Порог одиночества. Вероника Тушнова

Вероника прижала ещё тёплую ладонь лейтенанта к своей щеке. Губы почти беззвучно прошептали:
– Прости, солдат!
Ускоряя шаг, она шла по длинному больничному коридору, всё сильнее и сильнее сжимая в карманах халата свои маленькие кулачки. Война давно научила её терпенью птицы, которая готовится в дальний перелёт.
– Да  когда же это всё закончится, – выбежав на лестничную площадку, закричала она в отчаянье.
– Как я устала молча ждать неминуемое!
Вероника зарыдала, как беззащитный ребёнок.
– Девушка, у Вас что-то случилось! –  коснувшись плеча, спросил раненый.
– Нет! Это я от радости. Получила письмо с фронта.
– Да-а-а… Это хорошо. Это хорошо, –  протянул он, закуривая «самокрутку».
У Вероники застучало в висках.
– Напиши  мне письмо, пожалуйста, вперёд на тысячу лет, – выдохнула она.

Вероника приехала в санаторий Васильевский к обеду и сразу же по приезду, окунулась в зимнюю сказку.
Такой красоты она не видела давно. Длинные ветви елей лениво покачивались от дуновения ветра, едва касаясь земли. Снег весело хрустел под ногами, словно приветствуя её в этом райском уголке под Казанью.
Ей на мгновение показалось, что всё пройдёт, всё растворится в мире кипящего леса,  наконец-то придёт счастье, у которого и берегов-то не видно.
За её столиком в ресторане сидела пожилая женщина, она медленно размешивала в стакане  сахар.
– Добрый день! Приятного аппетита! – бойко поприветствовала соседку Вероника.
– Здравствуйте! Спасибо! –  тихо ответила незнакомка.
– Я, Вероника, журналистка. Приехала сюда работать над очерком о Веронике Тушновой, – неожиданно для себя, выпалила она.
Женщина загадочно улыбнулась.
– Моя мать была с ней знакома,  – тихо добавила она.
–Вот эта удача! – вскрикнула журналистка. Вы не разрешите с Вами побеседовать в удобное для Вас время.
– Да, возможно, –  неопределённо сказала она.
Утром соседки за столом не оказалась. Официантка сказала, что ночью ей стало плохо, и её увезла скорая.
Из санатория она возвращалась электричкой. Ей невыносимо трудно было осознавать, что снова придётся перешагнуть порог своего одиночества и тоски. Она вспомнила о Нём и улыбнулась.
– Милый, если бы ты знал, как я тебя люблю, как всем сердцем желаю тебе добра…


2010

Биографическая справка

Родилась Вероника в семье учёного, профессора медицины Казанского университета Михаила Павловича Тушнова. Мать — Александра Георгиевна Постникова, выпускница Высших женских Бестужевских курсов в Москве.

В Казани семья жила в доме на Большой Казанской улице (ныне — Большая Красная), затем на улице Миславского. Летом — на Волге, в Шеланге. Память о родных волжских просторах всю жизнь питала творчество Вероники. Увлечения её детства и юности — животные и цветы.

В 1928 году окончила в Казани одну из лучших школ города — № 14 им. А. Н. Радищева с углублённым изучением иностранных языков, хорошо говорила по-английски и по-французски. Первым скоре семья переезжает в Ленинград, а затем в Москву.

В Казань она возвращается лишь с началом Великой Отечественной Войны - эвакуируется вместе с матерью и маленькой дочкой Наташей. Здесь она работает палатным врачом нейрохирургического госпиталя для раненных бойцов Красной Армии.

В личной жизни Вероники немало загадок. До сих пор биографы спорят - родилась она в 1915 или 1911 году. В ее жизни было 2 брака, оба распались... И сквозь всю жизнь она пронесла светлое восприятие мира и любви - в ее стихах!

Дебютным сборником стихов и поэм стала «Первая книга» (1945), вышедшая в издательстве «Молодая гвардия». Творчеством Тушновой был очарован знаменитый актёр Василий Качалов, который, по словам его биографа В. В. Виленкина, «зачитывал» домашних и гостей стихами Вероники.

Второй сборник Тушновой — «Пути-дороги» — вышел только через 9 лет после первого, в 1954. С наибольшей полнотой обострённое лирическое чувство поэтессы раскрылось в последние годы жизни в сборниках «Память сердца» (1958), «Сто часов счастья» (1965) и других, в которых она размышляет о высокой любви, о глубоких человеческих отношениях.

Наиболее известное стихотворение Тушновой, обессмертившее её имя — «Не отрекаются, любя» (написано в 1944). Романс на музыку Марка Минкова впервые прозвучал в 1976 году в спектакле Московского театра им. Пушкина, но суперхитом стал в 1977 году в исполнении Аллы Пугачёвой.


Рецензии