Впечатление от картины

Sarah Flintzer
Невинность
1904

Автор:

    Всегда ли зажатая стыдливость - признак невинности? И что есть невинность? Может, отсутствие вины за нечто осуждаемое обществом? Сознание себя целостным и прямостоящим - божественной сущностью? Или просто отсутствие любовного опыта, детскость?

На картине две фигуры в непонятной абстрактной декорации. ОНА и ОН практически обнажены и обращены друг к другу.
Я вижу обнажённую юную девушку с пушистыми светлыми длинными волосами, почти девочку - худенькую, жалкую и вызывающую сострадание. У неё хрупкое, не сформировавшееся в женственную красоту тельце.  Она стоит, сжавшись, перед гигантом-мужчиной, смотрит снизу вверх на него со страхом, надеждой и мольбой, вижу её трепет, робость и униженность перед великаном. Кто он - эта крылатая Сущность? Ангел? Но у неё мольба во взгляде: "Не погуби меня, пожалуйста! Я слаба и беззащитна! Только не обидь! Я вся здесь перед тобой, как есть - обнажена душа и тело, и страшно мне в неизвестности!"
Неприятное чувство тревоги охватывает меня... Что-то здесь явно не так! Девушка на пороге беды!? Девушка-Невинность уже как будто сломлена страхом, съёжена, с согнутой спиной и втянутыми плечами. Она может только молить о пощаде, она не ждёт радости и ничего другого не желает, как только избавления от страха.

Это земное привычное чувство страха, стыда, слабости и зависимости.
Здесь нет любви, а есть мольба о ней, призыв к состраданию.

.......

Признаюсь, картину эту я рассматривала ещё в 2016 году, тогда же сделала публикацию, которую сейчас дополняю - сейчас 2019 год.


Первое впечатление 2016 года записано так: "Во мне сначала был какой-то протест... От позиции автора или от извечной зажатости женщины?..." Да от того, что здесь страдание и унижение женщины!

Интуиция не подводила - протест был обоснован. Но стала искать недостатки в юной девочке, словно во мне тогда не было сердечности, стала рассуждать холодно о том, что ей не достаёт силы.
Вот моя давняя запись и рецензия на неё автора со странным псевдонимом Думай Мыслитель".

"Девушка слаба и надеется только на спасителя - найти силу вне себя - получив понимание и защиту от молодого человека, явно ангелической Сущности.
 
Не поведёт она его за собой, окрыляя мечтой и зажигая звездой сердца! Не вызовет подъём и Огнь Духа, потому что сама его не имеет. А он нуждается? Он - ОНО - уже ТАМ. Он - с Небес Дух, а она земная слабость. Это ОН - Невинность Высокая, а в ней - смирение перед божественным величием. Так земное начало подчиняется Высшему. Душа (ОНА)подчиняется ведущему - Духу (ОН) - внутри самого человека, каждого) идут эти процессы - в глубине самосознания.

Вот я и размышляю...Именно женщина показана слабой и ведомой и именно она всё тянет в земной жизни на хрупких плечах. Она же пришла к Ангелу, желая распрямления. Где Мужчина - он уже силён? А, его, потом, поднимет Женщина - богоодухотворённая! Она принесёт ему - своему земному мужчине Огонь небесный. Приведёт Путём, что прошла сама, став вдохновительницей, она откроет Божественность в своём мужчине.

Здесь у девушки нет подлинного доверия и открытости, подлинной чистоты и целомудренности, которые переданы и прямо светятся в картине - "Рождение Венеры" Ботичелли, где взгляд Венеры заставляет меня замереть в потрясении чистотой и истинной невинностью. Он такой умиротворённый, но не в расслаблении от пережитой страсти, а от неведения страстей и тревог, взгляд утончённый, расслабленный, словно Венера ещё не проснулась окончательно - созерцательный и отстранённый. Венера только-только родилась, внутри и снаружи - гармоничный штиль полного покоя и безмятежность.

- Кто сей муж?, - обращалась я снова к картине "Невинность". Утешитель? Наставник? Зрелость, обретшая крыла - совместившая знания и Земного и Небесного Бытия, что смотрит на девочку? Сможет ли земная душа испытать приближение к Совершенству? и что это будет за опыт? А может это я - и в Нём и в Ней, обретающая Себя...

