Э. Победы Нашей Паровоз

Посмотрите

https://m.vk.com/video264060180_456239017

*

Посвящается Солдатам железнодорожных войск, Экипажам паровозных бригад и всем, всем, всем Солдатам Великой Отечественной войны
*
Семёну Самардаку посвящается
*

I.
Есть в каждом роде наших войск
Оружие с определением "Победы"-
"Катюша", "Тридцать четвёрка" то ж,
И "Трёхдюймовка" (76-мм пушка) тут же следом,
"Ил-2", подлодка типа "Щ"
И наш,конечно, ППШ.
И в сём строю "бойцов" железных
Есть место тем, кто неприметно,
Но в день и ночь, зимой и летом,
Под пулями, под снегом иль дождём
Снабжал наш фронт, горя огнём,
В прямом и переносном смысле этом -
То речь о паровозах типа "Э",
Что "вывезли" Победу на себе!

II.

В знак благодарности за совершённый подвиг
Железного в цвет ворона "коня"
Я расскажу елико то возможно
О  том, Воды как сила и Огня
Соединившись вместе мыслю человека
(Не минуло с того три даже века)
Заставило дитя их - жаркий Пар
Железу передать движенья дар.
Как ж часто с интересом смотрим мы
На паровозы, но при этом
Не представляем, как же это
Работало то всё в те давни дни..
Как символ Памяти и как знак уважения
Всех воевавших - это изложение.

III.

"Э" паровоз по массовости в мире уникальный -
С удачным конструктивным исполненьем.
Был первый выпущен в году преочень давнем -
1912-м, а в 57-м - одинадцатитысячный - последний..
Но как и все подобные машины
Он состоит из трёх частей неизменимых:
То паровой котёл, машина паровая
И экипаж, на нём всё-всё и размещают
Теперь подробнее  о паровом котле.
В нём тоже есть три части - топка,
Цилиндрическая часть, дымовая коробка
С трубой на ней известной всем
А за трубой - питательный колпак, потом -
Там сухопарник и песочница с песком...

IIII.

В котле и происходит чудо превращенья:
Вода из тендера, где вместе с угольком
Они находятся по мере наполненья,
Через инжектор - в душик, что под питательным есть колпаком,
Бежит, гонима паром, и, подогревшись в нём,
В бак попадает. В топке же огнём
Из тендера заброшенный сгорает уголёк,
Чем воду кипятит, и от неё парок
Идет весьма весьма "крутой"
И поступает в сухопарник, для отсечки влаги;
А после его жёстко так перегревают
В особых прочных трубках, что с коробки дымовой
Засунуты во трубы жаровые,
Что с дымогарными из топки в цилиндрической то части проложили.

V.

Сейчас с огнём, точнее уже дымом,
Мы расстаёмся - во трубу ушёл,
Но перед эти трубки накалил он,
И через искроотсекатель весь прошёл
Зола ж с сгоревшего угля сквозь колосник
Попала в, что под топкою, зольнИк -
Он ж сделан шире топки, чтоб
Забортный воздух йти в неё свободно б мог
И с тягою в трубе не так всё просто:
Труба не несколько же метров высотой -
Ей помогает пар, когда, шипя, струёй
Он из цилиндров в конус с дымом рвётся
А что ж наш перегретый сухой пар?
С коллектора чрез золотник в цилиндры, эх, удал!

VI.

В золотнике есть скалка с "клапанами",
Что связана через кулисный механизм
С кабиной машиниста, кто решает:
Быстрее, тише, реверс иль стоим
И повинуяся тому, иному ли  решению,
Машина паровая из цилиндров под давлением
Толкает быстро иль не очень скалку,
Что с  ползуном на параллелях представляет связку
Вот перешли уж к экипажу мы:
Ползун и тягловое дышло связаны подвижно.
Чрез них усилие от паровой машины
Передаётся на колёсны пары с именем сцепные,
Другое имя - движущие колёсные пары,
Между собой они сцепными дышлами все связаны...

VII.

Ну вот почти что вкратце всё
О внутреннем устройстве паровоза...
Осталось несколько штрихов ещё,
Чтобы картина вышла бы достойной.
Помимо механизма, что с кулисой,
Который отсекает пар в цилиндре,
Есть регулятор в сухопарнике,
Которым скорость изменяют чрез паровые клапаны.
Когда не едет паровоз, то есть стоит,
То тягу в топке пар осуществляет
Не из цилиндров, а который забирает
Сифон с котла, который всё ж кипит.
И чтобы тронулся стоящий паровоз,
На 90 градусов в колёсной паре с кривошипами меж них имеется  разнос.

VII.

По формуле колёсной паровоз "Э"
Имел лишь движущие пары -
Её значение 0-5-0, где
Число - количество осей в трёх группах разных:
Бегунковые, движущие и поддерживающие.
Коль "ноль", то нет таких колёс вообще.
"Песочница".. Из детства как бы слово,
Но без неё движения никакого:
Ибо с неё песок по трубкам подсыпался
Под движущие пары паровоза,
Чтоб тронуться или подняться в гору
Бы мог состав - он за песок как бы "цеплялся.
Ряд труб циркуляционных в топке есть ещё.
Они, чтобы вода в котле бы снизу поднималась хорошо.

VIII.

Был "Э" весьма неприхотлив,
Топился он углём, а коль прижмёт - дровами,
А воду брали часто и с реки,
Вдруг ж пули бак пробьют, то чопики вбивали.
Он становился будто бы ежом
До триста чопиков порой бывало в нём.
В манёвренности он тягался с самолётом
Врага и зачастую  "побеждал" того то
Он при разгрузке танков с эшелона
Им паром запускал в мороз движки,
С чего разгрузки темпы стали велики,
Что позволяло скрыть от ворога манёвры.
Он раненных поил из тендера водой...
А столько перевёз!  Состав шесть раз вокруг Земли длинной...

IX.

Ещё раз низко голову склоняю
Пред подвигом всех машинистов и солдат,
Кто в годы лихолетья до Берлина с Магадана
И рельсы клал, и за составом вёл состав...
Вся  правда заключается ведь в том,
Что ни один Солдат не миновал ж/д вагон,
И техника с оружием на запад иль восток
Передвигалася  под равномерный стук ж/д колёс.
А целые заводы за Урал?
А грузов разных несчислимы тонны?
А медсанбатные туда-сюда вагоны?
А эвакуация при приближении врага?
Всё это вывез на себе трудяга паровоз...
Но без ЛЮДЕЙ не то чтоб ехать, сдвинуться б не смог!

***

Рисунок автора )


Рецензии