Стихотворение месяца 37 - обзор Александра Коппа

Хочу сразу оговориться, что писать про некачественную пунктуацию  я не буду, а просто буду отмечать, что с этим не все в порядке в конкретном стихе, особенно, если таких мест не одно.
Есть общее замечание, касается почти всех текстов в подборке – это использование «-» дефиса, вместо «–» тире, там где должно быть по тексту тире.
Это, конечно же, чисто оформительский момент, но тем не менее…

Все мои оценки носят по большей части субъективный характер в разрезе
понравилось \ нет…
Возможно, есть некоторое усреднение оценок… Т.е. где-то можно было поставить и чуть выше балл, а где-то еще больше снизить…

1. "Февральское настроение"

 На улицах, сырых насквозь, 
 гуляка ветер увлечённо 
 малюет белым, серым, чёрным,
 кладёт мазки и вкривь и вкось, 
 и вдоль, и поперёк, и справа 
 налево, и налево спра... 
 Три тонны худа без добра,
 зимы с весной бои без правил. 
 Февраль устроил раскардаш, 
 соединяя снег и слякоть.  
 Нет видимой причины плакать, 
 но плачь, точёный карандаш,  
 рыдай, выплёскивай тоску  
 о том, что белое растает, 
 что слов и строк вороньи стаи 
 не в масть бумажному листку; 
 что п р а в и л ь н ы е фонари - 
 лишь кляксы в чёрно-белой гамме;
 что тают вместе со снегами 
 и декабри, и январи;
 о том, что годы коротки, 
 о серых снах, о серых буднях...
 О чёрном плакать 
 мы не будем. 
 И пусть горят черновики.
*****
Есть пропущенные препинаки, использование дефиса вместо тире.
4 \ 4

2. "И тут, и там, и те, и эти"

И тут, и там грозят  войною,
Крути каналы - не крути,
И в предвоенной паранойе
Всё на своя идёт круги.
 
Ландскнехты примеряют латы.
Кинжал затачивает брут.
Всё чаще в избах и палатах
Твердят, что те и эти врут.

И вправду врут и те, и эти,
За деньги или по любви.
Они на том ответят свете,
Но не на этом - се ля ви.

Мы все живём в домах на сваях,
Средь испарения болот
Неотвратимо  вызревает
Грядущей ненависти плод.
 
Он лопнет и рассыплет семя,
И тут, и там взойдут ростки
Вражды меж этими и теми,
Такой, что "Господи, прости..."
 
Но неизвестное известно:
Вернувшись на круги своя,
Земля, вдова и вновь невеста,
Продолжит сагу бытия.
*****
«Всё на своя идёт круги.» (с) – откровенно не понравилась инверсия, поскольку есть устойчивое выражение «на круги своя», которое автор позже опять использует.
4 \ 4

3. "Все кончается в срок"

Все кончается в срок*. Мы допишем сюжеты.
И последний листок будет красного цвета,
Словно утром заря. Не грусти понапрасну.
Что светило вчера, темной ночью погасло.
 
Что тревожит и жжет — растворится и сгинет.
Часто сердце поет — забываясь в экстриме.
Не отнять, не вернуть василькового лета.
Память губит, как ртуть отравляя поэта.
 
И проходят года, назначая нам судьбы.
То успех, то беда — жизнь ласкает и судит.
Мне б вернуться в страну из которой уехал.
И теперь я в плену слез, молчанья и смеха...
 
Дни рисуют узор непонятный и тайный,
Я увидел свой двор в передаче случайно.
Мир давнишних друзей, тех, с кем детство я прожил,
Превратился в людей с подряхлевшею кожей.
 
Все кончается в срок, что природой отмерен,
И летит мотылек, он судьбе своей верен,
И плывут облака, как полки на парадах.
Сохраняют века свет любви в наших взглядах.
-----

*Булат Окуджава
*****
4 \ 3
Отмечу только на мой взгляд неверную конструкцию предложения:
«Мир давнишних друзей, тех, с кем детство я прожил,
Превратился в людей с подряхлевшею кожей.» (с) – «мир друзей» не может превратиться в «людей», как минимум – в «мир людей». Автору стоит подумать над этими строками.




