Прозаические миниатюры

                Б о р и с  Б е р ш а д с к и й

                О  романе  «Мастер  и  Маргарита»
 
     Ах, какая неожиданная ассоциация!  И как трудно ухватить мелькнувшую и ускользающую мысль!.. Почему же вдруг покидаемая навсегда Маргаритой и Мастером и – надолго ли? – свитой Воланда Москва вдруг штрихом, еле заметным контуром напомнила Ершалаим?  Ведь Булгаков, один из тончайших ювелиров слова, да еще в любимейшем своем творении, такой случайности бы не обронил…

    А что если доброта – абстрактная, мягкая доброта, не считающая даже нужным защищаться,  во все времена была общечеловечески привлекательной, но заведомо обреченной на небытие?  Доброта, которая и игемона, и убийцу, и палача одинаково считает добрыми людьми?

     И не есть ли тогда явление Мастера в романе ничуть не менее удивительно, чем явление Воланда в Москве?  Ведь Мастер по сути своей есть не что иное, как вариант Иешуа двадцатого века.  Но, если в двадцатом веке может возникнуть Иешуа-Мастер, с необходимостью должен возникнуть и его ученик, и Иуда-Алоизий, и самозабвенно любящая Мастера Маргарита…  Но и Воланд  -  тоже, с той же необходимостью!  Ибо рядом с незащищенной добротой всегда существовали и будут существовать искушения.

     «Что есть истина?..»  -  «Истина в том, что у тебя болит голова…»  Другими словами, истина всегда конкретна, абстрактной истины нет.  Это  –  Ленин.  Абстрактная же истина, идея истины  -  сама по себе нежизненна.  За истину надо уметь бороться!   ( «Грош цена революции, если она не умеет защищаться.»  Это  -  тоже  Ленин ).

     И, может быть, когда Воланд говорит, что Иисус действительно существовал, он, дьявол, недоговаривает:  он существовал, и даже не один раз, он возрождался в каждую эпоху  -  и, опережая любую эпоху, всегда оказывался предан, судим и распят.  Предрекая, что рухнет храм существующей веры и воздвигнется новый храм  ( а какой же может быть новый? ) - он служил всегда потенциальным катализатором мятежа.

     И тогда сюжетные линии Мастера, Воланда и прокуратора  -  триединое описание одного и того же:  дьявольского искушения отыскать общечеловеческую абстрактную истину  -  и заведомую безысходность такого поиска.

     Вот тут-то Булгаков и поднялся до величайшей диалектики  -  диалектики добра и зла во временном масштабе эпох.

     Но нет ни абстрактного добра, ни абстрактного зла.  Есть борьба добра и зла, которая и приводит к поляризации.  И Мастер, и Воланд  -  художественные образы пределов такой поляризации.  Воланд бессилен бороться с Мастером, потому что бороться с абстрактным добром, с самой идеей добра  -  бессмысленно:  идеи,  как и рукописи, не горят…  И не исчезают бесследно.   


                Б о р и с    Б е р ш а д с к и й

                О  ч  к  и


     Давным – давно случилась  эта удивительная история…
 
     Жил – был на свете король.  Молодой,  красивый,  как и полагается королю,  умный,  добрый и отзывчивый.  И сказочно богатым было его королевство.  Но, пожалуй,  больше  всех богатств ценил король своего придворного оптика  -  маленького,  седого как лунь,  мудрого старика.  Звали его…  Впрочем,  он был иностранцем,  родился не в моей сказке,  имя его звучало поэтому очень сложно.  Я буду называть его просто  Стариком.  Хорошо?

     Когда-то,  еще в молодости,  Старик  совершил потрясающее открытие:  он создал  очки.  Да – да,  очки!  Но их секрет заключался не только в оправе,  хотя и она была  удивительной,  а в стеклах.  Стекла были разноцветными  -  от самых  ярких до самых темных тонов.  Но и это не все!  Оправа прикрывала глаза так искусно,  что человек,  надевший очки  (а снять их он уже не мог),  -  видел окружающее только через волшебные стекла.

     -  Но ведь человек старится, - скажете Вы, -  зрение его портится!
     Да,  Вы правы.  Но слушайте дальше.

