Полёт на Луну

          Сразу после своего «Полета на Марс» я волею случая и Провидения оказался на конференции под председательством прославленного космонавта Джанибекова, к слову, имеющего мировой рекорд пяти полётов в качестве командира корабля, последний из которых считается самым сложным в истории космонавтики.
          Чуть ли не главной темой конференции были полёты на Луну и Марс, несколько докладов касались современного состояния дел, задач, целеполагания и ретроспективы по данной тематике. Поразительным образом мои предварительные выкладки практически совпали с информацией из первых рук.
          У Королёва был чёткий стратегический план, пусть и в зачаточном состоянии, по освоению межпланетного пространства, над которым он начал работу, за ним стояла единая мощь огромного государства. Сейчас это больше напоминает секту из крутых ветеранов и молодых энтузиастов-фанатиков, за которыми не существует системы и организации. Один из молодых докладчиков, автор проекта по облёту в 2021 году одновременно Марса и Венеры, в виду парада планет, который позволит относительно дёшево обкатать пилотируемый корабль, признался, что в его группе 26 человек, половина из которых студенты, остальные разбросаны по различным профильным предприятиям. Даже прозвучала фраза типа, а ну вас всех, есть люди, готовые не только говорить и осваивать, но и лететь. После Королёва начались разброд и шатания, кто-то захотел обниматься на орбите с американцами, кто-то кружить бесконечно вокруг планеты и т.д. Впрямую сказано не было, но основная, а практически и единственная ставка на орбитальную станцию есть тупиковый вектор развития. Дошло дело до того, что американцы предложили, а давайте за ещё большие деньги перегоним МКС на лунную орбиту, а там и Луна недалеко, что-нибудь да придумаем.
         Перейдём к фактам. Да, в полярных областях Луны, в кратерах и около них, есть лёд, водород. Есть гелий-3, но термоядерных реакторов ещё нет, а которые появятся будут на дейтерии, использование гелия-3 дело будущих ста лет. На южном полюсе 89 процентов день, прямая видимость с Земли, а значит устойчивая связь, мест пригодных для лунной базы, на пологом возвышении, вряд ли больше десяти, и надо спешить занять. Вроде бы можно передавать солнечную энергию через космический ретранслятор на Землю. Но материалы, необходимые для базы, солнечных батарей и прочего дешевле производить на Луне, чем транспортировать с Земли.
          США. Лунная программа «Констеллэйшен» 2004-2010гг. была закрыта Обамой , так как повторяла предыдущую программу «Аполло» только на новом уровне. Новая программа «Гибкий путь», цель – Марс, Луна как промежуточный полигон без высадки, содержание её малопонятно, ясно только создание тяжёлой ракеты поэтапно от 70 до 145 тонн, первый запуск в 2018 году, запуски каждый год, реже экономически нецелесообразно, поиск нагрузки под столь частые пуски, затем доставка булыжника с астероида (первоначально целого астероида) на окололунную орбиту с последующим пилотируемым запуском к нему, как это поможет полёту на Марс непонятно. Далее выход на регулярные полёты к Марсу по сложной схеме требует пуска 32-х тяжёлых ракет, в результате критики назвали этот план «как не полететь на Марс». Вроде бы для американцев Луна не является целью, но, по словам администратора НАСА Болдена, для освоения Луны они хотят привлечь частную космонавтику по принципу: государство выступает в роли пионера, разведующего новые горизонты, а затем дельцы осваивают проторенные дороги. Частная космонавтика понятие весьма условное, так Илон Маск, разрабатывающий ракеты Фалькон и грузовой корабль Дракон, потратил 5-10 процентов своих средств, остальное деньги государства. В 2016 году, например, на МКС полетит одна из таких разработок надувной отель, на мой взгляд весьма символичное название.