Как автор ЕГО триумфально поставил над НЕЙ, ОН - ровен, спокоен, как Учитель перед той, кого надлежит посвятить, ОН сознаёт ответственность, видит смятение юной земной души.

Миры - этим двум, обретения Целостности. Я незримо вбираю мысленно обоих и уравновешиваю в себе, выпрямляю ту, что в робости. Ведь я сначала увидела здесь лжесвидетельство о невинности земной девушки. Потом увидела слабую душу и зрелый высокий Дух человека любого. Душа способна вырасти и окрылиться рядом с Духом! Только божественность может быть Невинной, она не знает вины, стыда, страха, обиды и боли.

Во мне сейчас уже ясность, шёл процесс, пока писала. Текст я переделывала, всё время шёл поток. (Или я этот поток предполагала? - С.К.) Здесь аллегория - слабая земная душа и Высокий зрелый Дух - состояние внутри ЧЕЛОВЕКА, который пока биоробот. Здесь НЕТ Равновесия, Гармонии и Любви. НО! Есть возможность СТАНОВЛЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОСТИ через внутреннюю работу с собой. Душа должна вырасти до Духа. Материальное сравняться с Духовным. Обрести силу и звучание полнокровное. Это и будет НЕ-ВИННОСТЬ ЗРЕЛОСТИ И ЧИСТОТЫ, что есть ЛЮБОВЬ - ЦЕЛОМУДРИЕ".


Рецензент: имя на проза.ру - Думай Мыслитель:

Можно и так понять эту картину
Перед нами акт насилия
Он приказывает а не просит ее
Он говорит: не сопротивляйся!
Всему что будет отдавайся!
Она молит: прошу не надо
Сжалась вся –все тело в ранах
Не видимых но только боль ее лица
Раскрывает как она боится подлеца
Его уже настроенный на ее тело уд
Подталкивает к насильственному блуду
Ангела в нем и в помине нет
За его спиной не неба след
А шкура убитого животного
Стоит в обнимку показывая- вот ОНО!
Внизу след сорванной с нее одежды
А руки его не оставляют никакой надежды
Готовы голову ей оторвать
Если не будет ублажать
И волосы взъерошенного гада
Лишь подтверждают что ему от нее надо
Надеюсь что любой мужик когда такое увидит
Никогда девчонку не обидит

Думай Мыслитель   17.03.2016 14:05"

Пришла такая рецензия, можно сказать, диаметрально противоположного взгляда, которая порадовала непохожестью. Первая мысль - кто что видит - то и носит в себе. Потом пошло вглядывание, отрезвление: "Ты забыла - сколько лечили твою доверчивость? - "Не всё так просто! Смотри зорче на детали! Не закрывай глаза на "мелочи"...Вникни, может прав человек по-своему!"

И вижу - вроде, очень красноречивые "доказательства" строгих и взывающих к трезвому взгляду слов - след слезы на щеке жертвы, и словно рога во всклокоченных волосах мужчины, и зверя морду внизу... Одежды "сорванные" я приняла за театральные драпировки, а непроницаемый суровый вид мужчины - за спокойствие. Всё МОЖНО ИСТОЛКОВАТЬ ПО-РАЗНОМУ! Стало на миг страшно внутри и появилась растерянность - как же могла я так доверчиво пропустить "знаки тревоги"? Рассуждала пространно, когда картина - возможно -свидетельствовала совершенно об ином...А может я доступна влиянию, и меня можно вовлечь в страхи? Где мой разум?

Пусть останется моя публикация, как пример - как всё неоднозначно, и как по-разному мы можем смотреть на одни и те же вещи, как помогаем друг другу осознать - что и кто перед нами.

Даже если уважаемый Мыслитель ошибается (а я уже была склонна признать и его версию), и автор картины не замышлял показать картину насилия, я рада этому иному мнению и предоставленной возможности ознакомиться с ним.
Жаль, что картину нельзя рассмотреть получше - в подлиннике - и что-то узнать о ней больше.

