Трагедия в московском небе

                Трагедия в Московском небе

   В 1972 году, окончив педагогический  институт, имея за плечами пятилетний стаж работы в средней школе, меня приняли на постоянную работу преподавателем в ДСТ (Дмитровский строительный техникум). Будучи на 5 курсе института, я уже год отработал по совместительству в техникуме. В те годы техникум начал новую жизнь. Его взяло под крыло министерство автомобильной промышленности. Были построены новые корпуса, учебный на 1000 учащихся, производственный, оборудованные мастерские, для прохождения практики, общежитие на 300 мест, открыли новые специальности, построили   жилой  дом  для преподавателей. В 1976 г.
Я с женой и сыном въехали в двух комнатную квартиру, в которой до сих пор проживаю.
 Придя, молодым 30 летним педагогом, тогда вместе со мной пришло ещё несколько молодых преподавателей, я познакомился со старейшими преподавателями этого учебного заведения. Мой предмет черчение и рисование.
Преподавателей черчения было 6, так как группа делилась пополам по 15 человек в подгруппе. В техникуме открыли новый факультет архитектурный, где был предмет не только черчение, но  рисование и живопись.
Для меня как раз это подходило, так как я закончил два художественных заведения. Мы принимали вступительные  экзамены по рисунку и живописи. Моими коллегами были Павел Михайлович Машенкин, член Союза художников СССР Пришли молодые архитекторы Виктор Волков и Виктор Томилин и ещё был пожилой преподаватель по электротехнике  Сергей Яковлевич Жаров, который был тоже художником и скульптором.
  Это произошло  80 лет тому назад  18 мая  1935 года.
И вот как-то раз, в приватной беседе Сергей Яковлевич Жаров  рассказал мне историю, случившуюся у него на работе в 1935 г
Он работал тогда по обслуживанию электрооборудования на самолётах. В то время в СССР был построен самолёт  Гигант, которому прочили великое будущее: он должен был возглавлять агитационную эскадрилью. История его зарождения типична для того бурного времени. Когда в 1932 году отмечалось 40- летие литературной  и  общественной деятельности писателя А. М. Горького, родилась идея создать авиационную, агитационную Эскадрилью под названием
« Максим Горький», и возглавить её должен был гигант-аэроплан. В стране организовали общественный сбор средств и за короткий срок на специальный счёт в государственную казну поступило 6 миллионов рублей. Над созданием гиганта трудился коллектив, возглавляемый  А. Н. Туполевым.
Для нового самолёта в качестве базовой модели выбрали бомбардировщик ТБ- 4. Конструкторы увеличили размеры самолёта, добавили ему двигателей, и получился вместительный пассажирский самолёт.  Длина его
фюзеляжа достигала 32,5 метров, а размах крыльев-63 метра. Общая площадь внутренних салонов составляла 100 кв. метров. Управлял самолётом экипаж из восьми пилотов и штурманов. На борт «Максим Горький» брал 72 пассажиров – количество по тем временам огромное. Но задача его состояла не в перевозках, а именно в агитации, поэтому в салонах находилось специальное оборудование; громкоговорящая радиоустановка  « Голос с неба», киноустановка, типография для печатания листовок, фотолаборатория. «Максим Горький» неоднократно стартовал, участвовал во встрече героев- челюскинцев не раз кружил в небе над Москвой, пролетал над Красной площадью. Его приветствовали тысячи москвичей, которые специально выбегали на улицы, чтобы посмотреть на гремевшее в небе чудо советской техники. Самым удивительным было то, что во время его полётов с неба доносились радиоголоса и музыка. Среди первых почётных пассажиров находился известный французский лётчик Антуан де Сент-Экзюпери, который с восторгом отзывался о  новой машине. На этом самолёте по обслуживанию радио и электрооборудования работал Сергей Яковлевич Жаров.
Ещё накануне праздника 17 мая, предполётная проверка не выявила никаких неполадок. В этот день Сергей Яковлевич задержался в Москве с друзьями. Приехал домой в Дмитров уже за полночь, а утром очень рано надо было вставать и ехать на работу на аэродром,где  предстоял демонстративный полёт  самолета «Максим Горький».
В ту ночь он долго не мог заснуть и немного проспал. В то время из Дмитрова до Москвы ходили поезда, которые тянул паровоз. Сергей Яковлевич приехал на аэродром, а самолёт уже улетел. Люди, работавшие на аэродроме, увидев его, удивлённо спросили:- Жаров, это ты? Сергей Яковлевич тоже удивился и спросил:- А что случилось? Ну как-же, самолёт то разбился и все погибли, а ты в этом списке. Сергей Яковлевич очень огорчился, но потом узнал, что ещё несколько человек, которые должны были лететь на этом самолёте, по воле судьбы остались живы. Один молодой человек спешил на рейс и у него отклеилась подмётка у ботинка, пока он заматывал её куском проволоки, самолёт улетел без него. Другой человек находился на борту самолёта, ему стало плохо его затошнило и он вышел на улицу и самолёт, не дождавшись его улетел. Кто-то приболел и не смог приехать и так ещё несколько человек Господь отвёл от гибели.
В тёплое солнечное воскресенье 18 мая 1935 года на Центральном аэродроме во время демонстрационного полёта в московском небе произошла катастрофа. На глазах у представителей прессы, кинодокументалистов и сотен собравшихся москвичей столкнулись самолёт-гигант «Максим Горький», чудо советской авиационной техники, оснащённый, первым советским автопилотом и восемью двигателями, и сопровождавший его лёгкий истребитель И-5. Обе машины объятые пламенем, рухнули на землю, унося с собой десятки человеческих жизней. Ни машины «скорой помощи» ни пожарные ничем не могли уже им помочь. Снимать на фото- и  кинопленку эту катастрофу было запрещено, говорить о ней- тоже. В тот майский день намечалось совершить несколько прогулочных полётов для работников ЦАГИ     (  Центральный Аэрогидродинамический институт). Экипаж состоял из 11 человек, а пассажирами их было 36 человек – были приглашённые работники лаборатории
с жёнами и детьми. Когда самолёт набрал высоту и совершил облёт аэродрома, то сопровождавший его  истребитель решил, вероятно, для большего эффекта, совершить петлю Нестерова, причем вокруг  самолёта-гиганта. Планировалось, чтобы столь опасный маневр, засняли кинодокументалисты с земли. Во время этого маневра и произошло роковое столкновение на высоте 700 метров. Лётчик Благин, как позднее шептались между собой сослуживцы, как раз был не доволен таким распоряжением и очень переживал, сумеет ли он выполнить столь ответственное задание. Тихоходный истребитель И-5 не отличался ни особыми лётными характеристиками, ни особой маневренностью, и совершить на нём мёртвую петлю Нестерова вокруг самолёта с размахом крыльев в 63 метра было очень рискованно. К тому же надо было сделать предварительный расчёт, но для этого у лётчика Благина просто не оставалось времени. Не было для этого и технических возможностей. Ему было поручено совершить рискованный маневр на свой страх и риск. Самолёты-гиганты, подобные «Максиму Горькому», после этой трагедии больше не строили. Впоследствии отказались и от воздушной агитации. Сергея Яковлевича уже нет в живых, но светлая память о нём живёт в музее Дмитровского политехнического колледжа на улице Космонавтов, где я проработал 24 года.

Материал частично взят из книги « 100 Великих катастроф»-
  МОСКВА  «ВЕЧЕ» 2000 .
 


Рецензии