Дазайн или человек?

   Речь "позднего" Хайдеггера почти всегда направлена к непосредственным слушателям, отсюда более приемлемые образы и понятные смыслы. В "Бытие и Время" всё намного жёстче - Человек это мистер Никто, публичное образование, наш "передний план" и декорации театральной сцены - кого? - кто-то есть "за ним", за человеком, кто-то скрывается в маске человека и до сих пор предельно неуловим.
   У Хайдеггера, Человек, то, что называется Человеком, бастардная производная ухватывания того Бытия, что на самом деле есть - поверхностное определение, схватывающее результат, без процесса, грубо говоря. Таким образом, фактически, Дас Ман - обезличенное существо и есть человек, а Дазайн - уже не есть человек и никогда им не был...
   При слове человек, Хайдеггер тот час же воспроизводит слова - люди, толки, падение, двусмысленность. Для него всё это одноплановые вещи.
По сути исторически, философия может предложить лишь три более-менее достойных определения человека: человек это собранность, человек это трасценденция и человек это рацио. Все три никоим образом не описывают полноту структуры того, что есть, что названо Бытием присутствия у Хайдеггера.

   Может быть поэтому вопрошать - что такое человек? - само по себе бесцельно - история движется - маски меняются - мистер Икс за масками таится в глубине - быть может, он и есть настоящий КТО, но быть может он ещё и не стал им основательно.
   Откуда берётся человеческое "Я", кто называет впервые себя таким образом? Тот, на кого указали пальцем другие? И сказали это Ты? Что остаётся "за кадром" этого "Я"? И как далеко распространено то, что есть на самом деле - как далеко за пределы собственного тела? Мы можем догадываться, что достаточно далеко...
   У Бубера вообще изначально существует лишь некоторое образование "мы" - "Я и ТЫ", которое позже распадается, образуя двусмысленное "Я". Способно ли это "Я" в принципе избежать двусмысленности? Снять её в себе, стать, как "Я и Ты" целиком и полностью.
Бесконечно интересная тема сего уходит вглубь веков и затрагивает "Пир" Платона, где люди-андрогины, бывшие некоей полнотой, безжалостно разрезаются на части богами, чтобы затем всю жизнь искать свою "половину" - с него ли, с "Пира" начался весь этот разговор?


Рецензии