Сокровенная мелодия судьбы
Памяти танцовщицы Тамары Ханум (1993 г. - с черновика)
Нет не зря с весною вместе
Ты приходишь сны хранить,
И с тобой в любви и песне
Вечно юношей мне быть.
Ты мой стыд и откровенье,
И отвага суеты,
Ты – восторг, и ты сомненье
И загадка красоты.
Только музыка, как кони,
Вдаль - над пропастью годов
И ты тянешь мне ладони,
Как цветы в пять лепестков.
Не сравнить тебя с другими.
Всё живое власть твоя,
Лишь с собою ты сравнима,
Несравненная моя!
В чём тайна женского очарования? Оно в подспудном пути зерна, в первом глотке воздуха, в первом прикосновении к женской груди, в живительном вкусе молока и во всей уязвимой защищённости женского тела, в котором величественно смыкается извечный круг мироздания – огромный и маленький, как капля росы.
Каждый человек с рождения до смерти жаждет женского сочувствия: ребёнок тянет ручонки к маме; подросток бессонно рифмует ночной бред пробуждаемой мужественности, со стыдливым рассветом дней и прячет, прячет свои глаза от сияющих и ослепительных лиц, встреченных девушек. Мужчина целенаправленно и цепко, как пчела в цветок, впивает свою иссохшую душу в тайные женские чары. И имя этой извечной тяги – женственность и надежда. Смешно переводить вечные понятия человеческой природы на пустой язык лингвистических обозначений, если они не согреты подтверждаемой плотью событий – имя которой женственность и мужественность.
Улыбчивая, пытливая, с жадными и озорными очами маленькая девчушка с великим армянским генотипом стала звездой, вернее даже, сокровением узбекского народа – одного из могущественных представителей тюркского древа, и через это достоянием миллионов людей по всему миру.
В чём причина этого – ведь не только в родном узбекском языке и народе, который пробуждаясь от многовековой спячки, горячо поддерживал каждое новое па юной танцовщицы, привязанной всей своей аурой к родному Востоку.
Она сама, как творец, своей новообретаемой свободы, ни в одном своём движении не нарушила вечного освобождения людей, которые в неё верили, любили и в конце концов имеют, как миф и легенду.
А легенды и мифы Востока незыблемы и жестки. Даже великий – Амир Темур, разрушая чуждый и противный ему быт, сохранял святыни, сознавая, что они выше его мужественной судьбы. И имя этой великой слабости – Мужественность творца перед величественной женственностью жизни, ведь не зря у всех тюркских народов говорят – Великодушие выше справедливости.
И Тамара Ханум всей своей жизнелюбивой судьбой доказала это. Она одна из первых открыла прекрасный образ узбекской женщины. На её глазах и при её живейшем участии произошло становление и развитие всех основных этапов сценического узбекского искусства. Её концертные маршруты пролегали по всему Евразийскому континенту от Лондона до Дальнего Востока и Индии, от испанских песен до танцев Армении!
А какие прекрасные мужчины окружали её в самой юности, а какие знаменитые люди выражали ей своё восхищение: от Айседоры Дункан до Раджи Капура.
И это было заслуженно всей её подвижнической и героической судьбой.Одной из главных особенностей Тамары Ханум являлось то, что она никогда не танцевала ради внешнего и формального рисунка танца. Она жила в танце и порукой этому был и остаётся весь узбекский народ, уставший от обретённого постоянства и жаждущий великих просторов и движений собственной неутолённой мужественности.
Он и только он выпестовал и лелеял образ танцовщицы и певицы, который в конце концов взорвал границы событийного ряда.
Тамара Ханум стала Тамарой Ханум и грани её дарования простёрлись также далеко, как исторические дороги узбеков.
Узбеки подарили её миру, а она подарила и раскрыла узбекский характер всему мирозданию.
Она стала петь и танцевать, не фальшивя ни на йоту, танцы других народов мира с той же откровенной самоотдачей и величественностью национального самосознания, скрытого от чужих и фальшивых глаз. Любой свой танец она исполняла, как единственная женщина для единственного мужчины.
Поэтому она Тамара Ханум!
До самого последнего часа своей бурной судьбы она посвящалась жизни и только жизни, и её жизнелюбие не могла остановить даже смерть. Невозможно канонизировать и уложить на алтарь капризной человеческой памяти её восхитительное восхождение – от простой девчушки из ферганской долины до легендарной танцовщицы, которой рукоплескало пол - мира.
Тамара Ханум не вмещалась ни в какие границы, она всегда была чуть живее, чем прихотливые рамки событий. В пределах которой, и вершилась её прижизненная судьба.
Но и после смерти она не умерла, как творец, а осталась в своих танцах, костюмах и в душах людей, знавших её при жизни.
И посмертная чопорная слава, от которой отдаёт холодом и безлюдьем, ей не к лицу. Надо сохранить её такой, какой она и была при жизни: с одной стороны - живая легенда, окружённая всенародной славой, а с другой стороны – милая и очаровательная женщина, доступная любому человеку.
И, порой когда я вижу, как вскидываются изящные и трепетные руки молодых танцовщиц, блестят молодым задором их глаза, и в знакомых движениях танца взлетает в поднебесье одна из песен Тамары Ханум, я верю, что только прекрасное заслуживает вечного и только прекрасного; как у истины нет конечного пункта, а есть только вечное движение вперёд, и неостановимый процесс жизни наперекор мёртвым и отжившим догмам.
Слетает с деревьев за листьями птаха,
А с духа наш прах, как слезинка с лица,
И люди похожи на ноты аллаха,
Ведь всё мироздание во власти творца.
И с наших рождений дорогою вечной
Мелодия верно - нас к звёздам ведёт.
И мы незаметно с улыбкой беспечной
Подходим к закату и видим восход!
И каждого нашего дня пробуждения
Опять докажут, что мир не во зле.
И жизнь наша снова полна восхищения
От родинки солнца на синем крыле!
Свидетельство о публикации №116032808933