Стихотворение месяца 37 - обзор Ильи Бровтмана
На улицах, сырых насквозь,
гуляка ветер увлечённо
малюет белым, серым, чёрным,
кладёт мазки и вкривь и вкось,
и вдоль, и поперёк, и справа
налево, и налево спра...
Три тонны худа без добра,
зимы с весной бои без правил.
Февраль устроил раскардаш,
соединяя снег и слякоть.
Нет видимой причины плакать,
но плачь, точёный карандаш,
рыдай, выплёскивай тоску
о том, что белое растает,
что слов и строк вороньи стаи
не в масть бумажному листку;
что п р а в и л ь н ы е фонари -
лишь кляксы в чёрно-белой гамме;
что тают вместе со снегами
и декабри, и январи;
о том, что годы коротки,
о серых снах, о серых буднях...
О чёрном плакать
мы не будем.
И пусть горят черновики.
*****
На мой взгляд стихи следует рассматривать в той же тональности, в которой они видятся автору. Данный стих – это чисто эмоциональное восприятие природных явлений. Мне показалось, что сознание автора, в момент написания состоит из множества осколков мысли, никак не сливающихся в одну картинку, и поэтому очень тяжело оценивать художественную составляющую этой мозаики. Для этого необходимо настроиться на эмоциональную волну автора, а не все образы и эпитеты будят воображение. Такие произведения, в зависимости от настроения читателя, могут вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Техника стихосложения не безукоризненна, но серьёзных сбивок не видно.
4/4
2. "И тут, и там, и те, и эти"
И тут, и там грозят войною,
Крути каналы - не крути,
И в предвоенной паранойе
Всё на своя идёт круги.
Ландскнехты примеряют латы.
Кинжал затачивает брут.
Всё чаще в избах и палатах
Твердят, что те и эти врут.
И вправду врут и те, и эти,
За деньги или по любви.
Они на том ответят свете,
Но не на этом - се ля ви.
Мы все живём в домах на сваях,
Средь испарения болот
Неотвратимо вызревает
Грядущей ненависти плод.
Он лопнет и рассыплет семя,
И тут, и там взойдут ростки
Вражды меж этими и теми,
Такой, что "Господи, прости..."
Но неизвестное известно:
Вернувшись на круги своя,
Земля, вдова и вновь невеста,
Продолжит сагу бытия.
*****
Очень точно передана мысль автора о том, что наш мир, в своём безумстве, катится в пропасть. Мне кажется, что здравомыслящие поэты должны объединиться в желании предотвратить возможную катастрофу, а не раздуваться от ура – патриотизма. И данное стихотворение может служить образцом того, как в художественной форме передать бессмысленность войны. Техника написания не является образцом. Имеются неправильные рифмы. Например «ростки - прости», но фонетически они близки и слух не режут. Кроме того спор о том, должны ли рифмы быть правильными, никогда не найдёт однозначного ответа среди литераторов. Поэтому считать это недостатком не берусь, но хотелось бы пожелать автору причесать произведение. К примеру «брут» неплохо бы написать с заглавной буквы, иначе его можно воспринять не как убийцу Цезаря, а как старорусское и малороссийское слово в значении «грязь».
4/5
3. "Все кончается в срок"
Все кончается в срок*. Мы допишем сюжеты.
И последний листок будет красного цвета,
Словно утром заря. Не грусти понапрасну.
Что светило вчера, темной ночью погасло.
Что тревожит и жжет — растворится и сгинет.
Часто сердце поет — забываясь в экстриме.
Не отнять, не вернуть василькового лета.
Память губит, как ртуть отравляя поэта.
И проходят года, назначая нам судьбы.
То успех, то беда — жизнь ласкает и судит.
Мне б вернуться в страну из которой уехал.
И теперь я в плену слез, молчанья и смеха...
Дни рисуют узор непонятный и тайный,
Я увидел свой двор в передаче случайно.
Мир давнишних друзей, тех, с кем детство я прожил,
Превратился в людей с подряхлевшею кожей.
Все кончается в срок, что природой отмерен,
И летит мотылек, он судьбе своей верен,
И плывут облака, как полки на парадах.
