Неизбежное
Перед проблемой Зла и Страдания.
Явствует это из великих трагедий
Эсхила, Софокла, ну и так далее...
Трагичное всё-таки не равнозначно
Культуре греческой, в целом...
Но смысла её не постичь, вероятно,
Вне духа трагедий... Что «правит» за сценой...
Непостижим дух и спрятан во мглу...
Платон полагал — всё зло от материи,
Которая держит душу в плену
И не даёт созерцать ей идеи...
Но Аристотель — куда «прагматичней»:
Вряд ли Добро отличимо от Зла.
Путь добродетелей — дорога привычная,
— К «полному счастью» никого не вела...
Стоики верили в «fatum» — судьбу неизбежную,
Которой покорны все твари живущие;
Напрасно лелеют бедняги надежду,
Что Логос* устроит всё как-нибудь к лучшему...
Природа и страсти изводят несказано...
Но мудрый не падает духом;
Пытается жить в согласии с разумом:
Деться куда от страданий, недУгов?
Стань перед ними кроток и стоек:
Невозмутимость и гордость —
Ведь происходит всегда только то лишь,
Что обусловил правящий Логос.
_______________________________________________________
*Понятие логоса, в силу богатства своего содержания, прочно вошло в категориальный аппарат философии различных направлений и использовалось в различных контекстах, в частности, Фихте, Гегелем, Флоренским, Эрном, Хайдеггером и другими философами.
С одной стороны, Логос означает «мысль» и «слово» («слово, речь, если они искренни, суть та же „мысль“, но выпущенная наружу, на свободу»), а с другой стороны, — «смысл» (понятие, принцип, причина, основание) вещи или события.
Свидетельство о публикации №116032000009
Михаил Кюрчевский 2 31.03.2016 12:10 Заявить о нарушении