     По приказу короля жители моей сказки носили очки с самого раннего детства,  привыкли к ним  -  и просто их не замечали их.  Простите!  -  я забыл рассказать Вам о  самом  поразительном свойстве очков:  они были… невидимы!

     Люди старились.  У них действительно портилось зрение.  И они шли к королевскому оптику  -  к Старику.  Старик лечил людей.  И как!  Он буквально творил чудеса.  Незаметно  подменял он волшебные стекла в оправе  -  и человек,  прозрев,  радостный  -  уходил,  благодаря мудрого Старика и доброго короля, который так заботится о своих подданных.

     Теперь,  когда я приоткрыл Вам свои карты,  я  расскажу,  что случилось дальше.

     Внезапно на королевство напали полчища диких племен.  Может быть,  они вырвались из другой сказки,  где сказочник не смог справиться с ними,  - не знаю.  Они несли с собой огонь и смерть.

     По  призыву короля поднялся народ на защиту королевства.  Долгая была война.  Тяжелая.  Многие люди пали молодыми,  так и не успев состариться.  Живые  -  взрослели.

     Когда-то,  до войны  (это казалось давним – давним воспоминанием),  если небо над страной закрывали тучи,  добрый Старик менял стекла волшебных очков  -  и  все вокруг снова озарялось волшебным светом.

     А  теперь?     От горя и страданий,  от крови,  мчавшейся по земле потоком,  -  плавились и  волшебные  стекла.  И  вытекали,  как слезы.  Ведь очки были невидимы.
                -  2  -

     И  люди,  может быть,  впервые за всю жизнь  по-настоящему увидели окружающее.  Но оно оказалось не прозрачно – чистым,  как обычно,  а багровым  -  ведь не было больше волшебных стекол.

     Но и другое увидели люди  -  увидели,  как прекрасно,  а в новом,  солнечном свете  еще прекраснее  -  созданное их руками.  И  все это запало людям в души…

     Люди загнали варварские племена в их логово  -  злую,  а,  значит,  бесполезную  и  ненужную сказку.  Люди снова стали строить города,  дворцы…  Снова зацвели сады на земле королевства.

     А  Старик  -  исчез:  во время войны некогда было следить за каждым.  Правда,  остался  запас волшебных стекол  -  но оправы…  секрет их создания был безнадежно утерян.    И  когда на молодое сказочное поколение,  выросшее уже после войны,  пытались  надевать очки  с волшебными стеклами из старого запаса,  но в обычной пластмассовой оправе  -  из этого ничего не получалось:  вставленные волшебные стекла делали небо над головой чистым.  Чистое небо!  Ни облачка!  Но из-за оправы  -  снизу,  сверху,  сбоку  -  вставала действительность.  И только очень сосредоточенные люди могли позволить себе ее не замечать.  Контраст был разителен:  молодежь моей сказки увидела сразу две картины  -  волшебную  и  действительную.  Рядом!   И она смогла самостоятельно их сравнивать  -  а это бывает нечасто даже с сказках!  И от контраста у неопытной молодежи начинали болеть глаза.  А ведь глаза  -  зеркало души!  И  молодежь снимала очки…

     Вот какая история случилась в моей сказочной стране.  Я не знаю,  что стало со  Стариком.  Может быть,  молодой,  красивый,  умный,  отзывчивый начинающий королевич из соседней сказки переманил его к себе.  Кто  знает?..

     Но,  если  Старик жив,  если не разбит вдребезги секрет создания  волшебных очков  -  не только стекол,  но и оправ,  закрывающих действительность,  если седой как лунь,  мудрый,  добрый  Старик  снова появится в моей сказке  -  останется лишь горько пожалеть ее обитателей.  Впрочем,  неужели они ничему не научились?.. 
               
                Б о р и с   Б е р ш а д с к и й

                Т е р м о м е т р

     Это был очень точный прибор.  Красивый,  новенький,  блестящий,  как и сотни его собратьев.  Тело его было отградуировано аккуратными четкими делениями,  и он  мог всегда  сказать:  кто,  сколько  и  даже предположить  почему.

     А  сердце его  -  оно было тяжелым,  жидким,  металлическим,  холодным  и  ядовитым.  Короче,  оно было ртутным.  И  термометр старались не давать в руки детям  -  вдруг  разобьют.  Кстати,  хотя термометру это и было очень обидно,  детям  он  был  больше  известен  под кличкой  «градусник».  А попадал он к ним лишь на несколько минут  -  подмышку.  А  уж старшие определяли потом температуру.
               