Сохраняют века свет любви в наших взглядах.
-----
*Булат Окуджава
*****
Серьёзных претензий к технике стихотворчества не видно. Вечная тема ностальгии по прошлому, хотя считается, что ностальгия – это тоска по Родине. По своим наблюдениям за своими бывшими соотечественниками могу сказать, что люди тоскуют не по месту, где прошла молодость, а по самой молодости. Но мы сами не всегда знаем, о чем грустим – просто грустно. Данный стих в этом отношении знаменателен. С одной стороны идея четкая и прописана ясно, но с другой стороны эмоционально все достаточно пресно и за душу не торкает. Может быть, не хватает, каких то метафор или просто точного мазка, чтобы стих заиграл эмоциями и задел за живое.
4/4
4. "Скорбный груз"
В Союз летели с другом вместе.
Одним бортом... Но только вот,
Он назывался "грузом 200",
Награда за афганский год.
Как много можно было выбрать
Путей-дорог, чтоб дальше жить.
Разведку, прикрывая ты брат,
Сумел со смертью согрешить.
И вот итог - досрочный дембель,
"Тюльпан", что мрак в себе таит.
И в похоронке синий штемпель,
И слёзы горькие мои.
Мы никогда теперь с тобою
Не встретим новую весну.
Туман, завесой дымовою,
Нагонит молча пелену
На все твои мечты и думы,
На то, что больше никогда
Встать в строй не сможешь десантуры
И победить опять врага.
В Союз летели с другом вместе.
Одним бортом... Но только вот,
Он назывался "грузом 200",
Его последний был полёт.
*****
Очень трогательное стихотворение, берущее за душу. Слова для этого найдены довольно четкие. Все сказано и ничего лишнего. Такие стихи не хочется раскладывать на рифмы и размеры, а хочется слушать, сняв шляпу.
4/5
5. "Эти импульсы"
Ой, завьюжилось, зафевралилось.
Неоглядна снежная даль.
Только - сердце с вьюгами справилось:
Импульс радости сердцу дан.
В сердце импульсы зарождались ли,
Февралём ли принесены -
Эти импульсы благодарности,
И влюблённости, и весны.
Излучение разрастается:
Вот я жёнушке импульс шлю.
Получу в ответ импульс таинства
Под названием: "Я люблю!"
Пусть завьюжило, заметелило,
Но становятся горячей
Эти импульсы тяготения
Наших мыслей, рук и речей.
*****
О настроении спорить – только терять драгоценное время. Здесь важен фактор резонанса с собственным настроением. Если он есть – стих хороший и его не портят ни глагольные, ни не точные рифмы. Но если резонанса нет, то стих проходит мимо струн читателя не зацепив их. Этот незамысловатый лирический стих пример такого сочинения. Он ничем не хуже большинства аналогичных, но и не выделяется практически ничем. Возможно, в другом расположении духа он мог бы произвести другое впечатление.
3/3
6. "Зима январская"
Зима обладает огромным эго
И действует походя, всем назло.
И это эго - завалы снега,
В котором домик наш занесло.
Зима выедает свою сердцевину,
С дорожной солью настой варя.
Всё леденеет - и так невинно
До нескончания Января.
Январь припомнит былые зимы:
"Ох, не отстать бы от прошлых бурь!"
Январь суровый, январь красивый -
Не пара мартовскому жлобу.
Но я - не зимний, ни в коем разе!
И жду когда же уснёт Февраль.
Я ожидаю апрельской грязи,
Ведущей прямо в весенний рай.
*****
Чистая пейзажная лирика в которой даже автор похоже не вкладывает глубокого смысла. Такая поэзия, безусловно, имеет право на существование, но в этом случае и судить ее следует по законам жанра, а в данном произведении ярких метафор и эпитетов я не увидел, зато слова не очень мелодично звучащие присутствуют в избытке (жлобу, ни в коем разе, до нескончания…)
2/3
7. "А, может, броситься мне в воды?"
Ах, этот парус одинокий
В морской пучине синих вод,
Ты для меня такой далекий
Средь навалившихся невзгод.
