Мне семьдесят - такое дело

Мне семьдесят. А это значит,
Что жизнь моя вполне удачна.
Ведь миновал я тот порог,
Когда мужчин карает Бог,
Не слишком жалуя Россию,
Где каждый сам себе мессия.

Ни в ад, ни в рай я не хочу,
Мне на земле жить по плечу,
Хотя на ней кругом бардак,
А временами, таки, мрак.

На пике очень зрелых лет
Мне выпал сказочный билет:
Трудов безрадостных плебейству
Я предпочёл эпикурейство.
Не сетуя, не злясь, живу я
И танго, как могу, танцую.

В нём первозданная есть сила,
Какая подлецам не снилась.
В нем Древо жизни шелестит,
Нектаром сладостным поит.

Мне душу танго распрямило,
Мой взгляд на мир преобразило.
И понял я, что первородный
Наш грех, по сути, благороден.
Ведь познавая всех и вся,
Идём по  жизни мы любя!

Спасибо праотцу и Еве,
Что проложили путь к нуэво,
Своей змеистостью нуэво
Прельщает, как Адама Ева.

Запретный плод – к чему лукавить –
И награждает, и привлекает,
Ведь, если б не было запретов,
То не было бы и сонетов.
А жизнь текла бы, как в раю,
Со скучным: «Баюшки-баю».

Спасибо школе "Танго-мио",
Спасибо Ане, Вере, Миле,
Что нас на танго заманили,
Густаво, Хорхе et cetera,
Спасибо всем! Ура, Ура!

24 марта 2016 г.


Рецензии
Уважаемый Виталий!

Мне близко сочетание в Вашей поэзии философской лирики и задорного юмора, переходящего в дерзкую сатиру.

Жаль, что я не знал, что у Вас в марте был День рождения! Поздравляю, хоть и с запозданием!

Замечательное поэтическое открытие:

"...Когда мужчин карает Бог,
Не слишком жалуя Россию,
Где каждый сам себе мессия".

У нас много кричат о мессианстве России, особенно немногочисленные, к счастью, бесноватые националисты, а на деле получается всё по Вашим словам:

В России "каждый сам себе Мессия"!

А когда столько мессий, то все они - лжемессии. Да и нужен ли России мессия? Её народ должен сам себя наконец спасти, а не ждать Спасителя со стороны или свыше.

"Трудов безрадостных плебейству
Я предпочёл эпикурейство.
Не сетуя, не злясь, живу я
И танго, как могу, танцую".

Замечательные, прямо "онегинские" по духу первые две строки!

Но мы не помещики, и становимся свободными от "трудов безрадостных" только в пенсионном возрасте. Но если душа остаётся молодой, как у нас с Вами, то наступает истинное эпикурейство для творчества, поэт с Музой попадают на пир Поэзии! Я, например, с тех пор, как перестал заниматься наёмным трудом на государство и стал свободен, написал стихов больше, чем за всю жизнь!

Так что да здравствует Танго Свободной Жизни! К сожалению, я танцевать не умею. У меня странные способности и неспособности: к рисованию способности имею, но развивать не стал, стихи пишу, в футболе был перспективным вратарём, классическим пением занимался, легко усваиваю европейские языки индоевропейской семьи языков, в ходе политической борьбы выявилось, что я прирождённый оратор (в СССР я этого не мог узнать: и за тихое письменное поэтическое слово посадили!), а вот танцевать неспособен, совершенно неспособен во всех точных и прикладных науках, страдал от них в школе, ибо они мне не нужны (хоть в этом я равен Пушкину!), с отвращением переношу, ибо не люблю наёмный рутинный физический труд, но способен совершать подвиги в умственном труде. Однажды я по просьбе из Министерства чёрной металлургии срочно сделал огромный перевод важного многостраничного документа с русского на немецкий, печатая на двух спаренных пишущих машинках параллельно оба текста, выполнив полумесячную норму за два дня, за что получил две недели отгула. С этим документом министр должен был срочно ехать в ФРГ на переговоры.
Но когда я сам что-то физически мастерю, то делаю всё удачно и с увлечением. То есть я внук деревенского кузнеца, который здорово работал, потому что работал на себя в собственной кузнице!

Но что я о себе! Хотя это не о себе, а о творческом труде на себя.

"Ведь, если б не было запретов,
То не было бы и сонетов".

Изумительное наблюдение! Если бы в средневековом Провансе "предки" не запрещали юным дамам выходить из дома к своим возлюбленным (не дай бог!), что могут делать нынешние девушки, то их кавалерам не было бы необходимости сочинять маленькие песенки ("сонет" - песенка по-провансальски) из 14-ти строк, в которые они вмещали все свои любовные призывы, а чтобы дама их запоминала, строки сонета соединяли двумя рифмами, причём именно в Провансе впервые в мире поэты стали писать рифмованные стихи!). Сонет должен был быть интимен, тих, проникновенен и, повторяю, не длинён, ибо, если он будет раздаваться долго, пусть даже тихо под мягкие звуки гитары, домашние юной дамы могут услыхать его и помешать свиданию, на которое она пришла бы!

