Первые исторические свидетельства о Кришне

 В ранней санскритской ведийской литературе имя «Кришна» упоминается много раз.[ Так, в древнейшем памятнике ведийской литературы «Риг-веде», Кришна, которого также называют Кришна-сура, — это могучий предводитель племени, с которым сражается и которого убивает Индра.  Однако, из-за криптической природы Вед, это место «Риг-веды» допускает несколько толкований и многие учёные склонны переводить слово «Кришна» в контексте «Риг-веды» просто как «чёрный». Некоторые исследователи полагают, что ригведийский Кришна тождественен фигуре Кришны, описанной в более поздних произведениях санскритской литературы, или олицетворяет фигуру «протокришны». Одним из сторонников такой интерпретации был Рама  Кришна Гопал Бхандаркар, который считал, что Кришна  драпса в «Риг-веде»  является упоминанием о Кришне. Сарвепалли Радхакришнан также признавал возможным отождествление ригведийского Кришны с Кришной пураническим. В своём труде «Индийская философия» он писал: «В поздних Пуранах говорится о вражде Кришны с Индрой. Возможно, что Кришна — это бог пастушеского племени, которое было покорено Индрой в эпоху „Риг-веды“, хотя в период „Бхагавад-гиты“ он значительно восстановил и усилил утраченные позиции, отождествившись с Васудевой из бхагаваты и Вишну вайшнавизма».
         Вайшнавские комментаторы Вед указывают на некоторые места в «Риг-веде», которые говорят о существовании в ведийский период культа Вишну как «божественного пастуха»: «Я видел пастуха. Он никогда не утратит Своего положения. Иногда Он близок, иногда — далёк. Он бродит разными путями. Он друг, украшенный разнообразными одеждами. Он снова и снова приходит в этот мир». «Я желаю пойти в Ваши прекрасные дома, где блуждают коровы с огромными рогами. Так являет себя высшая обитель Вишну, Того, кого прославляют повсюду».
Одно из наиболее ранних и менее спорных  упоминаний о Кришне можно обнаружить в примыкающей к «Сама-веде» «Чхандогья-упанишаде», которая, по мнению учёных, была написана в VIII веке до н. э. Кришна упоминается там как «сын Деваки» (Девакипутра) учителем которого был «Гхора, сын Ангирасы». Именем Ангирасы была названа «Атхарва-веда», также известная как «Ангираса-самхита». Многие исследователи указывают на то, что по своему содержанию эта Упанишада очень близка к «Бхагавад-гите».
       В «Нирукте» (VI — V век до н. э.), древнеиндийском трактате по санскритской этимологии авторства Яски, упоминается сокровище шьямантака, находившееся во владении Акруры — мотив известной пуранической истории из жизни Кришны. Санскритский грамматик Панини, предположительно живший в V—IV веках до н. э., в своём классическом труде «Аштадхьяи»  объясняет значение слова васудевака как «последователь (бхакта) Васудевы». Там же он упоминает Арджуну, из чего был сделан вывод о том, что говорит он именно о Кришне-Васудеве.[38] В «Баудаяна-дхарма-сутре», датируемой IV веком до н. э., содержатся молитвы Вишну, в которых используются 12 имён, в том числе такие как Кешава, Говинда и Дамодара, традиционно ассоциируемые с Кришной или Вишну в форме Кришны.Упоминание этих имён свидетельствует о том, что в период составления текста Кришне поклонялись как одной из форм Бога, а его авторы были знакомы с историями о Кришне из более поздних памятников санскритской литературы, таких как Пураны. О том же свидетельствуют упоминания о Кришне-Васудеве в «Артха-шастре» — политическом трактате авторства Каутильи, составленном примерно в то же период (IV век до н. э. В гаятри-мантре из «Маханараяна-упанишады» (являющейся частью «Тайттирия-араньяки»  записанной не позднее III века до н. э.) Васудева отождествляется с Нараяной и Вишну. Кришна также ассоциируется с Вишну в «Шатапатха-брахмане». В период создания поздней редакции «Махабхараты», дошедшей до наших дней, Кришна-Васудева рассматривался как аватара Вишну или как Верховный Бог. О Кришне говорится как о Боге и он ассоциируется с Вишну также и в таких более поздних Упанишадах, как «Нараянатхарваширша-упанишада» и «Атмабодха-упанишада».