Мечтаю, может быть, однажды
К моим причалишь берегам,
Года летят, но помню каждый,
Ведь я молюсь всегда Богам.
А, может, броситься мне в воды,
Навстречу счастью своему?
Прошедшие жалею годы,
Пусть если вовсе утону.
Нельзя жить вечно в ожиданье,
Ведь говорят нам мудрецы:
Бороться надо за желанья,
Мы жизни собственной творцы.
*****
Начало стихотворения достаточно прилично смотрится, возможно, благодаря лермонтовским рифмам и общему настрою. Вторая половина скомкана и по содержанию и по силе художественного восприятия, а фраза «Пусть если вовсе утону» звучит вовсе не литературно.
3/3
8. "Старая Русса"
Светлой памяти Алексея Маресьева
Старая Русса.
Старая Русса.
Вот и лежал бы я тут…
Вечная память витязям русским, –
Грустные мысли гнетут.
Подвиг бессмертен в миге от смерти.
Даже не чувствуя ног,
Сильная птица – верьте, не верьте,
В сердце – летающий Бог.
Действовать первым, биться искусно, –
Дрогнет и целая рать.
Двигатель воет, палец на спуске –
Рано ещё умирать.
Резким маневром ставится точка
В схватке с врагом роковой.
Бьёт истребитель быстро и точно:
Следом за первым – второй.
Купол глубокий, лёгкая дымка
Тает внизу – у земли.
Выстоял, выжил.
Смерть-невидимка,
Наши пути разошлись.
…Старая Русса.
Старая Русса.
В небе – воркующий звук.
Вечная слава витязям русским,
Мчащимся вдаль наяву!
Пользуясь случаем, хочется отметить, что после тяжёлых ранений, приведших к частичной ампутации одной или обеих ног, кроме А. П. Маресьева вновь сумели подняться в воздух ещё, по меньшей мере, 8 человек. Из них, 7 были лётчиками -истребителями: майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, Гвардии полковник А. И. Грисенко, Гвардии капитан З. А. Сорокин, старший лейтенант И. М. Киселёв, Гвардии капитан Г. П. Кузьмин, Гвардии подполковник И. С. Любимов. Один пилот, старший лейтенант И. А. Маликов, представлял бомбардировочную авиацию.
*****
Очень хорошо, что авторы все время возвращаются к теме великих подвигов и данный стих достойная работа в этом ряду. Техника не безукоризненная, но достаточная, что бы не опошлить светлого замысла.
4/5
9. "Корочка чёрного хлеба"
А бабушка на кровати
Молча глядит в потолок.
Бабушке много не надо:
Корочку чёрного хлеба,
Свежей воды глоток.
Внучка готовит ей кашу,
Манную, с маслом топлённым.
Бабушка кашу не хочет.
Хмурит морщинистый лоб,
И вспоминает, как в детстве
Мама делила на кухне
Корочку чёрного хлеба,
Сладкую, словно пирог.
Бродит по улице осень.
Изредка так пробивают
Мокрые звёзды с луною
Толщу густых облаков.
Бабушке много не надо —
Корочку чёрного хлеба,
Ту, что делила мама.
Жалко вот, нет зубов!
*****
Обычно стихи на такую тему задевают за живое, но мне кажется, что этот стих не достаточно трогательно прописан. Чего-то ему не хватает для того, что бы читатель почувствовал драматизм ситуации. Техника написания оставляет желать лучшего, если конечно это не белый стих.
3/3
10. "Весёлые геммологи"
Эй, поэты, веселей:
Ждём на ярмарку камней-
Подберём для всех гостей
Талисманы всех мастей.
Для поэта-самоучки
Есть поделочных две кучки-
Вот отличный малахит-
Заряжён на мегахит.
С ниткой жемчуга на шее
Ты начнёшь писать шустрее:
Будут литься как из бочки
Зарифмованные строчки.
У подруги муж кобель?-
Подарите ей шпинель.
Уверяю, он отныне
К другим женщинам остынет.
Вдохновение пропало?-
Прими помощь от опала.
А от порчи и от сглаза -
Разноцветный блеск топаза.
Если Вы в душе артист-
Выбирайте аметист,
Он полезен биополем,
при проблемах с алкоголем.
