5. Котлета - Командировка
Мастер встретил меня у конторы и представил высокому молодому человеку, который оказался бригадиром монтажников из Москвы. Эта бригада ставила радиорелейные вышки для обеспечения строительства газопровода связью по всей трассе. Меня прикрепляли к этой бригаде и откомандировывали вместе с ними к строящейся на соседнем участке газокомпрессорной станции. Станцию сооружали и комплектовали оборудованием немцы, один из которых и приезжал к нам загружаться поясами для пригрузов, этой зимой. Немцы должны были обеспечить нас и фронтом работ, и питанием, поэтому мастер сказал: “Вот заодно и посмотришь, как «немчура» на трассе обедает”, - и загадочно улыбнулся. Конечно же, мне было теперь не до Котлеты. Я перекусил в столовой, быстро собрался, забросил сумку с вещами в пассажирскую будку-кунгу автомобиля ГАЗ-66, на котором передвигалась бригада. Потом помог загрузить какие-то инструменты и комплектующие, ребятам из московской бригады и забрался вместе с ними в кузов. Водитель и сам бригадир сели в кабину и машина тронулась.
Часа через четыре, мы уже прибыли на место, к городку где жили немецкие строители. Красивый и ухоженный бело-голубой жилой городок находился в полукилометре от самой строящейся станции, что было очень удобно Им не приходилось как нам, ежедневно тратить время на дорогу к самому газопроводу и обратно, до их рабочих мест было рукой подать. Москвич бригадир и его помощник ушли к начальству немецкого участка, а мы выбравшись из высокой зелёной кунги курили и осматривались вокруг. Вскоре в городке прозвучала сирена, и жизнь на стройке замерла, как по мановению волшебной палочки. Все самодвижущиеся механизмы остановились сразу после сигнала. Рёв двигателей моментально стих и со всей стройплощадки “стройными рядами” к городку потянулись немецкие рабочие. Они шли в шикарных, и ярких фирменных комбинезонах и спецовках с логотипами фирм, довольно улыбались и громко и весело переговаривались, и я не увидел ни одного грустного или мрачного лица. Это были какие-то ненастоящие, слишком праздничные рабочие, хотя их спецодежда тоже была испачкана и грязью, и смазкой, и руки их были и грубы, и обветренны. Вскоре подошли бригадир с помощником и ещё один немец в белой каске. Бригадир сказал весело: «Так мужики! Сейчас на обед в столовую, нас хер Шмолль проводит, а потом получаем техзадание, сух-пайки и на точку.» Немец закивал и поманил нас за собой, говоря: «Та! Сейчас есть фремя опетать, битте, битте!» Мы дошли до столовой, и я был поражён тем, как она отличалась от той, что была построена в нашем городке. Практически в чистом поле, на стройке, мы попали в большой и светлый, современно отделанный светлый зал, заставленный ровными рядами столов, за которыми обедали иностранные рабочие. Герр Шмоль выдал каждому из нас по талону, и мы, взяв чистые и красивые подносы, пошли на раздачу за тарелками с едой.