      Когда на него смотрели,  термометр подмигивал бликами и важно изрекал:  хе-хе-хе!  Он блаженствовал,  ибо был на виду и блестел.  И на него с завистью смотрели все остальные  вещи.  Может,  это была и не зависть,  а что-то другое,  но он сам утверждал,  что это именно зависть. -  Информация снизу, - любил он говаривать,  -  это в наше время все!

                - 3 -

     Однажды во время работы кровь  (то есть,  простите,  ртуть)  прилила  к его голове  -  и в таком  виде он попал в футляр.  Долго читал он непосвященному футляру лекции  по медицине и по организации информации снизу.  Последняя вкратце сводилась к тому,   чтобы залезть поглубже и воспринимать.  И  молчать.  А  когда вытащат на свет божий  -  четко доложить обстановку.  Правда,  теперь его информация была не нужна:  ребенок выздоровел,  а кто станет мерить  температуру здорового?

     Однако,  термометр вконец загордился:
     -  Как захочу,  так и будет.  Захочу  -  покажу,  что больной,  захочу  -  что здоровый!

     Его аккуратно  вынули из футляра и резко встряхнули.  От этой встряски голова его несколько очистилась,  но ненадолго:  термометр твердо решил показать,  наконец,  свою власть.  И он упрямо показывал максимальную из температур,  какую только мог показать:  сорок один градус.

     Когда-то раньше такие проделки сходили:  старая – престарая бабка,  у которой он раньше служил,  перекрестилась бы,  увидав такое,  заохала  и начала бы отпаивать внука лекарствами  и чаем с малиной.  А  термометр мерзко бы хихикал:  хе-хе-хе-хе!

     Но он упустил из виду,  что с бабкой случилось несчастье,  а человек,  в чьи руки он попал,  не столь безоговорочно верил даже информации снизу.  Человек еще раз встряхнул термометр,  упорно решивший сопротивляться,  -  результата  не было.  Отдать  термометр  детям  -  нельзя:  разобьют,  а ртуть ядовита.  А  какой от него еще толк?

     И  термометр  -  блестящий точный прибор,  служивший профессиональным  информатором снизу,  вылетел на свалку.  А  на улице был мороз.  Термометр покрылся инеем и аж съежился.  Но упрямо продолжал показывать свое:  сорок один градус.
 
     Утром кто-то,  вываливая мусор,  зацепил термометр ногой.  Он взвизгнул  -  и лопнул.  Его аккуратная трубочка – указатель съехала в сторону,  шкала перекосилась,  а корпус оказался безнадежно испорчен.  Впрочем,  термометр твердо знал,  что информация снизу должна неминуемо заканчиваться оргвыводами сверху.  Правда,  раньше эти оргвыводы в качестве прегорьких пилюль,  таблеток и вливаний доставались не ему.  Ему достаточно было изречь:  «Болен!»  -  и все.  Ведь он был представителем службы нформации,  а  с этой организацией особенно не поспоришь!

     А теперь он лежал на свалке  -  разбитый,  залитый помоями.  И его последнее профессиональное  -  хе-хе-хе-хе!  -  прозвучало как-то уныло.
                1963 г.

                - 4 -
                Б о р и с    Б е р ш а д с к и й

                К  у  к  л  а


     Ах,  какая прекрасная  это была кукла!  Стройная,  высокая шейка,  гордо посаженная головка,  румянец во всю щеку, узел  светло–русых волос  над чистым лбом.  А  глаза!..  Нет,  только у кукол и бывают такие ясные,  лучистые глаза.  А как она двигалась!  Каждое движение ее было образцом подлинной грации.  А  благородство манер!  -  никогда не позволила бы она себе повернуться к кому-нибудь спиной.  Чего греха таить,  многие куклы  (а ведь я знаю далеко не всех!)  кто втайне,  а кто и явно завидовали ей. Она была создана для сцены!

     Но и куклы не всю жизнь порхают по сцене.  Гаснут юпитеры,  закрывается занавес,  затихает зал.  И  тогда  -  куклу снимают с руки и вешают на гвоздь,  до следующего спектакля.

