МП2. Барон Мюнхгаузен. Разбор стихов
Статья написана по материалам пакета конкурсных произведений Второго межпортальный поэтический конкурс, 2-й тур, проходящего на портале ЛитСеть, анонс состязания: http://litset.ru/publ/60-1-0-23295
Для каждого произведения указаны соответственно: номер участника в туре, название произведения, ник автора, название литературного портала
Конкурсное задание 2:
НАПИСАТЬ МОНОЛОГ ОТ ЛИЦА БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА ИЛИ СТИХОТВОРЕНИЕ О НЁМ . РАЗРЕШЕНА ОТСЫЛКА КАК К ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ТАК И К ЕГО "ОБРАЗУ" В КИНО, ЛИТЕРАТУРЕ И Т.П.
=== === === === === === === === === ===
Произведение: 4-1. Последний подвиг. Михалыч. Artbull.ru
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3
В такую рань вставать уже не стоит.
Мне, распорядок старый не указ.
Года не те и поясница ноет.
Подъём в двенадцать или даже в час.
По списку дальше – разгоняю тучи.
Шаманство это мне давно во вред,
Хотя когда-то был ему обучен…
В час по полудню, вместо туч – обед.
А дальше подвиг. Как же было славно –
Ядро взнуздав, лететь на лунный свет!
Артрит сегодня раздражитель главный.
Сажусь с трудом на старый табурет.
И речи нет, чтоб вытянуть за косу
Себя и неподъёмного коня.
Потом презрев ехидные вопросы,
Стрельнуть в оленя вишней из ружья.
Да и волос давно уже не стало.
Жил, не особо ими дорожа.
Ружьё в кладовке пылью зарастало,
Пока его совсем не съела ржа.
Пусть позади полёты, схватки, скачки.
Но я ещё сумею всем назло,
Войдя в конюшню, позабыв болячки,
Надеть на лошадь старое седло.
Коль этот подвиг не войдёт в анналы,
Я никого не стану укорять.
Закончив день деянием немалым,
В семнадцать тридцать отправляюсь спать!
Комментарии:
Хорошие домашние стихи, с иронией. К техники нет претензий. Все, что осталось от барона Мюнхгаузена - это его преклонный возраст. Грустно.
=== === === === ===
Произведение: 4-2. Кашемировый саван. Юрий Борисов. Литсеть.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
Уж вы простите, господа,
Не верю в ваши города,
Где бродят тучные стада
Козырной масти.
Не верю в серые дожди,
Под ними серые вожди
Сулят народам впереди
Большое счастье.
Здесь лицемерно пастор лжет
Тому, кто грязный пирожок
Хватает из-под чьих-то ног
И тем доволен.
А я не верю в эту ложь,
Хотя порой слова «О Бож…»
Из уст моих несутся тож
На вашу волю.
Не верю в честность ваших чувств,
Когда любовницу за бюст
Насильно тащите под куст
На страстный вертел.
И потому я врал сполна,
И ты, прекрасна и нежна,
Мне свято верила, жена,
До самой смерти.
Так вот, поэтому я лгу,
Под елкой лежа на снегу.
Я больше слышать не могу:
«В ружье, застава!».
Не верю в этот жуткий мир,
Где истребители эфир
Прошьют, как иглы кашемир,
И будет саван.
Комментарии:
Здесь вообще нет Мюнхгаузена - его личности. Личность автора и его мысли - на современную тему. В предложении «И потому я врал сполна, и ты, прекрасна и нежна, мне свято верила, жена, до самой смерти» не поняла согласования слов и логики фразы. Не удачная фраза: «Хотя порой слова «О Бож…» из уст моих несутся ТОЖ НА ВАШУ ВОЛЮ». На вашу волю - это как? Тема не показалась интересной, а язык - остроумным.
=== === === === ===
Произведение: 4-3. Театр одного актера. Solnishko86. Неизвестный Гений.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
Я помню Вас, отчаянный барон –
хозяина придуманного мира,
охотника на троллей и ворон,
садовых пугал, бабочек, вампиров.
Я помню, как распиливал коня,
насаживал на шомпол куропаток...
Но публика любила не меня,
а юмор анекдотов бородатых.
Не мне кричали: "Выдай бенефис!
Возьми Москву цыганскую нахрапом!"
И ровно двадцать восемь раз "на бис"
не я стремглав от русских ванек драпал.
Какой успех, барон! Какой фурор!
Рукоплескала стоя вся Россия.
А я всего лишь скромный бутафор.
И сделал то, что Вы меня просили:
я наточил пяток картонных шпаг,
черешней зарядил Ваш para bellum,
чтоб Вы могли, чеканя прусский шаг,
погибнуть за неправедное дело.
И вот теперь в баварском кабаке
я слушаю страшилки о медведях...
Сезон закрыт. Гримёрка на замке.
Барон храпит и на войну не едет.
Комментарии:
Про Б.М. в данных стихах рассказывает его бутафор, разрушая своей тусклой речью все очарование мифа: говорит он достаточно злобно, завистливо, без любви и почтения к барону. А зависть и злорадство никогда не вызывают симпатии к рассказчику, что не может не отразиться и на впечатлении от стихов. «Не мне кричали: "Выдай бенефис! Возьми Москву цыганскую нахрапом!" И ровно двадцать восемь раз "на бис" не я стремглав ОТ РУССКИХ ВАНЕК драпал» («Русских ванек» - и грубо, и не к месту.); «я наточил пяток картонных шпаг, черешней ЗАРЯДИЛ ВАШ PARA BELLUM, чтоб Вы могли, чеканя прусский шаг, ПОГИБНУТЬ ЗА НЕПРАВЕДНОЕ ДЕЛО»- и сюжет оригинала переиначен, и мысль авторская - мне не симпатична.
=== === === === ===
Произведение: 4-4. Женитьба барона Мюнхгаузена. Graf O Mann. Графская Пристань.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
Думаю, мне представляться не надо -
ваше внимание служит наградой -
смел и находчив везде и всегда.
Только однажды случилась беда.
Был я тогда в настроении скверном.
Лучший мой друг, его звали Жюль Верном,
мне предложил: „Хочешь, брат, на Луну? -
Знаешь, придумал я штуку одну!
Там отдохнёшь и подышишь озоном.
Ну, а вернёшься назад с «Аполлоном».
Так что готовься, барон, к куражу -
пушку тобой я сейчас заряжу.
Видишь чугунный котёл у лафета?
Это - летучая наша карета.
Ну-ка, запрыгивай на облучок!“
Выстрел. Поехали! Сильный толчок...
Вот я лечу. Наслаждаюсь полётом.
Близко Луна - прямо зА поворотом.
Вдруг замечаю - сомнения нет -
сбоку планирует странный предмет.
Вышел на курс он со мной паралельный.
Я ухватился за крестик нательный -
в ступе летит сама Баба-Яга!
Дико хохочет: „Попался, ага-а-а!
Внучка моя - настоящая леди -
только тобой от рождения бредит.
Нынче тебя в женихи она ждёт.
Так что, закончился, милый, полёт...“
Плюхнулись мы в заболоченном месте -
где же ещё находиться невесте!
Но унывать мне совсем не к лицу.
Чёрт с ним, пускай меня тащат к венцу.
Будь то кикимора иль привиденье -
я никому не даюсь на съеденье! -
мне дотянуть лишь до первых лучей.
Баек у нас на сто тысяч ночей...
Если сейчас я стою перед вами,
значит, управился ловко с делами,
пусть приходилось и туго подчас.
Впрочем, об этом мой новый рассказ...