Кормили немцев как в шикарном ресторане! В нашей столовой, тоже всё было очень неплохо и с меню, и с качеством питания. Всё-таки, в столовой работали жёны трассовиков и старались готовить вкусно и по-домашнему. Но то, как готовили и кормили у немцев - это был совершенно другой уровень. Блюда выкладывались аккуратно и выглядели очень красиво и эстетично, порции были щедро-большими, а блюда и необычными и очень вкусными. Съев всё, что нам предложили и выдали на наши талоны, слегка одуревшие от вкусной и обильной пищи мы вышли из столовой и потянулись за сигаретами. Герр Шмолль, продолжавщий курировать нас остановился, погрозил пальцем и указал на специально отведённое курительное место, где уже дымило десятка полтора немцев. Подойдя поближе к ним, зажгли свои сигареты и мы. И тут-то я и услышал на хорошем русском с уральским оканьем: « А вы откуда ребята?» - Бригадир поперхнулся – «Мы то, из Москвы! А вы?»- спросил он у «немца». « Я из Свердловска, а вот Николай, он тоже из Москвы. Коля, здесь твои земляки подъехали!» Вскоре москвич Николай рассказывал, что вот уже три месяца работает у немцев. «Свои спецы, им обходятся дороже, поэтому они заменяют подсобников и неспециалистов нашими рабочими,» - рассказал Николай, сказал ещё, что работают они здесь строго по часам. Как только гудит сирена, трудовой процесс останавливается, и все рабочие идут отдыхать. Сверхурочные здесь тоже есть, но они очень редки и обходятся компании очень дорого, а следит за всем немецкий рабочий профсоюз. Они успели ещё многое обсудить, но. вскоре опять прозвучала сигнальная сирена и наши “немцы” дисциплинированно и не мешкая отправились на свои рабочие места. Дожидавшийся нас герр Шмоль, прошёл с нами на склад, где каждому из нас выдали по шесть бумажных пакетов, с суточным сухпайком. Питанием нас обеспечивали потому, что мы уезжали на точку возведения вышки, и питаться в их роскошной столовой не могли. Мы погрузили наши общие съестные припасы в большой дюралевый сундук, стоящий в кунге грузовика, забрались в машину и выехали на точку.
Прибыв на место, ребята обнаружили уже подготовленную под возводимую вышку площадку, и залитые бетоном фундаментные основания для её опор. Рядом с площадкой лежали элементы конструкций вышки и стоял кран трубоукладчик. Ребята быстро разгрузили машину и стали обживать находящийся неподалёку строительный вагончик. Уже через час, или около того бригада приступила к работе. Кран трубоукладчик был исправен, заправлен и сразу завёлся. Я сел за рычаг, проверил работу навесных механизмов и начал подвозить детали вышки в нужные для монтажа места, а ребята быстро и слаженно соединяли их между собой большими болтами с гайками так, что к позднему вечеру почти вся вышка была уже собрана. Ночевать мы устроились в стоящем вагончике и в кунге автомашины, где тоже было оборудовано два спальных места. На следующий день мы полностью смонтировали вышку, и начали её устанавливать. Мы поднимали вышку и должны были опустить её опоры точно на подготовленные бетонные основания. С помощью крана и его отбрасываемой стрелы вышка была зацеплена тросами за одну из средних секций и с помощью системы блоков полиспаста подтянута к опущенной стреле, а потом поднята вместе с ней буквально сантиметр за сантиметром. Через пару часов этой ювелирной операции и не простой, но умелой работы вышка твёрдо стояла всеми четырьмя опорами на приготовленных для неё бетонных площадках и уже прикреплялась огромными гайками к болтам и приваривалась к металлическим закладным, забетонированным в основания. Работа, на которую нам, по всем нормативам, было отпущено почти две недели, была сделана за полтора дня. Почти весь инструмент был убран, тросовые металлические растяжки поставлены и натянуты, а вся работа практически закончена.
«Ну и что теперь?» - спросил я у нашего бригадира.
«А теперь ставь и глуши машину, шабаш! Обмываем!» - сказал он и захохотал, - «Сейчас Вовчик в магазин, за водкой метнётся, «поляну» накроем и пить будем, закуски то у нас вагон!» Закуски у нас действительно было много. Немецкие сухпайки были набиты дефицитными продуктами под завязку. Представьте, что мы все вместе, всей бригадой, за ужином, еле-еле одолели два сухпайка на всех, а должны были съесть пять! Некоторые, совершенно привычные теперь продукты я впервые попробовал тогда уничтожая немецкий сухпаёк. Не вспомню всего, что там было, но абсолютно точно в немецком сухом пайке была: салями колбаса, пол пачки масла, сухие галеты и чёрный, похожий на бородинский, хлеб. Ещё там были джемы и конфитюры, консервные банки с паштетом, и что-то ещё включая специи. В этом пайке не было свежих овощей, но этого то добра основательные москвичи купили вёдрами у местных жителей в соседней деревне. Вскоре 66-ой Газон с водкой прибыл, в вагончике накрыли «поляну», внесли первый ящик, три пакета с сухим пайком. Москвичи наделали бутербродов, открыли консервы, распечатали пакетики с импортными деликатесами и шоколадом, настругали салат и крупно разрезали помидоры и огурцы. На стол также выложили перистый лук и напластали розовое с мясной прокладкой и чесночком сало, и понеслась… звезда в грязь!