     Ах,  как мучилась бедная кукла!  Как плакала!  Временами она даже решала покончить с собой  -  но не могла слезть с гвоздя.  Она проклинала руку,  которая уводила ее  с  глаз зрителей.  Кто знает,  может,  они аплодировали  бы еще  и еще…  Ведь это так приятно!

     Но рука была неумолима.  И,  едва уйдя со сцены,  кукла теряла и благородство  движений,  и  грацию,  и кукольное свое достоинство  -  какое достоинство может быть у висящей на гвозде?  Она ненавидела руку,  приносящую ей столько горя,  -  и ждала ее:  так хотелось кукле на сцену!  Ах,  аплодисменты!  -  тогда забываешь все…

     … Если когда-нибудь вам доведется увидеть куклу после спектакля,  уже на гвозде,  услышать,  как снова и снова проклинает она руку  -  не верьте. Рука тут не при чем.  Просто  кукла слишком любит аплодисменты. Потому и не дано ей хоть что-то изменить. Ведь она всего кукла.



                Б о р и с    Б е р ш а д с к и й

                Д р е в н я я    с к а з к а


     В наш суматошный век  совсем забыто древнее и благородное искусство толкователя речей.  А ведь когда-то оно создавало имена…

     Это было давным – давно,  еще китайцы бумаги не изобретали  (отметьте это, я еще вернусь к бумаге  -  ведь именно она сыграла зловещую роль в исчезновении искусства толкователей).  Так вот,  в те незапамятные времена  у людей еще не было бумаги.  Ведь когда человек читает,  уткнувшись в лист лицом,  слушатели не видят лица говорящего.  И  некоторые  (в древности их называли еретиками и старались,  по возможности,  сжигать на кострах)  начинали неосторожно интересоваться:  а существует ли оно вообще,  это лицо?  К счастью,  вопрос этот  оказывался,  как правило,  последним в их  короткой и грустной жизни.  Се ля ви  (такова  жизнь)!

     И,  может быть, именно в те далекие от нас времена наверху впервые возникла мысль:  а подобает ли правителю выступать самому?

     И вот уже правитель просто выходит на помост  (в древности еще не было трибун)  -  и принимает позу.  А рядом,  чуть ниже его,  становится этакий невзрачный человечек и начинает говорить: - Мы решили...
    
     Видели человечка лишь первые ряды  -  туда сажали ближайших родственников.  А  стоящие подальше  -  видели и любовались блеском многочисленных звезд на мундире правителя.  Издали ведь невдомек,  что правитель время от времени  (обычно  -  к  праздникам)  награждал  себя.  Сам.  А простым смертным свойственно судить о других по себе.  И люди восхищались многочисленностью подвигов правителя.

     Когда речь кончалась,  народ с криками  «ура!»  (правда,  в древности кричали не  «ура!»,  а что-то другое,  но смысл  -  тот же),  подхватив правителя на руки,  нес его во  дворец.  А человечек,  растворившись в толпе,  шел во дворец самостоятельно.  И не спешил.  И правитель узнавал о том,  что говорят о нем в народе.

     Но с веками правящая фамилия начала перешептываться:  а так ли велик правитель?  Нет,  они вовсе не хотели терять власть!  Но каждый мечтал сам… А уж если закрался червь сомнения  -  он поползет и в низы…  И вот однажды приполз слух об этом и к правителю.  И поверг его в уныние.  И  задумался правитель.  И толкователь,  на что уж был мудр,  тоже задумался…

     Может быть,  именно тогда было впервые произнесено слово  «Эврика!»  -  была придумана  бумага…

     И правитель уже выходил на площадь сам по себе,  а толкователь  -  сам по себе.  И  они уже не узнавали друг друга.  И правитель произносил речь,  поражавшую мудростью даже приближенных  -  а  уж  они-то хорошо знали

                -  5  -

правителя во внеслужебной обстановке  и,  может быть,  поэтому отвыкли от мудрости…
     Злые языки  (а где их нет?)  говорят,  что именно правители строго засекретили вначале бумагу,  когда она была создана,  а потом  -  и самих толкователей. И они исчезли.  Кажется,  навсегда.
     И в наш суматошный век вконец забыто древнее и благородное искусство толкователей речей.  А ведь когда-то оно создавало имена.
                1963 г.
    