      Другим важным древним источником, в котором упоминается Кришна, является «Махабхашья» Патанджали, предположительно написанная во II веке до н. э. и представляющая собой комментарий к этимологическому словарю «Нирукта». В своём комментарии. Патанджали упоминает драматические спектакли «Кришна-камсопачарам», в которых разыгрывалась история убийства Кришной демонического царя Камсы (камсавадха), — один из наиболее значительных эпизодов из жизни Кришны. Патанджали утверждает, что история эта случилась «очень давно». В комментарии Патанджали содержится целый ряд других упоминаний Кришны и связанных с ним фигур, известных из более поздних пуранических источников. Например, в одном из стихов говорится: «Пусть же сила Кришны, находящегося в обществе Санкаршаны, возрастает!», а в другом: «Джанардана с собой как четвёртый». Возможно, здесь имеется в виду Кришна-Васудева и три его основные экспансии: Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха Самого Кришну-Васудеву Патанджали называет «Богом богов». В одном из текстов, Патанджали говорит о музыкальных инструментах, на которых играют во время богослужений в храмах Рамы и Кешавы. Рама, в данном контексте, — это старший брат Кришны Баларама, которого в найденных археологами надписях, а также в литературных источниках этого периода упоминают под именем Санкаршана; Кешава — это другое имя Кришны.
         В конце IV века до н. э., Мегасфен, служивший древнегреческим послом при дворе Чандрагупты Маурьи, написал книгу «Индика», которая не сохранилась, но обширно цитируется древними классическими авторами. Согласно Арриану, Диодору Сицилийскому и Страбону, Мегасфен говорит в ней о племени Соурасеноев (Шурасенов, одной из ветвей племени Ядавов, в котором родился Кришна), проживавшем в регионе Матхуры и поклонявшемся пастушескому богу Гераклу. Принято считать, что именем «Геракл» Мегасфен называл Кришну. Подобное отождествление в основном базируется на упоминаемых Мегасфеном географических местах (таких как Матхура, Вриндавана и Ямуна) и большом сходстве между героическими деяниями Кришны и Геракла. В частности, Мегасфен говорит, что Геракл странствовал и убивал различных демонов и у него было много жён. К тому же, для древнегреческих авторов было характерно называть богов иноземных традиций именами божеств греческого пантеона. Древнеримский историк Квинт Курций Руф, живший в I веке н. э., также описывает, что во время сражения Александра Македонского с пенджабским раджей Пором, войска последнего шли в атаку со знаменем, на котором был изображён «Геракл».
         О существовании культа Кришны за несколько веков до н. э. также свидетельствуют ранние буддийские источники. В «Ниддесе», одной из книг Палийского канона датируемой IV веком до н. э., говорится в несколько уничижительной форме о тех, кто поклоняется Васудеве и Баладеве (брату Кришны). Кришна и различные персонажи из историй о нём в несколько искажённой форме присутствуют в «Джатаках», — одном из важнейших памятников повествовательной литературы буддизма.
      Индийская серебряная драхма греко-бактрийского царя Агафокла (190—180 год до н. э.)
Лиц: (справа) Васудева-Кришна, в разукрашенном шлеме, с серьгами и мечом держит вазу и диск чакру. Надпись брахми: Раджане Агатхуклаяса «Царь Агафокл».
Обр: (слева) Баларама, в узорном шлеме, с серьгами, мечом, держит булаву в своей правой руке и плуг в левой. Греческая надпись: Басилиос Агатоклеос «Царя Агафокла».В период 180—165 годов до н. э., греко-бактрийский царь Агафокл, правивший империей, занимавшей значительную часть полуострова Индостан, отчеканил монеты с изображением Кришны и его брата Баларамы. Монеты Агафокла считаются самым древним сохранившимся изображением Кришны.
