Художники, прочтите и пишите... стихи!
Музей современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) выложил в свободный доступ 65 тысяч оцифрованных картин, написанных с 1850 года по настоящее время. Всего в коллекции музея находится свыше 200 тысяч работ 10 тысяч художников, созданных в этот период. Онлайн-коллекция находится по ссылке. Доступен поиск как конкретной картины и работы конкретного художника, так и по заданным фильтрам.
Стихи ПОЭТА и Художника Владимира Мальчевского
http://www.stihi.ru/2016/03/10/1101
«Т А Н А Т О С»
Художнику Яцеку Мальчевскому.
Я камней натаскал в поле,
я камней натаскал с гор,
дом построил, и жив, доколе
подпирает меня забор
острокаменный, вековечный,
охраняющий дух и род.
Только Путь надо мною Млечный
да в полях кружит хоровод...
Засмеялась одна, златая,
отпорхнула от белых стай
дева тонкая, молодая:
"Приласкай меня, приласкай".
Мне под праздники – девяносто;
не иссяк ещё Божий дар.
Тут рукой подать до погоста,
только я-то ещё не стар.
А она меня украшает;
разноцветный венок на грудь,
не мешает мне, разрешает:
"Я – твоя, ибо долог путь".
Я с травы её поднимаю,
из-под ног исчезает твердь.
Не расстаться с ней, понимаю...
Смерть.
_____________________
А Н Д Р Е Ю
Р У Б Л Ё В У
Ни тайну древнего Канона,
ни силу, равную мечу
в твоих трудах, в твоих иконах
я не ищу – я трепещу.
Стальной опорой небоскрёба,
навек закованой в бетон,
клянусь, что самый умный робот
свихнётся у твоих икон,
и самый яснозвёздный гений,
на Землю присланный творить,
замрёт и встанет на колени...
Он перестанет говорить.
_____________________
М И Х А И Л У
В Р У Б Е Л Ю
_____________________________
по мотивам «Сирени»
Твоей сирени цвет
потусторонний
в агатах,
обрамлённых в изумруд...
в ней - что-то за печалью отдалённой...
благая весть,
что чувства не умрут.
И тихий смех,
и затаённый шёпот,
и невесомый бег
по шелесту листов,
где словно брызги,
маленькие стопы
бегут от нас
на зов
волшебных сов,
и - оглянуться...
так, чтоб не разрушить
свой хрупкий Мир
о наш трёхмерный взгляд.
Кто знает,
что
спасает наши души,
и что
об этом в небе говорят,
чьи огоньки,
сплетённые цветами,
мерцанием зовут
в ночной провал –
в его Дворцы
с лиловыми кострами
в закатный свод
на Лунный карнавал.
_______________________
В А Н - Г О Г
Гаше, приятель, извини,
мне в этом жёлтом интересней;
ему холодный пурпур тесен.
Так зажигаются огни.
Гаше, приятель, посмотри,
как виридон в лазури дышит!
Он – чародей, он форму пишет
и рвёт сознанье изнутри.
Гаше, приятель, это – я.
Вот – ночь моя, а вот – дорога.
я здесь – не сам,
я здесь – от Бога.
И человек мне не судья.
_______________________
П О Л Ь
Г О Г Е Н
Плоды в сиреневых садах
уже поспели на Таити.
Другое солнце, извините,
и я уже – не в тех годах.
А тут вокруг – кромешный Рай,
и в тубах масло закипает –
оно меняет цвет и тает,
и выливается за край.
Уже начало декабря;
пылают ягоды как угли,
и Солнце учится у джунглей,
лучами радуги творя,
в тени смеётся алый пёс,
и «груды жизни» на подносах –
два переполненных кокоса -
под синевой густых волос...
К прохладе розовой реки
я привыкал, как вы, не сразу.
Меня сожгут;
я – сын проказы.
А вы – музеев знатоки.
____________________
* * *
Мудрец Гоген оставил ген,
а вот пророк Ван Гог не смог.
Осталось областью легенд,
КАКОГО ЦВЕТА
был курок.
___________________
Д А Н А Я
Ведь я когда-нибудь узнаю
и я когда-нибудь пойму,
с каким желаньем и к кому
ты обращаешься, Даная.
