смутная память
В конце 2015 года я, размышляя над анкетой НП, с ужасом понял, что не могу ничего назвать – пустота. Объяснимая ситуацией в Украине, но тягостная.
Так я с этой пустотой дожил до марта и вдруг сообразил, что день ото дня постоянно держу в голове один текст, даже не отдавая себе отчёт, что это литература – настолько органично этот текст, прочитанный в прошлом году, стал частью меня.
Владимир Короленко «Без языка» то ли длинный рассказ, то ли короткая повесть, заставившая меня углубиться в биографию автора и прочесть ещё несколько его вещей.
Тот самый Короленко, который «Дети подземелья». Я ничего о нём не знал и ничего не читал раньше.
Короленко был властителем дум в Российской Империи настолько, что Луначарский предлагал Ленину учредить для Короленко пост Президента Советской России.
Писатель отказался и вскоре умер, но за неимением кандидатуры решили обойтись вообще без Президента.
Совершенно забытая личность и тексты.
«Без языка» написано по результатам единственной поездки Короленко за рубеж – в США.
Необразованный украинский селянин покидает Родину. На пароходе через Океан знакомится с девушкой.
Рассказ описывает их судьбы в Америке, сначала рядом, но не вместе, затем порознь и наконец…
Но дело не в этом, а в качестве текста и ещё в том, что теперь Америка 19-го века пришла к нам сама.
Дикий капитализм, нечестные выборы, шальной популизм политиков, первые шаги гражданского общества, а мы, но теперь уже все вместе, как герои Короленко оказались без языка.
У нас нет слов для того, чтобы осознать реальность.
Недавно на Ютубе появились интервью Керенского 60-х годов на канадском и французском радио.
Мне пришлось объяснять детям, кто такой Керенский и это было нетрудно, хотя удивительно.
Но ещё более удивительным открытием стало для меня то, что у Керенского такой язык был.
Слушая его интервью, понимаешь, что в России начала 20-го века был вполне чёткий и осознанный план модернизации страны, был язык для новой жизни без царя в голове и на троне.
Речь Керенского лучше и чище любого выступления эпохи перестройки.
А у нас языка нет.
Мы же восстановили монархию на второй день после выстрела Авроры и с тех пор вновь одни охраняют царя, а другие грозятся взять штурмом Зимний!
Народ безмолвствует, или уповает, или бунтует.
Киевский бесконечный базар и московское кладбище слонов это не противоположности, а две стороны одной медали – два состояния одного народа «если кормить» и «если не кормить» или «если припугнуть» и «если попустить».
А Короленко «Без языка» прочесть не вредно.
Я на днях вернулся с Волыни. Пройдя через пьяный шумный зал придорожной таверны, заночевал на втором этаже, а в 6 утра встал и пошёл в поля.
Прошёл по брусчатке десять километров через два села, здороваясь со встречными. Обратно вернулся на автобусе и даже поговорил с людьми.
Всё на месте, всё по-прежнему.
«Сами они давно уже запахали в землю все привилегии и жили под самым местечком ни мужиками, ни мещанами.
Говорили как будто по-малорусски, но на особом волынском наречии, с примесью польских и русских слов, исповедовали когда-то греко-униатскую веру, а потом, после некоторых замешательств, были причислены к православному приходу, а старая церковка была закрыта и постепенно развалилась...
Пахали землю, ходили в белых и серых свитах, с синими или красными поясами, штаны носили широкие, шапки бараньи.
И хотя, может быть, были беднее своих соседей, но все же смутная память о каком-то лучшем прошлом держалась под соломенными стрехами лозищанских хат».
И ещё не удержусь от цитаты.
«Свобода! Это слово частенько-таки повторялось в шинке еврея Шлемы, спокойно слушавшего за своей стойкой.
Правду сказать, не всякий из лозищан понимал хорошенько, что оно значит.
Но оно как-то хорошо обращалось на языке, и звучало в нем что-то такое, от чего человек будто прибавлялся в росте и что-то будто вспоминалось неясное, но приятное...
Что-то такое, о чем как будто бы знали когда-то в той стороне старые люди, а дети иной раз прикидываются, что и они тоже знают...
Ну, да ведь мало ли кто о чем говорит! Поговорили, пошумели и бросили».
Свидетельство о публикации №116031600375
Речь Керенского прочел бы. Тем паче, скоро малые каникулы.
Если есть сноска...
Учитель Николай 16.03.2016 15:06 Заявить о нарушении
Так и не смог одолеть его "Историю моего современника".
Учитель Николай 16.03.2016 15:09 Заявить о нарушении
Нашёл текст.
Уменяимянету Этоправопоэта 16.03.2016 15:32 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 16.03.2016 16:32 Заявить о нарушении
Учитель Николай 16.03.2016 16:45 Заявить о нарушении