Комментарии:
История не получилась ни интересной, ни остроумной, к сожалению. По технике - простой катрен, где местами в места Иктов поставлено второстепенное слово с ударением, не совпадающим с Иктом или рядом с другим ударным (так разываемый распад ритмического ударения): «в ступе летит сАма Баба-Яга!», «нынче тебя в женихи Она ждёт», «Чёрт с ним, пускай мЕня тащат к венцу» - не профессиональная техника исполнения. Во фразе «Ну, а вернёшься назад с «Аполлоном»» - лексическая неточность: «назад (чем?) Аполлоном» - еще понятно, а «с Аполлоном» - значит «в компании вместе с». «К куражу» - смыкание согласных.
=== === === === ===
Произведение: 4-5. Автопортрет. Неизвестное приключение Мюнхгаузена. Кей Ль. Крыша.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Небо
пылало
десятком
лун,
зажжённых
моими
искрами.
Слёзно
просило:
"Вонзите
в меня
иглу,
вышейте
новый
узор
звёздами".
Каплям
падающих
к ногам
комет,
тысячам
глаз,
меня
умоляющих
я
ответить
не смог
нет ;
бисер
достал,
взгромоздился
на ящик.
Делаю
стежок.
Звон.
Стон.
Небо,
терпи ;
постараюсь
полегче.
Такой
рисунок
над
горизонтом
карту
не сильно
звёздную
покалечит?
А небо,
результат
желая
увидеть,
юлою
сверкающей
крутится,
вертится.
Я в восторге,
дорогой,
какие
обиды?
И ставит профиль мой
вместо
большой
медведицы.
Комментарии:
Стиль письма Маяковского, но дух Мюнхгаузена: мощно, самодостаточно, интеллигентно. Понравилось и то, и другое.
=== === === === ===
Произведение: 4-6. Последнее приключение Мюнхгаузена, случившееся лунной ночью в берлинской таверне. Алла Райц. Что хочет Автор.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3
Барон Мюнхгаузен спешил по штрассе городской –
фриволен и чертовски мил в камзоле щегольском;
хорош парик подзавитой, а бравые усы
стремились к славе мировой штандартами красы.
Наш ферт хромал, но стать горда, стучала бойко трость,
звала в таверну, где всегда фон-фарс желанный гость.
В радушной кнайпе на столах бесплатно пунш и грог;
олени, вишни – на холстах известных мастеров.
Всё в честь барона здесь: вот стул, похожий на ядро,
вот над таверной медно-смугл прибит походный рог.
Зашел барон. Блестящий бред, остроты в рукаве,
от небылиц – профит, не вред. В чести король таверн.
Сморозил сходу каламбур, горяч полночный смех,
но видит, что сидит понур поэт среди потех.
Пиит надумал сочинить бессмертный мадригал
и спеть барона! Правда, нить сюжета потерял:
– Шут с ним, с сюжетом, рифму бЫ, – вблизи камина сел,
блокнот раскрыл, про всё забыв, пером скрипел, скрипел...
Барон ему: «Послушай, друг, ты веришь в чудеса?» –
и сделал вид, что потянул себя за волоса.
Поэт молчит и де-капо над стансами склонён,
сильней, резвей пера напор! Жаль, слов недостаёт.
Слюну сглотнул: «ядро – нутро, конь – вонь, мура – пора»,
тогда схватил его барон: «Действительно, пора!
Давай-ка, братец, на Луну скорее полетим,
там ждет нас Альберт*, я клянусь! Блокнотик захвати...»
Поэт был «за». Они ушли сквозь стены, как в туман,
и кто-то пунш с небес пролил. Да..., сказочка – обман.
Рассказана неужто зря?
Из рифм, из слов трясин
тащу за шкирку я себя, тащу что стало сил!
*Генрих Альберт – немецкий поэт и композитор
Комментарии:
Масса иностранных слов, вставленных в русскоязычный текст, не прибавляющих ничего к содержанию, лексические неточности согласования слов : «спеть баронА» (барону или о бароне, или воспеть барона), «что стало сил» (что было сил), «подзавитой» (завитой)
По содержанию «Блестящий бред, остроты в рукаве», увы, не получились. Скучно.
=== === === === ===
Произведение: 4-7. Признание. Андрей Коровёнков.Союз Писателей.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
Вы тоже усмехаетесь, услыша
Фамилию Мюнхгаузен? Вы правы.
Не зря же обо мне три века пишут.
На имени моём стяжали славу
Стяжатели. Хоть слава — не товар,
Но авторам приносит гонорар.
А начиналось всё вполне банально —
С рассказов у камина вечерами
О подвигах — охотничьих, батальных...
Не без прикрас (но это между нами).
В ответ — ухмылки, мерзкие смешки.
Я был готов порвать гостей в куски!
Коробило. Но я старался скорбью
Не оскорбить внимания. Да взгляды
С насмешкой, укоризной, исподлобья
Встречал, как говорится, сплошь и рядом.
И взглядам недоверчивым назло
Моё воображение несло. Меня несло
Куда несло? Подальше от реалий,
От скуки, приземлённости, рутины.
В заоблачно–неведомые дали.
Туда, где бесподобные картины
Воображенье пишет на холсте
Реальности. Где место есть мечте...
Чем выше уносился, тем всё чаще
Встречал непониманье, отчужденье.
Я жил в двух измереньях: настоящем
И призрачном. И, слава провиденью,
Я выжил в них! Живу в них до сих пор.
Отнюдь не враль. Мечтатель. Фантазёр.
Комментарии:
Б.М. не был таким логичным и занудливым рассказчиком, как персонаж этого стихотворения. Он ничего про себя не объяснял - он жил в своем мире, будучи самодостаточным. Много недочетов лексики: «порвать гостей В куски!» ( порвать на части, порвать в клочья, порвать НА куски); «Моё воображение несло» (МЕНЯ воображение несло); «реалии» - не самое лучшее слово (реальность) и логический прокол: сперва «Куда несло? Подальше от реалий» и тут же «Воображенье пишет на холсте реальности».
С точки зрения техники, не радуют и переносы предложения в другую строку на местах, где пауза конца строки выглядит неестественной для речи:
Воображенье пишет на холсте ПЕРЕНОС
Реальности. Где место есть мечте...
=== === === === ===
Произведение: 4-8. Просто Мюнхаузен. Алексей Журавлев. Графская Пристань.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Найдется полчаса для разговора?
Прошу простить за некий моветон.
Имею честь представиться, сеньоры:
Мюнхаузен. Карл Фридрих. Фон барон.
Тот самый, да. Эпоха за эпохой
Летели вскачь, не трогая меня -
Вот, жив-здоров, и выгляжу неплохо.
Не умирал. Наветы и брехня.
Я, между прочим, не отсюда родом.
Пришелец типа. Со звезды Сварог.
От нас до вас лететь почти полгода,
В анабиоз - и дрыхнешь как сурок.
Я на Земле частенько зависаю.
Прикольно здесь. Скажу вам не тая:
Да Винчи, Калиостро и Исайя -
Да-да, сеньоры, это тоже я.
Ловил драконов и дурил маркизов,
Ковчег завета свистнул, в бочке жил,
В автопортрет засунул Мону Лизу -
Чудил, короче... Эх, как я чудил!..
А ваши нынче носом землю роют:
Ах, пирамиды, кто, зачем, когда?..
Мне скучно было, вот я их и строил.
Какой Хеопс, о чем вы, господа?
Вот наш мирок не сдвинуть ни на йоту,
Ни черту крест, ни дышло кораблю...
Там хорошо, но скучно до зевоты,
А я, сеньоры, скуку не люблю.
Устал, хочу развеяться немного,
В галактике полно забавных мест.
Сейчас багаж доставят - и в дорогу,
Не выдаст бог - так и свинья не съест.