                Б о р и с  Б е р ш а д с к и й

                В е ч е р н я я    с к а з к а


     Тик-так…  Тик-так…  Тик…

     При электричестве сказок не бывает.  Зато при луне…
В голубоватом таинственном лунном свете и окружающее становится таинственным,  знакомое  -  незнакомым.  За окном мороз.  Стекла переливаются мерцающими узорами…

     Что, если бы у каждого исполнилось его самое заветное желание?  У кого-то появилась бы дача,  у кого-то  -  машина.  Но таким не место в сказке.  При луне такие храпят.  И мешают сказочникам.

     Ты должен вырасти другим.  Поэтому  слушай. Когда-то жили на земле волшебники.  Они умели оживлять сказанные слова и показывать их людям. Скажет человек доброе слово  -  и добрый путник пойдет от него по земле.  Веселый, приветливый, уважительный.  Слушают его люди, радуются, добру учатся, в каждый дом зовут.

     А злое слово скажет человек  -  лютый пес по земле кинется.  Или злой гад поползет.  Кусается, слюной брызжет,  или,  еще хуже, исподтишка ужалит  -  и кровь человеческую сосет.  Только рану такую простым глазом не увидишь и укус отравленный не сразу различишь.  А не заживает годами…  Страшная и ядовитая это тварь  -  злое слово!

     Ты вырастешь хорошим, добрым, умным.  И все же, когда лунный свет зальет землю и стекла засверкают сказочными узорами  -  подумай, что и как сказал ты людям.  Добрые ли путники идут от тебя по земле?

     Вспомни и моих волшебников.  И хорошенько подумай.
                1962 г. 

                - 6
                Б о р и с   Б е р ш а д с к и й

                Сказка о фитиле - короткая и грустная.


     Фитиль  укрепили  в  плошке  с  маслом.  И  подожгли.  Светлее  стало!  Люди  смотрели на огонь. Лица  их  светлели. Они улыбались. Мотыльки тоже  весело летели на огонь  -  и  обжигали  крылышки… Фитиль  светился  сам  и  освещал все вокруг. Жизнь была  прекрасна!

     …Но скоро фитиль заметил,  что  не  все  ему улыбаются.  А  так хотелось,  чтобы  улыбались  все!..

     И,  чтобы  угодить  всем,  он,  светоч,  скачком  возвысился  над  надоевшей  и  мешавшей   его  сиянию  плошкой  -  и  перестал  доставать  до  масла.

     На  этом  и  кончается  сказка.   Вместо  желанного  сияния  над  фитилем  возник  густой столб отвратительной черной копоти,  а  скоро  фитиль  и  вовсе погас  -  выгорели  остатки питавшего его масла.
               
                1988 - 2005 г.г.



         