4. "Скорбный груз"

В Союз летели с другом вместе.
Одним бортом... Но только вот,
Он назывался "грузом 200",
Награда за афганский год.
Как много можно было выбрать
Путей-дорог, чтоб дальше жить.
Разведку,  прикрывая ты брат,
Сумел со смертью согрешить.
И вот итог - досрочный дембель,
"Тюльпан", что мрак в себе таит.
И в похоронке синий штемпель,
И слёзы горькие мои.
Мы никогда теперь с тобою
Не встретим новую весну.
Туман, завесой дымовою,
Нагонит молча пелену
На все твои мечты и думы,
На то, что больше никогда
Встать в строй не сможешь десантуры
И победить опять врага.
В Союз летели с другом вместе.
Одним бортом... Но только вот,
Он назывался "грузом 200",
Его последний был полёт.
*****
Категорически не понравилось: «Разведку,  прикрывая ты брат,
Сумел со смертью согрешить.» (с) – не знал, что со смертью «грешат» таким вот образом…  Перед «брат», по-моему, пропущена запятая…
4 \ 4

5. "Эти импульсы"
 
Ой, завьюжилось, зафевралилось.
Неоглядна снежная даль.
Только - сердце с вьюгами справилось:
Импульс радости сердцу дан.
 
В сердце импульсы зарождались ли,
Февралём ли принесены -
Эти импульсы благодарности,
И влюблённости, и весны.
 
Излучение разрастается:
Вот я жёнушке импульс шлю.
Получу в ответ импульс таинства
Под названием: "Я люблю!"
 
Пусть завьюжило, заметелило,
Но становятся горячей
Эти импульсы тяготения
Наших мыслей, рук и речей.
*****
Несмотря на название стиха, «импульсов» – использование слова «импульс»
многовато для столь короткого стиха…

4 \ 3

6. "Зима январская"

Зима обладает огромным эго
И действует походя, всем назло.
И это эго - завалы снега,
В котором домик наш занесло.

Зима выедает свою сердцевину,
С дорожной солью настой варя.
Всё леденеет - и так невинно
До нескончания Января.

Январь припомнит былые зимы:
"Ох, не отстать бы от прошлых бурь!"
Январь суровый, январь красивый -
Не пара мартовскому жлобу.

Но я - не зимний, ни в коем разе!
И жду когда же уснёт Февраль.
Я ожидаю апрельской грязи,
Ведущей прямо в весенний рай.
*****
Разнокалиберные строки не делают стих качественней.
Почему вдруг март стал жлобом? – этому нет никакого объяснения..

4 \ 3

7. "А, может, броситься мне в воды?"

Ах, этот парус одинокий
В морской пучине синих вод,
Ты для меня такой далекий
Средь навалившихся невзгод.

Мечтаю, может быть, однажды
К моим причалишь берегам,
Года летят, но помню каждый,
Ведь я молюсь всегда Богам.

А, может, броситься мне в воды,
Навстречу счастью своему?
Прошедшие жалею годы,
Пусть если вовсе утону.

Нельзя жить вечно в ожиданье,
Ведь говорят нам мудрецы:
Бороться надо за желанья,
Мы жизни собственной творцы.
*****

Не понял идеи стиха… и стоило переиначивать таким образом творение
Лермонтова?
«Года летят, но помню каждый,
Ведь я молюсь всегда Богам.» (с) – что автор хотел сказать, например, здесь?
Что он молится и поэтому ему не отшибло память?

4 \ 3

8. "Старая Русса"

                        Светлой памяти Алексея Маресьева

Старая Русса.
Старая Русса.
Вот и лежал бы я тут…
Вечная память витязям русским, –
Грустные мысли гнетут.

Подвиг бессмертен в миге от смерти.
Даже не чувствуя ног,
Сильная птица – верьте, не верьте,
В сердце – летающий Бог.

Действовать первым, биться искусно, –
Дрогнет и целая рать.
Двигатель воет, палец на спуске –
Рано ещё умирать.

Резким маневром ставится точка
В схватке с врагом роковой.
Бьёт истребитель быстро и точно:
Следом за первым – второй.

Купол глубокий, лёгкая дымка
Тает внизу – у земли.
Выстоял, выжил.
Смерть-невидимка,
Наши пути разошлись.

…Старая Русса.
Старая Русса.
В небе – воркующий звук.
Вечная слава витязям русским,
Мчащимся вдаль наяву!

