История одной мелодии - Адажио Томазо Альбинони
(материал взят из интернета)
Томазо Джованни Альбинони (итал. Tomaso Giovanni Albinoni, 8 июня, 1671, Венеция, Венецианская республика — 17 января, 1751, Венеция) — итальянский композитор эпохи Барокко. При жизни был известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в настоящее время известностью пользуется, и регулярно исполняется, главным образом его инструментальная музыка.
Его Адажио соль-минор, (в действительности, поздняя реконструкция) — одно из наиболее часто записываемых.
Томазо Джованни Альбинони в отличие от большинства композиторов того времени, как предполагают исследователи, никогда не стремился получить должность при дворе или церкви, но имел собственные средства и возможность сочинять музыку независимо. Он был выходец из буржуазной среды и с детских лет имел возможность обучаться пению и игре на скрипке.
Он жил в одно время и в одном месте с Антонио Вивальди. Сам Альбинони весьма скромно оценивал свои композиторские способности и подписывался под своими произведениями как "венецианский любитель" - "dilettante venete".
Инструментальные сочинения Альбинони нашли должную оценку со стороны Иоганна Себастьяна Баха. Он использовал их в своём творчестве.
Широко известный при жизни, после смерти Альбинони был довольно быстро позабыт, повторив судьбу Вивальди и Баха. Творчество Альбинони долгое время оставалось известным только узкому кругу музыковедов и знатоков старинной музыки. Эта ситуация сохранялась вплоть до середины прошлого века.
Альбинони - автор более 50 опер. Он обладал поразительным мелодическим даром, который умело использовал не только при сочинении опер, но и для инструментальных произведений, которых создал великое мноножество.
Адажио Альбинони впервые опубликовано Ремо Джадзотто в 1958 году.
В 1945 году
В предисловии к изданию Adagio g-moll Томазо Альбинони 1958 года Ремо Джадзотто утверждал, что восстановил произведение по маленькому фрагменту, который нашел в Миланской библиотеке в начале сороковых.
Проверить музыковеда, самого крупного знатока творчества композитора, было просто некому. И даже негде — значительная часть наследия Альбинони была утрачена во время Второй мировой войны при гибели Дрезденской государственной библиотеки.
В 1992 г. Ремо Джадзотто написал одному немецкому журналисту, что при подготовке биографии Томазо Альбинони в начале 1940-го года обнаружил четыре такта нот для скрипки и генерал-бас к ним (генерал-бас — basso numerato — использовался итальянскими композиторами, начиная с XVI в., чтобы застраховаться от плагиаторов).
Однако полную партитуру генерал-баса никто и никогда не видел. Правда, у помощника Ремо Джадзотто сохранилась ксерокопия шести тактов и партии генерал-баса, однако у музыковедов вызывает сомнения, что записанная там музыка — эпохи барокко.
Авторитет профессора истории музыки университета Флоренции, автора биографии многих знаменитых итальянских композиторов, был столь высок, что ему поверили безоговорочно. Сейчас же мало кто сомневается, что автором Adagio является сам Ремо Джадзотто.
Венецианский композитор эпохи барокко Томазо Джованни Альбинони (1671 — 1751 гг.) прославился на весь мир произведением, которого не сочинил.
В 1998 году известный музыковед и музыкальный педагог, профессор Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с Фолькером Шютцем опубликовал фрагменты писем из Саксонской земельной библиотеки, в которых утверждается, что такой музыкальный фрагмент из наследия Альбинони в собрании библиотеки отсутствует и никогда в нём обнаружен не был, так что сочинение в целом является безусловной мистификацией Ремо Джадзотто.
Так это или нет, покажет время. Пусть разбираются специалисты. Нам важна сама музыка! А она такова, что существует огромное количество переложений, аранжировок, интерпретаций этого поразительного шедевра, как оркестровых, так и вокальных.
Сколько исполнителей потом записало эту мелодию, не счесть. И сколько самостоятельных песен было создано на ее основе.
Вот только некоторые исполнители этой мелодии из коллекции Андрея Малыгина , проживающего в Милане, - Удо Ёрганц (Германия)-адажио, Лара Фабиан -адажио Альбинони, Демис Руссос — адажио, Б.Эйфман поставил для В.Михайловского балет "Познание" и тоже считает, что это музыка принадлежит Альбинони, мелодия романса великого русского композитора Г.Свиридова из "Метели А.С.Пушкина" тоже созвучна Адажио Альбинони.
Чем похожи все эти мелодии? А похожи они эмоциями, которые возникают от их прослушивания. Печаль, вроде и светлая, но разрывающая сердце. Рыдать под такую музыку, да и только. А когда музыка так сильно эмоционально "пробирает", то порой мелодические и гармонические контуры в памяти нивелируются, остается некий собирательный образ, что ли....
