Можно ли нарушать пост в дороге?

«В пост скоромное едят бары и собаки».
Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

«Если кто не постится в среду в память Иудина предательства и в пятницу в память Распятия Христа, не соблюдает все четыре поста, установленные Церковию: Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский, тот не христианин, чтобы он сам о себе не думал и другим не говорил»
Преподобный Серафим Саровский.
Тем же, кто говорил, что врачи запрещают поститься, что им вредно, святой Батюшка отвечал: «Хлеб и вода никому не вредят».

Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа».


Придумали не соблюдать посты, что четыре больших, что среду и пяток. Предлоги: цитаты святых о милостыне и соединении поста с духовным деланием, что совершенно не отрицает пост. Цитаты святых, которые его неуклонно соблюдали.
Высказывания разных ПОПулярных духовных ли лиц про "ешь что хочешь, людей не ешь", "Если человек по средам и пятницам не ест курочку, это не значит, что он христианин", "милостыня заменяет пост", "в дороге" и прочие безумные глаголы, которые не утверждённые в вере и теплохладные воспринимают как разрешение не постится совсем.
Не ешь людей - пост весна для души, радость.
Если человек по средам и пятницам ест курочку, это значит, что он не христианин.
Милостыню твори, но покупать за деньги благодать (симония), индульгенцию, как Арамис, выхлопотавший себе разрешение латинского ересиарха на нарушение поста, не смей, ты же вроде православный, а не латинянин еретик.

«Правы католики, что посты отменили!»
Случай из жизни архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Недавно заходила в храм дама учительской внешности, которая, постоянно оттирая двумя пальцами уголки раскрытого рта, рассказывала, как хорошо и культурно у католиков и «какая деревенщина эта наша Православная Церковь».
И тут мне вспомнился давнишний разговор с отцом Иоанном (Крестьянкиным), когда я, ещё совсем молодой, в очередной приезд ныл ему о трудностях поста и тоже приводил в пример католиков: вот, мол, римо-католическая церковь посты отменила...
Батюшка оживился: «И правильно сделали!»
У меня чуть правильник из рук не выпал от этого восклицания.
Постятся те, кто ещё надеется спастись!
– Постятся те, кто ещё надеется спастись! – продолжил батюшка. – А римо-католические прелаты прекрасно знают, кто они и по какому пути идут. Так зачем же им поститься? Зачем изматывать себя? Пусть хоть здесь в удовольствие поживут. Им-то на что надеяться?
А я-то ведь хотел похвалить католическую смекалку...
После этого разговора неукоснительно стараюсь держаться постных дней православного календаря.
Ещё на что-то надеюсь...
Архимандрит Алипий (Светличный)

«Раньше люди мало знали, но много понимали, потом люди стали больше знать и меньше понимать, теперь люди очень много знают и совсем ничего не понимают.»
Архимандрит Иоанн Крестьянкин

О ТЕПЛОХЛАДНОСТИ
Лаодокийская церковь это прообраз церкви последних времен, показующая теплохладность христиан перед кончиной мира, смешанную с гордостью, «богат, разбогател ни в чем не имею нужды» - кажущееся духовное преуспеяние, без покаяния, исправления греховной жизни, духовной брани, лицемерная вера, смешение понятий добра и зла, слепота духовная, следование за теми, кто лстит слуху: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». 2.Тим.4,3-4.
Буквально рвоту вызывает такая душа у Бога: «извергну тебя из уст Моих».
Сбывшиеся пророчества Апокалипсиса
http://stihi.ru/2013/10/26/8641


Пост — ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержных, красота девства и святытни, светлость целомудрия, начало христианского пути, мать молитвы, предшественник всех добрых дел.



МОЖНО ЛИ НАРУШАТЬ ПОСТ В ДОРОГЕ?