Рецензии
Борис! Мы были и остаемся твоими друзьями. Но категорически не согласны с твоим мнением о Булгакове, как «одном из тончайших ювелиров слова», «поднявшемся до величайшей диалектики - диалектики добра и зла во временном масштабе эпох».
Недаром, по указанию Путина, фантастически-мистическую галиматью «Мастер и Маргарита» выжившего из ума злобствующего антисоветчика-наркомана, накрапывавшего ее в течение многих лет во время очередных наркотических галлюцинаций, включили в число изучаемых старшеклассниками обуржуазившейся эрэфии». Сочинители школьного учебник по литературе (О.Н. Михайлов и др. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Ч. 2. Под редакцией В. П. Журавлева (Москва, «Русское слово» 2017 г.) в примитивной пошлой бессмысленной булгаковской серятине разглядели и «искрометный фельетонный слог» «при изображении «красной Москвы», и как «автор утрирует язык «совкового» обывателя почти в «зощенковском» ключе и пародирует его в развязной и хамской речи», и «роман в романе»… высокий, строгий реализм,» (??? – это про мистических библейских дьявола – «Воланда», Иисуса Христа – «Иешуа» и сбежавшую от мужа таскаться за любовником-«мессией» полусумасшедшую Марию Магдалину – «прекрасную Маргариту») «выверенный в мельчайших деталях и подробностях», и «глобальную мысль о человеке на этой земле, о добре и зле», и «сострадание душе человеческой, приведшее к резкому распределению света и тени, почти истребившему благодушный юмор», и «характерный эпизод, сообщенный автору этих строк «третьей» музой писателя Е. С. Булгаковой», и «новаторство романа», и «скрупулезную историческую достоверность», и «классицизм», и «продуманную сложность» «архитектоники романа», и «три основных мира», которым «соответствуют триады героев, объединенных «функциональным подобием», а в ряде случаев и портретным сходством» (таких триад насчитали четыре, причем «четвертая – это животные, в большей или меньшей степени наделенные человеческими чертами»), и, наконец, «единственное и уникальное положение в романе», которое «занимает Маргарита, символ любви, милосердия и вечной женственности» (стр.56-58). Школьникам внушают, что отношения многоженца-наркомана - «ценителя женской красоты», любившего «ухоженные руки, пьянящий аромат французских духов, элегантность» Булгакова со своими замужними любовницами – это образец любви и святости. Реальный далеко не святой Булгаков заставил первую жену делать аборт, во время одной из «ломок» в ярости бросил в нее горящий примус, вынудив ее сделать второй аборт, предложил жене жить «втроем» с новой любовницей – замужней; женился на этой любовнице, вместе с бывшей первой женой и со второй жил в одной квартире; в третий раз женился на «музе», которая уже имела детей и также стала трижды замужней. Эта далеко не «третья муза» сама рассказывала А. Б. Стефановичу – бывшему мужу многомужней певицы Пугачевой: «Она увидела за столом множество прелестных женщин. Как потом выяснилось, все они были любовницами Булгакова. Он сказал: - Уважаемые дамы, хочу вам представить. Это моя Лена. После чего все дамы сразу испарились из его жизни». Также в разговорах со Стефановичем «муза» «дала понять, что с нее списана не только Маргарита, но и кот Бегемот»).
Сочинители учебника ненавязчиво подводят школьников к вере в непогрешимость библейского божества Иисуса, рассказывая сказки о «той духовной высоте, какой достигает у Булгакова лишь Иешуа», «как действует его разрывающий пелену ум», как «обреченный на мучительную смерть Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям» (стр.59). Какой «великий пример всем людям» подал библейский Иисус Христос, если он рассказывал «притчи» о хороших и плохих рабах, если его «ученик» «святой апостол Павел» писал в Посл. Павл.2:9: «Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить»? В Библии в Матф.10:34-37 «подающий великий пример всем людям» Иисус учит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ея… И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», в Матф.12:46-49 плюнувший на своих мать и братьев эгоист подтверждает сказанное: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот, Матерь твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою своею на учеников Своих, сказал: вот Матерь Моя и братья Мои», О какой внушаемой школьникам «духовной красоте» Иисуса можно говорить, если он, чтобы с помпой въехать в Иерусалим, послал своих учеников украсть осла с осленком, вместо того, чтобы «сотворить» их своим «божественным Словом», ведь его папаша Саваоф «словом» за 6 дней сотворил целый мир, когда ему надоело вечно носиться в пустоте Вселенной? Библейский Иисус, говоривший в Откров. Иоанн.22:16 «Я есмь корень и потомок Давида», даже не осудил этого своего предка («святого» у богословов) за его жестокости. По Библии Давид «делал угодное в очах Господних»: в 1-й Царств 27:8-9,11 «И выходил Давид с людьми своими и нападал на Гессурян и Гирзеян и Амаликитян, которые издавна населяли эту страну до Сура и даже до земли Египетской. И опустошал Давид ту страну и не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины, и забирал овец и волов, и ослов и верблюдов и одежду… И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины… говоря: они могут донести на нас и сказать: так поступил Давид, и таков образ действий его во все время пребывания в стране Филистимлян»; во 2-й Царств 5:8 «И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых…»; во 2-й Царств 8:1-2 «…Давид поразил Филистимлян и смирил их… И поразил Моавитян и смирил их веревкою, положив их на землю; и отмерив две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых. И сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань»; во 2-й Царств 12:29-31 «Давид …пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее… А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железныя молотилки, под железныя топоры, и бросил их в обжигательныя печи… Так он поступил со всеми городами Аммонитскими».
Пышущие злобой на все Советское сочинители внушают школьникам: «Роман «Мастер и Маргарита» - вершина русской прозы XX столетия, апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака, отточенная, разящая сатира на весь советский строй – тот «корабль дураков», которым издали правит сатана… и одновременно эпическая поэма о неправедном суде Пилата и земном подвиге Иешуа» (стр.60). «Вершину русской прозы» и «разящую сатиру на весь советский строй» сочинители с «корабля дураков» разглядели лишь в своем примитивном воображении, со своей кочки болота буржуазной эрэфии. Рассуждая о «неправедном суде Пилата», сочинители выдают, что они не читали Библию, в которой описывается, как Пилат говорил о невиновности «мессии» и даже (в Матф.25:17) спрашивал у еврейского народа, желавшего смерти «спасителя» Иисуса, не захочет ли тот распять вместо него разбойника Варавву. «Идеальной любви» в романе днем с огнем не сыщет любой, кто осилит чтение серятины до конца, кроме пошлятины и постельной интрижки с замужней любительницей острых ощущений, высоких чувств не наблюдается.
Валентин и Виктор Лексины

