Стихотворение месяца 37 - обзор Тамары Барышевой

Всех с наступившей весной, а некоторых с восьмой Мартой, которая не позволила мне раззудеться-размахнуться.
Во избежание лишних вопросов, сразу признаюсь: камертоном послужил стиш № 13 «Анна» - от него плясала, выставляя оценки остальным.

1. "Февральское настроение"

Техника – 4
Мешают банальные и однородные рифмы
Гуляка-ветер – правописание существительных с оценочным значением
Серым? – он всего лишь пропорциональное смешение белого с  чёрным; лучше
попробовать обыграть само понятие «монохромность», тем более, что об отдельных составляющих речь пойдёт дальше.
« О чёрном плакать /  мы не будем» - что даёт разбивка строки?

Образность – 4
Настроение передано воздушно-капельным путём.))))
Ради ухода от  паразитической связи «февраль - плакать» стоит убрать месяц из названия и передвинуть 5-ый катрен вверх, перед 3-им, чтоб месяцы шли подряд.
 *****

 2. "И тут, и там, и те, и эти"

Техника – 4
У меня нет литературного синонима для выражения восторга от рифм на волоске от…

Образность - 4
Слабое звено – первый катрен (неудачны инверсия и эпитет паранойи)
И в предвоенной паранойе -------------- нам преподносят паранойю
 Всё на своя идёт круги. -------               как поварское ассорти

«Земля, вдова и вновь невеста,» - м.б. «земля с оборванного  места»?
 *****

 3. "Все кончается в срок"

Техника – 4
Последний раз повторяю: большинство участников этого конкурса рифмовать обучены – ямб от хорея отличают и английский сонет не путают с итальянским. Хорошая школа не индульгенция в лавровую опочивальню.
Данный текст  (не важно, записан он четырёхстопным или двухстопным анапестом) кишит многословием, банальные рифмы его не украшают.   

Образность – 4
При условии, что автор сделает обрезание, без сожаления выбросив полные воды1, ,2 и  5 катрены, а оставшиеся несколько поправит, приблизив к смыслу цитаты.
 *****

 4. "Скорбный груз"

Техника – 4
Пренебрежение к слову ради ритма и рифмы.
Проблемы с препинаками.

Образность – 4
Первые четыре строки лишние – ослабляют напряжение.
Можно обойтись без инверсии: не сможешь встать в строй десантуры.
 *****

 5. "Эти импульсы"
 
Техника – 4
Слишком много внутри текста «импульсов»,  особенно «этих импульсов». Язык надо держать в узде.

Образность – 4
Псевдонародная  манера, наверное, близка «жёнушке»? Привет ей и мои наилучшие пожелания!
 *****

 6. "Зима январская"

 Техника – 3
Сбои ритма, пристрастие к капслокам, знаки препинания..

Образность – 4
А чем стиш хуже обозрённых мной до него?
Название смешное, почти как «ужин вечерний» или «туман влажный».
 *****

 7. "А, может, броситься мне в воды?"

 Техника – 3
Лермонтов в гробу перевернулся: «У меня-то одинокий/далёкой – в разных падежах! И ваще – скока можна!»

Образность – 3
«Белеет парус».  Одинокой в банальном тазике с водой
«пусть если вовсе» не утонешь», зальёшь других белибердой
 *****

 8. "Старая Русса"

Техника – 4
Не хватило слов автору. Очень жаль, что стиш – лишь повод для прозаического замечания.
«В схватке с врагом» - трудно выговорить

Образность – 3
Слабая общая  компоновка, бессвязность внутри катренов.
 *****

 9. "Корочка чёрного хлеба"

Техника – 4
За безоглядность можно бы и пятёрку
Слабое звено – пейзажный катрен, особенно затычка «изредка так»
Бродит по улице осень.
И до костей пробирает,
Мокрые звёзды ныряют
В толщу густых облаков

Образность – 5
Реально уходящее время. Не сопливо. Располагает к философским размышлениям о бабушках грядущих поколений: какого чупа-чупса захочется им вместо кашки?.


 *****

 10. "Весёлые геммологи"

 Техника – 3
В литературном русском – зарЯжен.
С ритмом беда. С препинаками тоже.

Образность – 4
Название не соответствует содержанию, я бы назвала «Занимательная геммология»
Знание материала присутствует.
Можно попробовать заработать больше, продав отдельные строки в качестве рекламы.
 *****

 11. "Всем дорога одна"

Техника – 3
Большая часть рифм банальна или глагольна.
Хорош ритм, заданный в 1-ом катрене, но дальше построение рушится, несмотря на подпорки из слов-затычек.

Образность – 3
Механическая смесь богатых поговорок и бедной авторской мысли.
. *****

 12. "Быстрее, чем птицей!"

