Полемики о стихах, написанных строкой А-4
*
..что нужно мне для счастий запоздалых? прожить легко, вольготно, как хочу – лететь пернатокрылым в небах алых, нырять чешуйнокожим в водах шалых, да мало ли, как славно закручу! и не давал бы клятву гиппократа, не врачевал судеб день ото дня - друзей бы отделил от супостатов - плакучих ив чернеющие даты на поле чувств, как сжатая стерня! открою жизнь с нечитаной страницы, пером из лебединого крыла впишу в меню: восходов небылицы, душистый ветер с запахом корицы, и это найважнейшие дела! пусть вертолет мой кружит над планетой, кораблик рассекает соль морей, катись мой поезд пущенной монетой без тормоза, без дыма и билетов – в пространство звезд и лунных фонарей! и, посетив волнующие дали, я напишу на розовом холсте, как эльфы голубино пролетали над зеркалами тающих проталин, писать стихи на снежной бересте. будь жизнь сладка, как сахарная вата, легка, как одуванчик на лугу но, подчеркнув счастливейшие даты, озвучил бы я клятву гиппократа – затем, что по-другому не могу.
*
ОЛЬГА:
___________Рецензия на « А-4» (Сан-Торас) - СТИХИ В ФОРМАТЕ А4.
"Такие СТИХИ как ЖИВОПИСЬ" - верно сказано! Начинаешь читать как прозу, а потом слова дуг за другом, подхватывая и развивая мысль, плетут свои чудные кружева. Моему восприятию не мешает такое расположение строк - одной нитью. Наоборот, погружаюсь и наслаждаюсь, "чтоб глаз, как в поезде, бежал за лентой природы."
И не мешают никакие остановки - концовки-вокзалы)))
С уважением!
Ольга Бурыгина 13.03.2016 12:06 • Заявить о нарушении / Удалить
*
________Бальзамно, Оленька:)
Сан-Торас 14.03.2016 00:04
*
ЛИНА:
______________Рецензия на «А-4» (Сан-Торас)
А вот врачи и ученые нас уже давно посчитали на «первый-второй», поделив все человечество на два противоположных лагеря – спринтеров и стайеров. Причем речь идет не только о спорте, а вообще обо всем образе жизни, способе мышления, выборе профессии, коммуникациях и так далее. Несмотря на то, что общество со своей любовью все уравнять и привести к общему знаменателю пытается из стайеров и спринтеров сделать нечто усредненное и универсальное, против природы, как говорится, не попрешь.
Вы же, Санто, на мой взгляд, тоже "спринтеров" - людей, привыкших к нормальной поэтической строке, строфе, перекрестной , смежной или кольцевой рифмовке пытаетесь отправить в марафонский забег, на стайерскую дистанцию.
Лев Толстой лично для меня в вопросах искусства, а особенно поэзии, не авторитет. Когда впервые, еще в школе, читала "Войну и мир", знаете, что меня заставило открыть рот и сидеть в таком положении довольно долго? Сцена, где Наташа Ростова приехала в театр и никак не может принять условности декораций, считает фальшью игру на сцене...
" Наташа тоже стала смотреть.
На сцене были ровные доски посредине, с боков стояли крашеные картины,
изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине
сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в
шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был
приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что-то. Когда они кончили свою
песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в
шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал
петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом
оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку
девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою
партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и
кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали,
улыбаясь и разводя руками, кланяться
Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что все это должно было представлять, но все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене, и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть, это так надобно!» — думала Наташа".
Поскольку Наташа для Толстого - автобиографическая героиня (когда его спрашивали, кто является прототипом, он отвечал: "Я сам"), то и отношение к театру здесь чисто толстовское.
Кстати, в "Войне и мире" никто не читает стихов, даже Денисов, прототипом которого был Денис Давыдов. А может, в формате А 4 стали бы читать? (Хихик-с).
Люди разные, Санто, и не стоит к ханжам и моралистам причислять всех, кому то-то или то-то не нравится.
Я Вам уже писала, что А 4, на мой взгляд, просто мода, которая пройдет без следа со временем.
Это нечто ИСКУССТВЕННОЕ, противоречащее самим законам поэзии, а значит, наносное. Схлынет мода - пройдет и интерес.
Кстати, даже здесь, на стихирских конкурсах (завсегдатаем которых я с некоторых пор стала), неохотно принимают А 4. Просят, чтобы наряду с этим форматом автор выставил и традиционный. А почему? На мой взгляд, ИНОЕ восприятие. Не как стихи прочитывается, а как ритмизированная проза.