Показать всем, что ты крут
Сможет крупный изумруд,
А кашмирские сапфиры
Приумножат силы лиры.
Звёзды падают к ногам?-
Вам алмазы по зубам-
Бриллиант на пять карат
Подчеркнёт, что Вы талант.
Поскорее к нам спеши,
Найди камень для души
И пиши себе, пиши...
*****
К шуточному стиху и мерка должна быть соответствующая:
Подходи скорее, дам
Я алмазом по зубам.
Только с вашею зарплатой
Не надейтесь на караты.
Минерал пройдет любой,
Хоть булыжник с мостовой.
Чтобы камень уберег
И на душу вам не лёг.
4/4
11. "Всем дорога одна"
Коротка наша жизнь, крути не крути,
Мы калифы недолго, всего на час,
А вокруг ни души, хоть шаром кати,
Даже Богу до нас дела нет сейчас.
Вон Царь-колокол стих, не бьет в набат,
И Царь-пушка без дела стоит вообще,
Будь ты гол, как сокол, или же богат,
Всем дорога одна ведь – на кладбище.
Человечество, не успев повзрослеть,
Продолжая в войнушки ещё играть,
Всё кого-то пытается одолеть
И песочницы не строить, а разрушать.
Не успели мы оглядеться вокруг,
А уже ответить пора: быть, не быть,
Вот и финиш вдали замаячил вдруг,
И уже нам пора по счетам платить.
Горько думать теперь о былой красе,
За долги не будет никто прощён,
Судный день придёт, и заплатят все,
А кому-то, даст Бог, повезёт ещё.
*****
Техника стихосложения достаточно хаотична. Чередование двух и трех стопных фрагментов не вписываются в четкую схему, поэтому общее впечатление от стиха неоднозначно. Нельзя не отметить глубокий философский замысел и вывод, с которым трудно не согласиться, но в целом назвать стихотворение проникновенным я не берусь.
3/4
12. "Быстрее, чем птицей!"
Пусть железякам софиты,
вены не снятся асфальта…
…резвый, педали лоснятся –
Ждёт подросткового фарта!
Поздним, отчаянно поздним –
блёстки зажглись на витринах –
С лёгкой неловкостью мимов:
дедушка, мальчик.
Незримо
таинство детских мечтаний
входит в железное тело.
— Велик в деревне полезный
(Что-то несмело теплело)!..
Счастье июньских разборок –
масло и новые спицы –
Сладкое слово – на воле –
птицей, быстрее, чем птицей!
Жалко, каникулы быстро:
раз и созрели по лету!
...ржавчиной коник согретый
мира асфальта…
Но где-то
мальчик из снов железяки,
Дуя на янтры на окнах,
пел ожидания мантры*
Другу в озябших оковах.
Спрашивал деда здоровье
в письмах наивных и длинных.
И оживали софиты
Блёстками в зимних витринах!..
-----------
*вибрация мантры, наполняя гармонию янтры, рождает действие – жизнь.
*****
Неоднократно прочитав стих, я не смог определиться чего в нем больше: достоинств или недостатков. Общее впечатление такое, что это очень сумбурная зарисовка из жизни автора с полным набором разобщенных мыслей и образов, никак не складывающихся в целостную мозаику. А обилие сленговых, далеко не литературных выражений, не украшают стих.
2/2
13. "Анна"
Анна, как страшно, как больно.
Тёмный пустынный вокзал.
Просто один недопонял,
Просто другой промолчал.
Рельсы блестят словно змеи,
Слышен протяжный гудок.
Просто один не поверил,
Просто другой не помог.
Тонкие пальцы сжимает,
Взгляд её скрыла вуаль.
Просто она здесь чужая,
Значит, им будет не жаль.
Анна, как страшно, как больно
Делать последний свой шаг.
Кто-то обидел невольно,
Думал, что это пустяк.
Ну почему так нелепо
Вдруг обрывается жизнь?
Если бы он не уехал,
Если бы рядом был сын,
Всё бы сложилось иначе.
Жаль, не узнать наперёд.
Кто-то, наверно, заплачет,
Что-то, возможно, поймёт.