Что скажет бес, мне всё равно,
что скажут ангелы – не важно.
Здесь нет таких, кому не страшно,
и значит, всё предрешено;
и этот жест, и этот шёлк...
ведь я когда-нибудь узнаю
зачем и кто к тебе, Даная,
на эту землю снизошёл.
________________________
П У Р П У Р Н О М У
Л Е Г И О Н У
В большом уме подчас
живёт порок,
внезапно навалясь и побеждая.
И злимся мы, пороку угождая
и в страхе закрываясь на замок.
Там остаётся он с его армадой –
злорадствующий, глупый и пустой,
но мы живём волшебным словом «надо»,
в котором смысл и ясный и простой.
Нет грязи только в чистоте безлюдья,
отшельники уходят, чтобы жить
не тем, что есть,
а тем, что ЗАВТРА будет,
и прошлое не смеют ворошить.
В нём – ничего:
лишь – слабость лицемерья
и чувства, временем развеянные в прах.
Гоген и Диоген – любой был прав,
однажды хлопнув осаждённой дверью.
____________________________
Х У Д О Ж Н И К У
Нарисуй мне, художник, холодный гранит,
превратившийся в куб без дверей и без окон.
И того, кто – внутри
в размышленье глубоком
свою душу хранит.
Напиши мне, художник, то слово, что он
чертит пальцем на стенах, и стены алеют.
С каждым часом прозрачнее он и светлее
как несбывшийся сон.
Напиши этот свет, эти гибкие руки,
этот солнечный взгляд неземной доброты,
чтобы каждый узнал
дорогие черты
и прочёл письмена,
превращённые в звуки.
Напиши мне охрану в железных чалмах,
их уменье молчать и сменять караулы,
как сидят генералы,
пьяны и сутулы,
а при них – две подруги:
Тюрьма и Чума.
Напиши мне как куб превращается в свет,
и охрана в ночи вызывает облаву,
как гранит растекается
огненной лавой,
и как страшен "преступник",
которого... нет.
И "подмога" войдёт,
никого не виня,
и увидит охрана, как Странные Люди
им протянут, смеясь, на сверкающем блюде
генеральских голов два обугленных пня.
Напиши мне, художник, зачем, почему
чтобы выстроить жизнь,
недостаточно чувства?
Я отвечу тебе:
"В мире света не густо;
что светлее холста,
неподвластно уму ".*
_____________________________
* Послушать песню - по ссылке
в конце страницы, внизу.
Г А У Д И
Прокляни меня, покарай,
я пойму, я приму.
Но всё же
где-то Гауди строит Рай
то ли собственный,
то ли Божий.
_______________________
О Т Р А Ж Е Н И Я
Художнику Игорю СНЕГУРУ
(К циклу работ "Плавни". Третьяковская галерея.)
Отражённый отвесный берег.
Отражённое небо – ширится.
Отражённому надо верить –
в отражениях больше видится.
В отражения можно бросить
отражённый в полёте камень –
в отраженье качнётся проседь
над глубинами – над Веками...
и – мальков золотые брызги
канут россыпью отражений
в омут пламени – в искаженье
отражённого в волнах диска
или тонкого силуэта
на песчаной ладони мола... –
отражённое
в плавнях
лето
хлынет в память водой тяжёлой!
... И останутся отраженья,
чтоб заполнить
судьбу и вены –
отраженья, увы, нетленны:
вся Вселенная – Отраженья.
_____________________________
Ю Р И Ю
М Е Т Е Л Ь С К О М У
Дождём
завешено окошко
с фигуркой детской на углу,
и клёна жёлтая ладошка
прижата
к мокрому стеклу.
Прозрачна даль
и призрачен пейзаж.
... Иллюзии художника тревожны.
Его надежды в Мире невозможны,
он не торгуясь платит за мираж.
Он пьёт вино Вселенского заката
как собеседник, что пришёл на пир.
Кто знает,
чем
реален Мир!
Вселенная богата.
_____________________
Л Е В И Т А Н У
Нет утешенья нам:
наклон Земной Оси,
смещенье Полюсов,
дыра в озонном слое,
распад Культур,
падение Руси –
последний шаг
до "Вечного Покоя".
