Вспоминая Преподобного Феодосия Печерского
во 2-ю неделю Великого поста, а также 16 мая в день его кончины
и 27 августа в день перенесения его святых мощей.
Феодосий Печерский – родился в 1036 году в городе Васильевске близ Киева.
Умер он в 1074 году в Киево-Печерской лавре.
Детство и юность он провёл в Курске, где отец его служил княжеским управителем.
Феодосий получил прекрасное образование.
В 1055 – 1056 прибыл в Киев и постригся в монахи.
С 1057 – монах Киево-Печерского монастыря.
С 1062 года – известный суровым аскетизмом, Феодосий стал игуменом
Киево-Печерского монастыря, где ввёл первый на Руси общежительный устав,
заимствованный из Константинополя и отличающийся строгостью
монашеского поведения, впоследствии принятый всеми русскими монастырями.
Феодосий известен рядом поучений и посланий с проповедью основ
христианской морали, борьбой с влиянием польских «латынян»,
выступлением против княжеских междоусобиц.
ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, общих житий начальник (скончался мирно 16.05.1074),
ученик прп. Антония, основатель уставной монастырской жизни на Руси, —
третий святой (после Бориса и Глеба), канонизированный Русской Церковью,
и первый её преподобный.
Он был руками Антония и сердцем устрояемой Киево-Печерской обители.
Неутомимый труженик, образованный иерей, сильный молитвенник, строгий аскет,
великолепный организатор и твёрдый руководитель — он претворял в видимые образы
и формы молитвенное служение своего старца, создавая кельи, храмы, монастыри,
богадельни, мастерские.
…После смерти Преподобного Антония Печерского святой Феодосий стал игуменом
Печерского монастыря, где ввёл новые порядки в соответствии с уставом
Константинопольского Студийского монастыря.
По примеру восточных подвижников постоянно обращался к братии с различными
наставлениями и поучениями, которые сложились в целую систему монашеской морали.
Согласно этой системе, монах должен полностью отречься от мира, стяжания,
быть воздержанным, смиренным, терпеливым, строго соблюдать посты,
быть готовым к ежеминутному покаянию.
Призывал иноков бороться с дурными помыслами, любить и уважать друг друга,
оказывать всяческую помощь бедным, убогим и бездомным.
В жизни Феодосия Печерского и его проповедях в наиболее яркой форме
воплотился русский христианский идеал эпохи Киевской Руси,
согласно которому Бог любит тех, кто принимает на себя добровольный крест
мученичества, лишений, страданий. И наоборот, тот, кто живёт сытной
и благополучной жизнью, угождает дьяволу.
В миру невозможно спастись. Единственный путь спасения — это монастырь,
молитвы праведников за грешников.
Канонизирован Русской Православной Церковью в 1108.
А вот, 10 самых интересных фактов из биографии прп. Феодосия Печерского:
Мы частенько ходим в пещеры Киево-Печерской Лавры попросить молитв
преподобных отцов Печерских и поклониться их мощам.
Однако мало кто из нас держал в руках Киево-Печерский патерик.
Не говоря о том, что часто наше почитание Печерских преподобных
связано вовсе не с глубокими знаниями их житий и подвигов,
а все больше – с личным примером благочестивых мирян или монахов.
Вот признаемся себе, когда мы в последний раз читали Житие преподобного
Феодосия Печерского? Да и вообще – читали ли? И много ли мы знаем о нём?
А ведь Преподобного Феодосия почитают как святого православные всего мира
905 лет!
...Маленький Феодосий обществу мальчишек предпочитал службу в храме
и упорно не хотел носить красивые «одёжки».
Ещё, будучи мальчишкой, преподобный Феодосий каждый день спешил в церковь,
интересовался службой и вовсе не интересовался детскими играми и общением
с малолетними сверстниками.
