С Гетерами Гейши

С гетерами* гейши**, наложницы-жрицы,-
Их нет на бульварах и в парках столицы:
Заждались патронов, чтоб вновь по-резвиться,
Когда те примчатся в Ролс-Ройс-колесницах.

С Гетерами Гейши схлестнулись однажды,-
И те и другие куда как куражны.
Прошла испытание каждая дважды,-
Теперь восхищаться сумеете каждой.

Гетер оценили вполне Самураи:
Гетеры при этом ещё ободряли:
                «Ласкай,-
Мою прелесть, сурово  лобзай.
Тут так же, как в битве, так что – дерзай!

Палач, не щади - меч свой глубже вонзай…»
С Гетайрами*** Гейши сажали бонсай****.
И те и другие кричали: Банзай!
Изящные Гейши казались бумажны,-
Сполна утоляемы приступы жажды.

Так вот, результатом невиданной тяжбы
Мужчины в-тройне сразу стали отважны.
Давно их походки так нЕ были важны,-
И те и другие опять авантажны*****,
При том их заботы конно-фуражны.

             
* - Гете;ра (от греч. ;;;;;; — подруга, спутница) — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни[1], публичная женщина, куртизанка. Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины.[2][3] Известные гетеры были, как правило, хорошо образованы.[4]
Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех и гетеру — для душевного комфорта.
Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника М. Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю;

** - Ге;йша (яп. ;; гэйся?) — девушка (женщина), развлекающая своих клиентов (гостей, посетителей) японским танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой на любую тему[1], обычно одетая в кимоно и носящая традиционные макияж и причёску. Название профессии состоит из двух иероглифов: «искусство» и «человек», таким образом означая «человек искусства». Вместе с тем, для обозначения подобных артисток и их профессии, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, встречаются и другие наименования. Так, в области Кансай (где расположен Киото — один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко»[2] (;;), а для ученицы — понятие «майко» (;;)[3].;Ученицы токийских гейш называются яп. ;; хангёку — «полудрагоценный камень»[4] (их время вполовину дешевле, чем время гейши[5]); также имеется общее наименование яп. ;; о-сяку — «разливающая сакэ»[6].
Основная работа гейш — проведение банкетов в чайных домах, отелях японского типа и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Банкет в традиционном стиле носит название о-дзасики (яп. ;;;?, дословно «комната с татами»)[7]. Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство.
Традиционно в японском обществе разделяют круги общения, из-за чего жёны японцев не могли присутствовать на банкетах с коллегами, это расслоение породило гейш — женщин, которые не входили во внутренний, семейный круг общения[8]. Уклад жизни гейш и куртизанок был чётко расписан: бо;льшую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (;; — «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион Кобу, Камиситикэн и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно[9];

*** - Гетайры (этеры,- др.-греч. ;;;;;;;, hetairoi) — дружина македонского царя из тяжеловооруженных всадников времен Александра Великого.
     Гетайры на греческом значат «товарищи, свита», по сути это прообраз дворянского корпуса, то есть людей, вознаграждаемых за службу земельными наделами. Комплектование конницы гетайров происходило по округам, попасть на службу могли только знатные юноши, поскольку другим было не осилить содержание и стоимость коня и амуниции. Служба под царём была взаимовыгодной: царь укреплял личную преданность знати к себе, благородные юноши получали возможность сделать военную и гражданскую карьеру. Македонский царь в 440-х г. до н. э. Пердикка II имел дружину в несколько сотен конных македонян. С ней он путешествовал по обширной территории, воюя с удельными князьями, которые, в свою очередь, имели такие же дружины. Так, элимийский князь Дерда в 381 до н. э. имел 400 всадников. Греков восхищала боевая выучка его эскадрона — в столкновениях с ним наёмная конница греков искала спасения в бегстве.

