О Высоцком
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а - так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни - рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.
Кумир всех друзей и знакомых.
Но с того же времени помню чувство "что-то не то" от некоторых его песен.
Сидели пили вразнобой
"Мадеру", "старку", "зверобой",
И вдруг нас всех зовут в забой, до одного:
У нас - стахановец, гагановец,
Загладовец,- и надо ведь,
Чтоб завалило именно его.
Он - в прошлом младший офицер,
Его нам ставили в пример,
Он был, как юный пионер - всегда готов,-
И вот он прямо с корабля
Пришел стране давать угля,-
А вот сегодня - наломал, как видно, дров.
Спустились в штрек, и бывший зек -
Большого риска человек -
Сказал: "Беда для нас для всех, для всех одна:
Вот раскопаем - он опять
Начнет три нормы выполнять,
Начнет стране угля давать - и нам хана.
Так что, вы, братцы,- не стараться,
А поработаем с прохладцей -
Один за всех и все за одного".
...Служил он в Таллине при Сталине -
Теперь лежит заваленный,-
Нам жаль по-человечески его...
Нельзя развенчивать идеалы, люди этого не прощают.
Но как быть, если с годами приходит понимание, что же все-таки не то, если, по Платону, истина дороже.
Яркий талант В. Высоцкого сумел затронуть много струн русской души, поэтому его ценят и любят, но сколько в его творчестве семян разрушительного индивидуализма и какие всходы они дали в сознании его почитателей...
Есть качества характера человека, которые сохранят свою ценность всегда: смелость, воля, целеустремленность, преданность, щедрость и другие. Многим людям не хватает этих качеств, они ищут "делать жизнь с кого" и поэтому так привязаны душой к сильным личностям.
Но при этом слепо подражать кому-то бывает губительно.
Герои песен В.Высоцкого (шоферы, актеры, зеки, волки и т.п.) привлекают силой своего характера, но почти все они ярко выраженные индивидуалисты, которые не находят себе применение.
С одной стороны, индивидуализм - это необходимый этап взросления личности, когда все интересы сосредоточены на себе, дети все индивидуалисты. С другой, индивидуализм - "нравственный принцип, ставящий интересы отдельного человека выше интересов общества... Человек в своих мотивах, решениях и действиях ориентируется на самого себя, исходит из своего собственного понимания того, в чем заключается благо и достоинство." На практике это сплошь и рядом приводит к потребительскому отношению к жизни, к другим людям индивидуалисты относятся как к средству достижения своих целей.
Если ты сам являешься высшей ценностью, значит законно и нравственно только то, что на благо тебе. А то, что покушается на твою свободу и интересы, пытается ограничить их, налагать какие-то обязанности - отвергается.
Бунтующие против закона и морали всякие "рисковые", воры становятся главными героями (первый глоток яда для слепого обожателя); вокруг сборище уродов ("Дом на семи ветрах"), думать о его благе смешно и недостойно (моя мечта: разровнять бы то место, где была Россия и построить что-то новое (Жванецкий); служить чему-то - выше его сил, порой и хочется попросить помощи свыше, но душа протестует, не желая подчиняться и жертвовать, он сам себе икона. И т.д.
Философская Энциклопедия середины прошлого века давала жесткую характеристику индивидуализма:
"Как принцип отношения человека к человеку И. стал антигуманистическим; как норма отношения индивида к обществу он – антисоциален; как способ отношения к гос-ву и законности он стал антидемократическим; как семейная традиция он глубоко аморален."
Современные энциклопедии уже не могут себе позволить такую смелость.
Такой человек всегда пытается утвердиться за счет мира, в пределе подчинить мир себе. Но, поскольку мир существует для многих, индивидуалисты, как правило, обречены на разочарования ("Песня конченного человека"), часто приходят к отрицанию всего и трагедиям.
Любовь к себе может превратиться в ненависть к другим и разрушить окружающее, а потом и себя, т.к. окружающее есть часть нас.