Некоторые говорят, что "Адажио", несомненно, "подделка Джадзотто" и никаких фрагментов произведений Альбинони в Саксонской библиотеке никогда не было.
"Подделка" – слишком громкое утверждение. Сам Ремо Джадзотто никогда, собственно, и не утверждал, что произведение принадлежит Альбинони – лишь то, что его "Адажио" – реконструкция на основании найденных фрагментов, общей продолжительностью всего-то шесть(!) тактов.
Да и первоначальное название произведения звучало так: "Ремо Джадзотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони".
Но, то ли стремление Джадзотто выдать желаемое за действительное (вероятно, фрагменты произведения он все-таки нашел, но то, что принадлежали они Альбинони, судя по последующим исследованиям, маловероятно), то ли некое стечение обстоятельств, сыграло с ним злую шутку. Популярность самого Джадзотто имеет довольно сомнительный характер, зато его произведение стало известным во всем мире под авторством Альбинони, снискав заодно немалую популярность и самому Альбинони.
Проофессор истории музыки Ремо Джадзотто (1910 — 1998 гг.) унес с собой в могилу тайну создания произведения композитора, перед которым преклонялся.
23 марта 2016 г.
Свидетельство о публикации №116032305574
TA (Tiana) Александровна
Куопио, Финляндия
21 февраля 2019года, взято с интернета
КТО НАПИСАЛ АДАЖИО АЛЬБИНОНИ ?
Эксперты в области изобразительного искусства утверждают, что среди продаваемых картин 50-60% - подделки. В музыке подделки тоже встречаются. Подделывают в основном музыку барокко (17- начало 18 в.) , потому что она популярна у публики, и потому что жизнь и творчество композиторов того времени не очень хорошо изучены. Следовательно, на этом поле трудно что-либо доказать или опровергнуть.
А ВОТ ОДНА ИЗ САМЫХ ВПЕЧАТЛЯЮЩИХ мистификаций 20 века -
"Адажио", так сказать, Альбинони! Это супер хит 20 века!
Его, так же как и Лунную сонату, знают все. Кто только не сыграл, не спел и не был похоронен под это Адажио...Оно звучит в кино, мультиках, сериалах, рекламе и вообще везде.
НО НА САМОМ ДЕЛЕ эту музыку написал итальянский историк музыки и композитор Ремо Джадзотто в 50-е годы 20 века.
Вот как всё было....
Во время Второй мировой войны Джадзотто работал над биографией никому неизвестного итальянского композитора первой половины 18 века Томазо Альбинони. Эта работа не имела никакого резонанса в научной среде, публика тоже не знала этого имени.
В конце 50-х Джадзотто сделал очень эффектный информационный вброс. Он рассказал, что однажды, в 1945 году, он шел по улице разбомблённого Дрездена. Путь его проходил мимо Дрезденской библиотеки, лежащей в руинах. И вдруг он увидел у себя под ногами пожелтевший от времени нотный листок. На нём было 6 тактов нотного текста и подпись - Томазо Альбинони.
Джадзотто, якобы, предпринял попытку восстановления текста, и получилось вот это самое Адажио - гениальное творение забытого итальянского мастера, чудом уцелевшее в огне страшной войны. Такая легенда стала мощным пиар ходом для Джадзотто. Она сделала его имя известным и придала ускорение его карьере. Он, становится профессором истории музыки в университете Флоренции, а Адажио исполняется и записывается лучшими оркестрами мира.
Слухи о том, что это подделка, сразу же стали бродить в музыкальной среде. После смерти Джадзотто в Германии развернулась кампания по разоблачению мистификации. Было установлено, что в Дрезденской библиотеке никогда не было такого фрагмента Альбинони, и что стиль Адажио не соответствует не только стилю Альбинони, но и вообще тому времени.
В ЧЁМ ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ИТОГ ЭТОЙ МИСТИФИКАЦИИ?
Фальшивое авторство стало брендом. Все уже в курсе этой мистификации, но записывается и исполняется эта композиция всё равно под именем Альбинони. А музыка Альбинони исполняется ооочень редко.
Джадзотто, написавший объективно прекрасную мелодию, не заслужил известности у публики, как талантливый композитор. Но если в своё время он попытался бы продвинуть эту композицию под своим именем, у него, скорее всего, ничего не вышло бы.
И в списке наших самых любимых классических мелодий не было бы этого Адажио.
Брависсимо, Джадзотто!
Томазо Альбинони – Адажио
Paul Mauriat & His Orchestra – Адажио Альбинони
Разное – Фаусто Папетти - Адажио - Т.Альбинони
Кватро – Адажио Альбинони
Полина Гагарина – Адажио Альбинони
Виртуозы Москвы – Адажио Альбинони
Сопрано 10 – Адажио Альбинони
Лидия Воронина 21.02.2019 16:09 Заявить о нарушении