*****
Возможно я не прав, но мне показалось, что речь идет о судьбе Анны Карениной. В этом контексте стих обретает завершенность. Но даже если это не так, то стих неплохо передает смятение души отчаявшегося человека. Написан он достаточно абстрактными образами для того, чтобы читатель мог отрешиться от конкретных людей и событий и сосредоточиться на общем настроении, как стихотворения, так и литературного героя. Посоветовал бы автору поработать с произведением – отполировать некоторые моменты и эпитеты и тогда оно намного выиграет.
3/4
14. "В картинной галерее (или один научный эксперимент)"
"Какие КРАски у КАРтин!
Ну, КРАсота, преКРАсно, право!
Ах, ветер в КРОнах! Эти травы!
Художник здесь достиг глубин",-
Ворона каркала навзрыд.
"ГлаМУРно", - кот сказал.-"Согласен.
И замысел предельно ясен,
Любой здесь это подтвердит".
"Как ярКО-КО-КО-КО и тонКО",-
Вступила квочка в разговор,-
"Готова я идти на спор,
У автора - душа ребенка.
Воспринимается легКО-
КО-КО, КО-КО, КО-КО, КО-КО".
"ИСССкуСССно", - был вердикт змеи,
Ей эхом вторил старый ящер:
"Да, все изыСССкано, изяЩЩЩно!".
Они консенсус обрели.
"Здесь АВтор рАВный рАФаэлю",-
Промолвил старый добрый пес.
Он был обрадован всерьез,
По крайней мере, на неделю.
"Да, очень сМЕЕЕло!"
"БЕЕЕсподобно!", -
Отозвались коза с овцой,
И с чуть заметной хрипотцой
Добавил слон: "Еще и модно!"
"ПрИГО-ГО-ГОже", - лошадь (лично).
"ГА-ГАрно", - гаркнул громко гусь,-
"И спорить я хоть с кем возьмусь,
Что очень орГА-ГА-ГАнично!"
"Пусть я в словах не вижу смысла»,-
Тихонько пропищала мышь,-
«Но только тут не устоишь:
Все очень живоПИ-ПИ-ПИсно".
"А я еще раз повторю", -
В дискуссию включилась жаба,-
"Кисть грандиозного масштаба…
Но больше аКВАрель люблю".
И только человек молчал:
Он речь животных изучал.
*****
С точки зрения волка – это очень интересный наУУУУчный эксперимент. В самом деле - мнение многих критиков так Му-Му-Му-чает авторов, что хочется у них спросить: способны ли они сами тВОРить. А с моей точки зрения это очень приличный стих.
4/5
15. "Попутчики"
Вагон притих – почти необитаем
И семафоры в звёздный вышли чат.
Мы притворились, будто засыпаем,
Лишь два стакана с недопитым чаем
О чём-то недосказанном бренчат.
Не надо слов – попутчики и … только.
К утру забудем поздний разговор.
В случайной встрече – никакого толка
И от Луны отрезанную дольку
Уже к столу не тянет из-за штор.
Слегка сутулясь, выйдем без поклажи,
Чтоб разойтись, на суетный перрон.
- Куда везти? – таксист залётный скажет
И, беспардонный, не заметит даже:
Замрёт Она и... повернётся Он.
*****
Вполне приличный стих с точки зрения теории стихосложения. Достаточно образный, метафоричный и в то же время не перегруженный подробностями. Несколькими точными мазками написана интересная картинка, дающая волю воображению.
5/5
16. " Пройдясь по подиуму пылкой пэри …"
Пленяя персями, пушком плюмажа,
Пред публикой пылая пышным париком,
Паря по подиуму плоти палачом,
Продлит пир пряный пэри променажем.
Прервав покой, прелестница пейзажа,
Пещерку пылкую почти прикрыв платком,
Парней пред пламенем подвигнув пасть пластом,
Прекрасной пассией плывёт по пляжу.
Привольной проходя пантерой прерий,
Пьянит пикантностью покрова пэри,
Парео приспуская по пути …
Пригож плывущих прелестей парад,
Призвавший паву пленницей пройти,
Пластичной поступью поверх преград!
