Спасибо Зинаиде Петровне за те самые -150- баксов

                «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Н. В. Гоголь    //    Зигмунду Мудвиновичу не посвящается


        ...остальным полуграмотным      _Балбесам_      здесь давно уже не место =)))))))


        Праздники – 27 Марта • Международный день виски (International Whiskey Day)

        Источник: https://kakoysegodnyaprazdnik.ru/baza/mart/27

а -День Театра- мы как всегда ПослеЗавтра отмечали // http://stihi.ru/2016/03/27/11304 *
а -День Театра- мы как всегда После Завтра отмечали / / http://stihi.ru/2016/03/27/4783 *

* Зинаида Петровна Троицкая (8 марта 1913, Москва — 1981, там же) — первая в СССР
женщина-машинист паровоза ... просто Зинаиды Петровны разные бывают —
полуграмотной гоп-психиатрической хабалке на заметку = ) ) ) ) ) ) ) ) )

... День Театра 27 марта 2023 года ... ну вот мы и в Лондоне ... to be continued *

... prosto я когда-то жил в доме 4/3 построенном в 1917 году

* на работе мы иногда ещё и работаем :-))


Праздники – 27 Марта • Международный день виски (International Whiskey Day)

Источник: https://kakoysegodnyaprazdnik.ru/baza/mart/27

            ... и спасибо Зинаиде Петровне за те самые 150 баксов

                — http://www.stihi.ru/2016/03/27/4783
                — http://www.stihi.ru/2016/07/22/9983

                ... просто каждому своё :-))

                Отпускайте идиотов и клоунов из своей
                жизни. Цирк должен гастролировать.

                Фаина РАНЕВСКАЯ


...21:52...          -46м-          ...22:38

...Стандарт плюс ...88.00р ...Маршрут: Москва Белорусская — Усово
(ежедневно)

                = кадр из фильма «Опасный метод» =

                = http://www.stihi.ru/2015/09/16/10352 +



                ... 17:23 ... новый телевизор LG OLED 55CX* отлично
                показывает ...надо только мебель в комнате обновить

                * давно уже пал смертью храбрых = ) ) ) ) ) ) )



...то-то Муся беспокоился ...а расписание электричек изменили на 1 минуту 

                               =http://www.stihi.ru/2017/12/20/11617=
                               =http://www.stihi.ru/2017/02/10/9351=

...21:52...          -46м-          ...22:38

...Стандарт плюс ...88.00р ...Маршрут: Москва Белорусская — Усово*
(ежедневно)

* вот там у Полины Степановны (старожилы наверное её помнят) мы 
и смотрели премьеру многосерийного фильма "17 мгновений весны" 


                Хорошая машина должна быть удобной, быстрой, надёжной и танком.

                = День ТАНКИСТА отмечаем вчера|сегодня|завтра =


...фото 6062 ...а я думала это цветы ...Кира Найтли ...Игра в имитацию ...фильм о том, как знаменитый английский
математик и логик Алан Тьюринг помогает взломать код Enigma во время Второй мировой войны ...20:44 ...да-да
именно эта сцена - пусть она будет нашим маленьким корпоративным секретом ...просто большое видится на
расстоянии ...а количество Серёж вообще не имеет значения <<>> http://stihi.ru/2017/10/07/8799 = ) ) ) ) ) ) )

... 22:15 ... порой люди которые из себя якобы ничего не представляют совершают удивительные
вещи ... 22:18 ... на стене висят часы тик так ... к/ф "Игра в имитацию" ... 22:22 ... можем ли мы
найти ключ и вставить в Кристофера ... 22:24 ... двойные агенты такие мерзавцы ... 22:26 ... не
ждите помощь от человека которому вы не нравитесь ... держите яблоки - привет Шерлоку
Холмсу / Бенедикту Камбербэтчу, а актрису кажется Кристина* Найтли зовут ... имена
актёров плохо помним ... 22:35 ... один (1) месяц или клянусь Богом вам конец ... 22:44 ...
хотите чаю ... нет спасибо ... могут ли машины думать как человек ... надо в записи на языке
оригинала посмотреть ... 22:46 ... игра в имитацию ... просто голос Бенедикта Кембербэтча можно
сквозь дубляж чуть-чуть расслышать -22:51- тогда из-за любви Германия только что проиграла
эту войну -кто бы мог подумать- и это единственное что надо знать по-немецки чтобы взло
мать Энигму ... 22:56 ... в мире только 5 (пять) человек которые знают расположение всех
немецких кораблей в Атлантике ... там мой брат ... мне очень жаль ... 23:01 ... никто не
должен знать что мы взломали Энигму ... 23:18 ... я могу идти, директор ... 22:18 ... на
стене висят часы тик так -- надо фильм ещё раз на языке оригинала посмотреть :-)))