Более того, не смотря на уговоры родителей одеться почище и пойти поиграть
с детьми, носил ветхую одежду, словно нищий какой, и просился у родителей
не «мамочка, ну, можно ещё 5 минуток погулять!», а в таком духе:
«мамочка, отдайте меня учиться божественным книгам!»…
Даже когда он подрос, продолжал упорно носить лохмотья.
А все подаренные вещи раздавала нищим.
В то же время Феодосий пошёл как-то к кузнецу, попрося его сковать
железную цепь, и стал ходить, опоясавшись этой цепью.
И он так сильно стягивал себе поясницу, что железо врезалось в тело его,
но он ходил так, будто бы ничто ему не мешало.
Даже когда он стал игуменом Киево-Печерского монастыря,
продолжал носить ветхие одежды.
И когда кто-нибудь, не знающий отца Феодосия, видел его в такой одежде,
то не мог и подумать, что это и есть тот самый блаженный игумен,
а принимал его за повара.
Так вот, когда однажды он шёл к строителям, возводившим церковь, его
встретила нищая вдова, обиженная судьей, и не узнав его, она обратилась
к самому блаженному: «Черноризец, скажи мне, дома ли игумен ваш?»
В отрочестве Феодосий, видя, что в церкви некому печь просфоры,
из-за это редко бывали причастия, сам взялся печь просфоры.
Более того, он покупал зерно, сам же молол муку и пёк просфоры.
Затем продавал их, а вырученные деньги раздавал нищим.
Так и пёк он просфоры лет двенадцать. А все отроки-сверстники издевались над ним
и смеялись. Но Феодосий все упреки принимал с радостью, молчанием и смирением.
Когда Феодосию было 13 лет, после кончины своего отца, он стал выходить работать
в поле с простым людом, что просто приводило в ярость его маменьку, мол:
«своим видом он себя срамит и семью свою позорит».
Но Феодосий не слушал её, и не раз, придя в ярость и гнев,
маменька избивала сына, поскольку была сильна, как мужчина.
Судя по житию, она была «телом крепка и сильна, яко и муж:
даже если, кто не видя её, слышал, как она разговаривает,
то уверен был в том, что это голос дюжего мужика, но никак не женщины.
Так что мать Феодосия была вовсе не «нежной» матерью…
Позднее у Феодосия появилась ещё одна «неприличная», как считала его мать,
черта. Его стало тянуть в паломничество по святым местам.
Так, однажды Феодосий, втайне от всех, вышел из своего дома,
не взяв с собой ничего, кроме одежды, что была на нём, и прильнул
к паломникам.
Мать Феодосия снова пришла в ярость и отправилась за ним в погоню.
Когда же после долгого преследования маменька настигла его, то схватила
и в гневе вцепилась ему в волосы, она пинала его ногами и вернула домой
связанного по рукам и ногам, точно разбойника.
А придя домой, сковала ноги сыну и велела ходить в оковах,
опасаясь, как бы он снова не убежал от неё.
Только когда Феодосий пообещал матери, что не покинет её,
она сняла с его ног оковы. Но и это не всё. Дальше – больше.
Когда Феодосий нёс послушание в Киево-Печерском монастыре,
мать его снова разыскала и пришла к прп. Антонию Печерскому:
«Прошу тебя, отец, поведай мне, не здесь ли мой сын?
Очень я горюю о нём, не зная, жив ли он!».
Простодушный старец, не догадавшись, что она хитрит, отвечал:
«Здесь твой сын, и не плачь о нём, ибо он жив».
Старец же ей отвечал далее: «Если хочешь повидаться с ним,
то иди сейчас домой, а я пойду и уговорю его, ибо он не хочет никого видеть.
Ты наутро придёшь и повидаешься с ним».
Она послушалась и ушла, надеясь, что завтра увидит сына.
Наутро женщина снова пришла, и старец долго уговаривал Феодосия
выйти и повидаться с матерью.