Валентин Лексин   04.06.2020 12:57     Заявить о нарушении
Валентин!
Спасибо за твою рецензию на мою статью "О романе "Мастер и Маргарита".
Но фактически твоя рецензия сводится к первым двум ее строкам: "Мы категорически не согласны с твоим мнением о Булгакове, как "об одном из величайших ювелиров слова, поднявшемся до величайшей диалектики - диалектики добра и зла во временном масштабе эпох". За эти свои слова я отвечаю, т.к. именно так и считаю Булгаков - общепризнанный мировым классик, нравится тебе это или нет.
Но дальше ты фактически рецензируешь учебник по литературе для 11 класса, который, согласись, к моей статье отношения вообще не имеет. В рецензии на учебник ты путаешь личную жизнь Булгакова с героями его романа, что, согласись, тоже неправомерно.
Кстати, Булгаков никогда не отождествлял Маргариту с Марией Магдалиной.
Поэтому всему отвечать за трактовки и оценки романа "Мастер и Маргарита" авторами учебника литературы я не могу. Жму руку. = Борис =

Борис Бершадский 100   04.06.2020 20:05   Заявить о нарушении
Борис! Ты всегда отличался хорошим логическим мышлением. Подумай, ты пишешь: «…учебник по литературе для 11 класса, который, согласись, к моей статье отношения вообще не имеет». Но ведь примеры из анализа учебника характеризуют не тебя, а именно Булгакова и серость, примитивность его произведения. И привел я их тебе именно для того, чтобы ты сравнил их с твоей характеристикой Булгакова: «один из величайших ювелиров слова, поднявшийся до величайшей диалектики - диалектики добра и зла во временном масштабе». Неужели ты видишь «диалектику добра и зла во временном масштабе» в примитивных злостных пасквилях на советскую власть типа «Собачье сердце» или «Мастер и Маргарита»? Неужели тебе, советскому офицеру безразличны слова антисоветчика Булгакова «Мои симпатии были всецело на стороне белых, на отступление которых я смотрел с ужасом и недоумением» или «…наша несчастная родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция»…»?
Насчет твоей уверенности, что «Булгаков - общепризнанный мировой классик», скажу: да, так считает определенная публика из интеллигентщины, особенно, зарубежная или эмигрировавшая из СССР. ЦРУ, раскручивавшее за их антисоветскую пачкотню окололитературных трутней типа Солженицына или не закончившего 8 классов Бродского, довело их до получения Нобелевской премии (недоучку Бродского пристроили «приглашенным поэтом» на профессорской должности читать лекции студентам Мичиганского университета США, в течение 24-х лет «профессором» преподавать историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха в шести американских и британских университетах, в т.ч. в Колумбийском и Нью-Йоркском, присвоили ему полудюжину званий члена литературных академий и почетного доктора различных университетов). Ну и что с того? Они тоже – классики?
«Великий» писатель Солженицын демонстрировал богатство и разнообразие форм своей грамматической дремучести, лагерно-блатную лексику «опер», «падло», «качать права», «стучать», «попки», «шмон», «загнуть», «вкалывать», «пригребаться», ухитрялся русские имена писать в странном обличье Вячислав, Керилл, Керюха… Эрудит, щеголяя своими географическими познаниями от немецкого города Вормдитт до знаменитого Халхин-Гола и Маньчжурии, писал неправильно «Вормдит», «Халхингол» и «Манчжурия». Названия столиц советских союзных республик не мог ни написать, ни употребить верно: «юристы Алмы-Аты», «Кишенев». Малограмотно писал «приуменьшать», «гуттаперчивые куклы», «на мелководьи», «заподозреть», «мы у них в презренья», «женщина в шелковом платьи», «рассказ об одном воскресенья», «вещи бросаются в тут же стоящию бочку», «Маркелов стал не много, не мало председателем месткома», «в многолюдья», «в восьмистишьи», «в Поволжья», «в Заполярья»… Удваивает согласные: «Кессарийский», «Тарусса», «Тартусский», «нивеллировать», «баллюстрада», «асс», «каррикатура», «аннальное отверстие», «аггломерат», «муссаватист», «восспоминания», «латанный воротник», «подписси»…