Пора прощаться. Пять минут на сборы.
Я, Карл Да Винчи Шива фон барон,
Имею честь откланяться, сеньоры.
Пойду ловить попутный "Аполлон".
Комментарии:
Узнаю образ барона Мюнхгаузена, его остроумие и яркий язык, его легкость фраз и апломб, все сказанное им - не подлежит сомнению и не требует доказательств. Отличные стихи, прекрасный стиль. Хорошее знание русского языка (начитанность автора!). «Вот наш мирок не сдвинуть ни на йоту, ни черту крест, ни дышло кораблю... Там хорошо, но скучно до зевоты, а я, сеньоры, скуку не люблю». Браво!
=== === === === ===
Произведение: 4-9. Воссоединение. Анна Лисицина. Стихи.Ру
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Тихо в каминной. Мюнхгаузен разомлел.
Хочется верить в лучшее, но не верится.
Самым правдивым историям на Земле
Не уделяют внимания боденвердерцы.
Вне городского посредственного мирка –
В Лондоне, Петербурге, Константинополе, –
Слава его изумительных дел крепка,
Сам он – легенда: находчивый, умный, опытный.
За морем тужат бароны, султан, князья,
Вин богдыханских напившись, кричат-аукают:
"Где ты, Мюнхгаузен, где ты?!" Но к ним нельзя –
Заняты слишком своими детьми да внуками...
Утренний кофе пьют в городе ровно в семь.
Ждут фаэтоны катания по Хольцминдену.
Выйдет на площадь отчаянный домосед,
Будто случайно вслух вспоминая Индию:
"Вот бы сейчас прямиком в огуречный лес,
Просто кишащий львами и крокодилами!.." –
Но благодарные, нужные позарез
Слушатели смеются: "Уже ходили мы".
Только один приезжий лет сорока
С мальчиком лет пятнадцати, сев на корточки,
Слушает, плача... И щёлкнуло старика
По лбу догадкой, точно вишнёвой косточкой...
Долгий семейный ужин. Счастливый дед,
Глядя на внука в шубе, когда-то бешеной,
Шутит: "А я боялся её надеть",
Сыну командует: "Окна не занавешивать!"
Светится дважды изведанная луна,
Лунные жители балуются мороженым.
Внук засыпает с обрывистым: "А у нас...",
Дед продолжает: "Всё будет. Поспи, хороший мой.
Вижу в тебе не рассказчика, но творца
Подвигов непридуманных, неукраденных..."
И, улыбаясь, готовится лунный царь
Выслать им к завтраку лучшие виноградины.
Комментарии:
Умные стихи, интересный самостоятельный сюжет - авторский, а не перепев известных историй… Сюжет, адекватный нашему времени: «Самым правдивым историям на Земле не уделяют внимания боденвердерцы» и «"Вот бы сейчас прямиком в огуречный лес, просто кишащий львами и крокодилами!..Но благодарные, нужные позарез слушатели смеются: "Уже ходили мы"». К счастью, Мюнхгаузен находит себе наследника и продолжателя: «Вижу в тебе не рассказчика, но творца подвигов не придуманных, не украденных..."». Вся эта история вполне соответствует образу барона,: стихи дышат оптимизмом - дух авантюризма и способность к фантазии не умерли в людях. Единственным небольшим недочетом техники - строка «За морем тужат бароны, СУЛТАН, князья» - почему один только султан в ед. числе? В ритм не уложился? Можно заменить на «ЦАРИ, князья».
=== === === === ===
Произведение: 4-10. Розы. Юлия Александровна Михайлова. Стихи.Ру
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Анна Мюнхгаузен тронет седые пряди.
Скажет, что письма от Карла с собою носит...
"Он становился медведем собаки ради -
Маленький человечек с огромным носом.
Ряженый в шкуру, охоте учил терьера,
Но неожиданно впал от мороза в спячку.
В марте, едва я сменила траур на серый,
С помощью свиста привёл кабанят незрячих.
Весел с друзьями. И только с врунами - грозен.
Да, на ядре, но свято полёту верен!
С дальних комет приносил голубые розы.
Правда, они невидимы в атмосфере..."
Долгое белое небо и серые будни -
В них голубые розы полграна весят.
Нам говорить о чудачествах мужа будет
Анна Мюнхгаузен, глядя на зимний Везер:
"Он воевал и как-то попал в засаду.
Стал танцевать и враг погибал от смеха.
Там же от смеха легли куропатки рядом.
После? На полюс ловить капибар уехал.
Дули норд-осты, когда он пришёл усталый -
Часто такие ветра флюгера уносят.
Мы помолчали. Сухого плеснул в бокалы...
-Я полюбил другую.
-Заврался вовсе..."
Спрятав под шляпой пряди, на этом месте
Анна прервётся и спешно отбудет к мессе.
Комментарии:
Стихи с пониманием женской психологии…))) Хороший сюжет, построенный на прямой речи баронессы Анны, рассказывающей о подвигах супруга - читать интересно, умная и убедительная концовка с тонкой иронией. «Дули норд-осты, когда он пришёл усталый -Часто такие ветра флюгера уносят. Мы помолчали. Сухого плеснул в бокалы... -Я полюбил другую. -Заврался вовсе..."»
Оригинальная композиция. К исполнению претензий нет
=== === === === ===
Произведение: 4-11. Правдивая история фрау Марты. Марго Волкова. Вдохновение.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4
Весной цветёт вовсю в долине дивный сад!
От сладких рос мокры мои колени…
Струится над землёй чудесный аромат,
И жёлуди из рук берут олени.
Тот, первый, что бежал от выстрела в луга,
Вишнёвой пулей метко поражённый,
Потомкам подарил могучие рога,
А меж рогов - вишнёвые короны.
Смотрите-ка: за тем сияющим хребтом,
За сахарной горой с отвесным кряжем
Рассвет целует лес и камни алым ртом,
И мир подобен лунному пейзажу.
Вот так же на Луне расцвечен день за днём.
Здесь нечего гадать, я точно знаю:
Как твердь Луны горит серебряным огнём -
Так верно «тридцать два» присуще маю!
А всё-таки ему я крикнула тогда
Про чёртов порох! Рассудила здраво.
Но что вам до меня? Противно, господа.
Такие нравы, да… Такие нравы.
Едва себя поджечь заставила запал.
Швырнула в небеса – такая малость…
Вернуться обещал и время указал,
А ложь в его устах не обреталась!
Жду вишен скорый сбор: отменный урожай!
Взрослеет молодое поколенье.
Чуть-чуть осталось ждать; и крикнет он: «Встречай!»
А на столе – вишнёвое варенье.
Комментарии:
О бароне рассказывает любящая его Марта. Интересная ритмика - разностопный (через строку) ямб - 6-и и 5-и строчный, где безударные стопы включаются в строки хаотично, создавая ощущение сбивок ритма.
010101010001
01000100010
010101010101
00010100010
Неудачное согласование слов (инверсия порядка) в строке: «Едва себя поджечь заставила запал». Стихи скорее о любви и верности, чем о бароне Мюнхгаузене.
=== === === === ===
Произведение: 4-12. Сея истины грудой. Артем Фирье. Для Писателей.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
Вы непременно об этом подумали,
Вижу по облику, сударь,
Врёт, мол, барон залихвацки и умно ли,
Врать о себе - эка удаль!..
Вам подавай, вот я стрЕльнул в оленя и
Чтоб обязательно насмерть.
Вам наплевать, что потом поколеньями
Он благородный – на паперть.
Не вдохновил я вас храбрыми, юркими
Взлетами в небо на ядрах!
Ропщите в бурном смятении турками,
Сыпля сомнения, к ряду.