Вы, конечно, потрясающий оратор, Санто. Кого угодно можете убедить и привлечь на свою сторону. Но сегодня я не с Вами, я на стороне Ринада. Вот так!
Простите, ежели что не так объяснила. Хотя бы по случаю Прощеного Воскресения...
Кстати, Толстого процитировала, взяв текст из интернета. Так что за отсутствие запятых в местах, где им надлежит быть, ответственность с себя снимаю.
Лина Чирко 13.03.2016 09:24
*
РИНАД:
________Согласен с Линочкой. В А4 теряется ритм стиха для ах , кто не умеет его увидеть и поддерживать. Мне , кроме ритма стиха важен ритм музыки на этот стих, а в музыке есть размерность и такты, а без них это будет какофония- мысли одинокого акына, она палка , два струна , что вижу , то пою.
И в природе есть свои правила и ритмы . Солнце всегда восходит на востоке. А если оно взойдёт на Юге или Западе ? Я думаю некому будет на это посмотреть !
Для чего машинам дороги , а паровозу рельсы? Для того , чтоб нормально ехать, а не скакать на кочках или тонуть в болоте. Хочешь экстрима? Пжалста - внедорожник и в лес. Но можешь застрять и с внедорожником едва выбравшись пешком .
Тебе , Санто проще . С твоим образованием что катрены , что А4 - все одно. А мне читать в А4 тяжело. Я все равно должен там отыскать размер и ритм, а другие бросят читать на первых трёх строчках. Лучше по рельсам , чем по буеракам.
Не , ну специалистам это интересно - они все уже испытали. Интересно попробовать поэтическую Кама-сутру.
У Малевича в квадрате не мысль , а замочная скважина и каждый там видит своё!
" в музее седьмой раз украли Квадрат Малевича, но сторож Перович опять к утру его восстановил"
Ринад Абузаров 13.03.2016 11:04 Заявить о нарушении / Удалить
*
САНТО:
____________РИНУ - КИВАЮ! - понимаю систему такого восприятия.
Линочке, отвечу цитатами из своего же поста.
Но начну с цитаты из Вашей рецы:
"Люди разные, Санто, и не стоит к ханжам и моралистам причислять всех, кому то-то или то-то не нравится."
Первое: - удивлен - не предполагал, что люди разные - это открытие.
Второе: - как Вам удалось в теме: "Стихи в формате А4",
перейти на личное и предостеречь от того,
что б я не дай Бог не причислил - всех, кому что-то не НРА к ханжам и моралистам?!
Благодарен, за строгое воспитывание по учебнику "какнадажыть"
но обратимся к цитатам из моего текста, ибо логику еще никто не отменял
КОПИРУЮ:
"Вообще,в любой беседе - кто прав или не прав - для меня вторично.
Первично - это интересен собеседник, или нет.
Пусть он будет неправ, или пусть я думаю по-другому - НЕ ЭТО ВАЖНО.
Главное - как человек мыслит."_________ (с)
В письме к Вам я выразил свое отношение к людям и к произведениям черным по русский - КОПИРУЮ:
"Для меня главный критерий любого произведения - это ни его глубина, ни его художественность, ни правота автора, которая совпадает с моей - ЭТО МНЕ вообще не важно!!!
Ни интеллект, ни выбор темы и т.д. - Для меня первичный критерий ОЦЕНКИ любого произведения - ИНТЕРЕСНО ОНО ИЛИ НЕТ.
Человек может быть неправ, вообще не совпадать с моей логикой - для меня ГЛАВНОЕ ЧТОБЫ ОН БЫЛ ИНТЕРЕСЕН, ибо это та энергия, что провоцирует внимание.
И мне, в конечном счете, неважна ни начитанность в людях, ни образованность, ни социальный статус, ни их культурный уровень, ни их известность или периферийность - МНЕ важны люди, о которых ИНТЕРЕСНО ДУМАТЬ."
Конец цитаты.
И после этого Вы мне вменяете причисление тех, у кого другой взгляд на вещи к ХАНЖЕСТВУ и МОРАЛИЗАТОРСТВУ? - Не надо опримитивливать!
Вторая цитата из моего текста:
"Большинство людей любят опираться на чьи-то авторитеты и приводят всем известные имена вместо своих аргументов - думать самому не надо - достаточно произнести:
- Лев Толстой сказал... - и это - заменяет собственную мысль.
