Голоса Хроноса
от имени обломков
от лица обезличенных
по поручению поруганных
во славу безымянных
1.
Ветер – сорванным голосом:
конец века сменяется веком конца
каждый сам себе – оловянный царь
политикам – пригласительный билет
на оба лица
прошлое
не соблюдало таблицу весов и мер
не втискивалось в стихотворный размер
забыло ритм, а за ним метр
двадцатый век:
в четырнадцать лет – солдат
в семнадцать – революционер
в тридцать семь – доносчик и палач
в сорок один – снова солдат
к семидесяти – маразматик
Чего мы ждали от него
когда ему было уже
за девяносто?
2.
Учитель истории – вне программы:
Собирали букеты флагов,
отменяли праздность и прадедов,
отрекались от хлеба и блага
радостно,
изучали приблизительную оптику,
в демоне видели человека,
с дальними делились опытом
преждевременных итогов века,
длили память ровно три жизни,
пожирали пространство глазами,
сдавали отчизне двужильной
дни свои, как экзамены,
срамоту называли политикой,
темноту горизонта – сполохами,
а потом разбирали по лицам,
кто служил оправданьем эпохи...
3.
«Пишите о стариках» – говаривал старик
Игорь Холин
Пишу:
Старый человек идет за хлебом
хлеб – три пустые бутылки
пакетик перловки – четыре
старый человек не чувствует голода
но ест по привычке
Его отучают от этой привычки –
не внесли в список живых
и полгода не платят пенсию
письмо однополчанину – две пустые бутылки
кило картошки – четыре
Вот он ступает на тротуар
одной ногой, осмотрительно –
пробует берег новой реальности
4.
Киномеханик – после сеанса:
Это сказки, служилой бумаги сказки.
Полужизнь на экране сильнее смерти,
и прошедшее войском авосьным скачет,
и волшебный фонарь рукояткой вертит.
Многоцветные блики плывут несмело,
и краснеют не щеки, а раны взора.
Те, что прошлое наше спасти не сумели,
о грядущем плачут напрасным хором.
Позевав, век разминает мускул.
Расплываются полунагие лица
на бумаге и на кинопленке тусклой,
поспешившей в светскую хронику влиться.
5.
Жизнь сообщает нам: больше нет
четырех стихий, нет огня
в глубине Земли. Тих и нем
век, что выпит до дна и дня.
Смертью ли себя одолеть,
деревом ли расти в себя,
все равно сочится из всех щелей
ночь, тишину в мир селя.
И, пока ты слушаешь даль,
песня твоя поется без слов.
Эти взгляды, белее льда,
эта мгла в пустоте зрачков...
6.
Радио – азбукой Морзе:
ди-пи-ди-пи-ди-пи
это голоса всех Ди-Пи:
беженцев
мигрантов
перемещенных лиц:
скажите, скажите же
куда нам собою влиться?
Телеграфист – пальцами по столу:
Надо мной – трескучий высотный сок –
в небесах резвятся тире и точки
ваших слов. Мне же в висок – песок
из-под ног – подобьем пыльцы цветочной.
Я дышу прелью чужих теплиц,
духотой почтовой сполна накормлен.
Расскажи, ветер ветвей и птиц,
времена, к которым уходят корни,
разверни обратную ленту лет,
дай упиться музыкой соловьиной.
Провода, провисшие в летний лес, –
это жизнь. Да, жизнь моя половинная.
7.
земля
дерево
бумага
слово
еще слово
фраза
суждение
умозаключение
лозунг
повествование
книга
библиотека
разрушительное дыхание Времени
бумага
земля
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Неужели зря?
8.
Женщина-библиотекарь – дыханием на стекле:
Годы – это пыль и бумага:
оседают частица к частице,
слипаются, топят отвагу
от важного освободиться,
от нужного, от одежды
звериной, от птичьей пищи...
О эта жизнь между
звездою и ямой нищей!
Но звезды закрыты тучей,
а яма забита грязью.
Пыль нас фестонам учит,
бумага гладкостью дразнит,
и мы, покоряя с бою
пыльно-бумажный омут,
вписываемся собою
в дом, что устал быть домом.
