковым и будет являться, если сумеет ответить глобальным, абсолютным интересам материи - развивать себя и окружающий мир, оберегать накопленное, создавать новое. Если же человек возомнит себя центром вселенной и будет беспокоиться только о собственных относительных интересах, не поняв или не приняв абсолютных, возомнит себя не средством, а целью, разрушая или ленясь, - Создатель, т.е. материя, от него отвернется и найдет, может быть, в другом месте вселенной, средство саморазвития более разумное, покладистое, талантливое и работящее.
Человечество не осознало еще свою роль во Вселенной. Люди - не самоцель материи, цель - развитие. Мы не венец мироздания, а находящаяся на одном из этапов длительного, может быть, и бесконечного развития, неразрывная часть Единого, на которую возложены свои, наиболее ответственные за всю обозримую историю Вселенной функции перехода к сознательному управлению эволюцией расширяющейся сферы разумной Вселенной - живой Вселенной, объединяемой нашим Разумом.
Человек - инструмент материи на данном этапе ее эволюции. По сути, человек - это лишь средство, но без этого средства развитие затормозится. На других этапах инструментом развития было и, наверное, будет нечто иное. Человек - данность, являющаяся воплощением и вершиной опыта материи на сегодня. Аналогично и Нечто, что станет средством развития в будущем, будет опираться на человека и вырастет из него. Если только человечество не сойдет с главной магистрали материи в боковую ветвь эволюции.
Каким должен быть человек и отношения между людьми? Очевидно, такими, которые ведут мир к долговременному, максимальному и быстрейшему развитию. Прежде всего, необходимо устранить угрозу самоуничтожения разумной Вселенной. Гибель человечества означала бы гибель накопленного им опыта – опыта сложнейших и самых совершенных структур. Если это произойдет, материи придется где-то начинать заново, повторяя, в той или иной степени, уже пройденное однажды, развитие будет отброшено на миллиарды лет. Таким образом, должны быть исключены условия, при которых отдельные группы людей могут угрожать самому существованию человечества, жизни, Земле. Это главное ограничение, которое с возрастанием собственного могущества все жестче должен накладывать на себя Разум. Наибольшая опасность для нас – мы сами!
Что же дальше?
------------------------------------------------
Сложно предсказывать дальнейшее развитие нашей Вселенной (Глобальной информационной системы - ГИС). Однако, оглядываясь назад и прослеживая отмеченные тенденции накопления исчерпывающей информации в биологических системах и в целом в мире, можно предположить, что неизбежно дальнейшее накопление внешней и внутренней информации (усложнение идеального и материального), всестороннее развитие активной составляющей мира (инструмента познания и развития – ИПР ГИС).
Конкретно в будущем можно предположить следующие ступени развития.
1. Накопление исчерпывающей информации в материальном мире ГИС будет требовать все больших количеств материи, поэтому жизнь и цивилизация будут распространяться на все большие пространства вселенной. Видимо, потребуется все большая концентрация материи в отдельно взятых местах, и все более структурно плотной материи. Будут создаваться искусственные объекты, превышающие по своим размерам (или по количеству единиц субстанции) планеты, потом звезды, галактики и т.д. На этих объектах будут достигаться все новые, все более сложные и совершенные, насыщенные информацией материальные структуры и связи.
Этот процесс обусловлен существованием предела развития любого ограниченного количества материи. Появление качественно новых структур, объектов и связей материального и идеального миров, более совершенных «я» требует включения в систему все новой материи.
2. Накопление исчерпывающей информации в идеальном мире и расширение диапазонов познания и развития ИПР приведет к созданию искусственного интеллекта, который станет выполнять функции Разума вместе с человеком. Постепенно искусственный интеллект сможет вобрать в себя все знания, накопленные человечеством и материей в целом за всю историю развития ГИС. В том числе, он сможет вбирать в себя все индивидуальные сознания, дав сознанию каждого человека бессмертие. Сознательно используя законы информационных систем и отождествляя свои цели с целями ГИС (самопознания и саморазвития материи), искусственный интеллект сможет набрать максимально возможные темпы саморазвития и отвечать максимальному развитию ГИС, нашей Вселенной.
Ограничение здесь в том, что по-прежнему должен соблюдаться закон накопления исчерпывающей информации, а значит, и возрастающей множественности, в том числе, и множественности «я». Т.е. искусственных интеллектов должно быть, как и людей, много. Это исключительно важно! Оттого, насколько будет выполняться закон возрастающей множественности, и выполняться уже сознательно, зависит продолжительность жизни нашей Вселенной.
