Виктория - значит победа!
Звуковая дорожка: песня «Летит по небу…». Исполняет Стас Михайлов. (В этом же материале в Избе - Читальне)
Проснувшись от дождя,
Запахнут жизнью розы…
(Стас Михайлов)
Всю жизнь с чем – нибудь, с кем-нибудь расстаешься. Казалось бы, пора привыкнуть. Но душа – то живая… тем более, учительская. Сколько не потерялось - просто ушло от тебя в большую, взрослую жизнь выпускников… Дрогнет порой внутри струна… И поднимется в душе волна воспоминаний…
…Кажется, совсем недавно у меня был 10 - ый класс, где в первом ряду от двери за второй партой сидела хрупкая, невысокого роста темно - русоволосая девочка... Пять лет до этого она скромно жила в общей массе ребят. Но после ГИА осталось мало учеников, так как пуще огня боятся впереди пресловутого ЕГЭ. И ярче засветились оставшиеся звездочки.
…На одной из перемен Вика подошла ко мне с листком из школьной тетради в клеточку, заполненным стихотворными строчками. Попросила прочитать и сказать своё мнение. Такое доверие меня тронуло. Ведь стихи – это очень сокровенное, личное.
Проба пера в поэзии была робкой и трепетной. В рифмованных откровениях предо мной открывался взрослеющий человек – серьезная, думающая личность.
Потом она принесла записи стихов своего любимого певца Стаса Михайлова. Мое внимание он не привлекал - философичность стихов воспринимала как приземленную, выраженную не вполне грамотно и ясно. Но я стала читать…
Вся наша жизнь - борьба с собой,
Арена к достижению успеха.
А наш успех, как будто дым,
Меняет разум человека.
Успех в делах, успех в семье,
Забег в погоне за богатством
Нас заставляет жить не так
За внешним праведным убранством.
Достигнув - хочется еще, увы,
Вот так, без насыщенья.
Имеем все - богатство, власть,
Но нет в сердцах удовлетворенья…
… Мне нравилось обращать на ученицу особое внимание, Виктория стала моей помощницей в работе как учителя, хорошей старостой творческого кружка «Литературная мастерская». Тем более что у неё была явная склонность к гуманитарным наукам и такие качества, как обязательность, ответственность.
Успешно прошло открытое занятие кружка в рамках районного семинара. Вика принимала самое активное участие в его организации, а также была одной из ведущих. С готовностью согласилась работать над сочинением – исследованием по творчеству знаменитой волгоградской поэтессы М. К. Агашиной и участвовать в традиционном областном конкурсе. Она увлеченно трудилась, анализируя лирическое стихотворение по усложненной схеме, открывая для себя изобразительно – выразительные средства языка, не входящие в школьную программу. Я радовалась: навыки научной работы должны пригодиться ей в будущем. По итогам VI-го областного конкурса сочинений в номинации «Лучший анализ стихотворения» десятиклассница получила высокую оценку и предложение участвовать в региональной научной конференции.
Очень запомнилась наша с ней поездка к Л. З. Ворониной – знАковому старейшему жителю Волгограда, самому близкому человеку поэтессы М. К. Агашиной. Любовь Захаровна подарила юной исследовательнице платок - реликвию, имеющий отношение к стихотворению «Девичник». Девочка прекрасно сориентировалась в обстановке встречи. Сфотографировала важные документы, картины на стенах, записала на диктофон воспоминания… А потом мы поехали к Березке из песни на стихи Агашиной, которую «увидишь, и сердце замрет»…
… День был морозный. И ветер – нещадно дул, поднимая снежную пыль. У подножия Мамаева кургана его холодная немилость чувствовалась особенно сильно. Но береза стояла спокойно, только ветви вверху неслышно колыхались. На памятной табличке раскачивались искусственные гвоздики… Совсем рядом кипела жизнь большого города, а здесь царила – тишина… Властвовала музыка тишины… Мы молчали, но думали, наверное, об одном и том же – судьбе дерева и человека. Вика достала фотоаппарат, и мы по очереди запечатлелись, прислонившись на мгновение к легендарной березке…
…Фрагмент интервью перед выпускным вечером. Было приятно слышать краткие, но ёмкие по смыслу ответы на мои вопросы:
- У тебя много друзей?
- Нет. Знакомых много.
- Какие любишь цветы?
- Полевые. За скромность. Когда смотрю на ромашки, ощущаю, что сбудется в жизни что – то хорошее, доброе… Они дарят Надежду. Еще – подснежники, их нежные головки – колокольчики для меня всегда - символ весны.
- Какое время года больше нравится?
- Лето. Говорят, что это «маленькая жизнь». Столько свободного времени! Солнце, цветы… И ещё - весну. Мне всегда почему - то немного тревожно в марте…
- А время суток?
- Утро. Оно возвещает о пробуждении дня. Начинаешь думать – удачен ли он будет… Что ждет меня?..
- Когда стала складывать рифмованные строки?
- В 13 лет. Для себя. Я их редко записываю. Они живут в памяти.
Очень искренние, чистые, небесно - светлые слова из стихов, соответствующих возрасту старшеклассницы, мечтающей о прекрасном в своей судьбе:
Хочу тебя я видеть каждый день,
С любовью прикасаться кончиками пальцев.