Мне хочется верить, что руки не собрались "откручивать" голову в случае неповиновения, а легко успокоительно касаются, сострадание и понимание родится в сердце. Но "хочется" не отменяет, к сожалению, присутствие насилия в мире. Так что - Ангелы тоже способны на него? Тогда бы автор красноречиво изобразил злодея явного...? Помрачнее и позловещее, а?

Ясно мне одно - Истинная Сила, мужественность и доброта не может получить радость от победы над дрожащей слабостью, но получает большую силу и радость, если может защитить, утешить, ободрить и помочь, проявить великодушие! Раскаяние за содеянное преступление всё равно придёт неминуемо, сразу или позднее, всякое насилие, как на Причину - Следствие, на несправедливость - неотвратимое возмездие".

....

И вот сейчас, в мае 2019 года, я вернулась к прочтению своих записей, и вижу всё иначе. 

Думаю, не стоит гадать, что за сюжет рисовала автор картины Сара Флинцер. Это уже не узнать, и это плод её воображения. С ней невозможно побеседовать на тему картины, узнать о её переживаниях и настроении, взглядах, о замысле.

Я вижу, что в давней записи, при рассматривании картины, отражены мои собственные страхи, смятение, пережитые зависимость и унижение, поиск Спасителя, мечта о силе Духа и собственной зрелости.
Были такие первоначальные строки о девушке:
"вижу почти рабскую робость и нездоровую ущербность духа, униженность перед великаном". "Здесь у девушки нет подлинного доверия и открытости, подлинной чистоты и целомудренности". Ну просто отхлестала и осудила требованиями! А шло от недовольства собой, я видела в ней себя и не любила себя.

Всё, как отпечаток пальца - индивидуально, это слепок того состояния, с которым я смотрела на картину. Я была собой - той - робкой и незрелой, однако претендующей на нечто большее, а Мыслитель - собой. Автор картины - имел какое-то своё мнение и каждый зритель - своё.
Но где же Реальность? Что есть на самом деле?

Кто меня вернул к записям и пересмотру и почему? Я так понимаю, сама Жизнь, Бог вернул на круги своя - оглядеться - ЧТО я творю и ЗАЧЕМ - и одуматься, приблизиться к Реальности.

Вернул через незнакомца, поместившего ссылку на моё произведение к картине  на сайт в ВК. Его, конечно, заинтересовала сама картина. Я увидела в списке читателей огромный поток неизвестных читателей и все нахлынули на одно произведение - именно ЭТО. Список меня ошеломил, и я стала искать причину - что произошло и что там в записи? Объяснила подруга Анна, нашедшая источник читателей. Она же написала мне вдумчивую интересную рецензию - спасибо ей огромное! Я почувствовала ответственность за каждое сказанное мною слово. Я почувствовала, как слова разносятся повсюду, и, если я пишу вымыслы, я наводняю ими пространство, смущаю людей, засоряю их головы.

Моё мнение, конечно, имеет место быть, и я ни о чём не жалею, что написала, в тот момент я ТАК думала, и мне сейчас интересно сопоставить своё видение. Я, благодаря этому событию, смогла понять, что сегодня я всё вижу по-другому. Во мне больше тепла и сострадательности к девушке, изображённой на картине. Я уже не упрекаю её за отсутствие в ней силы Духа. "Не вызовет подъём и Огнь Духа, потому что сама его не имеет". Надо же такое написать! Она такова, какова есть - молоденькая, неопытная, испуганная и нуждающаяся в помощи и любви, в защите.

Тут же мне попалась запись мудреца, и она была очень кстати. Текст был знаковым и отрезвлял меня, любительницу угадывать по картинам и писать вымыслы:

"Фантазировать, оценивать, вспоминать и выдумывать разнообразные сценарии, которые не имеют никакого отношения к реальности настоящего момента... Чем больше вы позволяете себе увлекаться такими умственными блужданиями, тем дальше уходите от открытости настоящего момента".
Йонге Мингьюр Ринпоче

Я увидела особенно чётко, что длинные мои рассуждения и предположения, где я свои вымыслы накладывала на художественный вымысел незнакомой мне художницы, на самом деле ничего ценного не несли, а, скорее, уводили от самой жизни. Правда, запись материализовала мысли, и на вопросы пошли ответы и другие события, которые привели ко дню сегодняшнему. 

