5. Пиковая дама
(М. Булгаков. Собачье сердце).
Взмолился я как-то: "Анюта, прости -
Конечно, ужасно приятно
С тобой хоть в театре полдня провести,
Но мне ни хрена не понятно
Во всех этих операх. В них - не про нас!
Сюжетов там жизненных нету.
Побей меня гром, но на следущий раз
Я б лучше сходил в оперетту.
К тому ж Кацнельсон надоел мне слегка:
Глядишь ты, Нюрок, с обожаньем
На этого, страшно сказать... колобка,
Меня обделяя вниманьем".
"Как глупо - к артисту меня ревновать! -
Наморщила носик Анютка. -
Должна я культурно тебя развивать
И этим займусь не на шутку.
А чтобы сюжет был тебе по уму,
Доходчивей для пониманья,
На русскую оперу завтра возьму
Тебя я - готовься заране!
Да, кстати ж и в отпуске твой Кацнельсон,
Другой будет петь в главной роли.
Хочу я послушать его, так как он
Приехал сюда на гастроли".
Ну, я успокоился - ладно, веди!
(Уж больно Анюта упряма).
Не знал я, какой ждёт кошмар впереди
Под титлом "Пиковая дама".
Хотя я не чуял большую беду,
Припрятал в кармане чекушку.
(На оперу я, как на подвиг иду,
Порадовать лишь бы подружку).
И вот: парк Культуры у них вдоль реки -
Гуляют в ём няньки, детишки;
Потом собралися в кружок мужики
И ну толковать про картишки.
Сплошные, скажу вам, графья да князья,
И каждый прописан в столице.
Один заявился - "Здорово, друзья!
Я вскоре намерен жениться".
Из немцев там был военспец, их дружок,
По части, кажись, инженерной.
Как он услыхал, что гутарит князёк,
Забился в истерике нервной.
Гроза начинается, молнии, гром;
Из парка толпа без оглядки
Рванула; лишь этот торчит под дождём,
Истошно стеная в припадке.
Затем показали: в богатом дому
Толкутся девицы без дела.
Сначала плясали; потом на луну
Одна из них арию спела -
Мол, так-то и так-то, у ней есть жених,
Но грёзы ей всё ж изменили.
Пока она пела - глядь, давешний псих
Сидит на балконной периле.
(Эх, кабы не в отпуске был Кацнельсон,
Спектакль прекратился бы тут же,
Поскольку под ним сразу б рухнул балкон.
А так - всё закончилось хуже).
Увы! Постановке не скоро конец.
Рука потянулась к чекушке.
Меж тем пистолетом трясёт военспец,
Которому место в психушке.
Грозит себя жизни прилюдно лишить,
Коль выйдет она за другого.
(Свой энтузиазм бы ему обратить
На благо страны, трудового
Народа. Да где там! Он только себе
Комфорта желал и достатка.
А мог бы труду, обороне, борьбе
Житьё посвятить без остатка).
Ну ладно. Отвлёкся я, братцы, чуть-чуть,
А те ещё долго вопили.
Пока из чекушки успел я хлебнуть,
Бабульку они разбудили.
Понятно, она - человек пожилой,
А тут нет и ночью покоя,
Когда у тебя тарарам за стеной -
Сам знаю, что это такое.
В антракте я сбегал пополнить запас -
Горючее уж на исходе.
И с акта второго продолжу рассказ
О скорбном своём культпоходе.
Вот вроде бы праздник колхозный идёт:
Кругом пастухи, скотоводы,
Овечки, пастушки ведут хоровод
На радость простому народу.
У эксплуататоров свой интерес -
В мозгах только карты и бабы.
Я снова в карман за чекушкой полез,
Иначе совсем нервы слабы.
Бабулькина внучка с тем кадром два дня,
Иль может быть три, как знакомы -
Она уже в гости зовёт: "Вдруг меня
Не будет на тот момент дома,
Вот ключ от квартиры, дверь сам отопрёшь,
Шуруй в мою комнату сразу".
А этот, придурошный, тоже хорош:
Не в ту дверь попёрся, зараза.