Но он так и не вышел. Тогда она обвинила прп. Антония:
«Похитил ты сына моего, в пещере скрыл, не хочешь мне показать его;
приведи мне, старче, сына моего, чтобы я смогла повидаться с ним.
Не могу я жить, пока не увижу его! Покажи мне сына моего, а не то умру
страшной смертью, сама себя погублю перед дверями вашей пещеры,
если только не покажешь мне сына!»
Увидев, наконец, своего сына, она стала рыдать и уговаривать,
мол: «не могу жить без тебя, вернись домой».
На что Феодосий ответил: «Если хочешь видеть меня каждый день,
то оставайся в нашем городе и постригись в одном из женских монастырей.
И тогда будешь приходить сюда, и видеться со мной по праздникам.
Если же не сделаешь так, то — истинно слово моё — не увидишь больше лица моего».
И Феодосий стал молиться Богу о спасении своей матери…
И вот однажды пришла мать к Феодосию и сказала:
«Чадо, исполню всё, что ты мне велишь, и не вернусь больше в город свой,
а, как Бог повелел, пойду в женский монастырь и, постригшись, проведу
в нём остаток дней своих…».
Так, мать подвизалась в Никольском монастыре…
Будучи настоятелем, прп. Феодосий почти никогда не спал – молился,
а каждый вечер контролировал, чем занимается братия в своих кельях.
Всегда после мясопуста святой отец Феодосий уходил в пещеру,
где и было потом погребён, затворялся вплоть до вербной недели.
А каждый раз после вечернего пения он садился, чтобы подремать,
ибо никогда не ложился, а если хотел поспать, то садился на стульчике
и, подремав так немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение.
И еще прп. Феодосий каждую ночь обходил все монашеские кельи,
желая узнать, как проводят монахи время.
Если услышит, как кто-то молится, то и сам остановится рядом,
а если, напротив, услышит, что кто-либо беседует, собравшись вдвоём
или втроём в келье, то тогда стукнет к ним в дверь,
дав знать о своём приходе, и отойдёт.
А наутро, призвав их к себе, не начинал тут же обличать, а заводил разговор
издали, с притчами и намёками, чтобы увидеть, какова же их приверженность
к Богу.
Если брат бывал, чист сердцем, то преподобный падал ниц и просил прощения.
Или же наставлял его по надобности.
Преподобный выступал за необходимость духовного контроля Церкви
над светской властью.
Феодосий активно участвовал в политических событиях, развернувшихся
в 60–70-е гг. XIв. в Киевской Руси – в борьбе сыновей Ярослава Мудрого
за великокняжеский престол.
В 1073 г. Феодосий Печерский резко осудил изгнание из Киева
князя Изяслава Ярославича. Печерский игумен вообще выступал
за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью.
В Житии читаем: «Был в то время раздор — по наущению лукавого врага —
среди трёх князей, братьев по крови: двое из них пошли войной на третьего,
старшего своего брата, христолюбца и поистине боголюбца Изяслава.
И был изгнан он из своего стольного города, а они, придя в город тот,
послали за блаженным отцом нашим Феодосием, приглашая его прийти к ним
на обед и присоединиться к неправедному их союзу.
Но тот преподобный, исполнен духа святого, видя, что несправедливо
изгнание христолюбца, ответил посланному, что не пойдёт на пир Вельзевулов
и не прикоснется к тем яствам, исполненным кровию и убийством.
И много ещё, осуждая их, говорил и, отпуская посланного, наказал ему:
«Передай всё это пославшим тебя». Они же, хотя и не посмели прогневаться
за такие слова на Феодосия, видя, что правду сказал человек божий,
но и не послушали его, а двинулись на брата своего, чтобы изгнать его
из удела того, и затем вернулись назад.
Один из них сел на престоле отца и брата своего,
а другой отправился в свой удел.
Тогда же отец наш Феодосий, исполнившись духа святого, стал обличать князя
в том, что неправедно он поступил и не по закону сел на престоле том,
изгнав старшего брата своего, бывшего ему вместо отца.