____________________
С А Л Ь В А Т О Р У
Д А Л И
Накоплю я рубли
и куплю тебе роз –
Сальвадору Дали –
повелителю коз,
поджигателю снов,
разрушителю тел,
лиходею кино,
чей трамвай улетел,
чей горящий жираф
ускакал и потух,
ибо Гоголь был прав,
а Бетховен был глух.
Если души горят –
по частям или все,
значит Рай как и Ад –
на одной полосе;
задымятся шасси,
колокольчик кольнёт
и душа повернёт
против хода Оси,
и взорвутся вдали
шесть диковинных звёзд...
Я – непрошенный гость.
Вы ведь тоже, Дали?
_____________________________
"Л Е В Ы Е"
Московской "Двадцатке"
посвящается.
Избит, поставлен на колени, –
беспечен,
одержим,
ничей,
любой из нас -
бессильный пленник
очарования вещей...
В дождях мы видим бриллианты,
в июньских травах – изумруд,
друзья богов,
рабы талантов,
мы видим свет
и верим в труд.
Вдыхая запахи палитры,
шагая вдаль по лепесткам,
неся мольберты и пюпитры,
не верим мудрым старикам,
служа друг другу отраженьем,
стремимся быть
затем, чтоб стать.
Мы созидаем разрушенье,
ломая Мир,
чтоб Мир понять.
_________________________
О
« Л Ж И »
Ответ П. Пикассо.
Эмоции не лгут
в реальности и сне.
Все наши жизни – их материал.
Чего в них нет
никто не потерял.
И Мир фантазий - тоже не извне.
_________________________
Г И М Н
А П О Л Л О Н У
Люблю художников
в их целях и исканьях!
Художников в Познанье
не люблю:
ночные звёзды
в сказочном блистанье,
увы, не курс,
что нужен кораблю.
Художник – тот,
кто на камнях причала
восславит море,
чей солёный вкус –
слеза любви богов.
Но он сначала
создаст закон,
где точный вывод – КУРС.
_______________________
О Б Л А К А
/На выставке примитивистов/
Небо синее в реке,
и по небу – лодки...
По веслу – в одной руке,
а в другой – по водке.
И скользят по облакам,
розовым да белым,
чтобы волю дать рукам,
чтобы к телу – телом,
искупаться да в песке
тёплом схорониться...
Пляшут лодки на реке,
а в реке – зарница.
Тут такой лежит покой –
сутки что минутки...
Песня – птицей над рекой,
в поле – незабудки.
_____________________
А. Шилову
Вам о законах цвета не сказали
и в тайны форм не посвятили Вас,
но труд зачтён:
Вы всё же доказали...
что фотообъектив точней
чем глаз.
Дилетанту
Ваш глаз – что фотоаппарат,
но ясно, что рука - не циркуль,
а мир «фантазии» – для цирка,
и к Вам идут как на парад.
От складок ткани до голов –
в «рисунке» плачет дилетантство,
а он гармонией углов
вершит конструкцию пространства.
Кто «срезал путь» тот впопыхах
уже не может оглянуться,
чтоб сделать подвиг и... вернуться,
притормозив в учениках.
__________________________
«Г Е Н И Й»
«Органичность» – как ограниченность.
«Композиция» - как тупик.
Чтоб, отстаивая привычность,
быть обычным как горный пик,
в чём гарантия – как вторичность,
превратившаяся в Канон.
Не новатор, не даже личность,
но зато между всеми – «ОН»!
_________________________
П О Л Ь
С Е З А Н И С Т
- Наш век, Сюзанна, -
СЕЗОН СЕЗАННА.
... Вы из Рязани?
Как несказанно!
__________________
Э П И Г Р А М М А
__________________
(плагиату)
«Слизал картинки» с Интернета,
устроил выставку, и вот –
стоит, визитки раздаёт
девчонкам.
На правах брюнета.
__________________________
* * *
Красивый хвост!
А где рога? –
опять, наверное, под шляпой!
Не лапай краски и не ляпай,
раз не учился ни фига.
В кругу «опознанных своих»
ты можешь «зашибить монету»,
но не о ней – искусствоведы;
суд Академий – не о них.
____________________
Свидетельство о публикации №116032104587