... просто моя племянница попросила купить 0,5 л воды и 2 шоколадки, а Зинаиде •
Петровне & её клоунам отдельное спасибо << || >> http://stihi.ru/2016/03/27/4783

-prosto не всё объясняется гениталиями- Зигмуду Мудвиновичу на заметку :-)))

* нет, актрису зовут Кира Найтли -- просто имена актёров плохо помним :-)))

• хабалистая гоп-психиатрическая свинья - настоящее имя не запомнили :-)))


а -День Театра- мы как всегда ПослеЗавтра отмечали // http://stihi.ru/2016/03/27/11304 *
а -День Театра- мы как всегда После Завтра отмечали / / http://stihi.ru/2016/03/27/4783 *

* Зинаида Петровна Троицкая (8 марта 1913, Москва — 1981, там же) — первая в СССР
женщина-машинист паровоза ... просто Зинаиды Петровны разные бывают —
полуграмотной гоп-психиатрической хабалке на заметку = ) ) ) ) ) ) ) ) )

... День Театра 27 марта 2023 года ... ну вот мы и в Лондоне ... to be continued *

... prosto я когда-то жил в доме 4/3 построенном в 1917 году

* на работе мы иногда ещё и работаем :-))


Чапаевская дивизия ударилась в пьянство. На следующий день выходит из своей
палатки мрачный, неопохмелившийся Чапай, строит дивизию и грозно спрашивает:
- Так кто это вчера пьянствовал?
Молчание. Наконец выходит из строя смелый Петька и говорит:
- Я, Василий Иваныч.
Чапай ещё больше мрачнеет и снова спрашивает:
- Так кто вчера на ногах не держался? Кто бухал не в меру? Выйти из стоя!
Выходит из строя солдатик (ему терять было нечего, он и так под трибуналом был).
Чапай смотрит на них _мрачно_, что-то в уме прикидывает и говорит:
- Значит так. Я, Петька и вот этот солдатик сейчас пойдут в деревню похмеляться.
А остальным товарищ Фурманов прочтёт лекцию о вреде пьянства и алкоголизма.

-- анекдот из интернета << || >> http://stihi.ru/2016/01/26/11962 --

... а "спившийся Дон Кихот" просто вышел покурить = ) ) ) ) ) ) )


               ...просто свои обещания нужно выполнять )))))))

                           http://www.stihi.ru/2017/05/20/9292
                           http://www.stihi.ru/2015/09/19/9292


...просто*
у меня совсем нет музыкального слуха  //   http://www.stihi.ru/2016/03/19/10181

...40-летию группы "А" -и- Владимиру Николаевичу Зайцеву посвящается  -i-

...Владимир Николаевич Зайцев родился 19 марта 1948 года на Смоленщине

* просто такой у меня     =и=     моих любознательных друзей Family Business 


...а банде виртуально-анонимных хулиганов, которые всё никак свой гоооп-
психологический фонтан заткнуть не могут, на этот раз отдельное спасибо 

...не зря же Зинаида Петровна Пупкина так и не смогла отобрать у нас 

                                                 = http://www.stihi.ru/2013/03/17/5277 =

замечательные часы Casio за немаленькие по тем временам 150 баксов 

                                                 = http://www.stihi.ru/avtor/verdad = 

                             ...а в подарок наш главный эпиграф на испанском языке



11:45, 6 декабря 2017

Картину девочки в развратной позе отказались убирать из музея на фоне протестов

Фото:     Keith Bedford     /     Reuters      /      http://m.lenta.ru/news/2017/12/06/voyeurism/

                                                                               // http://www.stihi.ru/2013/04/04/7892


Метрополитен-музей в Нью-Йорке отказался убирать из экспозиции картину «Спящая Тереза» французского художника Бальтюса (Бальтазар Клоссовски) несмотря на протесты общественности. Об этом в среду, 6 декабря, сообщает The Guardian.