Очень прискорбно, мой друг, изумление
Ваше, прелестного сноба,
Мните и дальше себя правды гением,
Яро не верьте до гроба!
Пусть я в своем измерении, вытяну!
Вытяну сам из болота
Лошадь, себя и, конечно же, истину
Лжи безобидной… А кто-то,
Верю, что на день да подвигов с тысячу,
Сам совершая, (да, сударь!)
До миллиона враз искорок высечет,
Сея в них истины грудой.
Комментарии:
Автор в монологе выступает защитником Мюнхгаузена, но защитник не похож на Мюнхгаузена - не тот слог, не свойственный барону ход мысли и не тот стиль речи - слишком логично, рассудочно, въедливо: «Вам наплевать, что потом поколеньями он благородный – на паперть. Не вдохновил я вас храбрыми, юркими взлетами в небо на ядрах!». Много неточностей лексики: «стрЕльнул в оленя» (выстрелил); «Ропщите в бурном смятении турками, сыпля сомнения, к ряду» - мало понятная, неудачная фраза; «Мните и дальше себя ПРАВДЫ ГЕНИЕМ». (инверсия слов, неестественная для речи); «До миллиона ВРАЗ искорок высечет, сея в них ИСТИНЫ ГРУДОЙ» - разговорное «враз» и неудачное сочетание «истины грудой».
=== === === === ===
Произведение: 4-13. Он видел мир по-другому. Лана Сноу. Стихи.Ру
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!
Ваш Мюнхгаузен – лукав только с виду,
А по сути, он – простой, без зазнайства,
Благородство не соседствует с кривдой.
Подозрительность – сорняк, что на ниве
У завистливых сердец прорастает.
Без фантазий человек примитивен,
Не поверит в чудо, как ни старайся.
Был барон кому-то столь неудобен,
Что избавиться мечтали при жизни?
А на тризне –
между супом и сдобой –
О геройстве вспоминать и харизме?
Да, возможно. Кто ещё прокатиться
На ядре рискнёт?
Барон, да и только!
Лишь избранник правит той колесницей,
Что зовётся очень просто – мечтою.
…Если есть у вас подобный знакомый –
Не боится быть смешным, травит байки –
Он не лжец.
Он видит мир по-другому.
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!
Комментарии:
Стихи - сопроводительные комментарии к характеру барона, но нужны ли они? Мюнхаузен сам о себе говорит - своей жизнью, своими фантазиями - не требуются к нему пояснения! Это по содержанию.
Что касается техники: не все слова в стихах подобраны удачно: «Ваш Мюнхгаузен – ЛУКАВ только с виду» Слово лукав (корыстно лжив, двуличен) менее всего подходит к описанию характера барона. «Барон, ДА И ТОЛЬКО! (по смыслу - «только барон!», а в данном порядке слов фраза несет другой смысл). «Травит байки» - разговорное, к тому же применительно к «барону» и вместе с «харизмой» это выражение звучит инородно по стилю речи. В последней строфе потеряна рифма: «байки-улыбайтесь».
=== === === === ===
Произведение: 4-14. Тот самый Мюнхгаузен. Gluck. Литсеть.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 1
Ты правду в обман, как в шелка, укутав, даёшь вариант эпизодов свой.
Без пуль настреляешь хоть стаю уток, а шомпола хватит и одного.
Несчастный старик в одежонке мятой, поправь паричок и забудь про всё!
Война – это ад, а враньё – занятно. Поэтому истину ты отсёк?
В далёкой России служил? Бесспорно, сраженья привиделись не во сне.
Улыбку соседей усилишь вздором, в котором подробностей жутких нет!
Кровавые ужасы враз похерив, побалуешь сказкой, герой в летах.
А надо ль надежды питать и верить, что жизнь без фантазий твоих пуста?
Ты гонишь упрямую мысль о смерти, публично гордишься самим собой.
Но при возвращении в Боденвердер* взбесившейся шубой кусает боль:
измены. А быть рогоносцем страшно. Вторично с женитьбой не повезло.
Но можно плевать с Вавилонской башни, а байки и дальше травить – назло!
Так плюй на завистников - всех, кто против, свою бесшабашность поставь на кон.
Увязнут печали в гнилом болоте, а смех за косичку тащить легко!
Слеза на портрет Якобины капнет… Что любишь её до сих пор – не ложь!
Тоска протянула свои тентакли, но косточкой вряд ли её убьёшь.
Остаться навеки в умах хотелось? Ну, что ж, небылицами заслужил!
Пускай неизбежно дряхлеет тело – не вышел срок годности у души.
Абсурдно пока поддаваться грусти, тебе до инсульта два года лгать.
Заученной мантрой в мозгу «дахусим», как память о службе в чужих снегах…
____________________________________
* - Боденвердер – поместье барона Мюнхгаузена
Комментарии:
Это не про Мюнхгаузена. Местами тяжело читать (с точки зрения видения автором сути Мюнхгаузена). Когда стихи не нравятся - трудно их комментировать. Да и речь стихов - разговорная и не всегда правильная
=== === === === ===
Произведение: 4-15. Трудная жизнь. Postorv. Неизвестный Гений.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4
Вот, говорят, барон – отпетый лжец,
Завзятый фантазер, болтун несносный.
А я отвечу: жить совсем непросто.
Мои года преклонны, я – отец,
Жена юна, ей нет и двадцати,
Расходы на семью и на поместье.
Да злые языки, должно, из мести
Твердят: не дай вкруг пальца обвести ПЕРЕНОС
Себя, глупца! Мол, дочка не моя,
А писаря, гуляки и пройдохи.
Ах, чтоб они в ужасных муках сдохли!
Сидит в печенках эта болтовня!
И что теперь? Судиться и развод?
На это тоже много денег нужно…
Да разве ж этот бред без крайней нужды
Я стал писать, чтоб потешать народ?
Распе, по счастью, предложил мне сам:
Я сочиняю эти небылицы,
Он платит – по два талера страница,
А славу мы разделим пополам!
Комментарии:
Интересная и неожиданная авторская трактовка образа Мюнхгаузена: «Судиться и развод? На это тоже много денег нужно… Да разве ж этот бред без крайней нужды я стал писать, чтоб потешать народ? …Я сочиняю эти небылицы, он платит – по два талера страница..» По исполнению хорошо.
=== === === === ===
Произведение: 4-16. Тот самый Мюнхгаузен. Sergekoks. Литкульт.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Ты меня не поймешь, дорогая,
хотя бы прими
этот мир
не такой уж нелепый
параллельным кажется для
других.
Что такое Мюнхгаузен, дорогая?
Пшик эти все его:
полеты на ядрах, олени с вишневым деревом
промеж рогов,
я встречался с Софоклом, С Ньютоном мед-пиво пил,
и вот – превратился в циника.
Дорогая Марта,
июль утонул в снегах, я намедни обедал с Шекспиром,
наш Вильям стихом закусывал,
говорю ему, слушай, Вильям, посолил бы стих,
он, жуя, ответил, и так, мол, вкусно,
помнишь?
Это я говорил, позапрошлый я,
муж чужой мне женщины Якобины фон Дуттен,
(он потом застрелился, чтоб выйти в люди,
и – вот – вышел).
Дорогая, Марта, что с нами опять не так?
Не Мюнхгаузен я – цветочник Мюллер,
фантазер-барон, сбросивший цвета.
...в мае, тридцать второго,
состоится суд, говоришь, признай,
выдумку, ничего мол не было?
Дорогая Марта – подожги фитиль:
полечу на ядре пушечном
в небо.
