Стихотворение месяца 37 - обзор Игоря Желнова
1. "Февральское настроение"
На улицах, сырых насквозь,
гуляка ветер увлечённо
малюет белым, серым, чёрным,
кладёт мазки и вкривь и вкось,
и вдоль, и поперёк, и справа
налево, и налево спра...
Три тонны худа без добра,
зимы с весной бои без правил.
Февраль устроил раскардаш,
соединяя снег и слякоть.
Нет видимой причины плакать,
но плачь, точёный карандаш,
рыдай, выплёскивай тоску
о том, что белое растает,
что слов и строк вороньи стаи
не в масть бумажному листку;
что п р а в и л ь н ы е фонари -
лишь кляксы в чёрно-белой гамме;
что тают вместе со снегами
и декабри, и январи;
о том, что годы коротки,
о серых снах, о серых буднях...
О чёрном плакать
мы не будем.
И пусть горят черновики.
*****
Действительно настроенческий стих в классическом стиле, хотя тема погоды весьма избитая. Есть интересные образы, но не всегда точные (ветер: гуляка или художник – неудобно ж совмещать; в отличие от свечи и пера, плачущий карандаш представить трудно, и т.д.). К слову «раскардаш» я бы поставил сноску с пояснением. К ритму и рифмам претензий нет. А вот финал хотелось бы повыпуклее: «и пусть горят черновики» как-то не стреляет…
Техника: 4 Арт: 4
2. "И тут, и там, и те, и эти"
И тут, и там грозят войною,
Крути каналы - не крути,
И в предвоенной паранойе
Всё на своя идёт круги.
Ландскнехты примеряют латы.
Кинжал затачивает брут.
Всё чаще в избах и палатах
Твердят, что те и эти врут.
И вправду врут и те, и эти,
За деньги или по любви.
Они на том ответят свете,
Но не на этом - се ля ви.
Мы все живём в домах на сваях,
Средь испарения болот
Неотвратимо вызревает
Грядущей ненависти плод.
Он лопнет и рассыплет семя,
И тут, и там взойдут ростки
Вражды меж этими и теми,
Такой, что "Господи, прости..."
Но неизвестное известно:
Вернувшись на круги своя,
Земля, вдова и вновь невеста,
Продолжит сагу бытия.
*****
Попытка осмысления реалий. Но название я бы поменял на более короткое и ёмкое. Очень не хватает оригинальных образов (кроме сомнительного «мы все живем в домах на сваях» и «Земля, вдова и вновь невеста» их и нету), напротив многовато шаблонов (на круги своя, кинжал брута, ростки вражды и пр.). К ритму претензий нет, а вот рифмы также довольно избитые (кроме «войною-паранойе»). И вывод в общем-то банальный, но может, так и задумывалось…
Техника: 3 Арт: 3
3. "Все кончается в срок"
Все кончается в срок*. Мы допишем сюжеты.
И последний листок будет красного цвета,
Словно утром заря. Не грусти понапрасну.
Что светило вчера, темной ночью погасло.
Что тревожит и жжет — растворится и сгинет.
Часто сердце поет — забываясь в экстриме.
Не отнять, не вернуть василькового лета.
Память губит, как ртуть отравляя поэта.
И проходят года, назначая нам судьбы.
То успех, то беда — жизнь ласкает и судит.
Мне б вернуться в страну из которой уехал.
И теперь я в плену слез, молчанья и смеха...
Дни рисуют узор непонятный и тайный,
Я увидел свой двор в передаче случайно.
Мир давнишних друзей, тех, с кем детство я прожил,
Превратился в людей с подряхлевшею кожей.
Все кончается в срок, что природой отмерен,
И летит мотылек, он судьбе своей верен,
И плывут облака, как полки на парадах.
Сохраняют века свет любви в наших взглядах.
-----
*Булат Окуджава
*****
Попытка рефлексии. Многое построено на антитезе. Образы есть, но часто спорные (всегда ли утренняя заря красная? Летит ли мотылек именно от верности судьбе? Могут ли полки на параде плыть и хорошо ли это? и др.). Два последних катрена повисают, если их убрать или сделать отдельным стихом – начало не потеряет. К ритму претензий нет, а вот рифмы довольно избитые (кроме «вернуть-ртуть»). И вывод не добавляет новизны…
Техника: 3 Арт: 3
4. "Скорбный груз"
В Союз летели с другом вместе.
Одним бортом... Но только вот,
Он назывался "грузом 200",
Награда за афганский год.
Как много можно было выбрать
Путей-дорог, чтоб дальше жить.
Разведку, прикрывая ты брат,
Сумел со смертью согрешить.
И вот итог - досрочный дембель,
"Тюльпан", что мрак в себе таит.
И в похоронке синий штемпель,
И слёзы горькие мои.
Мы никогда теперь с тобою
Не встретим новую весну.
Туман, завесой дымовою,
Нагонит молча пелену
На все твои мечты и думы,
На то, что больше никогда
Встать в строй не сможешь десантуры
И победить опять врага.
В Союз летели с другом вместе.
Одним бортом... Но только вот,
Он назывался "грузом 200",
Его последний был полёт.