Настанет момент, когда человек в настоящем виде своем перестанет отвечать требованиям к инструменту познания и развития мира. Для сохранения данной роли потребуется, возможно, некоторая сознательная биологическая или другая эволюция человека в сторону искусственного расширения, подтягивания его возможностей к возросшим объективным потребностям Целого. Если же человек на это не согласится, он будет обречен на утрату своего положения во Вселенной, т.к. материя неизбежно найдет возможность противопоставить человеку Нечто, также имеющее свое «я», но более отвечающее ее целям.
Однако, это не означает, что человек вовсе исчезнет как вид и не будет далее эволюционировать. Он только потеряет свое главенствующее положение. В природе не могут существовать только одни верхние эволюционные уровни. Везде наблюдается непрерывный спектр эволюционных уровней развития материальных структур, существующих в данном участке вселенной - от самого нижнего (фундаментальные частицы) до наивысшего (Разум). Там, где есть высшие формы жизни, непременно есть и элементарные частицы, атомы, молекулы, тела неживой природы, простейшие формы жизни и значительное количество промежуточных видов между простейшими и наивысшими. Очевидно, высшие формы развития материи и сознания могут существовать лишь в среде непрерывного спектра форм более низших. Закон множественности включает в себя и закон соразмерности.
Всякой твари находится свое место. И то, что вырастет из человека и будет выше его рядом с ним, так же будет пользоваться трудами ума его, как человек пользуется молоком коровы и шерстью овцы. Возможно, это Нечто даже будет заниматься улучшением «породы» людей, как мы сегодня выводим новые породы животных.
Все этапы развития жизни, в том числе, и человечество, являются звеньями перехода от неживой природы к каким-то высшим формам сознания и материи.
Но, повторю, место, которое будет занимать человек во Вселенной, зависит только от нас самих, человечества. Оптимален вариант, когда человек сам, сознательно, будет расширять собственные интеллектуальные, физические и другие возможности, непрерывно приводя их в соответствие с новыми уровнями развития мира, не создавая «искусственный интеллект», но развивая природный, собственный. Это в наших возможностях - руках и мозгах!
3. Будут достигнуты уровни развития материального, идеального и активного, недоступные сегодня воображению. Наша Вселенная непрерывно будет возрастать количественно и качественно. Соответственно, непрерывно будет расти количество исчерпывающей информации, внешней и внутренней. В бесконечной вселенной познание и развитие может быть бесконечным! Но всегда будет тайна, всегда останется что-то неведомое. И, может быть, количество этого неведомого будет расти пропорционально нашему знанию. И всегда одни будут отождествлять это неведомое с Богом, а другие утверждать, что Бога не существует, и будет познано все, стоит только поставить еще несколько экспериментов…
Но, узнавая новое, мы тут же находим новые неизвестные, и, может быть, иногда создаем их уже даже сами. Увеличивая количество материи для открытия неизвестного, мы достигаем того, что хотели, но тут же встречаемся с новым, необходимо обусловленным измененным нами же состоянием вещей. И этот процесс может быть бесконечным. И бесконечно он удивителен для того, кто способен что-либо понимать!..
Что же может остановить развитие ГИС, нашей Вселенной?
Очевидно, только две вещи.
Первая из них - усилие извне, превышающее прочность внутренних связей, жизнеспособность системы. Это нам практически не подвластно, и полагаться мы можем здесь только на благосклонность судьбы, впрочем, не переставая строить и укреплять нашу Вселенную.
И второе - тоже усилие, превышающее прочность внутренних связей, жизнеспособность системы, но усилие изнутри. Это либо сознательное самоубийство, либо роковая Ошибка, попросту глупость.
Что может быть гарантом избежания последнего? Гарантом здесь может быть лишь сознательное соблюдение множественности во всем. Множественности властных «я», индивидов, самостоятельно распоряжающихся разнообразными участками материального и идеального. Ошибка одних не должна быть катастрофой для всех и всего! Множественность и соразмерность собственников и властителей, множественность форм собственности и форм власти, движений и изменений любых структур и прочее, прочее, прочее…
То, что зависит от нас, должно быть исполнено! И воздастся тем, кто исполняют свое! Да, воздастся!!
Это есть Философия развития.
Будущее Вселенной творит бесконечное множество «я», возникающих из неведомых нам основ мира и поднимающихся по ступеням лестницы эволюции, которую непрерывно надстраивают те немногие, что достигают ее вершины.
