Нарушение мышления резонёрство

Резонёрство

Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.
Традиционно относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонёрством не важно, понял их собеседник или нет. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление становится аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями.

Резонёрство в норме возникает в сложной и эмоционально-значимой ситуации (например, на экзамене) и зачастую произвольно или полупроизвольно; в патологии же все наоборот: резонёрство возникает вне зависимости от трудности заданий и эмоциональной нагрузки ситуации.

Шизофреническое (классическое) резонёрство. Аффективно насыщено, есть потребность «что-то поведать миру». Склонность больного к выражению абстракции по отношению к мелкому объекту суждения; претенциозно-оценочная позиция.

Пример: объяснение пословиц. «Не все то золото, что блестит». Больная: «Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание», и тут же добавляет: «Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность».

Эпилептическое резонёрство. Иное, чем при шизофрении. Оно более сходно с резонёрством нормальных людей: возникает в процессе диалога, носит компенсаторный характер. Отличие от нормы: выраженная потребность говорить с яркой аффективной окраской высказывания, с особой лексикой — морализаторство, нравоучение.
Органическое резонёрство. Наиболее сходно с резонёрством у здоровых людей: все адресовано партнеру, возникает в ситуации затруднений. Главная особенность: комментирующий характер; резонёрство наблюдается во вне, вынесение в план громкой речи отдельных этапов выполняемой программы. Пример: резонёрство при выполнении пробы «Доски Сегена». Наблюдаться резонёрство может при поражении как правого полушария, так и передних отделов левого полушария.

Следует также отметить наличие резонёрства при некоторых расстройствах личности. В первую очередь, оно наблюдается при истероидном (гистрионном) расстройстве личности и при шизоидном.

сс.Психология тишины



ОСОЗНАВАЙТЕ СЕБЯ ~ ОШО

«Что-бы вы ни делали, постоянно продолжайте делать это: осознавайте себя, делая что-то. Вы едите: осознавайте себя. Вы идете: осознавайте себя. Вы слушаете, говорите: осознавайте себя. Когда вы злитесь, осознавайте то, что вы злитесь. В тот самый момент, когда есть гнев, осознавайте, что вы злитесь. Такая постоянная память себя создает определенную энергию, очень тонкую энергию в вас. Вы начинаете быть кристаллизированным существом.

Обычно мы похожи на бесформенную массу. Никакой кристаллизации, никакого настоящего центра, просто жидкость, просто свободная комбинация разных вещей без центра, толпа, постоянно смещающаяся и меняющаяся, без внутреннего хозяина.
 Под осознанностью понимается быть хозяином.
 И когда я говорю «быть хозяином», я не имею в виду быть контролером. Когда я говорю «быть хозяином»,

я имею в ввиду быть присутствующим, постоянно присутствующим.

Делаете ли вы что-то или не делаете, одно должно быть постоянным в вашем сознании: это вы сами."




Чем яснее и светлее в человеке сознание, тем неотступнее преследует его загадочность бытия, тем сильнее будет он чувствовать потребность подвести итоги, сделать какой-либо конечный вывод о жизни и бытии вообще и тем менее он будет доволен просто тем, что он живёт и постоянно лишь предотвращает нужду, ежедневно сказывающуюся в этой жизни, до тех пор пока за многими обманутыми надеждами и перенесёнными страданиями не пройдёт сама жизнь, не дав ему даже досуга когда-либо серьёзно подумать над нею.

Но именно так и бывает с теми людьми, сознание которых более слабо, смутно и ближе стоит к животной тупости. Подобно тому как животное живёт себе, не видя ничего далее своих потребностей, и не удивляется тому, что мир существует, и существует именно так, как он существует, — так и неодарённые люди не удивляются заметным образом миру. Они всё находят совершенно естественным; разве лишь поразит их иногда какое-нибудь необычайное явление и пробудит в них желание узнать его причину; но загадочности, сокрытой в основе всех явлений, и загадочности их собственного существования они не чувствуют. Поэтому они склонны высмеивать тех, кто удивляется миру, размышляет над ним и предаётся подобного рода исследованиям. Они думают, что у них есть гораздо более серьёзные занятия — заботы о себе и своих близких и разве лишь более близкое знакомство со связью явлений между собою, в целях их использования. Но эту жизненную мудрость свою они разделяют с животными, которые тоже живут себе, пекутся о себе и о своём потомстве, не заботясь о сущности мира и его значении.

Ясность сознания, на которой основываются потребность в философии и дарование к ней, сказывается поэтому прежде всего в изумлении, вызываемом в человеке миром и нашим собственным существованием, — в изумлении, которое тревожит дух и делает для него невозможною жизнь без размышления над нею.

«Введение в философию»


Рецензии