паре’о – лёгкий платок на тело для пляжа
пе’рси – грудь
плюма’ж – украшение из перьев на головных уборах
промена’ж – устар. к слову променад, прогулка
*****
Неплохой сонет. Всегда уважал тех, кто не ленится использовать твердые формы, и в рамках этого жанра написано интересно.
4/4
17. "А мои хризантемы цветут!"
Заунывную песню поют
Мне ветра сквозь метель февраля,
А мои хризантемы цветут,
На окошке у нас поселясь!
Разлилась по окну акварель:
Зелень, жёлтые полутона...
И совсем не страшна мне метель!
И уже дышит в спину весна!
В тёплом доме комфорт и уют,
И сердца, что стучат в унисон!
И мои хризантемы цветут
От любви в этот зимний сезон!
*****
Стихотворению немного не хватает живости красок, что необходимо в пейзажной лирике. Ведь это ее главное назначение – будить воображение. Рифмы довольно банальны, но считать это недостатком или достоинством мне не понятно. Самое парадоксальное в поэзии это неощутимая грань между пошлостью и гениальностью. Все очень субъективно и то, что одному кажется пошлым, то другому – гениальным. В самом деле: если какая рифма оказывается очень удачной, то она неминуемо будет повторяться другими авторами, даже невольно и будет, в конце концов, опошлена и заезжена до безобразия. А рифмы, которые не имеют силы и образности могут так и остаться оригинальными и не любимыми поэтами. Поэтому в лирике главный критерий это эмоциональная окраска, а по этому показателю стих средний.
4/3
18. "Поговорите со словами"
Поговорите со словами,
Они пришли издалека...
Ах, как волнуется строка,
Вся в ожиданьи встречи с Вами.
Стоят они, напряжены,
Уже в предчувствии общенья,
Души безмолвное леченье,
Истоки света и весны.
Как строг, торжественен их вид,
Они хранят мечты и тайны,
И к нам явились не случайно,
Душа капелями звенит.
Поговорите со словами,
Не прекращайте разговор,
И пусть сомнения укор
Стеной не встанет между нами.
А безысходности трава
Нигде в строке не прорастает,
И, не пугаясь, прилетают
Любви и нежности слова...
Спешит словесный паучок
Из этих слов сплести картину,
И каждый миг неуловимый
Умело прячет в узелок.
Поговорите со словами,
Они пришли издалека...
Ах, как волнуется строка,
Вся в ожиданьи встречи с Вами.
*****
Эмоциональная окраска стиха не плохая. Читается легко. Тема не новая, но в наше время найти нечто небывалое не так-то просто. Воспринимается произведение целостно, но особого блеска нет, и желание перечитывать его или заучить наизусть не возникает. Поэтому высших оценок не будет, хотя стихотворение неплохое и ощущения автора на извечную тему переданы неплохо.
4/4
19. "Я люблю тебя"
Я люблю тебя вопреки
Опозданьям и несовпаденьям
И сквозь рельсы бегущих дат
Улыбаюсь тебе во сне.
Ты не смеешь подать руки -
Слишком пафосен и растерян,
Сыплешь шутками невпопад
И винишь надоевший снег.
Я люблю тебя вопреки
Расстояниям и невезеньям
И сквозь разницу поясов
Я лечу за тобою вслед.
Но, одетый в гранит реки,
Равнодушной толпы веселье,
Город твой обречен на сон
Или попросту он ослеп...
Я люблю тебя вопреки
Всем обидам, словам и решеньям
И не надо меня жалеть -
За зимою придет весна.
Пусть все так же с тобой далеки,
И по-прежнему камнем на шее
Нашей памяти горький шлейф,
Я люблю тебя - так и знай!
Любовная лирика жанр особенный и каждый читатель такие стихи пропускает через призму собственных ощущений. Если стих попадает в резонанс с личными переживаниями, то он оставляет неизгладимое впечатление. С точки зрения техники написания, мне кажется, что трехстопный размер и чередование рифм, выбранные автором, для этой темы несколько тяжеловаты.
3/4
Свидетельство о публикации №116030800440
Ольга Малышева-Повалинская 09.03.2016 19:46 Заявить о нарушении