Народ сперва пил смачно и интеллигентно, аккуратно опрокидывая, специально припасённые для этого случая рюмки, и вкусно заедая водку овощами и всем этим импортным изобилием! Я тоже пропустил несколько рюмок, и получив желаемый эффект лёгкого и приятного опьянения, больше закусывал, нежели как остальные и бывалые, продолжали вливать в себя горькую.
Монтажники были народ бывалый, и одной пол банкой на нос дело не ограничилось.
Ящик, вмещающий двадцать пол литровых бутылок водки, опустел за два дня.
Я с ними уже не пил, мне это было и не нужно, и не интересно, и тяжело физически. Но всё равно, постоянно находился в их весёлой и добродушной, хоть и изрядно пьяной компании, и слушал различные рабочие и житейские байки и воспоминания из их кочевой трассовой и домашней московской жизни. Вскоре ребятам надоело сидеть на одном месте и тупо «жрать ханку». Бригадир вдруг вспомнил, что совсем не далеко от Кунгура есть знаменитая ледяная пещера, и было бы непростительной глупостью, находясь совсем рядом и имея возможность и свободное время, в неё не наведаться. Тут же всей бригадой было решено срочно ехать на экскурсию, и мужики засобирались. Удачную идею бригадира на радостях ещё раз основательно спрыснули и начали загружаться в кунгу, где стоял ещё один почти полный ящик водки, лежали оставшиеся сухпайки и инструменты. Причём водитель Вовчик, тоже был изрядно пьян и собирался ехать вместе со всеми в кузове. Бригадир увидев, что я никуда не собираюсь, прикрикнул на меня: «Молодой, а ты что стоишь? Бери у Володьки ключи и лезь в кабину, ты поведёшь, как самый трезвый!» Я пытался отнекиваться, уверяя, что кроме «жигулей копейки» и Пятьдесят первого Газика в школе ничего не водил, и никогда не ездил на Шестьдесят шестом, у которого рычаг скоростей в самой ж..пе, и поэтому не могу взять на себя такую ответственность! Но бригадир сказал, что всё проще пареной репы, чтобы я не «дрейфил», что он поедет рядом со мной и будет подсказывать и показывать, и чтобы я не подводил бригаду и лез за руль. Мол, водители часто ездят поддатые, но Вольдемар уж слишком перебрал но к обратной дороге отрезвеет и сменит меня, а пока, до ледяной пещеры крутить баранку придётся мне. Скрепя сердце и надеясь освоиться и справиться с управлением, я поднялся в кабину, сел за руль, потом отрегулировал зеркала заднего вида и завёл грузовик.
Рычаг переключения действительно находился в очень неудобном для водителя положении, справа и почти, как мне тогда казалось, сзади за спиной.
Я погонял рычаг на нейтралке, по переключал его привыкая несколько раз, выжал педаль сцепления нажав педаль тормоза, потом воткнул первую скорость и начал осторожно отпускать сцепление, чуть придавив акселератор.