Техника – 4
Чтобы хоть как-то уследить за техническими приспособлениями, пришлось переписать его, следуя за ритмом:

Пусть железякам софиты, вены не снятся асфальта…
 …резвый, педали лоснятся – Ждёт подросткового фарта!
 Поздним, отчаянно поздним – блёстки зажглись на витринах –
 С лёгкой неловкостью мимов: дедушка, мальчик. Незримо
 таинство детских мечтаний входит в железное тело.
 — Велик в деревне полезный  (Что-то несмело теплело)!..
 Счастье июнь ских разборок – масло и новые спицы –
 Сладкое слово – на воле – птицей, быстрее, чем птицей!
 Жалко, каникулы быстро:  раз и созрели по лету!
 ...ржавчиной коник согретый мира асфальта… Но где-то
 мальчик из снов железяки, Дуя на янтры на окнах,
  пел ожидания мантры* Другу в озябших оковах.
 Спрашивал деда здоровье в письмах наивных и длинных.
 И оживали софиты Блёстками в зимних витринах!..

Ну что ж, с ритмом полный порядок. Рифмы или слишком авторские, приблизительные, или до безобразия заношенные.
Речь отрывиста, пунктирна. Фоника хороша, но бессвязностью напоминает бред. Мешают инверсии.

Образность – 4
К сожалению, она далека от литературной традиции.
С виду – написано по-русски, но не поддаётся расшифровке. Автор, тема зарифмованного «велосипеда» в рейтинге приближается к «любви и смерти». Сравните свой стиш  хотя бы со стихирскими:
http://www.stihi.ru/2006/08/02-2073
http://www.stihi.ru/2013/09/23/2468
http://stihi.ru/2009/06/03/4819

Но если это ШАНТИ?.. Там свои законы, и они соблюдены. Есть бог и мир, есть покой через тревогу.
 *****

 13. "Анна"

Техника – 5
Сразу оговорюсь: три последних катрена не оцениваю, поскольку стиш, на мой взгляд, кончается на «им будет не жаль».

Образность – 4
За излишества сослагательного наклонения.
Согласитесь сделать обрезание – прибавлю балл.
 *****

 14. "В картинной галерее (или один научный эксперимент)"
 
Техника – 4
Чувство меры подвело автора – почему-то ворону и курицу он осчастливил монологами, а жабу и мышь обделил. Слон вообще не своим голосом говорит.

Образность – 4
Писать такое интересно всем, читать – только детям.
Но автор не думал о детском восприятии. 
 *****

 15. "Попутчики"
               
Техника – 4
Относительно стихосложения – грамотно, ритм и рифмовка выдержаны, рифмы разнообразны.
Относительно русского языка…
Мешают многоточия, плохая инверсия «Чтоб разойтись, на суетный перрон», слова-затычки. Вообще чувствуется  пренебрежение к слову.

Образность – 3
Наверное, если бы стиш кончился до третьей строфы, оценка могла быть выше. Последняя строфа антихудожественна. Последняя строка из другой оперы. Бедный таксист, как та «невестка» из украинской поговорки.

 *****

 16. " Пройдясь по подиуму пылкой пэри …"

техника – 3
сама идея тавтограммы в форме сонета как штудия заслуживает внимания. И то, и другое, взятые по отдельности, создают автору ограничительные рамки. Совмещением задача усложнена. Форма французского сонета выдержана, правда, рифма «b» скучна однородностью. Да и остальные от неё не далеко ушли.
С тавтограммой, к сожалению, автор утонул – тяжеловесность словосочетаний губительна.
Остались вопросы: ради чего уродовался автор? Почему не все устаревшие и иностранные слова объяснил?
Всё-таки по-русски надо писать «пЕри»

Образность – 3
Чередование штампов и несовместимых понятий. Что значит «прелестница пейзажа», «преданная пантера», «пава пленницей»?
Единственный чёткий образ (подозреваю, он далёк от авторской задумки):
«Пластичной поступью поверх преград!» - замедленная прокрутка легкоатлетического бега с препятствиями
*****

17. "А мои хризантемы цветут!"

 Техника – 3
Ограниченный запас слов, вымученная рифмовка

Образность – 3
Эту песню не задушишь, не у… «лютики-цветочки»…
 *****

 18. "Поговорите со словами"

Техника – 4
Подсократить бы, и продать Малинину, любителю романсов.
В ожиданьЕ

Образность – 4
Не «ах», но и не «ох». Типичное песенное.
 *****

 19. "Я люблю тебя"

Техника – 4
За чувство ритма и свободное владение словом

Образность – 4
Почему рельсы, а не шпалы?
Трудно представить пафосное и растерянное в одном флаконе
«Река» из второй строфы с «камнем на шее» из третьей до добра не доведут… Кто-то кого-то утопит – «так и знай!»


Рецензии
1.Очень надеюсь, что Вы достаточно молоды , не успели закончить филолого-исторический факультет какого-нибудь университета и, именно поэтому, ещё не знаете в чем отличие ярмарки от рынка, базара или распродажи в торговом центре и, повторюсь, именно поэтому не читали нерифмованной народной песни
"В чистом поле стояло тут дерево" http://a-pesni.org/bezzem/vtchistom.htm
и не слышали строевой песни
"Солдатушки, браво-ребятушки" http://a-pesni.org/popular20/soldatuchki.htm
в которых есть строки "Наши жены – ружья заряжены"

2. По поводу названия - именно геммологи: их несколько человек , отсюда такой разный ритм.
P.S можно не отвечать

Аркадий Нордон   09.03.2016 16:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.