Жизнь круто повернула меня к этому пониманию происшествием с массовым прочтением. Всё это писание, как раздувание мыльных пузырей, в этом суетливая временность и утрата чувства реальной жизни.
Но, наверно, без этого нельзя было обойтись, все мы так потихоньку взрослеем.
 
.....

О художнике нашла материал одна девушка из читателей, она написала отклик в ВК. Это Арина Синочкина, я её поблагодарила.

Арина записала:
"странно, что на запрос про Sarah Flintzer гугл не выдаёт ничего кроме этой картины, на tumbrl даже годы жизни художницы указаны, но как оказывается не её, а её мужа, так же художника, Hugo Flintzer. Кое-как по крупицам выходишь лишь на совсем небольшую информацию на немецком сайте. Топорный перевод статьи с сайта для лучшего понимания представленного произведения : "Флинцер Сара: Невинность
Холст, масло. 140 х 77 см. Монограмма и начертано на холсте на оборотной стороне «S. Fl. Подпись для H. Fl.» (Сара Флинцер подписала для Хьюго Флинцера).
Сара Флинцер была женой Хьюго Флинцера (1862 Eisenach - 1917 Weimar). Оба учились вместе в Школе искусств Веймара. Мало что известно о Саре Флинцер, она была удостоена чести в 1918 году, через год после смерти ее мужа, с почетным подарком в Веймарской художественной школе (согласно материалам художественной школы в Главном государственном архиве Тюрингии). С другой стороны, к карьере мужа известно больше всего: Хьюго Флинцер был учеником Макса Теди в Веймаре с 1881 по 1884 год. Он отправился в Мюнхен, чтобы учиться в Академии искусств, но снова вернулся в Веймар. В 1896 году он стал директором Княжеской школы бесплатного рисования, которую он возглавлял до своей смерти. В 1904 году он получил звание профессора. К сожалению, его работы в значительной степени потеряны - он рисовал атмосферные пейзажи, в духе модерна, и отдавал предпочтение лесу. Эта работа по невинности, которую его жена посвятила ему, свидетельствует об интенсивном сотрудничестве между двумя художниками. Субъект, глубоко приверженный символике, показывает Флинцер как чувственную игру между целомудренностью, невинностью и совместной жизнью. Стилистически эта работа, несомненно, принадлежит к традиции Саши Шнайдер, которая преподавала с 1904 года в качестве профессора в Веймарской художественной школе."

Светлана Кременецкая:
"Арина, спасибо большое за информацию, это хоть что-то, я искала, но ничего не нашла. Я сама была очень заинтересована разгадать мотивы создания картины, о чём хотела поведать художница, много разночтений".


И всё же... всё же..полагаю, мы не можем жить без литературы, живописи, музыки, общения, без сопереживания и осмысления, любоваться клейким живым листочком весной или мастерски написанным портретом, вызывающим подлинное сопереживание - у каждого своё.
А все вместе мы - Жизнь, где мы взрослеем и помогаем в этом друг другу.
Спасибо ВСЕМ и ЗА ВСЁ!


Рецензии
Интересные мысли, Светлана. Изложу свое видение.))

//Я вижу юную девушку, почти девочку, стоящую перед гигантом, смотрящую на него с надеждой и мольбой, вижу почти рабскую робость и нездоровую ущербность духа, униженность перед великаном.  // (с) -

И я вижу девочку — лет десяти, не превратившуюся в девушку, не созревшую еще физически (о чем свидетельствует ее телосложение). Но «нездоровую ущербность духа» по картине, на мой взгляд, установить едва ли возможно.

Облик девочки внушает жалость — но не в силу ее ущербности, а ввиду уязвимости в квадрате: она беззащитный, обнаженный ребенок перед взрослым сильным мужчиной, плюс к тому - стоит на краю пропасти — спиной к опасности. А впереди — тоже неизвестность. Скованность, робость ее естественны.

Можем ли мы требовать от нее какой-то неземной силы в такой, не комфортной для нее, ситуации? полного доверия, открытости? Для этого позиции героев должны быть хоть как-то уравнены: пусть он поменяется с ней местами, к примеру: встанет у края.)) Борцы являют свои силы лишь в одинаковых весовых категориях...