**** - Бонса;й (яп. ;; — букв. «выращенное в подносе») — искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре. Рост растений регулируется за счет плоской корневой системы.
Родственные виды искусства — арбоскульптура, икебана, дизайн аквариума и хоннонбо. В Китае существует аналогичное искусство «Пэньцзин».Стиль бонсай возник в Китае и относится к эпохе династии Тан (VIII—X вв.)[1]. Среди настенной живописи найдено изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и пересаженное в горшок[2].Слово «бонсай» происходит от китайского слова «пэньцай» (китайское прочтение тех же иероглифов) и означает «выращенное в подносе»[3][4][5].
Одна из легенд гласит, что некий император повелел создать миниатюрную империю со всеми деревьями, городами, реками и горами. Для этой цели и были созданы миниатюрные деревья[1].
Считается, что в Японию искусство принесено в VI веке буддистскими монахами[2][6]. Выращиваемые растения использовались для украшения ниши дома, максимальная высота деревьев поэтому составляла около половины метра[1]. Спустя некоторое время, в связи с развитием техники любования бонсай, его начинают использовать при проведении чайной церемонии[1]. В это время искусство называется хати-но-ки — «дерево в горшке»[1]. С XVIII века японцы окончательно превращают эту технику в искусство[1], возникает множество стилей[1]. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей.
Развивали это искусство и буддисты, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, где он садовник[1].
Сейчас для бонсай используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезаниям и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе[7].
Медную проволоку стали использовать только после Второй мировой войны, до этого использовались струны[2].
Первая выставка бонсай состоялась в Токио в 1914 году[8];

***** - АВАНТАЖ (от франц. avantage - передавать)
благоприятное положение (человека, группы), преимущество, выгода, привлекательность.

**- Древнегреческие гетеры

В VII — IV веках до нашей эры в Греции существовали женщины, по функциям во многом подобные гейшам Японии — но при этом еще и способны снимать физическое сексуальное напряжение мужчины. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Социальный статус гетер был достаточно высок.[источник не указан 2357 дней]

Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.

В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.
Знаменитые гетеры Древней Греции
Бюст Аспасии, Ватиканские музеи
Г. Семирадский. Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры
Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполе. Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г. Симони

    Археанасса — подруга философа Платона
    Аспазия — на которой, несмотря на её профессию, женился глава Афин Перикл
    Белистиха — гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести
    Вакхида — верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой
    Герпилида — любовница философа Аристотеля и мать его сына
    Гликерия — сожительница комедиографа Менандра
    Гнатена — замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила
    Клеонисса — написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии
    Лагиска — возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена
    Лаида Коринфская (Lais of Corinth) — объект страсти философа Аристиппа
    Лаида Сицилийская (Lais of Hyccara) — предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты
    Ламия Афинская — ставшая любовницей Деметрия Полиоркета в 306 до н. э., развлекавшая его также игрой на флейте.
    Летала — любовница Ламалиона
    Леэна (Leaina) — откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя
    Леэна Афинская — любовница Деметрия Полиоркета
    Мания — её называли пчёлкой за необыкновенно тонкую талию
    Мегалострата — муза поэта Алкмана
    Менатеира — подруга оратора Лисия
    Мильто — которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью
    Неэра (Neaira) — против которой выступал в суде Демосфен, его речь — важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции
    Никарета — основательница знаменитой школы гетер в Коринфе
    Пигарета — была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой
    Питиониса — знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне
    Сапфо — поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала
    Таис Афинская — возлюбленная Александра Македонского и супруга фараона Птолемея I Сотера
    Таргелия — отказалась предать свою родину персидскому царю Ксерксу I. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте царицей Фессалии
    Теодетта — нежно любила блестящего афинского полководца Алкивиада и благоговейно воздала ему погребальные почести
    Фрина — натурщица скульптора Праксителя, позировавшая для статуи Афродиты. Из-за особой профессии модели скульптор был вызван в суд по вопросу предполагаемого оскорбления божества. Пракситель сдёрнул с Фрины покрывало, и суд, увидев божественную красоту её тела, снял обвинение
    Элефантида — автор руководств эротического свойства

Гетеры Древнего Рима

    Лесбия — у Катулла (профессиональная принадлежность предполагается)
    Кинтия — у Проперция

Гетеры Византии

    Императрица Феодора (предположительно, не доказано).

Отличие от проституции
Гетера, танцующая на симпосии

От проституток гетер отличает высокая образованность — они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих[4] по аналогии с ойран.
Другие культуры

Слово «гетера» также часто используют в описании храмовой проституции, например, в древней Индии.

В древней Индии гетеры, которые в силу возраста уже не могли исполнять свои функции, работали в царских прядильнях (Артхашастра ІІ.23).

В древнем Шумере гетеры были посвящены богине Иштар. Важную роль в Эпосе о Гильгамеше играет храмовая проститутка Шамхат[5].


Рецензии