Комментарии:
Мюнхгаузен мог бы говорить именно так, таким стилем речи: произведение хорошо передает образ данного литературного персонажа. И написаны интересно по форме: вольной рифмовкой, где есть ритм и несколько ключевых пар рифм, между которыми располагаются строки с холостой рифмой, при этом число стоп в каждом стихе - произвольное. Очень интересные стихи как по исполнению, так и по содержанию.
=== === === === ===
Произведение: 4-17. Возвращение имени. Ника. Форум Ники Невыразимой.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Бамбук сегодня исключительно не курится.
Себя за волосы рванув движеньем быстрым,
барон выходит из троллейбуса на улицу
и направляется на встречу с бургомистром –
сказать всю правду: что от жизни «как указано»
в крови – сплошные алкогольные промилле,
что возвращает имя честное – «Мюнхгаузен»:
не получился из него садовник Миллер.
Он так устал среди горшков, рассады, прибыли,
что расстрелял бы это всё. Из автомата.
Он выбирает меж Луною и Карибами
и триста лет не хочет видеть фрау Марту
с её кредитными мечтами, ипотеками.
Он проворчит, пока не вызвали полицию:
«Не надо связываться с дочерью аптекаря,
когда в роду твоём – гофмаршалы и рыцари…»
Но чуткость к фальши – это дар ненужный, бросовый.
Запрут барона, станут ставить на колени.
В рогах оленя распустился кустик розовый.
Почти любой из нас бывал таким оленем.
Из пушки – в небо? Нам не столько лет отмерено,
чтоб не стрелять в камине птиц, ходить по струнке.
…Барон Мюнхгаузен опять у двери мэрии,
ему с коня ладонью машет Долгорукий.
Комментарии:
Замечательные стихи - со своим взглядом, с выходом в современность и, в то же время - отражающие характер, ход мысли барона Мюнхгаузена. Удачные строки: «Себя за волосы рванув движеньем быстрым, барон выходит из троллейбуса на улицу»; «Не надо связываться с дочерью аптекаря, когда в роду твоём – гофмаршалы и рыцари…»; «В рогах оленя распустился кустик розовый. Почти любой из нас бывал таким оленем»; «Но чуткость к фальши – это дар ненужный, бросовый»; «Из пушки – в небо? Нам не столько лет отмерено, чтоб не стрелять в камине птиц, ходить по струнке».
=== === === === ===
Произведение: 4-18. Бедный рыцарь. Тенингин Андрей. Литсеть.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Жил на свете рыцарь бедный.(А.С. Пушкин)
У барона кружка пива на обед.
За душою только титул и долги,
И в его весьма запутанной судьбе
Всё сложилось, как не грезилось другим:
И скитался он по выжженной степи,
И в морях суровых северных тонул,
И в заснеженной России водку пил,
И нередко жизнь стояла на кону.
Всё добро его – старинное ружьё
Да зазубренная шпага на стене.
При дворе так и не вспомнили о нём,
Там отвага с честью больше не в цене.
У барона поседела голова,
И, хотя уже восьмой десяток лет,
О чудачествах его идёт молва,
И мальчишки улюлюкают вослед.
Он, конечно, фантазёр и баламут.
Говорят, давно, мол, выжил из ума.
Бедный рыцарь здесь не нужен никому,
Как сырой сквозняк в натопленных домах.
В этой сонной и ухоженной глуши
Лишь менялы да колбасники в чести.
Тихий омут – мышеловка для души,
И барону никого здесь не спасти.
Но однажды, ровно в полночь, грянет залп,
Оборвёт он сытый храп, развеет сны.
И откроют обыватели глаза:
А барон им машет шляпою с Луны.
Комментарии:
Интересное содержание: не столько о Мюнхгаузене, сколько об обществе, погрязшем в рутинном существовании. «Говорят, давно, мол, выжил из ума. Бедный рыцарь здесь не нужен никому, как сырой сквозняк в натопленных домах. В этой сонной и ухоженной глуши лишь менялы да колбасники в чести». Стихи с оптимистической концовкой о победе Мюнхгаузена над обывателями - «И откроют обыватели глаза: а барон им машет шляпою с Луны». По технике - выполнено профессионально, легким слогом.
=== === === === ===
Произведение: 4-19. Последний монолог Мюнхгаузена. Алексей Кузнецов. Стихи.Ру
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3
В мире что-то действительно произошло.
Матеря ни за что обмелевшую Лету,
Перевозчик, видать, починяет весло,
И безумиям тесно по сторону эту.
Зомби-лэнд, зомби-мир… Как им только не лень!
От «кино для детей» даже взрослому жутко.
Не пленяют умы вишнерогий олень
И в каминной трубе испечённая утка.
Полетать на ядре – не забава давно.
В синтетический мир – сей момент, заплати лишь.
Половинки коня живы всё еще, но
В интернете сейчас не такое увидишь.
Мир пока ещё цел, и желается вдруг
Удивляться, любить, но притуплены чувства.
Честь сегодня – ничто, совесть – миф, правда – глюк,
А искусство не врать, говорят – не искусство.
Комментарии:
Трудно не согласиться с мыслями автора стихотворения. По технике особых замечаний нет. Может быть, только чуть-чуть не хватило поэтического языка? Язык стихов - информирующий и поучающий.
=== === === === ===
Произведение: 4-20. Колыбельная для Мюнхгаузена. Змей Горыныч3. Стихи.Ру
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Накрывает округу седая муть.
Снова тяжесть в районе седых висков.
Я иду, совершая все тот же путь,
Потому что пасу деревенский скот.
Ковыляю, судьбу не гоню бичом,
Мимо дач, заколоченных до весны,
И влекутся слова за моим плечом…
Можно выжить и в кущах чужой Луны:
Станут фыркать, не веря, скривив лицо,
Оставаться, заслушавшись на бегу, –
Развлечений немного, в конце концов.
Только я никогда никому не лгу.
Ну, служил офицером… хватало войн…
По годам что-то тысяча, там, семьсот…
Ну, ходили порою по горну в бой,
Ну, месили болота и глушь лесов.
Почему-то пригладишь, и скажут – врет.
Навидался, не высидев в затишке,
И поджаренных уток, подбитых влет,
И оленей с черешней в дурной башке.
Про пол-лошади глупостей рассказал?
Так смешнее. И прежнее не кровит.
В чистом поле, когда накрывает залп,
Остается достаточно половин.
Приукрасишь – и слушают, рты раскрыв.
Полетел на ядре до самой Луны!
Ну и что? Я отчетливо помню взрыв
И летящую легкость его волны…
Внеземное пространство, уколы звезд…
И добытый на память метеорит…
Прилетел… «Кто ты, парень?» Смешной вопрос –
У меня пустота в голове внутри.
Худо-бедно прижился среди селян.
Незаметно стекают куда-то дни.
Называют по-свойски – Трепло Колян.
Ведь не Карл… этот… Фридрих Иероним.
Говорят: «Самогону хлебнул, чудной.
Мы земные – откуда здесь быть Луне?»
Отчего же Земля, заглянув в окно,
Напевает забытую песню мне?..
Комментарии:
Интересное поэтическое решение монолога Мюнхгаузена: «Станут фыркать, не веря, скривив лицо, оставаться, заслушавшись на бегу, – развлечений немного, в конце концов. Только я никогда никому не лгу». «Почему-то пригладишь, и скажут – врет. Навидался, не высидев в затишке, и поджаренных уток, подбитых влет, и оленей с черешней в дурной башке». И современность, и Мюнхгаузен - все в этих стихах одинаково убедительно.
=== === === === ===
Произведение: 4-21. Мюнхгаузен и Марта. Maary. Литсеть.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4
Три выстрела.
– Будет ужин?
– Конечно! Нужна петрушка!
Был селезень мной контужен,
Он снёс, пролетая, в стог
Яйцо, как у русской Рябы:
Серебряное в верхушке,
Особенное, как швабский
Причудливый говорок.