*****
«В схватке с врагом роковой.» (с) –  не самая удачная инверсия…
4 \ 4

9. "Корочка чёрного хлеба"

А бабушка на кровати
Молча глядит в потолок.
Бабушке много не надо:
Корочку чёрного хлеба,
Свежей воды глоток.
Внучка готовит ей кашу,
Манную, с маслом топлённым.
Бабушка кашу не хочет.
Хмурит морщинистый лоб,
И вспоминает, как в детстве
Мама делила на кухне
Корочку чёрного хлеба,
Сладкую, словно пирог.
Бродит по улице осень.
Изредка так пробивают
Мокрые звёзды с луною
Толщу густых облаков.
Бабушке много не надо —
Корочку чёрного хлеба,
Ту, что делила мама.
Жалко вот, нет зубов!
*****
Вот признаюсь, это тот случай, когда не знаю, как подойти к оценке…
К какой категории отнести данный стих? Вроде бы и придраться не к чему…
Но и не пробирает.
4 \ 4

10. "Весёлые геммологи"

Эй, поэты, веселей:
Ждём на ярмарку камней-
Подберём для всех гостей
Талисманы всех мастей.

Для поэта-самоучки
Есть поделочных две кучки-
Вот отличный малахит-
Заряжён на мегахит.

С ниткой жемчуга на шее
Ты начнёшь писать шустрее:
Будут литься как из бочки
Зарифмованные строчки.

У подруги муж кобель?-
Подарите ей шпинель.
Уверяю, он отныне
К другим женщинам остынет.

Вдохновение пропало?-
Прими помощь от опала.
А от порчи и от сглаза -
Разноцветный блеск топаза.

Если Вы в душе артист-
Выбирайте аметист,
Он полезен биополем,
при проблемах с алкоголем.

Показать всем, что ты крут
Сможет крупный изумруд,
А кашмирские сапфиры
Приумножат силы лиры.

Звёзды падают к ногам?-
Вам алмазы по зубам-
Бриллиант на пять карат
Подчеркнёт, что Вы талант.

Поскорее к нам спеши,
Найди камень для души
И пиши себе, пиши...
*****
Шуточный стих, по-видимому, но не рассмешил…
5 \ 4

11. "Всем дорога одна"

Коротка наша жизнь, крути не крути,
Мы калифы недолго, всего на час,
А вокруг ни души, хоть шаром кати,
Даже Богу до нас дела нет сейчас.

Вон Царь-колокол стих,  не бьет в набат,
И Царь-пушка без дела стоит вообще,
Будь ты гол, как сокол,  или же богат,
Всем дорога одна  ведь – на кладбище.

Человечество, не успев повзрослеть,
Продолжая в войнушки ещё играть,
Всё кого-то пытается одолеть
И песочницы не строить, а разрушать.

Не успели мы оглядеться вокруг,
А уже ответить пора: быть, не быть,
Вот и финиш вдали замаячил вдруг,
И уже нам пора по счетам платить.

Горько думать теперь о былой красе,
За долги не будет никто прощён,
Судный день придёт,  и заплатят все,
А кому-то,  даст Бог, повезёт ещё.
*****
«шаром кати» (с) – так не говорят, устойчивое выражение ««шаром покати».
Вообще, все можно было выразить одной фразой:
«Всем дорога одна  ведь – на кладбище.» (с)
Аналогично, очень бедные рифмы: «час-сейчас»

3 \ 3

12. "Быстрее, чем птицей!"

Пусть железякам софиты,
вены не снятся асфальта…
…резвый, педали лоснятся –
Ждёт подросткового фарта!
Поздним, отчаянно поздним –
блёстки зажглись на витринах –
С лёгкой неловкостью мимов:
дедушка, мальчик.
                     Незримо
таинство детских мечтаний
входит в железное тело.
— Велик в деревне полезный
 (Что-то несмело теплело)!..

Счастье июньских разборок –
масло и новые спицы –
Сладкое слово – на воле –
птицей, быстрее, чем птицей!
Жалко, каникулы быстро:
 раз и созрели по лету!

...ржавчиной коник согретый
мира асфальта…
                      Но где-то
мальчик из снов железяки,
Дуя на янтры на окнах,
 пел ожидания мантры*
Другу в озябших оковах.
Спрашивал деда здоровье
в письмах наивных и длинных.