//Здесь у девушки нет подлинного доверия и открытости, подлинной чистоты и целомудренности, которые переданы и прямо светятся в картине - "Рождение Венеры" Ботичелли // (с)

Венера Боттичелли — созревшая девушка (телом и душой), а здесь ребенок. Не поняла, в чем неподлинность чистоты и целомудренности этого ребенка?)) Всему своё время — и она разовьется — при нормальном ходе вещей. На мой взгляд, она невинна душой и телом. Обе они — невинны, каждая — по-своему. Мне кажется, не степенью и истинностью чистоты они отличаются. Да и не на краю пропасти Венера с чужим мужиком стоит. Неискушенность и незрелость — так можно назвать героиню Sarah Flintzer. Будь она половозрелой и искушенной (пусть в мыслях) - иной была бы осанка и взгляд.

//Не поведёт она его за собой, окрыляя мечтой и зажигая звездой сердца! Не вызовет подъём и Огнь Духа, потому что сама его не имеет. // (с) —

сейчас — нет: рано ей вести за собой.))

Тоже не увидела в картине ни равновесия, ни гармонии, ни любви. Хотя всё это может возникнуть.)) И «высокого зрелого духа» тоже не узрела.

//Только божественность может быть Невинной, она не знает вины, стыда, страха, обиды и боли. // (с) -

задумалась над этим. На мой взгляд, невинна природа: звери, птицы, деревья. Но последние два пункта: «отсутствие обиды и боли» к ним не отнесешь... Так же невинны дети, пока взрослые не снабдили их всем «необходимым». Исходя из твоего видения, Светлана, понимаю, почему ты отказываешь девочке в подлинной невинности: она стыдится своей наготы. Тогда действительно невинно божественное. Но зачем земному человеку такая невинность?..

//Истинная Сила, мужественность и доброта не может получить радость от победы над дрожащей слабостью, но получает большую силу и радость, если может защитить, утешить, ободрить и помочь, проявить великодушие!// (с) -

согласна, Светлана.

Общее впечатление от картины — неприятие. Мне не показалось, что она о духовности, о божественном, или же о красоте земного расцвета чувств и чувственности. Хотя, возможно, автор хотел отразить два вида невинности — земную и горнюю. Но вторая (если она была) потерялась на фоне первой. А первая едва ли захотела бы запечатлеть себя в таком виде.

С уважением,

Анна Витальевна Коростелева 1   23.05.2019 19:33     Заявить о нарушении
Аня, спасибо! Ты написала именно всё то, что я сейчас чувствую, я полностью согласна. А в 1916 именно такие были мысли, что сейчас кажется странным. Потому наверно и попала мне публикация в массовом чтиве. чтоб навела порядок к голове и в писанине. Я даже не знаю, что с публикацией делать, то ли убрать, то ли продолжить описание в новом ракурсе, чтобы не было "ущербности" моих выставленных мыслей - так выкрутила ситуацию, оболгав ребёнка и всё извратив в своих духовных поисках. В демоне увидев сильного ангела-мужчину. Ангелы вообще без пола.

Светлана Кременецкая   23.05.2019 19:50   Заявить о нарушении
Это тебе спасибо, Светлана, - за провокацию мысли. Я редко размышляю над картинами.)) И ни в коем случае ничего удалять не надо? Зачем? Река меняет свои воды, а человек тоже не статичен - это нормально. А картина вызвала самые разные отклики и ассоциации у людей. Единственное, в чем мнения схожи, - это неприятное чувство от нее.

Анна Витальевна Коростелева 1   24.05.2019 04:34   Заявить о нарушении
Анечка, так может наша задача, всё неприятное убирать? Смотри, это личный взгляд одного художника, и услышать его мнение и объяснение невозможно. Идут сплошные прикидки-догадки и вымыслы к нарисованному. что не есть реальность.
Мне в "копилку", когда молитвенно ПРОШУ РАЗЪЯСНИТЬ*, сыпется всё для уяснения. В частности, пришли сразу, во вчерашний вечер, слова мудрецов Ринпоче и Ошо на эту тему.
Смотри подсказки:
"Фантазировать, оценивать, вспоминать и выдумывать разнообразные сценарии, которые не имеют никакого отношения к реальности настоящего момента. Чем больше вы позволяете себе увлекаться такими умственными блужданиями, тем дальше уходите от открытости настоящего момента".