Хочу всегда я слышать голос твой,
От нежности в объятьях растворяться…
…У осененного благодатью человека духовное гармонично сочетается с материальным. Вика – искусная рукодельница. С раннего детства вяжет крючком и на спицах, вышивает.
О какой профессии задумывалась в школе? Предполагала, что, возможно, это будет педагогика. Поступила же, вопреки собственному настрою, повинуясь родителям, совсем не туда, к чему наблюдалась склонность. Высшая школа коммерции не предполагает лирического упоения для души… Вскоре решилась на уход с первого же курса. Потом – замуж… Родился сын Кирилл. Развод. Вернулась к домой. Пока - перепутье.
И снова беседа.
- Вика, какие планы на жизнь?
- Оптимистичные. Надеюсь, что всё будет хорошо. Знаю, чего хочу. Живу, как нравится. Прислушиваюсь к собственному сердцу. Доверяю тому, что оно мне подсказывает, только ему … У нас не получилось крепкой семьи. Я была готова к самостоятельной жизни, к ответственности, а муж – нет.
- Как проводишь свободное время?
- У меня его мало. Работаю. Не привлекают шумные компании. Чувствую себя там лишней, хочется убежать. Всегда сложно было со сверстниками. Проще и увереннее ощущаю себя среди тех, кто старше.
-Вика, ты по – прежнему малоразговорчива.
- Да, я привыкла больше думать, чем говорить.
- Какие твои сейчас литературно – музыкальные пристрастия?
- Читаю стихи Есенина. Слушаю с удовольствием хороший шансон.
- Расскажи о сыночке.
- Ему уже три года. Подходит: «Мамочка, я так люблю твои ручки...» Целует, гладит их. А я… при этом - таю… Кирюша очень добрый. Всех защищает: «Не надо ругать. Он (или она) же нечаянно…» Очень общительный.
-Что особенного заметила в нем как в маленьком человечке?
- С самого раннего возраста любит цветы. Может быть, потому что много гуляли рядом с клумбами… Тянулся к ним… Когда исполнился только годик, я стала покупать для него цветы. Он так нежно держал розу, восторженно вдыхая её аромат, осторожно прикасаясь к лепесткам… Нынешним летом принес мне в подарок сорванную ромашку…
- Наверное, и правда, Вика, красота рождает доброту, милосердие. Всё вместе это и спасет мир…
- Рисую, пишу с Кирюшей. Он знает некоторые буквы, цифры. В полном отчаянии, жестикулируя руками, однажды спрашивал: «Что мне теперь делать?! Что мне делать?! Единичка не получается!!!» Я показываю: «Смотри, какой у неё красивый хвостик…» Веду линию… Он потом, когда правильно написал эту цифру, был так счастлив! Ребенку нужна поддержка. Учу усидчивости, терпению…
Слушаю и радуюсь. Какая молодец! Всё правильно делает, интуитивно… Очень хочу, чтобы Вике повезло в жизни. Чтобы Судьба была к ней благосклонна. Не зря же она носит имя римской богини Победы!
Счастье педагога – в его учениках. Особенно - в любимых. Я бережно храню стихотворение, что получила в Одноклассниках от Виктории на мой день рождения. Волнуюсь, перечитывая строки:
.....
Без Вас мир суше, проще, холодней!
Легко и хорошо мне было с Вами…
.....
Куда б дорога в будущем ни мчала
Меня — по штилям, бурям, по волнам,
Спасибо, что Вы были у причала,
За знания мои спасибо Вам!
Верю, у кого в школьные годы горел в душе огонек, он горит и сегодня. И если в моем выпускнике сохранилась хоть капелька моего тепла и он вспоминает обо мне, - значит, не зря пришла я однажды в этот мир нескончаемого детства.
… Весной расцветают самые красивые, вечные чувства… Пусть всё будет хорошо в твоей жизни, Вика! Пусть всё – сложится! Стихотворение не моё, но такие в нем строки СЧАСТЛИВЫЕ… Принимай!
Что такое весна?
Это ветер, что треплет играючи волосы,
Это утренней звонкой капели мотив озорной,
Это музыка сердца и нежность любимого голоса,
Это искренне льющийся свет от улыбки родной.
В каждом вздохе весны я твое ощущаю дыхание,
В каждом лучике солнца твое отраженье ловлю.
Сердце греет весна, и бегу я к тебе на свидание,
Чтобы вновь рассказать, как тебя я безумно люблю!
(Наташа Высоцкая)
Свидетельство о публикации №116030806946
с Днём учителя.
Пусть дарит День учителя
Веселье через край,
Улыбкой самой искренней
Порадует пускай!
Пусть сбудутся все цели,
В глазах огонь мерцает,
Ведь бывших в нашем деле,
Конечно, не бывает!
Дорогая Галиночка Николаевна,
обнимаю нежнее нежного.
http://i.artfile.ru/1680x1050_587033_[www.ArtFile.ru].jpg
Берегинюшка 05.10.2022 15:03 Заявить о нарушении
Мы обоюдно - не "бывшие"... Мы всё еще в душе - самые что ни на есть - настоящие учителя. Ведь каждый день - на устах наших - школа... Её мгновения... мгновения... мгновения - вспышками из прошлого.
С любовью
Галина Клинкова 05.10.2022 22:31 Заявить о нарушении