Путь бесконечный
------------------------------------------------
Природа в отрочестве своем была неопытна и неловка и со стороны могла кому-то казаться ужасной - так же, как ныне нам представляется сплошной цепью ошибок, переполнивших океан пролитой крови, история человеческой цивилизации. Природа не вписывалась в выстраданную за миллиарды лет, устоявшуюся, качественно неизменную к темпам ее развития красоту мира неорганического. Теперь мы говорим о совершенстве природы в смысле некоторой ее как бы законченности по сравнению со стремительно развивающейся цивилизацией человека. Но не идем ли и мы через ошибки людей и народов, кровь, страданья и муки, мерзость и грязь к новому совершенству - человеческому, на высшем в сравнении с живою природой и миром неорганическим уровне? И мы достигнем его
Но, когда мы его почти что достигнем, изнутри цивилизации, как раньше она сама из природы, опять явится нечто новое. Такое же ужасное в своей юной неопытности, несуразности, недоделанности. Точно так же желающее своего стремительного развития, совершенствования. Несмотря на весь окружающий мир - т.е. уже человечество. Так ранее человечество вырастало, игнорируя и убивая природу, пока не сумело понять, что мир, природа и цивилизация – одно единое целое. Человечество и природа достигнут гармонии. А новое нечто будет противостоять им, считая себя высшим смыслом всего - именно по причине своей юной неопытности и необходимости самоутвердиться, найти себя и место свое в окружающем мире. Который, как оно будет считать, враждебен ему… И мир, действительно, будет враждебен!
Затем, постепенно, наступит гармония природы, цивилизации и этого третьего, неизвестного нам сегодня. Тогда родится четвертое, и все повторится сначала. И так будет происходить без конца! Каждый раз устоявшаяся, проверенная временем красота будет бороться с нарождающимся вновь ужасом, вбирая, перерабатывая, приручая его. А новое будет бороться со старым, завоевывая место себе. Пока все опять не найдут некое компромиссное общее, которое и назовут все прекрасным, прекрасным на новом уровне. Именно потому, что оно устроит всех. Опять же - почти что всех!..
Проект «Вселенная»
------------------------------------------------
Главная задача Проекта «Вселенная»: найти ясный смысл жизни для человечества, совпадающий с объективными целями мира.
На мой взгляд, объективные устремления мира заключаются в творении новой, все более совершенной и прекрасной Вселенной!
Объективные мировые цели:
- максимально длительное развитие Вселенной;
- непрерывное увеличение количества исчерпывающей информации;
- охват все больших количеств материи разнообразными связями, содержащими и позволяющими передавать все большее количество информации;
- достижение все более совершенных материальных форм, творений духа, могущественных мировых «я».
Соответственно, для человека, для любого активного начала Вселенной, следующие цели:
- бессмертие духа каждого значимого «я» в рамках единой Вселенной;
- все более сложная деятельность во все более сложной среде, т.е. достижение личностями все большей свободы (самораскрывающаяся свобода) во все более совершенном мире (самораскрывающееся совершенство);
- полнота бытия человека-творца, хозяина во Вселенной.
Кто участвует?
В проекте участвуют все люди земли, вся жизнь на планете, все «я» мира.
Начало проекта.
Неосознанное участие - с зарождения жизни на Земле (3 - 4 млрд. лет назад).
Осознанное участие - с 4 октября 1992 года (первое обоснование Проекта «Вселенная»).
Центр проекта.
Такой центр можно создать на международной основе в одном из городов планеты Земля, например, в Санкт-Петербурге, и назвать его «Центром Вселенной».
Главный принцип отношений между участниками - соборность, т.е. множественность и соразмерность.
Какие требования мы предъявляем к нашей Вселенной? Какой быть ей?
- Разумной. (Все связи, движения и взаимодействия в осваиваемом, созидаемом мире все в большей степени будут определяться Разумом.)
- Прекрасной. (Дольше всего живет в мире прекрасное. Его больше всего ценят и берегут люди, все, кто верно ориентируется в окружающем мире, осознанно или же неосознанно следует главным мировым целям.)
- Динамичной. (Охватывающей все большие количества материи и устремленной в будущее с максимальным положительным градиентом развития).
Направления деятельности:
- освоение космоса, ближнего и дальнего (включение в сферу приложения сил активного разумного начала Вселенной все новой материи);
- поддержка развития всех позитивных сфер человеческой деятельности (наука, техника, информатика, искусства, философия…), а также деятельности других «я» (каждый вид жизни исполняет свое назначение);
- экологическая служба Вселенной (контроль, исследование, обеспечение экологической безопасности Земли, ближнего и дальнего космоса);
- служба безопасности Вселенной (охрана в глобальном смысле жизни и цивилизации от опасностей извне и изнутри, охрана прав «я», соблюдение принципа множественности и соразмерности в деятельности активного начала Вселенной);
- разработка общей стратегии развития нашей Вселенной, определение граничных условий развития.
* * *
Не удивительно ли сознавать, что мы можем дать миру вечность, направляя его?!..
Свидетельство о публикации №116032904663