         Самым ранним археологическим свидетельством существования культа Кришны является надпись на колонне Гелиодора в Беснагаре, на северо-западе индийского штата Мадхья-Прадеш. Эта колонна, посвящённая божественной птице Гаруде, носителю Вишну и Кришны, была воздвигнута в конце II века до н. э. греком Гелиодором — послом Индо-греческого царства. Надпись состоит из двух частей, вторая её часть сохранилась только частично. Первая часть надписи гласит: 
          Эта колонна Гаруды была воздвигнута для Бога богов Васудевы, бхагаватой Гелиодором, сыном Диона и уроженцем Таксилы, прибывшем в качестве посла от великого греческого царя Антиалкида к царю-спасителю Касипутре Бхагабхадре, находящемуся в благоденствии на 14-м году своего правления… 
       Надпись свидетельствует о том, что иностранец, грек Гелиодор, обратился в кришнаизм ещё во II веке до н. э. Гелиодор называет себя бхагаватой — последователем Кришны-Васудевы. То, что в кришнаизм обратился такой высокопоставленный и могущественный деятель, как посол Индо-греческого царства, свидетельствует о том, что в этот период в данном регионе индийского субконтинента кришнаизм успел пустить глубокие корни А. Л. Бэшем и Т. Хопкинс полагают, что Гелиодор был не единственным иностранцем, принявшим кришнаизм. Хопкинс утверждает: «Можно предположить, что Гелиодор был не единственным чужеземцем, обратившимся в вайшавизм, хотя он, возможно, был единственным, воздвигшим колонну, по крайней мере колонну сохранившуюся до наших дней. Вне всяких сомнений, было много и других».
         Кроме колонны Гелиодора, на территории полуострова Индостан был найден ряд других надписей с упоминанием Кришны-Васудевы, относящихся к периоду до н. э. и сделанных индийскими последователями традиции кришнаизма. В двух надписях II — I века до н. э., найденных в Раджастхане, упоминается храм Санкаршаны и Васудевы. Одна из них, сделанная на каменной плите, обнаруженной в местечке Гхасунди в 6 км к северо-востоку от Нагари в округе Удайпур, также как и колонна Гелиодора датируется II веком до н. э.[В ней говорится, что бхагавата по имени Гаджаяна, сын Парашари, приказал возвести в Нараяна-врате (парке Нараяны) каменный храм для поклонения «Господу Санкаршане и Господу Васудеве». В данном случае, поклонение Васудеве и Санкаршане ассоциируется с культом Нараяны.
        В надписи на другой колонне из Беснагара, датируемой 100 годом до н. э., говорится, что «бхагавата Гаутама-путра» возвёл колонну Гаруды у храма «в двенадцатый год правления царя Бхагаваты». Этот царь, возможно, является той же самой личностью, которая упоминается в геологических списках как предпоследний из правителей династии Шунга. В центральной Индии, в пещере Нанагхат, была найдена надпись I века до н. э., сделанная царицей Наганикой. В надписи не только упоминаются Санкаршана и Васудева, но также говорится о их принадлежности к Лунной династии. В местечке Мора, в одиннадцати километрах от Матхуры, в колодце была найдена надпись, в которой говорится о установке божеств «пяти героев Вришни» в каменном храме. В другой надписи, также обнаруженной в Матхуре, говорится о возведении ограды и ворот к храму «Господа Васудевы». Обе надписи датируются периодом с 10 по 25 год н. э.
       На заре индологической науки учёные считали Кришну мифическим персонажем. Однако позднее некоторые востоковеды пришли к заключению о том, что Кришна был реальной исторической личностью, впоследствии обожествлённой. Согласно Клостермайеру, с большой долей уверенности можно утверждать, что основой для мифического Кришны-Васудевы послужил «исторический Кришна, герой клана вришни из племени ядавов, живший в Матхуре и округе».


Рецензии
Спасибо Станислав за полную, развёрнутую информацию О ХАРЕ КРИШНЕ! Тема для меня близкая. С мантрой ХАРЕ КРИШНА вечером засыпаю и утром встаю. С уважением Халида.

Халида Шариф   04.04.2016 22:20     Заявить о нарушении
Тогда мы свои, мы вайшнавы.

Станислав Тарашкевич   05.04.2016 13:08   Заявить о нарушении
ХАРЕ КРИШНА!

Халида Шариф   05.04.2016 13:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.