Не рассчитав момента схватывания сцепления и трансмиссии автомобиля, рывком стронул автомобиль с места, но на последующих переключениях на повышенные передачи, быстро приноровился, и заслужил одобрительный отклик бригадира: «Нормалёк, а ты боялся! Даже бампер не помялся!» - хохотнул опять он и расслабился. Я тоже скоро почти полностью раскрепостился, тем более, что дорога до асфальта была совершенно пуста, а когда мы выехали на асфальтовое шоссе, я управлялся с этим военным автомобилем уже вполне сносно и легко, хотя изредка и весь напрягался, когда появлялись встречные, или обгоняющие нас автомашины. Сейчас я уже не вспомню, сколько времени занял наш путь, помню только, что наши парни, пару раз колотили в стенки кунги напротив кабины, давая мне сигнал остановиться, для оправления своих естественных надобностей.
Они вели себя абсолютно как пассажиры, а Вовчик - водитель сказал, что продолжает пить дальше, потому что я веду автомобиль вполне прилично и даже ни разу не звякнул - шестерёнками коробки скоростей, как он сам это нередко делает. Так что у меня есть явный водительский талант, и обратно машину поведу тоже я сам.
Мне тогда очень польстила его оценка и одобрение, я быстрее подружился с автомобилем и стал осваиваться с управлением и привыкать к характеру и особенностям машины. Ближе к обеду мы уже подъехали к стояночной площадке находящейся перед входом в саму Кунгурскую Ледяную пещеру, и вышли из машины осмотреться и выяснить, как мы в неё можем попасть.
Цена за вход, была более чем символической, и вскоре, вся наша весёлая компания купила билеты и отправилась на осмотр этого чуда из подземной ледяной сказки.
Я не буду описывать историю экспозиции, то, как был оборудован маршрут, что нам понравилось, скажу коротко. Тогда нам понравилось всё! И сама удобная и безопасная дорожка, и подсветка, и виды ледяных стен, сталактитов сталагмитов и ледяных колонн, и подземное озеро с аквалангистами, и рассказ экскурсовода!
Не понравилось только то, что температура в пещере стала постепенно повышаться и скоро многие её красоты могут просто растаять и исчезнуть.
Восхищённые подземными красотами, немного уставшие, замёрзшие, вскоре мы вышли на поверхность, и приобрели себе сувениры, - я купил себе парочку серых мраморных совят на память об этой поездке. Бригада вновь загрузилась в машину, и не рискнув заезжать в город, мы отправились в обратный путь.
Я уже абсолютно спокойно вёл послушный и лёгкий в управлении «Шестьдесят шестой», а ребята продолжали кутить в кунге. По дороге пару раз мы останавливались в сёлах через которые проезжали, где вновь вёдрами закупали овощи – огурцы и помидоры, брали молоко трёхлитровыми банками, и даже зачем-то приобрели ведёрко белых грибов, хотя что мы с ними потом будем делать без нормальной варочной плиты, я совершенно не представлял.
В сельском магазине, к которому я уже вполне лихо подкатил, был пополнен запас «горючего», а ужинали мы уже на своей точке, добрались до которой ещё засветло.
Пригнав машину назад, я с облегчением вздохнул, поблагодарил всех ангелов, что хранили нас на этом пути, и тоже налузгался с бригадой, дабы снять усталость и нервное напряжение, в котором продолжал исподволь оставаться весь этот день.
В течении всего оставшегося от норматива строительства времени, бригада только пару раз подтянула тросовые растяжки вышки, и больше уже совершенно ничего не делала. Монтажники ели, пили и играли в карты по маленькой, приняв в свой круг и меня. После поездки в пещеру ребята считали меня уже своим полноправным товарищем и членом бригады. Я подружился практически со всеми ребятами, а к бригадиру даже наведался через пару лет в гости в Москве. Все они оставили мне свои домашние адреса и телефоны, узнав, что я собираюсь поступать в следующем году в театральное училище.
Скоро Новую радиорелейную вышку сдали специальной приехавшей приёмной комиссии, я отчитался за кран трубоукладчик и использованное горючее, хотя его никто там и не считал, Командировка закончилась, а ребята забросили меня обратно на наш участок и укатили дальше по трассе, на новый монтаж следующей вышки.
В городке меня встретила моя маленькая рыжая Котлета, но это уже другая история.
Свидетельство о публикации №116031907999