Мойка 12

Когда ни славы, ни оваций,
Ни женщин рядом, ни друзей,
Пойду на Мойку, дом двенадцать,
Как на причастие, в музей.

Пока бесстрастная природа
Гудит в метельную трубу,
Журчит рассказ экскурсовода
Про дар случайный и судьбу.

И мнится, помнят раритеты
Прикосновенья чьих-то рук,
И слышат мертвые поэты
Людей, толпящихся вокруг.

А я, собою удрученный,
И тем, что смысла в жизни нет,
Смотрю задумчиво на черный
Дуэльный пушкинский жилет.

По окровавленному следу
Иду я мысленно опять,
Чтоб пораженья от победы
Уже совсем не отличать.

 2016

* - адрес единственной в Петербурге мемориальной квартиры А. С. Пушкина, в которой он проживал с семьей  последний период своей жизни с сентября 1836 года по 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года.
 


Рецензии
"По окровавленному следу
Иду я мысленно опять,
Чтоб пораженья от победы
Уже совсем не отличать" ??? Извините,а это с какой целью? Или как понимать?
.
Мне кажется, что просто необходимо дать сноской пояснение об этом адресе «Мойка 12».

Евгений Морозов 3   27.03.2016 10:25     Заявить о нарушении
А Вы наберите в поисковике Мойка 12, и все станет ясно. Я уверен, что каждый, кто хоть сколько-нибудь серьезно интересуется русской поэзией, должен знать, что стоит за этим адресом. И так же должен знать поэзию достаточно хорошо, чтобы видеть скрытые цитаты, уметь распознать присутствие центона, а так же понимать, что такое гипертекст.

Трофимов Валерий   27.03.2016 13:24   Заявить о нарушении
Извините, но Вы меня не устыдили.
Я ленинградец, поэтому мне лично этот адрес и музей-квартира знакомы, но нельзя этого требовать от обычного читателя или начинающего поэта со школьным образованием, тем более, чтобы он мог видеть скрытую цитату и иметь представление о "центоне и гипертексте".

Евгений Морозов 3   27.03.2016 15:14   Заявить о нарушении
Ну, если это читатель такого уровня, то он меня вообще читать не станет. Однако это уже не моя забота. Элементарно можно было бы ввести, например, в текст словосочетание "пушкинский жилет" или по "пушкинскому следу", однако мне этого не хочется делать - как раз из-за слишком проявленной очевидности. Все же я ориентируюсь на публику, которая лучше подготовлена к восприятию таких стихов или по крайней мере имеет достаточно высокую мотивацию на поисковую активность, чтобы выяснить, о чем идет речь. Так же читатель должен знать хрестоматийные стихи Пастернака, чтобы понять, почему я свой текст закончил именно этими словами. Скажем, Александр Семенович Кушнер еще более сложные задачи перед читателем ставит - и ничего! Кому хочется, понимают. Если читатель совсем не подготовлен, даже на этом элементарном уровне, то ни он меня не интересует, ни я его. Взаимно.

Трофимов Валерий   27.03.2016 16:02   Заявить о нарушении
Звёздочку поставить в текст и в сноске пояснение для чайников разве унизит Ваше достоинство?

Евгений Морозов 3   27.03.2016 16:13   Заявить о нарушении
Ну вот ведь какой Вы настойчивый:) Хорошо, пусть будет по-Вашему! Я изменю траурный жилет на пушкинский. Так устроит?

Трофимов Валерий   27.03.2016 16:51   Заявить о нарушении
НЕТ.
Я говорю о звёздочке в тексте (*) и СНОСКЕ под текстом стихотворения.
* - адрес проживания А.С.Пушкина с семьёй в Санкт-Петербурге вплоть до его смерти(в н/вр музей-квартира).

Евгений Морозов 3   27.03.2016 19:14   Заявить о нарушении
Да неужели уж и теперь трудно будет догадаться, о чем идет речь?

Трофимов Валерий   27.03.2016 19:47   Заявить о нарушении
Валерий, а почему читатель должен догадываться о том, что имеет право знать совершенно определённо?
И почему Вы считаете за благо то, что Кушнер ставит перед читателем задачи? Может быть в этом проявляется недостаток у него мастерства? Одни ставят задачи перед читателем понимать косноязычную галиматью и обижаются, когда читатель просит пояснений; другие вставляют в текст не только слова, но и фразы на иностранном языке, не приводя ни транскрипции, ни перевода; третьи о малоизвестных событиях местячкового значения говорят, как о мировых широко известных. Я усматриваю во всём этом элементарное неуважение к читателю.