На полотне, написанном в 1938 году, изображена сидящая на стуле девочка с закрытыми глазами, её руки закинуты на голову, а левая нога согнута в коленке так, что видно нижнее белье.

Жительница Нью-Йорка Мия Меррил потребовала убрать картину, которая якобы «романтизирует вуайеризм и объективизацию детей». Меррил запустила онлайн-петицию с жалобой, которую подписали уже тысячи человек. Женщина подчеркнула, что такие полотна недопустимо выставлять в музеях в период, когда повсюду происходят секс-скандалы, связанные с домогательствами и изнасилованиями. Она предложила заменить работу Бальтюса на любую другую картину того же времени, написанную женщиной.

Представитель Метрополитен-музея Кен Вайн заявил, что такие конфликты позволяют поразмышлять о состоянии современной культуры. «Изобразительное искусство — одно из важнейших средств, которые мы используем для осмысления прошлого и настоящего», — подчеркнул он.

Бальтюс скончался в феврале 2001 года. Он был одним из немногих художников, чьи работы ещё при жизни попали в Лувр.


W                    ...стишок правда подзабыл   ...ну всякое в жизни бывает  )))))))

                                 **  = http://www.stihi.ru/2015/11/13/8686 +

                                                                                                                    = ДМБ-86 =

** а одну мою случайную знакомую поздравляю с ДР  )))))))



...про золотую лихорадку в Армении почитаю как-нибудь

                      http://lenta.ru/articles/2017/03/04/zoloto_liho/

в следующий раз ...просто не всё то золото что блестит )))))))

                       http://www.stihi.ru/2015/09/16/10352  -i-


                                                                                
                                                                                       Или не берись, или 
                                                                                       доводи до конца.

                                                                                       Овидий.

Морской пехоте посвящаю

Люше и Ване посвящаю

Брату      =посвящаю= 


                                          Завтра подует завтрашний ветер.

                                                                               японская пословица


                                                                                            некоторые мои стихи =э т о= истории в картин-

                                                                                         ках понятные только  моим  близким  друзьям

                                                                                      прошу  прощения  у  случайных  читателей  )))        
                                                                                                                                       

0:43    ...я люблю Лермонтова    ...русский романтизм до боли безысходен

Кира Найтли                к/ф "Джек Райан: Теория хаоса" 

Телеканал Че                         прямой эфир

http://www.stihi.ru/2014/07/15/2982


Только дурак нуждается в порядке  —  гений господствует над хаосом.  

                                                                            © Альберт Эйнштейн.


Альберт Эйнштейн (нем. Albert Einstein; 14 марта 1879, Ульм, Вюртемберг, Германия — 18 апреля 1955, Принстон, Нью-Джерси, США) — физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).

Wikipedia


...а полуграмотным балбесам здесь давно уже не место )))))))

http://www.stihi.ru/2016/03/27/4783
                                                       





             ...Зигмунд Фрейд    ===    мудак    ...а про Зинаиду Петровну

            * Пупкину даже слов подходящих подобрать не могу  )))))))






...и вообще за этот гопницкий свинарник* никто даже не извинился  )))))))

...хорошо что                я                в этом совершенно не нуждаюсь  (((((((



...и что-то вроде шутОООчной рецензии No. 1   ///   http://www.stihi.ru/2015/10/24/11261

...и что-то вроде шутОООчной рецензии No. 2   ///   http://www.stihi.ru/2016/05/23/9002



...вот с лёгкой руки этого полуграмотного мудвина каждый второй 
шизофреник      и      стал называть себя "психологом"   ...привет 
Зинаиде Петровне Пупкиной мы опять передавать не будем   

...нам это даже как-то                                    не с руки  )))))))



...11:39,     27 марта 2016   ...а это хорошая  -тема-  давно пора повышать народонаселение

            http://lenta.ru/news/2016/03/27/need_more_babies/  *

            *  ну просто каждый понимает всё в меру своей испорченности  )))))))

= этими мудрыми словами псевдотеории Фрейда объясняются более чем исчерпывающе =



...вот с лёгкой руки этого полуграмотного мудвина каждый второй
шизофреник      и      стал называть себя "психологом"   ...привет
Зинаиде Петровне Пупкиной мы опять передавать не будем   