Недавно был в Москве, город у нас маленький и поэтому, не успев сесть в поезд встретил много знакомых православных, и священника и православную молодежь.
Бытует глупое мнение, что те, кто находится в дороге, могут, есть всё во время поста, т.е. нарушать пост. В оправдание они приводят этот эпизод из Евангелия, когда Господь посылает 70 учеников на проповедь:
«В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом» Лк.10,7.
Это очень в духе современных христиан, придумай себе оправдание в голове, услышь краем уха фразу, и можно уже не думать о каких-то заповедях Божиих, Канонах и прочих «маловажных» вещах. Главное это любовь, не осуждай, ешь что хочешь, но людей не ешь и прочие выдумки.
Правильно, нарушай пост и лукавый оставит тебя, не будет борения страстей, не будет духовной брани, одна благость и елей, зачем ему искушать такую душу, когда она и так отступила от Бога.
Правило 69 Святых Апостол:; Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя:* да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.
(Трул. 29, 56, 89; Гангр. 19; Лаодик. 49, 50, 51, 52; Дионисия Алекс. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10).
Не постящийся священнослужитель извергается из сана, мирянин отлучается от Церкви. Зачем и вправду искушать таких людей соблазнами и страстями, они и так уже предали Христа.
Меня начинает в последнее время удивлять такой факт, что мы поём во время Богослужения «Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», но с Правилами Святых Апостол и Вселенских Соборов незнакомы, а то и спокойно их попираем. И начиная с малого, отступаем в большем. Веруем не «во Святую соборную и Апостольскую Церковь», а в «церковь» со знакомым батюшкой, который по дружбе благословит нас на любой каприз, а то и на прямое нарушение заповеди Божией. Только вот это будет уже не Церковь Христова, а как пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «церковь лукавнующих», потому что это и есть самое настоящее лукавство.
Что мешает, соблюсти пост? Ничего. Везде, буквально везде можно купить постную пищу. В нашем городе: ресторан «Кама», Гастроном. В Москве, в первом попавшемся магазине, отдельно постная кухня, кафе в здании Правительства г.Москвы, в монастырях. Правда поразило наличие мясной и рыбной продукции в т.н. «монастырской трапезной» в монастыре Святой Матроны Московской, зачем порочить память святой непонятно.
Мы с вами не идём пешком как Апостолы, мы с вами не едем даже на лошади зимой за много вёрст, мы едем в машине, поезде, летим в самолёте, сидя на мягких креслах, отдыхая со всеми удобствами.
Апостолы шли проповедовать Евангелие «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте» Лк.10,4 ни чего не имея с собой, полагаясь полностью на волю Божию, сколько раз они наверное оставались голодны и не находили крыши над головой. В то время, если тебя принимали в дом, был обычай гостеприимства, который еще остался у многих народов, вкусить вместе пищу было сакральным действием, значит, человек не желал зла, и не вкусить пищу предлагаемую от всего сердца, значит, было кровно обидеть хозяина и зародить у него подозрения в нечестных намерениях.
Я тоже как священник могу благословить вас вкушать что угодно в дороге, если вы также пойдёте, ни взяв собой ничего проповедовать Евангелие пешком, и в том доме, где вас примут и что предложат кушать, можете, есть всё. И только в этом случае. Во всех других случаях не нужно даже труда, чтобы соблюсти пост в дороге.
Именно с точки зрения работы над собой: молитва, духовная брань, борьба с помыслами, пост самое несложное из всех этих деланий, самое лёгкое.
Дай нам всем Бог духовного рассуждения и радости духовной в простом исполнении воли Божией.

Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем безчисленные свидетельства из истории церкви; такие же безсчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу. Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. правилу. ; когда говорится о разрешении поста, нельзя думать, что допускается употребление мяса, так как есть мясо в четыредесятницу не может быть дозволено даже и тем, которые находятся при последнем издыхании. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями Правило 69


*"кроме препятствия от немощи телесныя" - пост может быть послаблен в виде благословения духовника вкушать молочную пищу или рыбу только по болезни (не ОРЗ, настоящей, не надуманной, чаще хронической) если лечащий врач рекомендует такие продукты. Делается это не самовольно, а по благословению духовника.



 
В начале поста ректор Владыка Владимир (Сабодан), обращаясь к семинаристам, говорил: " Наступил пост. Согласно устава, мясное и молочное не едим. Но главное людей не есть."
Сейчас эту фразу вырвали из контекста, сократили и почти перевернули на противоположную по смыслу. Либеральные высокодуховные канибалы во время поста заявляют, что теперь они "человечины ни-ни", а только постную курятинку и телятинку.. Не ищите "учителей, которые льстят слуху", а поститесь ради Христа и здоровья только прибавится.

Современные люди предпринимают иногда дикие диеты, ради красоты своего тела, доходящие в некоторых случаях до дистрофии, но пост ради Христа они осуждают.  Скажи на светской работе, что ты постишься, получишь осуждение, а скажешь на диете, то ещё пример возьмут.

Если среду и пятницу не соблюдаешь постом, всепрощением и воздержанием, то в Воскресный день, малая Пасха, в твоем сердце не совершится и твое причастие будет в осуждение, так как в среду Христа предаешь, а в пятницу Христа распинаешь и будешь причислен к Иуде.
Иеросхимонах Димитрий


«Не подобает христианам во Святую Четыредесятницу есть рыбу. Если я уступлю тебе в этом, то в следующий раз ты будешь принуждать меня поесть мяса, а затем предложишь отказаться от Христа, моего Творца и Бога. Мне лучше избрать смерть». Таким был ответ святого благоверного царя Карталинского Луарсаба II шаху Аббасу, таково было отношение к церковным постам наших благочестивых предков.