И так обличал его, то письма ему посылая, а то осуждал беззаконное изгнание
брата перед приходившими к нему вельможами и велел им передать его слова князю.
А после написал ему большое письмо, грозя ему такими словами:
«Голос крови брата твоего взывает к богу, как крови Авелевой на Каина!»
И, приведя в пример многих других древних притеснителей, братоненавистников,
убийц и в притчах поступок его изобличив, описал всё это и послал.
Когда же прочёл князь это послание, то пришёл в ярость и, словно лев,
рыкнув на праведного, швырнул письмо его на землю.
И тогда облетела всех весть, что грозит блаженному заточение.
Братия же в великой печали умоляла блаженного отступиться
и прекратить обличения князя.
И многие бояре, приходя, говорили о княжеском гневе и умоляли
не противиться ему. «Он ведь, — говорили, — хочет заточить тебя».
Услышав, что говорят о его заточении, воспрянул духом блаженный и сказал им:
«Это очень радует меня, братья, ибо ничто мне не мило в этой жизни:
разве тревожит меня, что лишусь я благоденствия или богатства?
Или опечалит меня разлука с детьми и утрата сёл моих?
Ничего из этого не принёс я, с собой в мир сей: нагими рождаемся,
так подобает нам нагими же, и уйти из мира сего. Поэтому готов я на смерть».
И с тех пор по-прежнему обличал братоненавидение князя,
всей душой желая быть заточенным.
…Блаженный отец наш Феодосий после многих просьб братии своей и вельмож,
а особенно видя, что ничего не достиг обличением своим, оставил князя в покое,
и с тех пор уже больше не укорял его, решив про себя, что лучше будет умолять
его, чтобы возвратил своего брата в принадлежавшую тому область».
Прп. Феодосий составляет устав Печерского монастыря:
Прп. Феодосий первый ввёл на Руси общежительный устав, заимствованный
из Константинополя и отличающийся строгостью монашеского поведения,
впоследствии принятый всеми древнерусскими монастырями.
Так, при игуменстве преподобного Феодосия в 1060-1062 гг.
над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь,
куда и братия перешла из пещер. Численность её составляла около 100 человек.
Необходим был устав, регулирующий жизнь Печерского монастыря.
Поэтому преподобный Феодосий послал одного из иноков в Константинополь
к скопцу Ефрему, чтобы тот переписал Студийский устав и принёс его в Киев.
В это же время в Киев прибыл митрополит Георгий, и с ним — один из иноков
Студийского монастыря Михаил, сопровождавший его и передавший монастырю
монашеский устав.
На основании этих двух вариантов и был создан устав Печерского монастыря.
Феодосий также известен рядом поучений и посланий с проповедью
основ христианской морали, борьбой с влиянием польских «латынян».
Авторство прп. Феодосия Печерского считается установленным для посланий
к князю Изяславу Ярославичу, Восемь слов и поучений монахам и молитвы
«За вся крестьяны».
Преподобный Феодосий начал строительство «небеси подобной» Успенской церкви.
Из жития преподобного узнаём: «Тогда же отец наш Феодосии,
исполненный духа святого, задумал по благодати Божьей
переселиться на новое место и, с помощью Святого Духа,
создать большую каменную церковь во имя Богородицы и Приснодевы Марии.
Старая же церковь была деревянной и не могла вместить всей братии.
Собралось множество людей на закладку церкви, и одни указывали одно место,
где построить её, другие — другое, и не было места лучше, чем на находящемся
вблизи княжеском поле.
И вот, по воле Божьей, проезжал мимо благой князь Святослав и,
увидев множество народа, спросил, что здесь происходит?
А когда узнал, то повернул коня и подъехал к ним и словно Богом подвигнут,
показал им на то самое место на своём поле, веля здесь и построить церковь.