Евгений Морозов 3   27.03.2016 23:42   Заявить о нарушении
Неизвестно, до какой степени нужно разжевывать кашицу культуры, общеизвестных или по крайней мере должных быть таковыми фактов. Иначе придется делать в сноске пояснение, что Пушкин был убит на дуэли и одет во время оной в черный сюртук. к тому же, сам Пушкин вообще-то поэт и так далее... Где нужно остановиться чтобы быть уверенным, что некий читатель уже в достаточной мере разжеванной кашицей насыщен? У читателя есть право - что не понятно, не читать или заглянуть в словари, в Википедию. Процитирую Андрея Вознесенского:
* * *

Я так считаю. А кто не смыслит —
ходи в читальню.
Есть у поэзии и эта миссия,
я так считаю.

Трофимов Валерий   31.03.2016 10:28   Заявить о нарушении
У меня возникает впечатление, что Вы всё время пытаетесь встать НАД читателем - мыслите себя над ним. Если Ваши стихи будут достойны восхищения, уважения, любви читателя, то он сам поставит Вас Выше... Чтоб оценить стихи по достоинству, их надо понять и если для этого требуется дать пояснения, излишние для эстетствующего сноба, то их нужно дать, если мнение рядового невысоко образованного читателя Вам всё же не безразлично.

Евгений Морозов 3   31.03.2016 11:42   Заявить о нарушении
Мнение рядового, не высоко образованного читателя мне, пожалуй, безразлично, как и я ему.
Мало ли на свете
Мне давно чужого,-
Не пред всем в ответе
Музыка и слово... (А. Тарковский)
Не понимаю, почему мы продолжаем этот разговор. Я пояснение сделал. Звездочка, правда, в заглавии не сохраняется. Еси Вы лично стремитесь быть всем понятным, то это Ваш выбор. Я на такую понятность не рассчитываю.

Трофимов Валерий   01.04.2016 01:10   Заявить о нарушении
Я действительно стремлюсь быть понятым.
И А.Тарковский не страдал манией величия.

Евгений Морозов 3   01.04.2016 01:17   Заявить о нарушении
Зачем навешивать ярлыки? Причем здесь мания величия? Если читатель не способен ухватывать тонкие контексты и смыслы гипертекста, если он не способен к символизации, не понимает метафор, то как ни поясняй, он стихотворения не оценит. Ему ближе, сажем, частушки или анекдоты. И при миллионе сносок он не будет наслаждаться стихами Бродского или Эудженио Монтале, или Тумаса Транстремера. Я сноску сделал, как Вы и желали, но на четвереньки вставать не стану, даже если это будет необходимо для всеобщей понятности. Не автор должен, на мой взгляд, пресмыкаться перед публикой, а та часть публики, которая сама этого хочет, имеет возможность идти за автором.
Поэту

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Трофимов Валерий   01.04.2016 11:52   Заявить о нарушении
Стихи рождаются из отчаяния перед бессилием слова,
чтобы в конце концов склониться перед всесильем безмолвия.
Октавио Пас «Освящение мига»

Трофимов Валерий   01.04.2016 12:25   Заявить о нарушении
Речь идёт не о том, чтобы пресмыкаться перед широким читателем, а о вежливом уважительном отношении к нему.
Я не люблю начётничество, хотя оно и может быть использовано в споре с тем, кто его ценит.
В приведённом стихотворении А.Пушкина речь идёт не о том, чтобы не стремиться быть понятым читателем, а о том, чтобы не писать на его потребу - на потребу толпы (т.е. выражая чаяния толпы, идеи близкие толпе, языком толпы) и пр.
Что касается слов Октавио, так я их понимаю так:
Стихи рождаются как разрешение противоречия между душевным состоянием поэта, его мыслями, чувствами и невозможностью (в т.ч. на 50-80% неумением) выразить его (их) посредством слова. Но всё это канет в Лете.
.
Но, пока мы живы !...

Евгений Морозов 3   01.04.2016 15:34   Заявить о нарушении
Вот наспорились, вот молчаливого, замечательного, печального Трофимова разговорили. Ну что Вы, товарищ Морозов. Даже я, малознайка, с детёнышества своего книжку помню - "Набережная Мойки, 12". В ней есть очень хороший портрет Натальи Гончаровой. До Пушкина мне дела не было,не знал его ещё детёныш и читать не умел, а этот портрет сделал "Набережную Мойки, 12" его любимой книжкой-разглядкой (раскрашивать не посмела - маму боялась, да и портить чудо не хотелось). В вашем с Трофимовым споре я на его стороне. Он пошёл Вам навстречу, а он ведь дядька упёртый, недаром - доктор. У него есть обалденное стихотворение "Ночлег у Прокруста". Почитайте. А что у Вас в стихах? Ну-ка, товарищ Прокруст, ой, господин (щас же капитализм!) Евгений Морозов...

Анна Дикар   12.04.2016 00:51   Заявить о нарушении
Вам понравилось упомянутое Вами же стихотворение? Так и напишите это в рецензии, а то под ним ни одной нет.
Обсуждение вопроса по существу Вы предлагает вести с позиции "у кого толще - тот и прав"!? Однако!...

Евгений Морозов 3   12.04.2016 08:33   Заявить о нарушении