Но как бы не было велико ИМЯ и авторитет, за который мы прячемся - никто не может думать за нас."_____________(с)
Но, именно это Вы продемонстрировали в своем ответе:
"Кстати, Толстого процитировала, взяв текст из интернета. Так что за отсутствие запятых в местах, где им надлежит быть, ответственность с себя снимаю.______ (с)
От себя добавили:
"Это, (Формат А4), нечто ИСКУССТВЕННОЕ, противоречащее самим законам поэзии, а значит, наносное. Схлынет мода - пройдет и интерес.
Кстати, даже здесь, на стихирских конкурсах неохотно принимают А 4. Просят, чтобы наряду с этим форматом автор выставил и традиционный. А почему? На мой взгляд, ИНОЕ восприятие. Не как стихи прочитывается, а как ритмизированная проза."_____(с)
"ритмизированная проза" - это Ваше личное мнение - остальное информация и цитата
Толстого. Я знаю, что Вы за него не прячетесь - эта ремарка - обобщение - клянусь мамой Гиппократа!
Но я написал, именно то, что думаю сам о ФОРМАТЕ А4 - (стихи в строчку)
и хотел бы вести беседу по своим высказываниям, а именно:
"... «народу», людям, которые, не сталкиваются по жизни с поэзией, не читают в столбик, но в любом случае, сталкиваются с форматом А 4 - это чтение газет, журналов, или деловых бумаг, – легче воспринять широкоформатную строчку, она не так пугает,( как откроют книгу, а там столбики, и сразу - ОЙ, ТОЛЬКО НЕ СТИХИ!!!)
Второй пункт заключен в том, что стихи в столбик разделяют духовных и прагматичных людей! ПОЧЕМУ?
Потому что прагматичные и деловые люди, стихи не читают, не любят лирику!
И само письмо "в столбик", как бы становится между прагматиками и романтиками -
своеобразной стеной.
А когда поэт преподносит стихотворение, в привычной большинству, длинной строке,
он, кагбэ протягивает эту строку, как руку навстречу!
Ибо - Метрофобы (боязнь поэзии), видя столбцы сразу – закрывают книжку,
а не пресеченная рифмой строфика, выглядит как приглашение проехаться с поэтом в мир его чувств - но не на лифте столбика - а по широкому полю длинной строки!
Кроме этого, с моей точки ПРОзрения, чтение в столбик меняет дух и материю местами - эта такая особая "Лестница в Небо".
В чем это выражено?
Читая стихотворение, строка за строкой, глазами опускаешься вниз,
идешь взглядом как по лестнице вниз - все ниже и ниже за каждой
строкой-ступенькой, до самого конца - до земли.
А дух в это время (если достойный стих) взлетает вверх!
С каждой строкой – вверх и только вверх до высоты неба!
И эта инверсия духа и материи, во время чтения стихов - мне кажется уникальной
Т.е. – физически взглядом - шагаешь вниз, а духовно – наоборот, поднимаешься вверх!
Так я воспринимаю прикосновение к стихам глазами и это понятно, потому что знакомо каждому.
Маяковский, (обруганный при жизни до застрелиться), нашел и построил свою «Лестницу в Небо», его стихи графически поразительно бегут вверх, а не вниз.
Ведь само написание СТИХОТВОРЕНИЯ - это ЖИВОПИСЬ, точнее - это графика.
И в ритме стиха, поданного в формате А4, есть некая графическая экспрессия.
Ибо, что такое буквы? – это, прежде всего, рисуночки - графическое изображение каких то крючков: - все эти точечки, закорючки, палочки, кружочки - это рисунки.
И меня изумляет аховский фокус человеческой психики, позволяющий нам расшифровывать все это волшебство! (ИБО ЧТЕНИЕ - ЕСТЬ ЧУДО СВЕТА)
И потому, я думаю о том, как развернуть стихотворные паровозики, вагончики столбцов, в иную линию движения.
- почему я симпатизирую формату А4?
- потому что в памяти стихи не строятся в столбик - никогда!
в памяти - все движение направлены только вверх - особенно, когда вспоминаешь любимые строки - и это тоже знакомо каждому.
И то понимание, которое я излагаю не прочтешь нигде - прав я или нет, но это мои размышления, и мне кажется, даже если я не прав, все равно такой подход интересней, чем безусловная правота слов: "
...Наносное. Схлынет мода - пройдет и интерес."_______(с) - ДА! Но это штамп,
само-собой - мода проходит и люди разные.
Теперь в отношении цитаты из Толстого, будем последовательны и объективны -
я тоже его привел. Но, не для того, чтобы его мысли стояли вместо моих в моем
мнении, а для того, что бы выразить то, что думаю я, о том, что думал он:
" Обожаю Толстого - гений чистого разума, но это не означает, что Толстой все на свете понимал, иногда меня поражает чепуха, кот. он говорил, хотя внутренне понимаю его мотивацию и вижу, как он мог мыслить так, а не иначе.
