Прозаическая основа стихов

Стихи - это не только красивый язык, интересная рифмовка строк и мелодичность звучания. Это еще и оформленная в короткий рассказ авторская мысль - содержание. В триединстве ритм-форма-содержание, последнее играет определяющую роль.

В каждом стихотворении должно быть хотя бы минимальное  содержание - сюжет, пусть даже исчезающее малый, сведенный к описанию  чего-либо: пейзажа, человека или состояния погоды, Это описание может быть переполненно эмоциями, казаться не законченным, но все равно воплощать сознательный авторский замысел - иметь ПРОЗАИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

Стихи «Ни о чем» - это не стихи, а игра с формой рифмовки. Таких игр (как и кроссворды, очень полезных для тренировки ума) придумано множество, а плоды этих игр  даже участвуют в конкурсах, только не в литературных, а в специальных - игровых.

Мы сейчас обсуждаем только плоды поэтического творчества.
 
Прозаическая основа - это то, чем хочет поделиться с нами автор с помощью слов. Чтобы его можно было понять, как минимум, эти слова должны быть естественно и ясно согласованы друг с другом, использованы по их значению, а если употребляются в каких-то устойчивых фразеологизмах, то именно в том сочетании и порядке, в каком они укоренились в русском языке.

Предложения не должны быть беспричинно оборваны, лишены подлежащего или сказуемого, если это препятствует пониманию излагаемого. Слова в предложении должны иметь хотя бы минимальную логическую связь друг с другом, а не просто украшать строку бессистемно, с единственной целью - заполнить строку чем-то красивым и укладывающимся в желаемый ритм и задуманную рифмовку строфы. Если стройной и внятной системы изложения нет - это плохо. Но еще хуже, если от начала до конца прочтения стихотворения читатель так и не понимает, что же хотел сказать автор?
 
Даже если мы описываем красоты природы, и наш поэтический слог оправданно блещет метафорами, эпитетами и сравнениями, в их употреблении должна быть хоть какая-то логика. А еще лучше - единая система образов.

Например, если описывая сентябрь, мы сравнили его со звуком или  мелодией, то разумно  продолжать этот ряд  метафорами и сравнениями того же порядка - с тем, что имеет отношение к музыке, что в принципе может издавать звуки, что воздействует на наш слух. Если мы сравнили тот же сентябрь  с цветом или краской - лучше продолжить образный ряд всем тем, что  видит наш глаз, с инструментарием художника. Но хуже нет, когда  чуть ли ни в одном предложении встречаются совершенно разнородные образы по отношению к одному и тому же предмету! Встречаются одномоментно и напрочь забываются автором далее, никак не работая на содержание.

Я сейчас не буду приводить примеры (их множество в статьях моего сборника «Все о лексике») - все примеры  по конкретным конкурсным стихам будут далее - в продолжении к этой статье. Сейчас нам главное запомнить, что логика изложения - ее продуманность и осмысленное использование разных «украшений речи» - это то, что составляет важный компонент прозаической основы стихотворения. Даже если вы только выражаете свой восторг по поводу увиденного, даже если все содержание стихов - это пейзаж, последний только выиграет, если вы завершите текст (или вставите в него) какую-то свою - авторскую мысль, раздумье, аналогию  мира природы с чем-то личным, присущим только человеку. Поэтический пейзаж без мысли о человеке - пуст.
 
Еще одна беда содержания стихов - это пересказ банальных истин или узнанной информации, рифмовка назиданий о том, «что быть богатым и здоровым приятнее, чем бедным и больным», или что «творить добро правильнее, чем нести зло». Назидательный или поучающий тон стихов - всегда плохое решение. Стихи плохо переносят обращения во втором  лице  «ты должен, вы призваны…».  Повелительное наклонение в стихах  не вызывает приязни читателя на уровне подсознания: нам приходится быть очень талантливым поэтом, чтобы компенсировать этот наш стиль речи чем-то особо выдающимся!

Чаще всего мы пишем стихи о том, что нас волнует, и что мы хотели бы рассказать читателю. В этом случае с прозаической основой стихотворения проблемы не возникает: мы наполнены, нам есть что сказать и мы воплощаем свои мысли в поэтическую форму.

Другое дело, когда нам очень хочется что-нибудь воплотить в эту самую поэтическую форму, а «горячей» темы нет - так уж получилось! И тогда поэт берет в руки «мышку» или карандаш и начинает цеплять слово на слово, в надежде, что поиск рифмы сам собой выведет куда-нибудь. И часто выводит. И даже красиво получается, оригинально. Только смысл нашего творения почему-то туманен и противоречив - он собран на скорую руку  «из того что было».