И тут же, после молитвы, сам первый начал копать.
И сам блаженный Феодосии каждый день трудился с братией, строя здание это.
Но, однако, не закончил его при жизни, а после смерти его, при игуменстве
Стефана, с Божьей помощью по молитвам отца нашего Феодосия, закончено было
дело и построено здание.
Переселилась туда братия, а на прежнем месте осталось их немного, и с ними —
священник и дьякон, так что всякий день и здесь совершалась святая Литургия».
Святой отличался необычайным смирением, а ещё – всегда трудился.
Славился ещё при жизни отец Феодосий необычайным смирением и разумом,
и покорностью, и чудотворениями, все дни трудясь. Часто, будучи игуменом,
он ходил в пекарню — помогал пекарям месить тесто или выпекать хлебы.
Он ведь был, как сказано прежде, телом крепок и силен. А страждущих всех
наставлял, укреплял и утешал, чтобы не знали усталости в своих делах, —
читаем в житии.
Однажды, когда готовились к Богородичному празднику, не хватило воды,
а келарем был тогда прежде упомянутый Фёдор, который многое рассказал мне
о преславном этом муже. И вот пошёл тот Федор и сказал блаженному отцу
нашему Феодосию, что некому наносить воды. А тот блаженный поспешно встал
и начал носить из колодца воду.
И вот увидел его носящим воду один из братии и поспешил поведать об этом
нескольким монахам, и те, с готовностью прибежав, наносили воды с избытком.
А в другой раз не оказалось дров для приготовления пищи, и келарь Фёдор,
придя к блаженному Феодосию, попросил его:
«Прикажи, чтобы кто-либо из свободных монахов пошёл
и приготовил бы дров сколько нужно».
Блаженный же ответил ему: «Я свободен, я и пойду».
Затем повелел он братии идти на трапезу, ибо настал час обеда,
а сам, взяв топор, начал колоть дрова.
И вот, пообедав, вышли монахи и увидели, что преподобный их игумен колет дрова,
и так трудится. И взял каждый по топору, и потом столько они накололи дров,
что хватило их на много дней».
Ещё отличался он необыкновенной кротостью и называл себя недостойнейшим
из недостойных, служа всем и являясь для всех примером.
А на работу он выходил прежде всех, и в церковь являлся раньше других,
и последним из неё выходил.
«Сидит, бывало, великий Никон и пишет, а блаженный, присев краю,
прядёт нити для переплетения книжного.
Вот, каковы были: смирение этого мужа и простота его.
И никто никогда не видел, чтобы он прилёг или чтобы водой омыл своё тело —
разве только руки и мыл», — пишет Нестор в Житии прп. Феодосия.
Да и это не всё.
Удивительно, но в течение двух лет он в собственной кельи ходил за братом
Исааком, так «ослабевшим телом и душой, что тот не мог ни повернуться
на постели, ни встать, ни сесть, а от его испражнений черви развелись у него
на боках».
Преподобный ходил за ним с материнской нежностью, омывал его, одевал,
постепенно учил его снова ходить и есть, как ребёнка…
Феодосий Печерский – первый преподобный на Руси.
Прп. Феодосий Печерский – третий святой (после Бориса и Глеба),
канонизированный Русской Церковью в 1108 году, и первый преподобный.
Первым погребли в Дальних пещерах именно прп. Феодосия (в 1074 году).
«Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерскаго»
было написано Нестором Летописцем.
* Х *
http://www.stihi.ru/2012/08/27/7220
«Светильниче Небесный»
* Х *
http://www.stihi.ru/2012/08/27/7300
«Отведи меня, старче, к пещере!»
Свидетельство о публикации №116031511408
Познавательно и поучительно!
Сейчас читаю "Второй Иерусалим" (Печерский патерик в стихах) Игнатьевой Ольги Анатольевны.
Людмила Новокиевская 19.05.2020 10:01 Заявить о нарушении