...нам это даже как-то                не с руки  )))))))



                ...а Киру Кристину Найтли* поздравляю с Днём рождения

(англ. Keira Christina Knightley; род. 26 марта 1985, Теддингтон, Лондон, 

Англия) — британская актриса. Двукратная номинантка

                на премию «Оскар» (2006, 2015).
 
            http://www.stihi.ru/2016/03/26/5852

* она ведь Анну Каренину играла



...из познавательного цикла              ...ОБ  ИСТОРИИ ИСТИННОЙ  и  ЛОЖНОЙ

                -i-  http://www.stihi.ru/avtor/pryanik21&book=14#14  -i-

...надо будет ещё интервью с лингвистом поискать   ...если найду конечно

...всё-таки нашёл   //   https://lenta.ru/articles/2016/03/26/language/

09:00,   26 марта 2016

«В 90-е перестали стесняться неграмотности»

Лингвист Ксения Кнорре-Дмитриева о русском языке после перестройки



...особенно про          «упал-отжался»          позабавило  )))))))



...на высокое звание  ЛИНГВИСТ  я конечно же не претиндую   ...но как человеку

худо-бедно владеющему  двумя  иностранными языками на уровне синхронного

перевода мне этот      пассаж      было читать забавно  )))))))





...только что по телевизору любопытный 
сюжет про московский иняз показывали

http://echo.msk.ru/news/1735252-echo.html

...но в интернете нашёл только эту ссылку





...и ещё   ...откуда произошло выражение "ЯПОНСКИЙ ГОРОДОВОЙ" ?

СКАРЛЕТТ Мастер (1139),  Вопрос решён 5 лет назад



Ирина Рудерфер    Высший разум     5 лет назад

"Я-апонский городовой!.. " - восклицает человек, когда он настолько удивлён, что у него даже слов нет, чтобы выразить своё изумление.

Это восклицание родилось в конце ХIХ века, а именно в апреле 1891 года, когда цесаревич Николай, будущий царь Николай Второй, совершал путешествие по странам Востока. Путешествие носило развлекательный характер, цесаревич и его приятели веселились, как только могли. Их буйное веселье, нарушавшее восточные традиции, не слишком нравилось местным жителям, и, наконец, в японском городке Оцу местный полицейский, возмущённый бестактностью европейцев, бросился на цесаревича и ударил его саблей по голове. Сабля была в ножнах, так что Николай отделался лёгким испугом. Событие это имело значительный резонанс в России. Японский городовой, вместо того, чтобы обеспечивать безопасность людей, бросается на человека с саблей только за то, что тот слишком громко смеётся! Удивительные городовые в Японии! Конечно, этот незначительный казус давно забылся бы, если бы выражение "японский городовой" не оказалось также удачным эвфемизмом. Когда человек протяжно произносит первый звук, кажется, что он сейчас матерно выругается. Однако говорящий всего лишь поминает старый политический скандальчик, о котором, скорей всего, и слыхом не слыхал (Фразеологический словарь русского языка. Сост. А. А. Легостаев, С. В. Логинов. - Ростов н/Д, 2003.

Однако выражение "японский городовой" широко применялось в России начала XX в. и в другом значении.

В рассказе Николая Лейкина (1841—1906) «Случай в Киото» , опубликованном в журнале «Осколки» в 1905 году, герой рассказа, японский полицейский, ждёт распоряжения начальства, в то время как в реке тонет маленький ребёнок. По некоторым чертам в японском полицейском угадывается черты русского городового (сабля, которую японские полицейские никогда не носили; свисток; усы, которые почти не растут у японцев и т.п.) 

Поначалу рассказ был воспринят цензурой как сатира на японские порядки, которой были полны российские издания того периода (1904-1905 — русско-японская война) , уже использовавшие историческую фигуру «японского городового» Цуда Сандзо, совершившего покушение на жизнь будущего императора Николая в Японии.

Но после огромного успеха рассказа у публики, которой эзопов язык не помешал понять, против кого направлена сатира, рассказ был запрещён. Цензор Святковский докладывал: «Статья эта принадлежит к числу тех, в которых описываются уродливые общественные формы, являющиеся вследствие усиленного наблюдения полиции. По резкости преувеличения вреда от такого наблюдения статья не может быть дозволена» . Комитет определил «Статью к напечатанию не дозволять» .