И оживали софиты
Блёстками в зимних витринах!..
-----------

*вибрация мантры, наполняя гармонию янтры, рождает действие – жизнь.
*****
По технике:
« (Что-то несмело теплело)!..» (с) – мне видится притянутым для рифмы.
Рифмы:  я откровенно скажу, что не везде понял, что с чем рифмуется…
А вот содержание, смысл – порой ускользают…
Поэтому:
4 \ 4


13. "Анна"

Анна, как страшно, как больно.
Тёмный пустынный вокзал.
Просто один недопонял,
Просто другой промолчал.

Рельсы блестят словно змеи,
Слышен протяжный гудок.
Просто один  не поверил,
Просто другой  не помог.

Тонкие пальцы сжимает,
Взгляд её скрыла  вуаль.
Просто она здесь чужая,
Значит, им будет не жаль.

Анна, как страшно, как больно
Делать последний свой шаг.
Кто-то обидел невольно,
Думал, что это пустяк.

Ну почему так нелепо
Вдруг обрывается жизнь?
Если бы он не уехал,
Если бы рядом был сын,

Всё бы сложилось иначе.
Жаль, не узнать наперёд.
Кто-то, наверно, заплачет,
Что-то, возможно, поймёт.
*****

Изложено свое понимание поступков героини…
Меня не тронуло… И, на мой взгляд, смазан финал:
«Кто-то, наверно, заплачет,
Что-то, возможно, поймёт.» (с)  – вероятно, автор хочет сказать:
Кто-то, наверно, заплачет,
Что-то, возможно, поняв…
Рифмы также желают быть более точными.
4 \ 4

14. "В картинной галерее (или один научный эксперимент)"
 
"Какие КРАски у КАРтин!
Ну, КРАсота, преКРАсно, право!
Ах, ветер в КРОнах! Эти травы!
Художник здесь достиг глубин",-

Ворона каркала навзрыд.
"ГлаМУРно", - кот сказал.-"Согласен.
И замысел предельно ясен,
Любой здесь это подтвердит".

"Как ярКО-КО-КО-КО и тонКО",-
Вступила квочка в разговор,-
"Готова я идти на спор,
У автора - душа ребенка.
Воспринимается легКО-
КО-КО, КО-КО, КО-КО, КО-КО".

"ИСССкуСССно", - был вердикт змеи,
Ей эхом вторил старый ящер:
"Да, все изыСССкано, изяЩЩЩно!".
Они консенсус обрели.

"Здесь АВтор рАВный рАФаэлю",-
Промолвил старый добрый пес.
Он был обрадован всерьез,
По крайней мере, на неделю.

"Да, очень сМЕЕЕло!"
            "БЕЕЕсподобно!", -
Отозвались коза с овцой,
И с чуть заметной хрипотцой
Добавил слон: "Еще и модно!"

"ПрИГО-ГО-ГОже", - лошадь (лично).
"ГА-ГАрно", - гаркнул громко гусь,-
"И спорить я хоть с кем возьмусь,
Что очень орГА-ГА-ГАнично!"

"Пусть я в словах не вижу смысла»,-
Тихонько пропищала мышь,-
«Но только тут не устоишь:
Все очень живоПИ-ПИ-ПИсно".

"А я еще раз повторю", -
В дискуссию включилась жаба,-
"Кисть грандиозного масштаба…
Но больше аКВАрель люблю".

И только человек молчал:
Он речь животных изучал.
*****
Мне понравилась попытка автора имитировать голоса животных,
но излишнее выделение заглавными, смазало позитивный эффект.
И притянуто «лично-гармонично».
4 \ 4

15. "Попутчики"
                  
Вагон притих – почти необитаем
И семафоры в звёздный вышли чат.
Мы притворились, будто засыпаем,
Лишь два стакана с недопитым чаем
О чём-то недосказанном бренчат.

Не надо слов – попутчики и … только.
К утру забудем поздний разговор.
В случайной встрече – никакого толка
И от Луны отрезанную дольку
Уже к столу не тянет из-за штор.