Индивидуализм — есть противоположность коллективизма и его разновидностей. Вся современная история это история борьбы коллективизма и индивидуализма.
Огромный опыт жизни человечества сохраняется и передается в языке и культуре. Русский язык и русская культура - огромный древний клад, доставшийся нам по наследству. Служение высокому (Богу, Отечеству...), долг перед родителями, детьми, семьей, родом, Родиной в традициях русской культуры. "Душа – Богу, Жизнь – Отечеству, Сердце - Даме, Честь – никому." Поиски смысла жизни в этом направлении для России обычное дело. Отечество - многоуровневый коллектив - от семьи до страны, интересы которого выше, чем интересы личности, но цель которого - свободное развитие каждой неповторимой личности, входящей в него.
Бесчисленные, часто безымянные, сыновья и дочери, положившие живот свой за милое Отечество, сделали Россию великой. "На том стояла и стоять будет земля русская." Да, они были индивидуальностями, но посвятили себя служению Родине.
С одной стороны, мы все являемся стихийными индивидуалистами, как недостаточно развитые. С другой, мы же являемся носителями глубочайшей культуры, намного опередившей в развитии окружающие культуры-подростки, интригующие против нее, которая из нашего подсознания влияет на нас. С третьей, нас все время то ли толкают, то ли испытывают, делая прививки индивидуализма - сталкивая с творениями современной культуры и требуя принять их или не принять. Мы вырабатываем иммунитет или подхватываем болезнь.
Сочетание этой скрытой в русской душе информации и жертвенных усилий подвижников, отдавших свои жизни ради общего блага, позволили создать на Земле небывалый общественный строй - социализм. "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям." Эксперимент показал, что такое общество возможно при высоком уровне сознательности, самоконтроля граждан. Но он же, увы, показал и другое: в каждом человеческом обществе в данное время всегда больше низких по развитию, эгоистичных душ-людей, т.е. индивидуалистов, которым своя рубашка всегда ближе к телу. Поэтому они дружно втоптали жемчуг в грязь и вернулись в свое привычное болото - капитализм.
Сознательности (духовного развития) не хватило на всех уровнях общества: Хрущев растоптал веру народа в правильность пути, в справедливость и орды мелких разрушителей стали дружно подтачивать идеалы ненавистного им социализма (socialis — общественный).
Отрицание необходимо для развития, но отрицание без любви - это полное разрушение.
Во всем важна мера.
Эволюция или революция.
Белинский, Герцен, Троцкий, Бродский, Высоцкий, Жванецкий..., талантливые, харАктерные, харизматичные, остроумные...
Все дело в отношении к тому, что ты критикуешь, что предлагаешь реформировать - любишь ли ты его?! Если ненавидишь - то уничтожаешь! И чем ярче в таком критике талант, тем больше он разрушит, тем больше душ уведет за собой по пути разрушения, бунта ("бессмысленного и беспощадного", как сказал А.Пушкин), возбуждая в них низменные чувства.
Почему они так ненавидели общество, строй, "режим", "систему", страну? Оно мешало им? Видимо, да. Воинствующий индивидуализм - другая культура.
И Россия-СССР опять рухнула, ее враги торжествовали. Миллионы бросивших Родину ради призрака лучшей жизни, спившиеся-скурившиеся-сколовшиеся, сгинувшие в криминале, потерянные, дезориентированные и разочарованные.
После войны, когда свежа была память о жертвах, нельзя было, например, издеваться над подвигом или памятью отцов, отдавших жизнь за Победу. Это, как и многое другое, было святым. Потом оказалось, что можно...
Когда святого в жизни становится не больше, а меньше, это называется нравственной деградацией.
И в этом тоже проявляется борьба противоположностей в мире и в душе человека. Каждый - участник этой борьбы.
Но если Россия жива, значит есть в ней здоровые силы, есть вера и воля жить. А может быть, миссия: отдать свой клад всему человечеству!
Свидетельство о публикации №116032406680