В результате словосочетание «японский городовой» стало очень употребительным в названии проявления солдафонства, чиновничего произвола в России в начале ХХ века. Например, Леонид Андреев в 1916 году в письме Антоновой так характеризует одного из цензоров: «Что за пародия на человека, этот N! Это унтер Пришибеев наших дней, этот японский городовой» .

А вот еще обсуждение этимологии этого выражения, ловольно интересное:
http://www.gorodovoi.nev.ru/expl.shtml







-=-  да  про  мудвина  Фрейда  чуть  не  забыл  -=-





00:02,  27 марта 2016

«Все объясняется гениталиями»

Питер Гай о теории неврозов Зигмунда Фрейда



Человек социален, сексуален и смертен. Основатель теории психоанализа Зигмунд Фрейд создал концепцию психологии человека, которая сегодня используется при описании всех аспектов личности. При этом его постоянно ругали при жизни и горячо критикуют после смерти. Известный историк европейской культуры Питер Гай написал книгу о Фрейде-ученом и Фрейде-человеке. Она так и называется «Фрейд». На русском языке она выйдет на следующей неделе в издательстве «КоЛибри». «Лента.ру» публикует отрывок из жизнеописания знаменитого ученого.

Смерть отца, последовавшая в октябре 1896 года, дала Фрейду мощный импульс к превращению структуры, которую он начал создавать, в дело всей его жизни. Но перед тем как извлечь максимальную пользу из печальной утраты, он должен был исправить серьезный промах, который определял направление его мыслей в середине 90-х годов XIX столетия. Ему следовало избавиться от своей теории совращения — утверждения, что все неврозы являются результатом сексуального насилия над ребенком, совершенного братом, слугой или отцом. Эта теория совращения во всей ее бескомпромиссности выглядит совершенно неправдоподобной. Принять ее и восторгаться ею мог только такой фантазер, как Флисс. Удивительно не то, что Фрейд отверг эту идею, а то, что он сначала согласился с ней.

И все-таки сия теория его явно привлекала. Всю жизнь теоретическое мышление Фрейда бесплодно металось между сложностью и простотой — это, как мы уже убедились, хорошо видно по описанным им историям болезни. Признанием сложности он отдавал должное удивительной противоречивости человеческого опыта, намного более богатого, чем могли предположить психологи, изучающие только сознание (свое представление о сложности Фрейд воплотил в понятие «множественность причин», термин, впервые появившийся в 1895 году: симптомы, сны и другие продукты работы подсознания должны иметь несколько причин, обусловленных наследственностью и окружающей средой, предрасположенностью и травмами, и все они обычно сводят разнообразие импульсов и ощущений к обманчиво простым проявлениям — прим. автора). Одновременно Фрейд лелеял идеал простоты; целью своих научных исследований он считал сведение на первый взгляд разных психологических явлений к нескольким четко очерченным категориям. В своей клинической практике Фрейд наблюдал многое такое, что его венские коллеги находили неприличным и даже немыслимым: загадочные последствия гипноза, любовные заигрывания пациентов, снятие истерических симптомов разговорами, тайное действие сексуальности. В действительности он был готов поверить в вещи, еще более невероятные. Более того, в середине 90-х годов, все еще стремящийся к собственному вкладу в науку, который до сих пор ему не удавалось сделать, Фрейд мог приветствовать теорию совращения в качестве удачного обобщения, объясняющего ряд заболеваний как результат действий одного рода — кровосмесительного совращения или изнасилования.

