Новопровинциал философия долга 7
- Кант, - продолжал свою лекцию-беседу Зевс…,
- Пришел к убеждению, что в Бога…,
- Следует верить…,
- Хотя доказать его существование трудно,
- Но, может…, - с некоторым сомнением добавил Зевс…
- Может…
- Это и не нужно,
- Ведь теоретические и религиозные принципы…,
- Не совпадают с принципами нравственными…
- Кант, - когда Зевс говорил это, мне было несколько странно,
Конечно же, Зевс…
Это не совсем тот - бог, о котором говорил Кант,
Но, все-таки он тоже, в какой-то мере был причастен к божественному сонму…,
И потому, слова беседы-лекции, в которой он говорил о книге Канта «О единственно возможном доказательстве бытия бога» представлялся мне реально…,
Несколько фантасмагорическим…,
Однако Зевс без всяких смущений и запинок…,
Продолжал…
- Книга Канта «О единственно возможном доказательстве бытия бога» была написана им в 1763 году и…,
- Кант писал в ней…
- «… Необходимо, - цитировал Зевс с каким-то особенным, видимо немного кантовским выражением и даже акцентом…
- «…нужно быть убежденным в существовании бога, но…
- вовсе не столь необходимо…
- доказать это.
- Если человек совершает какой-либо нравственный поступок…,
- из-за боязни воздаяния за гробом,
- То на самом деле это безнравственно,
- Так как Богу тогда подчиняются,
- Каковым образом подчиняются деспоту;
- Тогда это вовсе не грех, а…
- Политичное неблагоразумие».
- Не подобное корыстное благоразумие и…
- Непрактическое благоразумие…,
- Являются источником нравственности.
- Нравственный императив,
- Так в эти годы уже называет нравственные требования Кант,
- Ценен сам по себе…,
- И поэтому безусловен…
- «Цель, - снова цитировал Зевс, профессорским голосом, со странным немецким акцентом…,
- при моральном императиве в сущности
- неопределённа,
- поступок определяется не целью, а –
- восходит к свободному выбору,
- цель же может, быть какой угодно.
- Моральный императив повелевает,
- таким образом,
- абсолютно, невзирая на цель». Закончил цитату Зевс…,
И тут же перестав быть Кантом….
Вернулся в состояние Гумилева, продолжая,
Чуть надтреснутым голосом русского ученого…
- Мораль, - говорил Зевс…,
- Мораль, указывает, следовательно,
- На внутреннюю…
- Абсолютную человеческую само-ценность…
- Которая выходит за границы познавательного…
- Отношения,
- И не включается в компетенцию теоретического разума….
Зевс, как будто бы собирался делать вывод, заканчивая свою, уже достаточно длинную тираду…,
Которую я почему-то, помнил….
Ну не мог не помнить, просто потому, что каждое из слов Зевса выстраивалось в моем сознании…,
Зримой и основательно стеной понимания….
- Принцип «уважения к моральному закону», - подводил Зевс итог своей речи….
- Принцип «уважения к моральному закону»,
- Является сердцевиной кантовской этики,
- Поскольку в нем открывается…,
-Измерение гуманного поведения.
- Только личность, может выражать это уважение,
- Которое является априорным чувством…,
- Осознание же этого уважения…
- Идентично осознанию законообразного долга и…,
- Имеет характер необходимой всеобщности….
- Уважение к закону есть…
- Единственная движущая сила…,
- Морального долга….
- Человек, же, - продолжал свой вывод,
Который уже становился излишне длинным, Зевс…
- По Канту,
- Не просто разумное существо…,
- Человек, призван побуждаться разумом к моральному поведению,
- И это, выражается в почитании морального закона….
- Откуда же здесь, - Зевс оживлял свой вывод риторическим вопросом…,
- Откуда же здесь, речь….
- О личном стремлении к счастью…?
- Однако…,
- Однако, - теперь Зевс, как и положено…,
Сам отвечал на свой риторический вопрос….
- Но…,
- Противоречие долга и стремления
- К счастью — лишь кажущееся...
- И Кант, нашел возможность…,
- Преодолеть его,
- Утверждая, что счастье отдельного человека и….
- Блаженство всего человечества достижимо…,
- Но, лишь тогда, когда их поведение…,
- Подчиняется моральному закону….
- Смысл же жизни, остается в связи добродетели и блаженства….
- Только такой долг,
- Который способствует счастью человека и.
- Всего человечества, имеет…,
- Этическую ценность...
Свидетельство о публикации №116032601532