"Сама это животная жизнь, выраженная в служении своим страстям, и делает человека еще до принятия всяческого начертания слугой Антихриста. Зверем назван в Апокалипсисе Антихрист, человек, живущий по плоти также становится зверем. Отсутствие поста, молитвы, искреннего служения Богу, искания Бога, ставит человека в один ряд с безсловесными животными.

"Отличительная черта грешника, - наставляет святитель Феофан Затворник, - не всегда явная порочность, но собственно отсутствие  воодушевленной самоотверженной ревности о Богоугождении, с решительным отвращением ко всему греховному - то, что у него благочестие  не составляет главного предмета забот и трудов, что он, заботливый о многом другом, совершенно равнодушен к своему стяжанию, не чувствует в какой опасности находится, нерадит о доброй жизни и проводит жизнь холодную  в вере, хотя иногда исправную и безукоризненую совне".

"Друг мира, - пишет Святитель Игнатий (Брянчанинов), - соделовается непременно, может быть, незаметно для себя, злейшим врагом Бога... При служении миру невозможно служение Богу, и нет его, хотя бы оно и представлялось существующим. Его нет! А то, что представляется, есть ни что иное, как лицемерство, притворство, обман себя и других"."
Сбывшиеся пророчества Апокалипсиса http://stihi.ru/2013/10/26/8641





СТРОГИЙ ПОСТ НАШИХ МАТЕРЕЙ»

Однажды архимандрита Кирилла (Павлова) спросили, как объяснить то чудо, что он воевал и прошел всю войну невредимым. Старец ответил, что его хранила молитва его матери, которая все долгие военные годы — держала за него строгий Пост по средам и пятницам.

Об этом же рассказала одна женщина про свою бабушку. Её бабушка во время войны четверых своих детей так спасла. Дочка и трое её сыновей ушли на фронт, а бабушка всю войну держала строгий Пост по средам и пятницам. Все четверо вернулись с войны живыми и невредимыми.




Воспоминание АДАМОВА ИЗГНАНИЯ. Прощеное воскресенье. Начало ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Когда говорят, что не надо обращать внимания на символы и знаки, вспомните бренд одной компьютерной фирмы "откусанное яблоко" символ грехопадения Адама и Евы, искушение плотским, ложным знанием. В этом какая-то диавольская ирония, грехопадение прародителей и потомки 21 века носящие в новой упаковке то же яблоко в своей руке. Стоимость первого Apple1 666,66$....

Из-за нарушения поста прародителями они были изгнаны из Рая.

"А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." Книга Бытия 2:17

О прощении

"Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза."
1-е Иоанна 2, 9-11.

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).



Из сердца не убрать тоски

Из сердца не убрать тоски и слёз из глаз не осушить,
Как передать словами то, что может и должно бы быть.
Ни слов найти, ни чувств не передать,
О том, что можно не заметив потерять.

Потерян Рай, мы потеряли чистоту,
Ту детскую наивность, простоту.
Тех сладостных минут простого бытия
В котором важен каждый миг, и каждая душа.

В том мире счастье есть, в том мире есть Любовь,
Любовь что дарит всё, и всё дает.
Что открывает сердце и сердца
И понимаешь всё, и понимают все тебя.

То Райское блаженство видеть свет,
Горящий миром и добром в сердцах людей.
Ту радость видеть, что даёт Любовь,
Но как, то передать, кто видел, тот поймет.

Нет слов, молчат уста и в сердце боль.
Средь горя и беды, мы сами что несем?
Что в мире сём останется потом.
Кто вспомнит нас, и долго ль будет помнить он.

И наша память будет ли с добром.
Земная жизнь пройдет и что потом,
Страдания и муки за грехи, за страсти, за потерю чистоты
И за забвение безсмертия души, и за предательство Любви?

Ведь Рай увидит тот, кто видел его здесь,
Средь муки, злобу, зависть и болезнь.
Увидел, и готов был всё отдать
За то, что не должны мы были потерять.

Увидеть Рай, но чувств не передать,
Как свет увидеть и обратно потерять.
Как пережить, нет слов, скорбит душа.
Как тяжело средь боли и средь зла.
http://stihi.ru/2010/08/02/2872


Рецензии
Отец Александр, благословите!

Спаси Вас Господи за все Ваши труды!
Очень рада, что Вы заслужили победу в номинации "Выбор издательства", примите мои искренние поздравления. Наверное, так случилось по Промыслу Божию, чтобы дар слова принес плоды, и все большее число людей смогли прочитать облеченное в художественную форму слово священника.

Помоги Вам Господь.

Прошу молитв.

С уважением,
р.Б. Ангелина.

Летнее Утро   04.08.2016 20:39     Заявить о нарушении
Спаси и сохрани Вас Бог.

Священник Александр Хлебников   05.08.2016 05:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.