Я выложил скорлупою
Ступеньки на лунном шёлке:
Захочешь – пойдём надоим
Небесного молока
У звёздной большой коровы!
Я гладил её по холке,
Когда пролетал, бедовый,
На ядрышке в облака.
– По небу?
– Легко и просто:
Лечу, а вокруг – кометы
И россыпи звёзд, как просо,
И месяц лущит пшено.
Наварим кутью послаще –
Кормить горемычных деток
Серебряной кашей счастья!
Всё, стало быть, решено!
– Барон, а на небе – тучи...
– Я их разгоню и баста!
– Бывает ли так, чтоб случай
В момент осчастливил всех?
– Конечно, бывает, Марта!
Могу ли я просто хвастать?
Для нас испеку я артос –
Он снимет невольный грех.
– А люди?
– А люди слепы...
– Но нам с ними жить.
– Всё верно.
– Причуды твои нелепы –
Да разве ж они простят?
– Мы будем, как две кометы,
Пронзать черноту инферно
Над глупостью их запретов –-
Счастливые невпопад.
Комментарии:
Раздражает смешение стилей речи и ненужное употребление иностранных слов (ради поддержания рифмы) там, где есть русские и более употребительные. Если уж употреблены старинные русские «кутья» и «курочка Ряба», то уместнее далее упоминать просфору, а не говорить об артосе (который миряне уж точно не пекут!) , и употреблять русское понятие « преисподняя», а никак не итальянское «инферно», и при этом не разбавлять здесь же речь современным и тоже нерусским «и баста!». Все слова в стихах хороши и возможны, не надо только совершенно разные стили речи в один текст впихивать!
По содержанию хорошо - в духе истории барона Мюнхгаузена и по оригинальному авторскому сюжету.
=== === === === ===
Произведение: 4-22. Ба(й)ронское. Олег Киселев. В_Контакте.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3
Внимая моим порицателям злым,
Устами ответишь ты мне, а не им… (Д.Байрон)
Я в жерле пушки. Воздух скомкан, спёрт.
Сейчас начнут стрелять, но Бог бы с ними,
Орлом взлечу, манит небесный свод,
ядро не жмёт. Вот, помнится, из тины
за волосы тащил себя. С конём
(иль с половиной оного? Не помню)
скакали по оврагам - хвост при нём,
ружьё - при мне. В кисете свежий порох,
вокруг медведи, люди и олень...
Как надоело, Господи. Влекомый
правдивой сутью, словно в горле комом,
я в жерле пушки, каска набекрень.
Фитиль зажжён, готовность номер раз,
снаружи аплодируют и плачут.
Как надоели, Господи. Чудачеств
не признают, и правду со двора
бесславно гонят. Скучно и нелепо
вино с такими беспробудно пить.
А в городишке наступает лето.
Но - выстрел, грохот, солнышко слепит ПЕРЕНОС
глаза. И воздух ухает в груди,
как славно то, что все внизу остались.
Свободен, прав, и вечность впереди,
тебя вот только рядом не хватает.
Ты прилетай. Заведомо низки
попытки остающихся у края
поссорить, оболгать. Луны изгиб.
Я жду тебя
тридцать второго мая.
Комментарии:
По содержанию - ожидаемый монолог барона, где упомянуто всё то, что упоминается о нем всегда. Содержание тривиально, и это - недостаток: нет интересных авторских находок. Плохие рифмы: помню-порох, плачут-чудачеств, пить-слепит, остались-хватает. Смена вида рифмовки: была перекрестная, потом стала охватная и далее - опять перекрестная. Перенос предложения на другую строку в месте, где пауза конца строки не естественна (…солнышко слепит / глаза. И воздух…) .
=== === === === ===
Произведение: 4-23. Тот самый я. Леди Дождик. Стихи.Ру
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
«сначала намечались торжества… потом аресты…
потом решили совместить» (из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»)
Как славно быть главным в красивой весёлой игре!
Но я проиграл, господа, все фантазии – в прошлом.
Клянусь вам: отныне не буду летать на ядре
И к лучшей из женщин по лестнице лазить в окошко.
Никто не узнает, что я побывал на Луне,
Как много увидел во время своих путешествий.
Сначала у нас торжества намечались в стране,
Потом – по закону – пришли времена для арестов.
Сдаюсь добровольно! Отныне я буду безлик,
Хозяйством займусь, заведу две теплицы и садик:
Фиалки – невестам, к поминкам – охапки гвоздик,
Поминки справляются чаще, чем глупые свадьбы.
В рутинном болоте тону, провалившись по грудь…
Я сам себе враг и кому объявлять поединок?
Но надо встряхнуться, за волосы крепко рвануть
И вырваться разом из гибельной серой трясины.
Играем комедию! Просится лёгкий финал,
Тревожить людей и царапать им души не нужно.
Зачем же тогда я на казнь вас сегодня позвал?
Растрогать холодных и расшевелить равнодушных…
Комментарии:
Коротко и ярко передан образ барона через его монолог. Хороший язык - и литературный, и поэтический: «Фиалки – невестам, к поминкам – охапки гвоздик, поминки справляются чаще, чем глупые свадьбы»; «В рутинном болоте тону, провалившись по грудь…Я сам себе враг и кому объявлять поединок?»; «Зачем же тогда я на казнь вас сегодня позвал? Растрогать холодных и расшевелить равнодушных…». Концовка стихов удачная: в ней показана вся суть образа и причина чудачеств» Мюнхгаузена.
=== === === === ===
Произведение: 4-24. Хорошо, Марта. Алина Серегина. Стихи.Ру
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Хорошо, Марта. Я тебя понимаю.
Улыбнись, что ж ты. Радуйся, пой, смейся!
Ты прости, ладно? Знаешь, ведь я с трудом вник –
Мне в твоих просьбах слышался грай ворон.
Хорошо, Марта. Тридцать второго мая
Нет и не было. Мы поженимся через месяц.
Это, может, даже здорово – муж-садовник.
Я не вру, Марта. Врал для тебя барон.
0011 0100 101
Хорошо, Марта. Я не летал на ядрах.
И олень в норме – я не растил вишен,
А ещё, Марта, не совершал подвиг
Между полднем и одиннадцатью утра.
Я теперь, Марта, годен для травоядных,
Я теперь пресен. Так что давай подпишем
Ведь тебе нужно только мою подпись –
Ту, что не поставил тот, кем я был вчера.
1000 1010 0101
Но ответь, Марта, я тебе был нужен?
Или суп только в толстой большой кастрюле?
Или быт только, как апогей фарта?
Я не принц, знаю, где мне – на полконе...
Веселись, Марта, пой и готовь ужин,
И пускай ужин хвалит и ест Мюллер,
Ведь теперь складно всё у тебя, Марта,
А барон бродит где-нибудь на луне.
0110 1000 01
Не кричи, Марта, просто скажи про порох.
Не реви, Марта, станет еще плоше.
Не грусти, Марта, я тебя понимаю.
Быть собой трудно, давят со всех сторон.
Помолчи, Марта, и не тони в спорах.
Вон олень с вишней, вон моя пол-лошадь.
Я вернусь, Марта, тридцать второго мая,
В шесть часов дня. С нежностью, твой барон.
1011 1001 01
Комментарии:
Стихи написаны квадратной рифмовкой восьмистрочника абсдабсд. Такая рифмовка должна иметь только точные рифмы - чтобы на слух не потерялась рифма и без того отстоящая от своей пары на три строки. Увы, здесь имеем слабые рифмы: «с трудом внИк - муж садОвник» (составная рифма, где ударения в разных местах - здорово, но только не для этой рифмовки строки!). Стихотворный размер строк не урегулирован - для сравнения дала в тексте звуковые схемы каждой восьмой строки:
0011 0100 101; 1000 1010 0101; 0110 1000 01; 1011 1001 01.