С учетом идеи Фрейда, что неврастения в значительной степени обусловлена сексуальными проблемами, до признания теории совращения правдоподобной оставался маленький логический шаг. Тем не менее этот шаг дался ему непросто. Истинный буржуа, Фрейд принял данную теорию лишь после того, как преодолел сильное внутреннее сопротивление. Некоторые его учителя и коллеги, которыми он восхищался, — Шарко, Брейер и Рудольф Хробак, известный венский гинеколог, открыто намекали, что нервные заболевания всегда связаны, как выражался Брейер, с secrets d’alc;ve. Но Фрейд быстро «забыл» их мимолетные замечания или случаи из практики, которые они рассказывали в его присутствии. В начале 1886 года на приеме в клинике Шарко он случайно услышал, как тот со свойственной ему живостью рассуждает, что серьезное нервное заболевание молодой женщины связано с импотенцией ее мужа или его сексуальной неопытностью. В таких случаях, настаивал Шарко, все объясняется гениталиями: «Mais, dans des cas pareils c’est toujours la chose g;nitale, toujours… toujours… toujours» («Но в подобных случаях всегда все объясняется гениталиями, всегда… всегда… всегда» - фр.). Годом позже Хробак направил к Фрейду интересную пациентку. Она страдала от приступов на первый взгляд необъяснимого страха, и Хробак с необычным для себя цинизмом приписал эти приступы половому бессилию ее мужа. От ее болезни, сказал он Фрейду, поможет лишь одно средство, но это предписание супруг не в состоянии исполнить: «Penis normalis. Dosim repeatur!» («Пенис обыкновенный. Многократно!» - лат.).

Столь смелые суждения, основанные на опыте, но никоим образом не интегрированные в общепризнанные объяснения психических заболеваний, молча жили в памяти Фрейда приблизительно до 1893 года, когда он был готов включить их в теорию неврозов. Мы знаем, что в записке, которую Фрейд отправил Флиссу в феврале 1893-го, он кратко объявил о желании заявить и проверить свою теорию о том, что «неврастения на самом деле может быть исключительно сексуальным неврозом». Естественно, в историях болезни, включенных в «Исследование истерии», Фрейд намекал, иногда довольно туманно, что проблемы его пациентов имеют сексуальное происхождение.

Размышляя о роли памяти в формировании нервных болезней, Зигмунд Фрейд считал ответственными за них психическую или физическую травму, полученную человеком в раннем возрасте. Он быстро терял интерес к «текущим» неврозам — неврозам, вызванным сегодняшним, а не прошлым опытом. «Я уже открыл тебе великую клиническую тайну, устно или письменно? — спрашивал он Флисса в октябре 1895 года, когда все еще работал над своим проектом. — Истерия — следствие пережитого сексуального страха в досексуальный период. Невроз навязчивых состояний — следствие сексуального удовольствия в досексуальном возрасте, которое впоследствии трансформируется в упреки [самому себе]». К тому времени Фрейд уже был не удовлетворен расплывчатостью широких диагностических категорий, таких как неврастения, и начинал более точно классифицировать неврозы. Но его термин «досексуальный» указывает на то, что идея детской сексуальности еще не привлекла его внимание, хотя уже появилась на горизонте. «Досексуальный, — объяснял Фрейд Флиссу, — строго говоря, означает допубертатный; значимые события действуют только как воспоминания». Теперь эти значимые события, по мере того как их вспоминали пациенты, становились сексуальными травмами — результатом убеждения или грубого нападения? — пережитыми в детстве.

К 1896-му Фрейд был готов изложить эти идеи на бумаге. В статье о защитных нейропсихозах, написанной в начале этого года, он на основе 13 случаев заключал, что подобные травмы, оказавшиеся причиной истерии, «должны принадлежать к раннему детству (допубертатному периоду) и заключаться в реальном раздражении гениталий (действиях, напоминающих соитие)». Несмотря на то что у пациентов с навязчивыми неврозами сексуальная активность была преждевременной, у них также наблюдались симптомы истерии, а следовательно, в детском возрасте они тоже были жертвами. Выявленные психоанализом случаи из детства, отмечал Фрейд, всегда печальные, а иногда просто омерзительные. Среди злодеев преобладали няни, гувернантки и другие слуги, а также, к сожалению, преподаватели и «невинные» братья.