Так что от запретов и домашних, и государственных властей бывает польза!

Замечательный жизнеутверждающий юмор, отрицающих ханжескую мораль:

"И понял я, что первородный
Наш грех, по сути, благороден.
Ведь познавая всех и вся,
Идём по жизни мы любя!"

Я имею в виду третью строчку со словом "познавать" в значении, в каком оно часто повторяется в Библии, например:

"И познал Адам Еву, и родила она Авеля".

А тут: "Ведь познавая ВСЕХ И ВСЯ"!!!

Поэтому и "Идём по жизни мы любя!"

Всякие табу на эрос, по Фрейду (вот его я много изучал: он помогает понимать тайны стихов), приводят людей под власть Танатоса (Смерти по-гречески): в обществе, где на секс умышленно под видом строгой морали возложена масса запретов, люди естественно становятся агрессивными, и их легко властям толкнуть на Танатос для других, и для себя (кому нужна такая жизнь с почти запрещённым сексом?!), то есть на убийства и собственную гибель, например, на Крестовые походы, на массовые костры инквизиции, на войны столетней давности, на Большой сталинский террор (в СССР, особенно при Сталине, секс считался чем-то гадким, о нём нельзя было говорить, то есть совсем, как в обществе, управляемом церковью! А без Танатоса, при свободе Эроса людям счастливо жить и им не нужны ни войны, ни политические или религиозные гонения, то есть властям ими трудно управлять. Да и вообще людям в счастливом обществе Эроса, то есть любви власть не нужна: от неё, как и от церкви, веет холодом Танатоса!..

Да здравствует Эрос!
Да здравствует Жизнь!

Восхищён Вашим стихотворением!

Виталий, Вы специально так разделили строки интервалами или это техническая погрешность? Это мешает читать, вернее,вникать в суть. Было бы хорошо делать двойные интервалы только между строфами (что Вы и сделали).
Но это Ваше дело.

С поклоном,
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   02.04.2016 16:13     Заявить о нарушении
Константин Фёдорович, благодарю Вас за разбор стихотворения, родившегося у меня накануне дня рождения. Я заметил, что определённые жизненные вехи дают толчок к осмыслению прожитого. Но почему это происходит в стихотворной форме, я не знаю. Я начал стихописать в 60 лет. Так появилось в некотором роде программное стихотворение "Я хочу". И пошло... Видимо накопление жизненного материала и личного опыта требует выхода. Не я один такой. По всей видимости, есть тут какая-то закономерность, связанная с вступлением в определенный период достижения умственной зрелости. У меня он наступил в 60. И то слава Богу.
У меня всегда была тяга к хорошо сказанному и написанному Слову. Я помню состояние сладкого волнения, когда писались школьные сочинения. Рано я ощутил и тягу ко всему прекрасному. В 4 года я один вышел в центр зала в колхозном клубе (мы тогда жили в одном крымском селе) и начал потешно топтаться под музыку, нимало не смущаясь окружающих. Ну, некоторым детям это свойственно. В школе обращал внимание на изречения великих людей, развешанных на стенах. Помню, мне запала в сознание фраза Чехова: "В человеке всё должно быть прекрасно..." Целиком её смысла я тогда понять не мог, но зерно было посеяно. Изречение "Eine fremde Sprache ist eine Waffe im Kampf des Lebens" сыграло свою суггестивную роль в моем выборе вуза - я поступил в иняз им. Мориса Тореза. Впоследствии, идя по карьерным ступенькам, я убедился в пророческой силе этого афоризма немецкого классика. Репродукции греческих статуй в учебниках по истории вдохновили меня на занятия физкультурой и спортом. Очень захотелось иметь такую же мускулатуру и осанку. Музыка тоже меня волновала и воодушевляла. Благо в советское время она не переставая лилась из репродуктора. Видимо, для гармоничного развития нужна особая восприимчивость к внешним влияниям в сочетании с природными задатками. И очень важно вовремя сказанное ободряющее слово педагога. Мне довелось его услышать и в школе, и в вузе. Сталинизм меня обошел стороной (все же я помоложе Вас), но с бюрократами и хамами я всегда цапался, не церемонясь. Отсюда легкая задиристость моего характера (тут я пошёл в мать), но как приятно было одерживать победы в этих стычках и уважать себя за то, что не спасовал! В общем, в жизни всегда есть на что опереться.
Спасибо, Константин Фёдорович, что зашли ко мне и поделились своим опытом. Общение с Вами для меня всегда связано с обретениями и новых знаний, и просто с духовной подпиткой от умного и чуткого собеседника.

Ваш Виталий

P. S.
Интервалы между строк сократил. Стало действительно лучше

Виталий Алтухов   02.04.2016 20:42   Заявить о нарушении