Слегка сутулясь, выйдем без поклажи,
Чтоб разойтись, на суетный перрон.
- Куда везти? – таксист залётный скажет
И, беспардонный, не заметит даже:
Замрёт Она и... повернётся Он.
*****

Вот стих, к которому у меня нет претензий. Понравился!
5 \ 5

16. " Пройдясь по подиуму пылкой пэри …"

Пленяя персями, пушком плюмажа,
Пред публикой пылая пышным париком,
Паря по подиуму плоти палачом,
Продлит пир пряный пэри променажем.

Прервав покой, прелестница пейзажа,
Пещерку пылкую почти прикрыв платком,
Парней пред пламенем подвигнув пасть пластом,
Прекрасной пассией плывёт по пляжу.

Привольной проходя пантерой прерий,
Пьянит пикантностью покрова пэри,
Парео приспуская по пути …

Пригож плывущих прелестей парад,
Призвавший паву пленницей пройти,
Пластичной поступью поверх преград!



паре’о – лёгкий платок на тело для пляжа
пе’рси – грудь
плюма’ж – украшение из перьев на головных уборах
промена’ж – устар. к слову променад, прогулка
*****
Своеобразный этюд из цикла: Обозревая окрестности Онежского…
5 \ 4

17. "А мои хризантемы цветут!"

Заунывную песню поют
Мне ветра сквозь метель февраля,
А мои хризантемы цветут,
На окошке у нас поселясь!

Разлилась по окну акварель:
Зелень, жёлтые полутона...
И совсем не страшна мне метель!
И уже дышит в спину весна! 

В тёплом доме комфорт и уют,
И сердца, что стучат в унисон!
И мои хризантемы цветут
От любви в этот зимний сезон!
*****
К технике нет претензий, а содержание – простовато…
5 \ 4

18. "Поговорите со словами"

Поговорите со словами,
Они пришли издалека...
Ах, как волнуется строка,
Вся в ожиданьи встречи с Вами.

Стоят они, напряжены,
Уже в предчувствии общенья,
Души  безмолвное леченье,
Истоки света и весны.

Как строг, торжественен их вид,
Они хранят мечты и тайны,
И к нам явились не случайно,
Душа капелями звенит.

Поговорите со словами, 
Не прекращайте разговор,
И пусть сомнения укор
Стеной не встанет между нами.

А безысходности трава
Нигде в строке не прорастает,
И, не пугаясь, прилетают
Любви и нежности слова...

Спешит словесный паучок
Из этих слов сплести картину,
И каждый миг неуловимый
Умело прячет в узелок.

Поговорите со словами,
Они пришли издалека...
Ах, как волнуется строка,
Вся в ожиданьи встречи с Вами.
*****
Все-таки корректнее не «в ожиданьИ», а «в ожиданьЕ».
4 \ 4

19. "Я люблю тебя"

Я люблю тебя вопреки
Опозданьям и несовпаденьям
И сквозь рельсы бегущих дат
Улыбаюсь тебе во сне.
Ты не смеешь подать руки -
Слишком пафосен и растерян,
Сыплешь шутками невпопад
И винишь надоевший снег.
 
Я люблю тебя вопреки
Расстояниям и невезеньям
И сквозь разницу поясов
Я лечу за тобою вслед.
Но, одетый в гранит реки,
Равнодушной толпы веселье,
Город твой обречен на сон
Или попросту он ослеп...
 
Я люблю тебя вопреки
Всем обидам, словам и решеньям
И не надо меня жалеть -
За зимою придет весна.
Пусть все так же с тобой далеки,
И по-прежнему камнем на шее
Нашей памяти горький шлейф,
Я люблю тебя - так и знай!

«За зимою придет весна.» (с) – сильное утверждение!

5 \ 4



Рецензии
Скажем так, обещаю вам Александр, что Вы станете один из первых будущих читателей моих инокограмм на прозе. И в этом можете быть уверены, если конечно, вам интересны и прозаические произведения, написанные этим стилем.

С уважением,
Валерий

Валерий Михеев Сам   09.03.2016 14:03     Заявить о нарушении
Валерий, благодарю... дадите ссылку - почитаю. :)

Александр Копп   09.03.2016 15:16   Заявить о нарушении
Лады-ы-ы!
Сайт говорит что менее 5 символов, поэтому с тремя "ы!

Валерий Михеев Сам   09.03.2016 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.