В том же году, 21 апреля, Фрейд читал доклад «Этиология истерии» в венском Обществе психиатрии и неврологии и изложил свою теорию совращения перед аудиторией избранных профессионалов. Все его слушатели были знатоками извилистых тропинок эротики. Председательствовал великий Рихард фон Крафт-Эбинг, один из основоположников сексуальной психопатологии. Лекция Фрейда была ярким, высокопрофессиональным спектаклем. Исследователь истерии, сказал он, похож на исследователя-путешественника среди развалин покинутого города, с остатками стен, фрагментами колонн, досок со стертыми и неразборчивыми письменами. Он может откопать их, очистить, и если ему повезет, то камни заговорят — saxa loquuntur. Свое ораторское искусство Фрейд направил на то, чтобы убедить слушателей: они должны искать истоки истерии в сексуальном насилии над детьми. Все 18 пациентов, которых он лечил, отметил Фрейд, дают основания сделать этот вывод. Но его смесь красноречия и научной сдержанности была растрачена впустую. Доклад, писал он Флиссу несколько дней спустя, «был принят чрезвычайно холодно, а председательствовавший Крафт-Эбинг заметил: «Это смахивает на научную сказку». «И это после того, как им было продемонстрировано решение тысячелетней проблемы, истоки Нила!» — восклицал Фрейд. «Все они, — прибавил он, — мягко выражаясь, могут идти к черту — sie k;nnen mich alle gern haben». Похоже, Фрейд даже с Флиссом не давал себе воли.

Тот вечер основатель психоанализа не забудет никогда. Травмирующий осадок, который он после себя оставил, оказался основой для заниженных ожиданий, оправданием для пессимизма. Фрейд считал, что атмосфера вокруг него стала еще холоднее, а доклад, вне всяких сомнений, сделал его объектом остракизма. Как будто «все сговорились меня покинуть, — жаловался он Флиссу, — поскольку все вокруг уходит от меня». Фрейд утверждал, что невозмутимо переносит свою изоляцию, но его беспокоило отсутствие новых пациентов. Тем не менее он продолжал исследования и какое-то время принимал за истину пламенные признания больных. Как бы то ни было, Фрейд упорно учился слушать их, но постепенно овладевшие им дурные предчувствия стали непреодолимыми. В мае 1897 года ему приснился сон, что он испытывает «чрезмерно нежные чувства» к своей старшей дочери Матильде. Фрейд истолковал свое эротическое сновидение как желание найти «отца» в качестве причины невроза. Это, признался он Флиссу, погасило его «неутихающие сомнения» относительно теории совращения. Странная и неубедительная интерпретация, поскольку сон скорее усилил, чем ослабил беспокойство Фрейда. Он не домогался ни Матильды, ни других своих дочерей и прекрасно знал, что желание не тождественно действию. Более того, один из его научных принципов гласил, что желание видеть теорию подтвержденной вовсе не то же самое, что ее подтверждение. Однако в данный момент Фрейд воспринял сон как аргумент в пользу своей любимой теории.

Сомнения взяли верх летом и в начале осени 1897 года. Вернувшись в середине сентября из отпуска, «свежий, бодрый и обедневший», он, по большому секрету, признался Флиссу в том, что стало ему ясно в последние несколько месяцев: «Я больше не верю в мою теорию неврозов», то есть в свое чрезмерно упрощенное объяснение их причины. Это письмо, написанное 21 сентября 1897 года, вероятно, самое откровенное из всей личной переписки Фрейда. Он убедительно и подробно излагает Флиссу, почему утратил веру в теорию совращения. Во-первых, это отсутствие полного успеха в лечении, на который он рассчитывал. Во-вторых, упрощенная схема противоречит здравому смыслу. Поскольку истерия была распространена довольно широко, не обойдя и семью Фрейда, из этого следовало, что «в извращенности можно обвинить всех отцов, включая моего собственного». Фрейд 90-х годов XIX столетия не был склонен идеализировать отца, как он идеализировал Флисса, но включить Якоба в число тех, кто домогается детей, казалось ему абсурдом. Более того, если домогательства отцов являются единственным источником истерии, то такое неподобающее поведение должно быть практически правилом, поскольку реальных случаев истерии явно меньше, чем вероятных. Ведь заболевают не все жертвы. «Такое широкое распространение насилия над детьми маловероятно», — писал он. Кроме того, совершенно очевидно, что «бессознательное не отличает реальность», и поэтому разграничить правду и эмоционально достоверный вымысел невозможно. Теперь Фрейд был готов применить урок принципиального скептицизма, усвоенный за годы клинической практики. «Откровения» его пациентов были — по крайней мере, отчасти — плодом их воображения.