По содержанию стихи лучше, чем по технике: образ Мюнхгаузена узнаваем, интересно выписан. «Быть собой трудно, давят со всех сторон. Помолчи, Марта, и не тони в спорах. Вон олень с вишней, вон моя пол-лошадь.Я вернусь, Марта, тридцать второго мая, в шесть часов дня. С нежностью, твой барон».
=== === === === ===
Произведение: 4-25. К Марте. Анна Коробкина. ЛитКульт.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
Любезная Марта, простите, молю!
Свиданию не суждено состояться.
Письмо же откроет всю сущность мою,
Оставив без маски лгуна и паяца.
Когда вечер томной тоской упоён,
И мечется в воздухе стон клавесина,
Ваш пленник сердечный, курляндский барон,
Себя извлекает из зыбкой трясины.
Судьбою победы мне предрешены,
Хоть путь на свободу достался непросто -
Рукой, чьи движенья ловки и сильны,
Я вытянул тело с лошадкой за косу.
Пока возлежите на сонном одре,
Вам в диком кошмаре вовек не приснится,
Как я, угнездившись на скользком ядре,
По небу лечу на родные зарницы.
Сбываются самые дерзкие сны,
В любом из чудесных моих приключений.
Вам все доказательства станут ясны
При встрече с украшенным вишней оленем.
Однажды от скуки вглядитесь в окно,
Терзая шитье расторопной иголкой -
На небе, подсвеченный желтой луной,
Вам явится профиль в лихой треуголке.
Комментарии:
Романтическое послание барона Марте, на мой взгляд, совершенно не соответствует языку и менталитету барона Мюнхгаузена - никогда он не скажет о себе: «Письмо же откроет всю сущность мою, оставив без маски лгуна и паяца» - он никогда не считал себя лгуном! И так сентиментально и витиевато тоже не скажет: «Когда вечер томной тоской упоён, и мечется в воздухе стон клавесина, ваш пленник сердечный, курляндский барон, себя извлекает из зыбкой трясины». Мюнхгаузена в стихах я, увы, не узнала. По выбору слов не понравились фразы : «Я ВЫТЯНУЛ ТЕЛО с лошадКОЙ за КОСУ» и «лечу на родные ЗАРНИЦЫ».
=== === === === ===
Произведение: 4-26. И ничего, кроме правды. Альфа Люм. Стихи.Ру
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 2
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 3
Темнеет... Майне либе Якобина,
Пока ещё не срок забыться сном -
Пошли лакея в погреб за вином,
И сядь со мной, погрейся у камина.
А впрочем погоди, я лучше сам,
Подразобью артритные вериги...
Скажи, у нас остался тот бальзам,
Что послан был с оказией из Риги?
Он так уместен вкупе с посмотреть,
Как пляшут языки огня на славу...
И память снова воскресит державу,
Что русским - хороша, а немцу - смерть.
В огромной, необузданной стране,
Где главным оберегом - крест нательный,
Мне было хорошо, хоть и смертельно.
А что не умер - хорошо вдвойне.
...Видать, завьюжит завтра поутру -
Опять сквозит, прикрой плотнее двери...
Я, Якобина, оттого и вру,
Что правды не расскажешь. Не поверят.
Азов и ятаганов жуткий свист,
Зима, мороз, медведи и цыгане,
На верность крест императрице Анне,
И к славе путь, неверен и тернист...
Где тройки бубенцовый звон любя,
Живут легко, отчаянно и наспех…
Вот удивился б старый сплетник Распе,
Узнав, что я оставил там себя.
Саксонность, россияние, курляндство -
Что ближе нам? Один большой вопрос.
И благо, что в поместье нет берёз -
Средь них нет-нет, да хочется стреляться...
Комментарии:
Слишком много фраз, не радующих по использованию, по подбору слов. «Майне либе Якобина» (иностранный язык в русскоязычном тексте); «ещё не срок забыться» (вместо слова «время» ошибочно использовано «срок», что не одно и то же по смыслу и употреблению); «необузданной стране» - разве стране необходимо быть кем-то обузданной???; «оберегом - крест нательный» - если человек не понимает смысла нательного креста, лучше не употреблять это слово в стихах (оберег - языческое понятие, антагонист христианского символа - нательного креста, ); «Мне было хорошо, хоть и СМЕРТЕЛЬНО» - последнее слово, употребленное не по значению; «На верность крест императрицЕ АннЕ» - инверсия слов и дурное согласование, извращающее смысл фразы - крест Анне?? ; «к славе путь, НЕВЕРЕН и тернист...» - неверен - это как? ; «Где тройки бубенцовый звон любя» - дурное согласование как следствие инверсии порядка слов. И так далее… Не видно авторской работы над поиском точных слов и их ясной расстановкой.
=== === === === ===
Произведение: 4-27. Записки врача. Родечка. Графская Пристань.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 1
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 1
Мой дядя, главный врач районной психбольницы,
Сначала занемог, а после и зачах.
Остался от него журнал на ста страницах,
И я его глотал ночами при свечах.
К примеру, вот письмо Мюнхгаузена, барона. (лишний слог)
По-моему, с Луны – уж больно дик пейзаж.
На этом фоне он – как белая ворона,
Оторванный на нет от мира персонаж.
«С полетом все путем – прошел вполне удачно.
Чему я был и есть, признаться, очень рад.
На радостях разбил уже поселок дачный,
Примерно где упал мой ядерный снаряд.
Здесь тишь и благодать, уютная прохлада -
Не то что на Земле, где грязь, и вонь, и шум.
Туда я не вернусь – упрашивать не надо.
Об этом вот как раз я Вам сейчас пишу.
Увы, mеin kleiner Prinz! Мне там никто не верил.
Платон и тот, свинья, смеялся каждый раз,
Пугая насмерть всех ворон в соседнем сквере,
Когда читал я вслух правдивый свой рассказ.
Платон, конечно, друг, но истина дороже -
Об этом я писал на сайте «правда.ру».
Газеты и ТВ нам лгут одно и то же,
А я и нов, и свеж - и никогда не вру.
Летите, lieber Freund, вечерним дилижансом -
Entschuldigung, ядром - ветров попутных Вам!
Мы ждем с Шекспиром Вас и с Андерсоном Гансом.
На выбор тут у нас и домик, и вигвам.
Опять же, на Земле народ какой-то грубый.
Предел мечтаний всех - бордели и харчи.
Друг друга жрут живьем и бьют лисят - на шубы,
А мы последних тут надежно приручим…»
Мой дядя – молоток, отбойный, если кратко.
За то, что сохранил конспект идей иных,
Откуда мне в глаза смотрела правда-матка,
Записанная им со слов своих больных.
-------
mein kleine Prinz – нем. мой Маленький принц
lieber Freund – нем. дорогой друг
Entschuldigung – нем. извините.
Комментарии:
Не буду комментировать - душа не лежит. Домашние стихи, использующие фразы пушкинских (взятые без кавычек), с примитивным содержанием и с небрежной техникой исполнения. Поставила бы дополнительную оценку «относительно всех» МИНУС 1, но, к сожалению, я уже использовала все 16 предоставленных мне на это возможностей.
=== === === === ===
Произведение: 4-28. Монолог Марты. Ольга Шенфельд. Графоманам.нет.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
...Бюргеры. Вязкие голоса. Склянки, эфир, тоска.
Ярче, чем свечи его глаза – гибель для мотылька.
– Гордая честность – великий дар в мире, где правит раб.
