Иегуда Амихай. Мои дети

Я не знаю , стану ли я  частью мира будущего,
Но в мире моих детей у меня не будет и части.

Я не пророк и не сын пророка,
Но я отец пророков. Мои дети
Освещают приходящий век как прожекторы.

Их игры будут происходить как  пророчества,
И их игрушки станут реальностью.
Они - и гром, и безмолвие, и гром.
Они – море, суша и воздух,
Они - небо и все цвета радуги.

Их ностальгия по будущему
И моя ностальгия по моему детству
Идут  рядом не пересекаясь,
Как два тоннеля построенные  по ошибке
Вместо одного.

У моей дочери туфли красные и маленькие,
На два размера меньше, чем у меня.
У двух моих сыновей обувь одного размера с моим.
Но у них нет моего отца,
И у них нет его Бога.
У них есть только я,
Подобный игрушечному медведю, большому и волосатому,
Которого гладят и с которым играют.

Поэтому меня запомнят ,и напомнят обо мне
Детям, которые будут после моих детей.
И они вспомнят ,что Бен Гурион  был аэропорт
В те дни  когда еще были аэропорты,
Которые помнили человека
И остальные его деяния.

Вот и я иногда называю дорогу – дорогой царя*.
Даже тогда, когда нет царя в Израиле,
И каждый делает  то ,что считает нужным **.

Из книги - Кулак тоже был однажды ладонью и пальцами

* -  Имеется ввиду выражение: "дорога царя" – дерех а-мелех.
С одной стороны это - цитата из Торы, когда Моисей дойдя с народом Израиля до границ Эдома, просил эдомского царя разрешить проход по дороге царя – древнему торговому пути из Египта в Ливан, с другой стороны – устоявшееся в Израиле выражение означающее достижение цели  самым кратким и легким путем.

** - Амихай снова цитирует ТАНАХ – книга судей (глава 21, стих 25)– "эйн мелех бэ Исраэль ве иш ха яшар бэ эйнав яасе" – речь идет о
периоде разброда между 12 коленами, когда "каждый взял себе надел, кур завел и в нем сидел". Разброд и анархия привели к потери 10 колен израилевых.


Рецензии