Мировой гений, Лев Николаевич искренне недоумевал: зачем миру нужны стихи?!
Когда можно все и так рассказать прозой!!!
- Я произношу эти слова шепотом: он не понимал!
Да, не догонял главной фишки, которая поднимает поэзию над прозой!
И я аргументирую свое мнение по существу этого вопроса.
- Действительно в чем преимущество поэзии, над прозой?
Прежде всего: - преимущество стихотворения в том, что оно имеет свойство запоминаться!
Кроме артистов - никто, никогда в жизни не читает прозу на память.
- "Зачем нужны рифмы?" - возмущался, граф Лев Николаевич, и не любил Шекспира.
" Поэзия - это противоестественная речь!" (с)
Затем нужны рифмы, думаю я, что благодаря своей рифмованной складушке, стихи хранятся в морозильнике памяти гораздо лучше, чем проза.
А потом стихи вспоминаются, когда человек хочет, он будто размораживает то, что лежит в его голове.
А зачем это нужно?
А затем, что рифма помогает сохранить в памяти авторскую форму мысли в первичном виде, т.е. дословно, а не в своей, порой жуткой, интерпретации.
Толстого без книги невозможно ни произнести, ни передать - все это звучит, примерно, как Абрам напел вальсы Штрауса! - спасибо не надо!
а Шекспира, его стихи, живая память хранит.
Благодаря рифме, Шекспир сохранил для потомков свое истинное Вильямское лицо, в том смысле, что мы цитируем намять его глаголы - именно так, как он сказал!
ТУ БИ, ОР НОТ ТУ БИ?
И в этом пункте, Толстой проиграл и Шекспиру, и всей поэзии!
Ибо Татьяна на балу в малиновом берете - на память!
– это не то что Наташа Ростова на балу! Кто расскажет мне (без книги) словами Толстова про первый бал Наташи? – Спасибо, не надо!
Этого и специалист не приведет по памяти, не исковеркав вдоль и поперек.
Только вперяясь в костыль-бумажку, каждый способен привести пример и всегда должен таскать с собой Толстовскую шпаргалку в 500 стр!!!
Зато Татьяну на балу - я слышал даже из уст таксиста, в точности по-пушкински!
И уж в этом пункте, Лев Николаевич просчитался в своем мнении, ибо мысль его, в той драгоценной форме, в которой он изложил ее – недоступна памяти нашей."
Конец цитаты.
Толстой - гений, но кроме того, что он считал, что поэзия - это противоестественная речь, он так же полагал, что балет – это нечто ужасное -
противоестественные движения - Вы это подтвердили цитатой из "Войны и Мира"-
(кстати во времена Толстого этимология слова МИР - трактовалась, как ОБЩЕСТВО,
"Всем миром пойдем к царю" - это всем обществом. "Все миром поклонимся".
типа слово ЖИВОТ - этимологически означало - ЖИЗНЬ. "Не на смерть а на живот"
Так что роман Толстого называется НЕ "ВОЙНА И МИР" т.е. (дружба, мирное время).
а "ВОЙНА И ОБЩЕСТВО" - совсем другой смысл)
Вернусь к цитате - Наташа - это прототип Льва Николаевича и ее восприятие театра - это его отношение к театральным зрелищам и, хотя, люблю и стихи, и балет, но понимаю ход его мысли!
Действительно, ну, зачем разговаривать рифмами? - В этом есть что-то красиво ненатуральное, тоже самое, что ходить на пуантах!
Все люди, как люди, и вдруг человек на цыпочках скачет, да еще при этом – то одну ногу задерет, то другую, прямо на голову!
А то и крутится, как пух Эола, хоть на веретено наматывай!
Вместо того, чтоб надеть сапоги и маршировать – раз-два, раз-два! - это понятно для чего, а для чего надевать какие-то дикие юбки?
- У всех юбки висят – ибо их прямое назначение – прикрыть срам, а у этих, кто на цыпках скачет, юбки – стоят немыслимо горизонтально!
И при этом они еще и ноги раскидывают в разные стороны - противоестественно!!! Нормальный человек - один раз так раскидает свои ноги и привет реанимация!
Теперь несколько цитат из моего текста о формате А4.