«Бродский, кропал: «Рука, где я держу теперь полбанки, сжимала ей сквозь платье буфера. И прочее. В углу на оттоманке. Такое впечатленье, что вчера …И я возьму еще бутылку белой.», «В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад, и, крылышкуя скорописью ляжек, красавица, с которою не ляжешь, одним прыжком выпархивает в сад», «Брюзжа, я брюзжу как тот, кому застать повезло уходящий во тьму мир, где, делая зло, мы знали еще - кому», «Ты, в коричневом пальто, я, исчадье распродаж. Ты - никто, и я - никто. Вместе мы - почти пейзаж ...Нам цена - базарный грош! Козырная двойка треф! Я умру, и ты умрешь. В нас течет одна пся крев».
Я читал малохудожественное «творчество» представителей модного в среде интеллигентствующих мещан (все ищущих глубокий смысл в сочинительствах не желающих идти в ногу со своим народом антисоветчиков Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Булгакова, Бродского…, любителя зэковской тематики лжеца Солженицына; с такой же многозначительностью «знатоки» «модернистской», «абстрактной», «современной» и прочей подобной «живописи» рассматривают развешанные на стенах музеев примитивные поделки типа «Черный квадрат» Малевича и тщатся разглядеть в них некий «скрытый смысл») «искусства для искусства», застывшего на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства. Это «творчество» ничего не дает народу, далеко от него, вредно для воспитания молодежи. Не понимаю твоего восторга от «Мастер и Маргарита». Я с трудом дочитал эту маловразумительную пошлятину до конца. Уверяю, любой читатель, заранее не накачанный «модой на классика», не вытерпит и десятой доли текста этой серятины.
В письме по электронной почте ты написал, что Булгакова «высоко ценил Сталин». Сталину понравилось лишь одно произведение Булгакова – «Дни Турбиных», но при этом он выразился о нем: «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш».
Насчет твоего утверждения: «Булгаков никогда не отождествлял Маргариту с Марией Магдалиной», скажу только, что в отличие от тебя, наша так называемая «интеллигенция» (та недоучившаяся социальным наукам часть интеллигенции, которая - интеллигентщина) не сомневается, что под именами «Мастера» и «Маргариты» конечно скрывался сам Михаил Афанасьевич и его любимая муза Елена Сергеевна. Да и сама «муза» (я писал в первом комментарии) в разговорах со Стефановичем «дала понять, что с нее списана не только Маргарита, но и кот Бегемот»).
Валентин

Валентин Лексин   05.06.2020 16:27   Заявить о нарушении
Еще насчет твоего утверждения: «Булгаков никогда не отождествлял Маргариту с Марией Магдалиной».
Сошлюсь на: Сахаров В.И., М.А. «Булгаков в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей», М., Русское слово, 2002.
В учебном пособии пишется, что Маргарита «приходит к Мастеру, Воланду, а затем и к Ешуа… И поскольку роман разворачивается как Евангелие, истоки образа Маргариты стоит искать там же – в Священном писании… духовное возрождение грешницы… Главная же фигура здесь – евангельская Мария Магдалина… избавление от земных грехов… которым… подвергается Маргарита в романе Булгакова – это путь Марии Магдалины. Булгаковская героиня – образ собирательный…».

Валентин Лексин   05.06.2020 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.