          Россия. НПО «Энергия» разрабатывала программу «Клиппер» на существующей технике. Куча стыковок, более десяти, предполагалось для подпитки финансирование катать вокруг Луны космических туристов, но для этого требуется обкатка, а кто её будет оплачивать. С приходом нового директора разработка была похерена. В 2014 году в Федеральной космической программе была прописана цель – Луна, предполагался долгий путь разработок, в конце 20-х годов полет к Луне, в 30-х высадка, т.е. спустя 60 лет после американцев, весьма странная программа. Сначала было заложено неплохое финансирование, около 8 миллиардов долларов в год, только в два раза меньше, чем у американцев, за два года финансирование сократилось в четыре раза, разработка сверхтяжёлой ракеты закрыта. Долгожданная «Ангара А5», копия «Протона», грузоподъёмностью 25 т, и ее модификация «Ангара А5В», 35 т, полётные испытания после 2025 года, вряд ли это лунный носитель. Модульный ракето-носитель «Феникс», замена украинского «Зенита», 5-ти модульная вариация грузоподъёмностью 75 т, но опять-таки полёты после 2025 года. Лунная программа сложная с массой стыковок и частым запуском ракет с двух космодромов, после 2030 года пилотируемый полёт, после 2040 – лунная база и, быть может, после 2050 – полёт на Марс, по словам докладчика, можно приписать 3050 и успокоиться. Всё, что у нас есть это Ангара с единственным стартом с пустой болванкой. В 2019 году планируется робкая попытка повторения полётов 70-х годов, высадка зонда на лунную поверхность, правда, в полярной области, и, если появится дополнительное финансирование, доставка лунного грунта. Работы по созданию мощного ядерного буксира свёрнуты до разроботки ядерного реактора для какого-то военного космического корабля.
          Китай. Интенсивность программ вероятно превосходит даже Америку, но старт более низкий. Через два года доставка лунного грунта на Землю. В 2018 г. облёт Луны. К середине 20-х пилотируемая станция аналог «Мира». В 2023 г. ракета «Великий поход-5» грузоподъёмностью 23 тонны, аналог «Протона». Начало лунной программы в лучшем случае в конце 20-х. Работа над сверхтяжёлой ракетой больше похоже на фантазии американских аналитиков.
          Вопросы целеполагания. Развитие космических программ за последние сорок лет напоминает бег по кругу. Проблема стратегическая. Отсутствие чёткого плана по освоению человечеством космического межпланетного пространства. Полёт на Марс выдвигается как самоцель, либо ставятся эфемерные цели по типу, первая женщина на Луне, первый американец на Марсе и т.п. По достижении цели возникнет вопрос, что дальше. Ответа нет, произойдёт резкое падение общественного интереса, как следствие данное направление деятельности зайдёт в очередной тупик. Проблема биологическая. На извечный вопрос, есть ли жизнь на Марсе, до сих пор ответа не получено. При обнаружении каких-либо её следов без конкретного плана взаимодействия с ней, лучше туда не соваться. Проблема жизнеобеспечения. Прописана в лучшем случае вскользь. Долетим, а там как-нибудь решим. Как-нибудь не получится. Физиология и психология. Проблема нахождения в ограниченном замкнутом пространстве минимального количества людей (а минимум не два человека, а шесть) в течение длительного времени. Проблема техническая. Вся существующая техника предназначена для полётов на низкой околоземной орбите без надлежащего уровня надёжности, требуется полная переделка кораблей с учётом гораздо большей длительности полёта.
Самая весёлая проблема финансовая. Вроде бы и хочется полететь, но и средств таких нет.
          Сил энтузиастов явно недостаточно. Не то страшно, что 25 лет ни один российский космический аппарат не покидал околоземную орбиту, а то, что в обществе возобладает мнение, что ничем таким вообще не надо заниматься. Это будет катастрофа как для страны, так и для земной цивилизации в целом.
          Лично же у меня сложилось мнение, что пока мы не наведём порядок здесь на Земле, то и там у нас мало, что получится. С порядком же сейчас как в стране, так и в мировом масштабе полный швах, но это уже совсем другая песня, в коей мы рискуем завязнуть как в дебрях политики и природного устройства человека.


Рецензии
Летать или нет в пределах солнечной системы? Ответ мне видится в аналогии: каравеллы применялись в каботажных плаваньях до момента, когда понимание шарообразности Земли привело к практическому решению - пересечь океан и достигнуть Индии по пути, который не контролировался португальцами и сулил сказочные доходы испанской короне.
Я не верю в возможность "полётов в Космос по профсоюзным путёвкам!", как и в купанье в бассейнах выдержки отработанных сборок тепловыделяющих атомных реакторов. Или альпинистские экскурсии в жерла действующих вулканов Землм.
Обзор проектов полётов на Луну мне представляется содержательным. Благодарю автора.
Сергей

Сергей Таллако   26.11.2023 16:50     Заявить о нарушении
Тут просто. Мы цивилизация экспансии. Нет экспансии, а её на нашей планете больше нет, значит, человечество ждёт гибель, в комфорте и туризме ей не выжить.
Благодарен за отзыв.

Неистовый Виссарионыч   26.11.2023 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.