Крах теории совращения не заставил Зигмунда Фрейда отказаться от веры в сексуальную этиологию неврозов или, если уж на то пошло, от убеждения, что по крайней мере некоторые невротики были жертвами сексуальных домогательств отцов. Как и другие врачи, он сталкивался с подобными случаями (в медицинской литературе эта тема поднималась с осторожностью, но с начала XIX века сексуальные домогательства к маленьким девочкам со стороны отцов обсуждались публично. Еще в 1821 году французский психиатр Жан-Этьен Эскироль сообщал о таком случае, попытке отца изнасиловать 16-летнюю дочь, что привело к нервному срыву у девочки и повторяющимся попыткам самоубийства – прим. автора). Показательно, что в 1897 году, почти через три месяца после того, как он отказался от теории совращения, Фрейд по-прежнему писал, что его «уверенность в отцовской этиологии существенно укрепилась». Меньше чем через две недели он снова пишет Флиссу — на сей раз о том, что одна из его пациенток рассказала жуткую историю, в которую он склонен верить: в возрасте двух лет она была жестоко изнасилована отцом, извращенцем, который должен был наносить жертве кровоточащие раны, чтобы получить сексуальное удовлетворение. Фрейд еще два года не мог решительно «порвать» со своей теорией, а публично признал перемену в собственных взглядах только через шесть лет. Даже в 1924 году, по прошествии почти трех десятилетий после того, как он отказался от виновато названного «…ошибкой, которую с тех пор я неоднократно признавал и исправлял», Фрейд настаивал, что не все, написанное им в середине 90-х годов XIX века о сексуальных домогательствах к детям, заслуживает опровержения: «Совращение сохранило определенное значение для этиологии». Он прямо говорил, что две его первые пациентки, Катарина и фрейлейн Розалия Х., были жертвами домогательств отцов. Фрейд не собирался менять одну разновидность доверчивости на другую. Осознание того, что пациенты не всегда говорят ему правду, не означало, что он попал в ханжескую ловушку, утверждая, что благоразумные и чопорные буржуа не способны на отвратительную сексуальную агрессию. Фрейд отверг лишь теорию соблазнения как общее объяснение причины всех неврозов.

Это отречение открыло новую главу в истории психоанализа. Фрейд утверждал, что нисколько не расстроен, не растерян и не утомлен, и пророчески вопрошал: «Эти сомнения — лишь эпизод, который поможет дальнейшему проникновению вглубь?» Он признавал, что досадовал на утрату «ожидания неувядаемой славы». Оно было так приятно, как и надежда на «определенный достаток, полную независимость, возможность для путешествий, для воспитания детей без тех суровых лишений, в которых пропала моя молодость». Много лет спустя, вспоминая об этом поворотном пункте, Зигмунд Фрейд писал, что, когда теория совращения, «которая могла бы стать почти фатальной для зарождающегося психоанализа», рассыпалась под грузом ее неправдоподобия, наступила пора полной растерянности. «Мы утратили связь с реальностью…» Он был слишком увлечен и немного наивен.

Впрочем, смятение быстро прошло. В конце концов появилась мысль, что никому не следует отчаиваться из-за того, что он обманулся в своих ожиданиях. Это было типично для Фрейда. Осознав, что мир не похож на заботливую мать, душа которой до краев наполнена благами, предназначенными для нуждающихся чад, он принял этот мир. Если связь с реальностью была утрачена, значит, победила фантазия. Получается, Крафт-Эбинг был почти прав: то, что Фрейд рассказывал коллегам в тот апрельский вечер 1896 года, действительно было сказкой, а если точнее, собранием сказок, рассказанных ему пациентами. Но затем, поддерживаемый Флиссом, Фрейд понял, что в сказках спрятана правда. На освобождение от теории совращения он отреагировал тем, что начал намного серьезнее, чем раньше, относиться к сообщениям больных (и своим собственным), но не понимать их буквально. Фрейд стал читать их как закодированные послания — искаженные, цензурированные, умышленно замаскированные. Другими словами, он слушал с еще большим вниманием и избирательностью, чем когда-либо прежде. Это было трудное и тревожное время, но впереди ждала награда. «Быть совершенно искренним к самому себе, — писал Фрейд, — полезный опыт». Теперь перед ним был открыт путь к систематическому самоанализу, признанию эдипова комплекса и неосознанных фантазий.

Перевод Ю. Гольдберга

                Подготовила Наталья Кочеткова


Рецензии