Начну с Вашей цитаты:
"Вы, конечно, потрясающий оратор, Санто. Кого угодно можете убедить и привлечь на свою сторону."_______________(с)
Не согласен - Вы меня не видите и не слышите - я не стою, как Ленин на броневике,
вцепившись в жилетку, и не размахиваю руками, как Гитлер с балкона - Вы не можете
впечатлиться ни моим голосом, ни моей эмоциональной энергий, внешностью, или жестами, перед вами - только слова на экране - только мои мысли и ничего, чтобы
могло дополнить, усилить, раскрасить Ваше впечатление из того арсенала качеств, которыми я обладаю в жизни, в живом общении, значит убеждает не ораторство мое, а именно ход размышлений - только мозги и способность формулировать свою мысль на письме.
О стихотворении, написанном монолитной строкой в формате А4, могу сказать, что не единожды прочитанное, оно ритмично складывается в голове, открывая новые образы, которые и есть сотворчество.
Что могу отметить в пользу А4? - Это субъективно, не выдаю за истину, просто думаю так :
Люди разные - Вы правы, и Мир меняется - я тоже прав! Мы высказали супер мысли:))
Но что именно, особенно, ощутимо для нас в переменах мира?
Лично для меня - это скорости! "эсэмэсы - быстрее телеграммы"
Вы заметили, как разговаривают, например, дикторы телевидения?
(причины понятны: эфир - дороже морфия)
Но по факту, люди 19 века, вообще не поняли бы, не уловили - эту речь.
Дикторша по ящику "спринтует погоду" так, точно за ней маньячелло с ножакой гонитццо !
- В Петропавловске-Камчатском полночь - ветер буран!!!
– И кажется, что это последние слова в ее жизни!
- Как будто после этого объявления она за кадром падает замертво:))
Так вот, стихи в А4, более, соответствуют современному бегу времени - сплошная строка летит, как самолет - это быстрей, чем езда на телеге в столбик.
МАРИНА НАПИСАЛА:
"Пригвождена к позорному столбу..." Наверное не думала, что пригвождана к сотням
и тысячам столбов - столбцов, в которые завернуты стихи.
Поэзия - это ускорение мысли - роман прозаика, поэт может уложить в
одно стихотворение!
И мы, гонщики мысли, пересядем на скоростную трассу длинной линии,
формата А4!
Ибо - ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ и скорости, и вкусы - я тоже хочу новое меню!
Мне надоела нарезанная кусками колбаса катренов!
Хочу спринтерскую строку на длинную дистанцию, чтоб глаз, как в поезде, бежал за лентой природы в стихах и верлибрах.
Пространство любит длинные линии горизонта, бывает тесно - Столбняк катренов:))))
И не каждому по кайфу, опускаться в лифте столбиков вниз, а духом взлетать вверх! - есть другие маршруты, и другие способы передвижений...
Сан-Торас 13.03.2016 23:34
*
________Линочка - эту рецу, прервал звонок по скайпу:
- позвонил мой сын - сегодня ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, и тут же позвонила
жена - я сделал три вей колл - чтобы мы могли видеть друг друга
и говорить втроем.
сын произнес спич - тронул и улыбнул меня:
записываю дословно - ведь потом нюансы испаряться из памяти:
- Мамочка, в Прощенный уикенд - прости меня за все вольное и безвольное!
И если я был плохим - то это по-нечаянности!
Мамочка - ты же знак воздуха! - а я знак огня!
все что я смог дать хорошего - это только - ап ту ю!
- Потому что без воздуха не горит огонь!
Ты ветер в моих парусах!
Я купил вам с папой медицинскую страховку - по плану Абамы.
- если вы болеете - это выдувает ветер из моих парусов!
Подлечите себя РОДИТЕЛИ мои - чтоб я не погас!
СМЕШНОЙ, ПРАВДА-ЖЫЖ:)))))
Сан-Торас 14.03.2016 00:39
Свидетельство о публикации №116031401519
В слова всё еще верю... в бумагу А4 - нет.
Знала, ведь, в формате том - не только цифры дат и автобиографий...
Сама когда-то, приобретая старую машинку - грезы выводила в формате этом...
Теперь все в прошлом...
Теперь формат тот для... заявлений в инстанции любые,
где рассмотрят позже все данные твои, пересмакуют, подумают и выведут:
ЖИТЬ ТЕБЕ!
Или
НЕ ЖИТЬ!
А, впрочем, формат сей, оставил всё же некий след неописуемых страстей,
где печали тоньше, чем лёд в весенний день.
Роза Хастян 14.03.2016 14:50 Заявить о нарушении
Формат оставил всё же сей,
След восхитительных страстей!
Печалей в нем наперечет -
Тончайших, как весенний лёд.
:))
Сан-Торас 15.03.2016 01:19 Заявить о нарушении