Я не останусь ни с Жанной д'Арк, ни с королевой Маб.
Маб утешает сейчас Шекспир, Жанну тревожит бой.
Завтра к Платону идти на пир. Хочешь, возьму с собой?
В мраморный дворик среди колонн, в хижину у ручья?...
После узнала, что он барон, что у него семья,
Что ни родителей, ни подруг не пригласить на чай.
– Карл, притворись. Оглядись вокруг и не руби сплеча.
Доброе имя проси – вернешь. Вместе легко стареть.
– Если и ты выбираешь ложь, я выбираю смерть.
Судьи, тюремщики, палачи, герцог, змея-жена...
Не обвиняй никого, молчи. Это моя вина.
Я растоптала хрустальный мир и приказала: "Склей".
"Карл", - покачал головой Шекспир, -"так и не стал взрослей.
Женщине нужен привычный быт после глотка любви..."
Плечи бессильны. Слова слабы. Смилуйся, не зови.
Лунным пожаром горит окно. Стелется млечный дым.
– Нынче пирушка у Сирано. Хочешь со мной? Летим.
Комментарии:
Удачные строки: «Ярче, чем свечи его глаза – гибель для мотылька. - Гордая честность – великий дар в мире, где правит раб»; «Если и ты выбираешь ложь, я выбираю смерть»; «"Карл", - покачал головой Шекспир, -"так и не стал взрослей. Женщине нужен привычный быт после глотка любви..."» Удачные стихи: узнаваемо о бароне Мюнхгаузене! Не понравилось только разговорное сокращение фразы (пропуск дополнения): «После узнала» - употребление слова «после» в значении «потом».
=== === === === ===
Произведение: 4-29. Мюнхгаузен, эпилог. Блинов Андрей Вячеславович. Что хочет Автор.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4
Притихший мир, заевшийся, стабильный –
У ног моих – отчаянно тосклив.
Я выдумал для вас сто тысяч былей,
Которым вы поверить не смогли;
В укор невеждам, сгинув и воскреснув,
Но не найдя ни правды, ни суда,
Я выдумал себе сто тысяч лестниц,
Поднявшихся неведомо куда.
Глаза прикрою – россыпью созвездий,
Таинственно мерцающих во тьме,
Привидятся все россказни и песни,
Проклятием казавшиеся мне.
Комментарии:
Стиль речи не барона, но дух и суть его. Лаконично, но неплохо. «Я выдумал себе сто тысяч лестниц, поднявшихся неведомо куда».
=== === === === ===
Произведение: 4-30. По барону. Васильева Инна. Литсеть.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
Стареющий чудак…. И зеркало не врёт.
Так «быть или не быть?» - смешной вопрос для тени.
Безумно скучно, Бог, всё видеть наперёд!
И Марта… поддалась ничтожному сомненью
под вопли «Отрекись!»
Пора…. Давно пора.
Я - лишний день в году. Вот и готова пушка.
Диагноз налицо. Сегодня, как вчера….
Безумец? Лицедей?
Неведома зверушка... –
чумной олень с кустом, проросшим меж рогов….
- Что, господа, молчим?! Прискорбие на лицах…
Мне место на Луне? Так я лететь готов!
Посмейтесь надо мной! Есть повод веселиться!
Ловушка дурачку: "признайся, кто ты есть"?
Да, я б вам подыграл… – нет повода остаться.
Чудес не будет! Всё! Сегодня пусто здесь -
без веры! Без любви! Мне жаль вас… Мне! Паяцу!
Вернусь?.. - да, как всегда! Не стоит унывать!
Родная, может быть, ты скажешь, что хотела?
- Люблю тебя!
- ?..
- Дождусь!..
- И предаёшь опять...
- Стой!!! Порох замени!
- Ну, вот! Другое дело!
Комментарии:
Самые удачные по содержанию стихи из всей этой группы о Мюнхгаузене: здесь собрано самое главное о нем, самая суть этого образа. По технике тоже недочетов не увидела.
=== === === === ===
Произведение: 4-31. Пациент. Александр Коковихин. Литсеть.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 1
У барона М. не отнимешь косичку сенсейскую,
как турецкие сабли – к солнцу растут усы.
Он (только он) может войну объявить эсэмэскою,
а в полночь – рассвет, просто переведя часы.
Улыбается – будто не родственник сдал его.
Галифе из пижамы выглядывают, как блеф.
Не такой, как все? Аномальнее самого ненормального.
Случай для диссертации доктора Ф.
У барона М., запущенного, на первый взгляд, шизофреника,
чего б ни вколола ему медсестра,
каждый вечер – перемещения в пространстве и времени
с пушечной помощью мысленного ядра.
Шваброй фехтует вместо лечебной гимнастики,
набивает за завтраком трубку лавровым листом.
Посещает, допустим, недозволенные галактики,
но зачем санитарам рассказывает потом?
То беседует с Мефистофелем, то в защите Трои участвует,
то с Нефертити флиртует, то с Мэрилин Монро...
Доктор Ф. немного завидует, с диктофона перепечатывая.
А барон ускользает, легко оседлав ядро.
Комментарии:
Назвать барона шизофреником, конечно, можно - у нас свобода мнений - но мне это не по душе. Остается только Дон Кихота в эту компанию записать. Литературные образы (те, что живы и не забываются) всегда немного шире и глубже их поступков. Именно поэтому они и живы. По технике. Да что там говорить, если идеи в стихах нет, если мысли нет, а есть одно желание пошутить и унизить того, кого не понимаешь… Техника - дело десятое. Не по душе мне эти стихи.
=== === === === ===
Произведение: 4-32. Правда о лжи. Александр Пономарев. Графская Пристань.
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 2
Не тыкайте в меня иголками морали -
Мол, правда хороша и неприглядна ложь.
Придет к тебе успех рассказчика? Едва ли -
Коль, повествуя, ты ни разу не приврёшь.
Барона поучать бессмысленно, тем паче
Ловить меня на лжи - здесь точно ждёт провал.
Известнейший ответ слегка переиначу:
Пусть ловит тот, кто сам ни разу не солгал.
Не верите мне вы. Какой-то правды ждёте!
И что вам до моих полётов на Луну?
Я ваше взял ядро? Я вас задел в полёте?
Так что вы мне тогда поставите в вину?
С собой я в диалог вступлю. Вопросов хитрых
Не стану задавать о правде и о лжи.
Себя спрошу я: «Карл (прибавлю также Фридрих,
Иероним и фон Мюнхгаузен), скажи!
Им правду подавай - быть может, это верно?
Не бросить ли мне врать, пускай и без вреда,
И скептикам моим не действовать на нервы?»
Решительно себе отвечу: «Никогда!»
Я сам встречал не раз дешёвые бравады,
И «правда, но не вся» звучала от души.
Достойней, чем поток унылой полуправды,
Затейливая вязь из качественной лжи!
Комментарии:
Я не узнала в этом монологе барона Мюнхаузена - его миропонимания, его стиля речи и поведения. «Придет к тебе успех рассказчика? Едва ли - коль, повествуя, ты ни разу не приврёшь» Разве он для этого фантазировал? Нет, конечно…
«Не бросить ли мне врать, пускай и без вреда» - Мюнхгаузен не называл свои рассказы враньем. По технике: трижды в качестве рифмы употребляется слово ложь «лжи, лжи, ложь, солгал, … приврешь» - бедный словарный запас слов. Похоже, избыточность употребления этого слова не случайна: по мнению автора, лживость - это главное в бароне.
=== === === === === === === === === === === === === === ===
Свидетельство о публикации №116032309248
Светлана Гончаренко 13.06.2016 16:35 Заявить о нарушении
Алкора 14.06.2016 13:13 Заявить о нарушении