♾ Йонге Мингьюр Ринпоче

а это ОШО проясняет в книге "Зрелость" "Ответственность быть самим собой". Он размышляет, заметь, О НЕВИННОСТИ! всё в тему приходит синхронно!!!
Ошо пишет о различии невинности и невежества.

"Ребёнок - самый квалифицированный человек, потому что он не обременён знанием, не обременён религией, не обременён образованием, не обременён всевозможным мусором. ОН НЕВИНЕН. (я выделила - С.К.)
Но к несчастью, его невинность загрязняется невежеством. Невежество и невинность имеют некоторое сходство, но это не одно и то же. невежество - это состояние незнания, как и невинность - но есть и огромная разница, которой до сих пор человечество не замечало. Невинность не знает. но и не хочет знать. Она совершенно удовлетворена, наполнена. У маленького ребёнка нет амбиций, нет желаний. Он так поглощён настоящим мгновением... невинность богата, полна, чиста.
невежество бедно; это нищий - оно хочет того или другого, хочет быть знающим, хочет быть респектабельным, хочет быть состоятельным, хочет быть облечённым властью. невежество движется по пути желания. невинность - это состояние отсутствия желания.
первый шаг в искусстве жить - понять различие между невежеством и невинностью. невинность следует поддерживать, защищать - потому что ребёнок принёс с собой величайшее сокровище, сокровище, которого святые добиваются тяжкими усилиями. Святые говорят, что снова стали детьми, что родились вновь".

Так кто на картине? Невинность и Невежество? Дикое Невежество, желающее "просветить?" с крылами Демона...
Да, возможно, Невинность, которую надо защищать в её чистоте и хрупкости. У неё НЕТ желания испытать страсть, но её склоняет покориться грубое Невежество, всё берущее в свои руки, как покровитель, жаждущий власти.
Что же защитит Невинность Чистоты?
Только выросшая Мудрость и Зрелость.

Светлана Кременецкая   24.05.2019 08:44   Заявить о нарушении
/Здравствуй, Светочка! А куда убирать неприятное в данном случае? Разве что проходить мимо, не акцентироваться на нем.

Как всегда интересные цитаты Ошо. Но есть моменты, с которыми можно не согласиться.

/Невинность не знает. но и не хочет знать. Она совершенно удовлетворена, наполнена. У маленького ребёнка нет амбиций, нет желаний. // (с)

Если бы ребенок не хотел знать и не имел амбиций и желаний — он так и остался бы на том же этапе. Но он движется вперед с нереальной для взрослого энергией. Он жаждет информации, жаждет все исследовать, всему научиться, вбирает все, как губка. Отсюда его постоянные вопросы: «Почему?» и др. Его упорству в достижении цели можно позавидовать: вчера еще он не умел кататься на велосипеде (плавать и др.), а завтра уже гоняет на нем вовсю. Не получается что-то, он падает — и, поднимаясь, снова идет к цели. Невежество — это не про ребенка. Это — про взрослых, про обывателей, которым не надо никакой информации — главное, чтобы извилины не напрягать, мифы, что в голове лежат, — не тревожить. Духовная и умственная лень — причина такого невежества.
Невинность хочет знать. Не хочет знать — воинствующее самодовольное невежество.

Но на картине увидеть невежество мне не удалось — я говорила, что не очень сильна в трактовке живописи.)) Склоняет ли он ее — тоже вопрос? Если да — то тут педофилией попахивает — под статью его тогда.

Анна Витальевна Коростелева 1   24.05.2019 09:03   Заявить о нарушении
Аня, улыбаюсь, высвечиваешь то, что и во мне было сомнением. Это правда, что ребёнок и желаний кучу имеет и истерики закатывает - хочу сладости и игрушки.
и невежество в дяде-демоне притянуто за уши. Будем ближе к реальности, если не дадим себе обманываться. Всё так смешано...Невинность в колыбельке осталась?) И Невежество её качает?

Светлана Кременецкая   24.05.2019 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.