Оно-то конечно, ведь он в прошлый раз
Не дверью входил, а с балкона;
Ну вот и ошибочка вышла сейчас -
Он к бабке проник незаконно.
Старушечка Божья готовилась спать,
Мурлыкала что-то не наше.
Вдруг вылез какой-то полунощный тать,
У носа револьвером машет.
И как только в армию психов берут,
Оружие им доверяют?
С таким ненормальным старушке капут,
Полдома он перестреляет!
С испугу бабуля концы отдала.
Врывается внучка без стука:
"Тебя битый час я, как дура, ждала,
А ты что творишь здесь, гадюка?!"
И снова антракт. Сил моих больше нет.
Бывают же психи на свете!
Уже мне не хочется даже в буфет.
Я нервно курю в туалете.
Старушечку жалко, братишки, до слёз!
Её помянуть я собрался.
Напиться меня потянуло всерьёз,
А там третий акт начинался.
Я наскоро несколько рюмок махнул
В буфете, и быстро - к Анюте.
С трудом в темнотище нашарив свой стул,
Свидетелем стал новой жути.
Не понял я сразу, ребята, кому
Старушка мерещиться стала.
Мне ль в белой горячке, а может - ему
Чего-то со сцены вещала.
И кто из нас спятил, и кто больше пил,
И кто допился до кондрашки?
А вдруг это я старушонку сгубил?! -
По коже продрали мурашки.
Сижу, затаившись: придут ли за мной?
Тогда моя песенка спета.
Смотрю - а уж дело как будто зимой,
Хотя в первом действии - лето.
Вон внучка покойницы под фонарём
Стоит, вся в мехах, у ограды.
Опять со своим разругалась дружком
И прыгнула в прорубь с досады.
Всё с жиру, товарищи! Ну, времена!
Ей некогда было б топиться,
Когда б на завод поступила она
И стала б заочно учиться.
А ейный припадочный смылся играть -
Не мог он без вредных привычек!
Вот что мне понравилось, грех не сказать -
Мужик там один пел про птичек.
Ух, сильная песня! Её разучу,
Пожалуй - Анюте на радость.
Но тут военспец прибегает: "Хочу
И я перекинуться малость
В картишки". - "Валяй". Он поставил разок,
Другой - и богатство попёрло!
Таращатся все. Разошёлся типок,
Про жисть затянул во всё горло.
Чего-то про "жисть", да ещё про "бабьё";
Но жисть у него оказалась
Не очень-то долгой, на счастье моё -
Старушечка тут постаралась.
Недаром я пил за её упокой -
Пришла мне на помощь бабуля.
У нервного типа нашлась под рукой
Для собственных нужд одна пуля.
Мне долго не верилось - вдруг оживёт?!
Тогда б я и сам застрелился!
Но с остервененьем захлопал народ.
Вот так я культурно развился.
2016.
**********************
Ударения: полУнощный, допилсЯ; некоторые слова герой "оперного цикла" произносит неправильно по причине своего низкого (несмотря на титанические усилия Анюты) культурного уровня: пикОвая, ревОльвер.
Иллюстрация: в партии Графини - Р.Бабак.
"Оперный цикл" желательно читать в порядке нумерации.
*****
1. V. 2023
Подписывайтесь на канал "Союз пера и левкаса"! Ссылка внизу страницы.
Свидетельство о публикации №116030900947
Саня Со Штрамповки 31.01.2020 18:38 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.01.2020 22:43 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 31.01.2020 22:47 Заявить о нарушении
А юмор, я думаю, у натур мрачных, депрессивных и склонных к меланхолии - это некая "защитная функция организма", чтобы можно было хоть как-то существовать.
В рассказах Зощенко мне ещё ужасно нравится мастерски переданный неподражаемый язык малообразованных горожан 20-30-х гг. С одной стороны, это очень смешно, а с другой - очень точно передаёт атмосферу их времени и среды обитания.
Саня Со Штрамповки 01.02.2020 00:34 Заявить о нарушении
(Честно говоря, меня никогда не занимал этот вопрос).
Саня Со Штрамповки 05.02.2020 01:14 Заявить о нарушении