9.
«Густо в Москве» – урчал Бурихин Игорь
Но уже пусто в Москве –
далече магистры словесных игр
мэйл-арт
мэйл-арт
мэйл-арт
нет, просто писем парад
Почтальон – шарканьем подошв:
Один год тяжелеет камнем,
а другой год – прохожий.
На рельефе века скальном
ямы, не прикрытые даже рогожей.
Дорогу осилит имущий,
только что же у нас за наследство?
Сиротство и мученичество,
и семейное фото грелкой на сердце.
10.
Мужская, женская, гипердактилическая
не клаузула, но жизнь. Его величество
день с утра заглядывает в окно. Лично.
Попробуй не впустить или не вместить.
Напасти и новости – потоком, как из смесителя
вода – то жарко, то холодно. И брызжешь: «Спасите!»
Как раз и спасут. Принесут
повинную посуду,
пока еще полную. Остатки – краткосрочная ссуда.
Пустая бутыль рифмуется
со словом «утиль». На улице –
ни пса. Но нет, вот идет целитель дум. Хмурится.
Перекрестная рифма висит на шее,
как знак сложения – с чем? С отечеством нашим,
селом Ощипковым, царством алкашьим...
Пьяница выдыхает в воротник:
Москва облегает меня тенями.
Я пью с отразившими страх телами.
В напрасных глазах моих не найти
ни края родного, ни края пути.
Что ты мне скажешь, бутылочный демон,
на какое пошлешь зеленое дело?
Что я увижу, когда просплюсь?
Решетку газетных жизненных плюсов?
11.
– Солдат?
– Солдат.
– Проваливай в ад.
Пришел в город, грязен, небрит.
Вполне адский вид.
Говорит:
Звук тишины – это тишь иных,
злые сердца – это наша тишь,
и не говори: давно не было войны, –
она уже в нас, и ее не укротишь.
12.
Три великие вещи века:
самолет, револьвер и компьютер. Это
пульсом полнится, множит вены,
в людях ищет своих поэтов.
Крови тесно в сосудах, тесно
в океанах и реках. Красны закаты
смыслов, итогов, словесного теста,
вспухающего, словно крик за кадром.
Что за игра стекает с дискеты,
кто в забытьи нажимает кнопки,
в мозг ли замкнута запись сметы,
ужас ли вылезает из норки,
или мой разум зверьком последним
бежит, покидает воздушный лайнер?
Молния прорастает по следу,
и догорают картинки, слайды...
13.
Поэт шепчет:
Что есть у меня?
Молчаливая комната, созерцающая сад
утренние улыбки солнца
колючие низкорослые воспоминания
и много, много маленьких
бумажных экранов, отражающих
то, чего не видно из моего окна
Пишет в блокноте:
Человек обратного хода
спешит от конца к началу года
в походе
слышит время, играющее непогоду.
Мельница неумелых
мелет ветер секундных стрелок,
объявляет полуденному телу
полночь белую.
Вечность стоит камнем течения,
обтекаема чем-нибудь,
может быть, честностью
или болью, отвергшей лечение.
14.
Четырем сторонам света,
высям вымечтанным и долинам
переулочным, повседневным, а также лету
и зиме, с нейтральной полосой их длинной,
я говорю: «Соприкоснитесь,
содвиньте пальцы и шестеренки,
чтоб не проскочил меж вами ни витязь,
ни ферт какой-нибудь в человечьей дубленке,
составьте вместе хороший символ
мысли, повелеваемой головою, –
не наоборот, не борьбы бессильной
дождя с нормой влажности годовою».
1991 - 1999
По тексту из книги А. Кудрявицкого "Ветер зеленых звезд" (М.: ДООС, 2015)
Свидетельство о публикации №116031408314
Чувствуется, в девяностые годы влияние творчества Маяковского было для Вас
не из последних.
.
. под впечатлением,
Сергей Разенков 14.03.2016 18:34 Заявить о нарушении
Анатолий Кудрявицкий 14.03.2016 18:54 Заявить о нарушении