Именно так рождается большинство  «рейтинговых стихов», приводящих в восторг круг их «избранных». Еще бы: такие рифмы, такой богатый набор слов, такие классные метафоры, ассоциации, аллюзии - о всяком разном, так неожиданно и ярко! А попроси восторженного читателя сказать в двух словах, о чем эти стихи, он не только не сможет, но и с ужасом поймет, что вообще не помнит, что там было в начале и к чему вело все это богатство речи.  Как правило именно такие стихи авторы почему-то записывают без заглавных букв, без запятых (оставляя только тире и многоточия) и деля строки самым немыслимым образом. Понятно почему: чтобы их читатель, не способный удержать в голове многообразие содержания их стихов, узнавал их тексты хотя бы зрительно - помнил руку «мастера»!!

Таких стихов и таких авторов на нашем сайте множество, почти все они - многократные лауреаты виртуальных конкурсов. Стихи у них замечательные, жаль только без прозаической основы. Признаюсь честно: если такие бессюжетные стихи попадают на конкурсы Ликбеза, я их не номинирую. А уж если вижу принципиальное неиспользование заглавных букв и запятых - не номинирую,  не читая.

Кстати, избыточное, ненужное использование заглавных букв в записи текста стихов - написание слов, наиболее значимых и возвышенных с точки зрения автора - ПРОСТИТ стихи. Так пишут Чайники. Мастера находят другие возможности для акцентов.

Еще один путь написать стихи, когда темы для них нет, а  желание и умение писать у автора есть, это написать стихи на заданную тему. Не просто по примеру  некоторых тематических конкурсов "принимаем все стихи, где есть слово НОЧЬ… или СНЕГ… или  РАССТАВАНИЕ" (то есть, не важно о чем и как, лишь бы  заданное слово вписать…), а по какой-то мудрой и яркой фразе, несущей за собой целый пласт явлений, проявлений судьбы или характера, отношения к жизни - дающей простор для размышления. Такая фраза и такая тема - подарок для поэта. Это практически - сочинение на литературную тему, то, что наше поколение писать почти  разучилось. При такой постановке конкурсного задания новые стихи могут получиться очень интересными - и по содержанию, и по форме, по языку, ритмике.

Итак,
существует множество поэтических жанров, стилей написания стихов и каждому - свои особые требования и свои поэтические средства. Во всех стихах должно присутствовать триединство ФОРМЫ, РИТМА и СОДЕРЖАНИЯ, взятых в разных пропорциях. Стихи могут быть разными, но всегда нужно помнить, что ФОРМА И РИТМ стихов должны РАБОТАТЬ НА СОДЕРЖАНИЕ. И никогда наоборот: содержание не должно подстраиваться (прогибаться!) под заданную форму или ритм.   


В развитие этой темы мною запланировано несколько статей по разбору конкурсных стихов проходящего сейчас на портале Литсеть «Второго Межпортального поэтического конкурса», где я имела честь работать в качестве судьи в первом и втором турах данного конкурса. Конкурсным заданием для участников там является  написание НОВОГО (не опубликованного в интернете) стихотворения на заданную тему. Тем сразу несколько - крылатых фраз, взятых из текста известных песен или из кинофильмов, по которым авторам предлагалось придумать собственную прозаическую основу и воплотить ее в стихотворение. Интересное задание, не правда ли?
 
Мне кажется, вам будет интересно почитать произведения конкурсантов завершившихся туров (анонимность их авторов уже раскрыта!) и познакомиться с моими оценками стихов и комментариями к ним. Прошу не считать мое мнение истиной в последней инстанции: все, что я публикую в Творческой Мастерской - не более, чем мое частное мнение.

Разбор стихов на заданную тему см.:

http://www.stihi.ru/2016/03/21/7488 - Она читала мир, как роман
http://www.stihi.ru/2016/03/21/9924 - Жизнь невозможно повернуть назад
http://www.stihi.ru/2016/03/22/2703 - Достучаться до небес
http://www.stihi.ru/2016/03/22/9383 - Как приручить дракона
http://www.stihi.ru/2016/03/23/6292 - Человек Дождя
http://www.stihi.ru/2016/03/23/9248 - Барон Мюнхгаузен

С уважением, Алкора. 21.03.16.


Рецензии
Вроде, в теории все правильно написано, а на практике постоянно наблюдаю, что неискушенный читатель любит в стихах как раз избитые истины: "твори добро, а не зло", "будь богат, а не беден".
Или набор стандартных слов: "любовь, разлука, одиночество, не критикуйте моё творчество". Мне подобные стихи не нравятся, но не могу же я по себе судить обо всей поэзии?
Поэтому для себя я так и не определился с тем, имеет ли право бессюжетная поэзия на существование или нет.
P. S. Ни одно из стихотворений по ссылке не открылось - авторы из удалили.

Владислав Чернилевский   21.07.2020 17:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.