*****
Тема понятна и раскрыта, но, возможно, в виде песни было бы заметно выигрышнее, а «с листа» как-то не пошло. Новизны не хватает. По образам и рифмам те же пожелания, как и к предыдущим (пожалуй, рифма «выбрать-ты брат», хоть и небесспорная, понравилась). Ну и финал тоже…
Техника: 3 Арт: 3
5. "Эти импульсы"
Ой, завьюжилось, зафевралилось.
Неоглядна снежная даль.
Только - сердце с вьюгами справилось:
Импульс радости сердцу дан.
В сердце импульсы зарождались ли,
Февралём ли принесены -
Эти импульсы благодарности,
И влюблённости, и весны.
Излучение разрастается:
Вот я жёнушке импульс шлю.
Получу в ответ импульс таинства
Под названием: "Я люблю!"
Пусть завьюжило, заметелило,
Но становятся горячей
Эти импульсы тяготения
Наших мыслей, рук и речей.
*****
Сразу зацепило не содержание, а довольно сложный и редкий размер – пентон третий с анапестом. Писать им сложно, и автор почти справился. По замыслу и настроению не очень понятно – зарисовка ли, любовное или еще какое? Со словом «импульс» явный и неоправданный перебор. А «импульс тяготения» и вовсе озадачил… Но попытка найти свое звучание есть.
Техника: 4 Арт: 3
6. "Зима январская"
Зима обладает огромным эго
И действует походя, всем назло.
И это эго - завалы снега,
В котором домик наш занесло.
Зима выедает свою сердцевину,
С дорожной солью настой варя.
Всё леденеет - и так невинно
До нескончания Января.
Январь припомнит былые зимы:
"Ох, не отстать бы от прошлых бурь!"
Январь суровый, январь красивый -
Не пара мартовскому жлобу.
Но я - не зимний, ни в коем разе!
И жду когда же уснёт Февраль.
Я ожидаю апрельской грязи,
Ведущей прямо в весенний рай.
*****
Оригинально, и настрой передается, и финал стреляет! Но «Зима выедает свою сердцевину,
С дорожной солью настой варя» - не понял образа. А «мартовский жлоб» вообще портит стих. В первых двух катренах сбои ритма. К рифмам претензий нет (кроме «зимы-красивый» - ой!).
Техника: 4 Арт: 4
7. "А, может, броситься мне в воды?"
Ах, этот парус одинокий
В морской пучине синих вод,
Ты для меня такой далекий
Средь навалившихся невзгод.
Мечтаю, может быть, однажды
К моим причалишь берегам,
Года летят, но помню каждый,
Ведь я молюсь всегда Богам.
А, может, броситься мне в воды,
Навстречу счастью своему?
Прошедшие жалею годы,
Пусть если вовсе утону.
Нельзя жить вечно в ожиданье,
Ведь говорят нам мудрецы:
Бороться надо за желанья,
Мы жизни собственной творцы.
*****
Настроение передается. Но и только. Явных огрехов формы нет, но и открытий также.
Техника: 3 Арт: 3
8. "Старая Русса"
Светлой памяти Алексея Маресьева
Старая Русса.
Старая Русса.
Вот и лежал бы я тут…
Вечная память витязям русским, –
Грустные мысли гнетут.
Подвиг бессмертен в миге от смерти.
Даже не чувствуя ног,
Сильная птица – верьте, не верьте,
В сердце – летающий Бог.
Действовать первым, биться искусно, –
Дрогнет и целая рать.
Двигатель воет, палец на спуске –
Рано ещё умирать.
Резким маневром ставится точка
В схватке с врагом роковой.
Бьёт истребитель быстро и точно:
Следом за первым – второй.
Купол глубокий, лёгкая дымка
Тает внизу – у земли.
Выстоял, выжил.
Смерть-невидимка,
Наши пути разошлись.
…Старая Русса.
Старая Русса.
В небе – воркующий звук.
Вечная слава витязям русским,
Мчащимся вдаль наяву!
Пользуясь случаем, хочется отметить, что после тяжёлых ранений, приведших к частичной ампутации одной или обеих ног, кроме А. П. Маресьева вновь сумели подняться в воздух ещё, по меньшей мере, 8 человек. Из них, 7 были лётчиками -истребителями: майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, Гвардии полковник А. И. Грисенко, Гвардии капитан З. А. Сорокин, старший лейтенант И. М. Киселёв, Гвардии капитан Г. П. Кузьмин, Гвардии подполковник И. С. Любимов. Один пилот, старший лейтенант И. А. Маликов, представлял бомбардировочную авиацию.
*****
Тема раскрыта, картинка создана, идея есть. А вот неожиданной подачи, свежих образов и рифм не хватает… Понравилось, правда, про летающего Бога.
Техника: 3 Арт: 3
9. "Корочка чёрного хлеба"
А бабушка на кровати
Молча глядит в потолок.
Бабушке много не надо:
Корочку чёрного хлеба,
Свежей воды глоток.
Внучка готовит ей кашу,
Манную, с маслом топлённым.
Бабушка кашу не хочет.
Хмурит морщинистый лоб,
И вспоминает, как в детстве
Мама делила на кухне
Корочку чёрного хлеба,
Сладкую, словно пирог.
Бродит по улице осень.
Изредка так пробивают
Мокрые звёзды с луною
Толщу густых облаков.
Бабушке много не надо —
Корочку чёрного хлеба,
Ту, что делила мама.
Жалко вот, нет зубов!
*****
Аналогично предыдущему, только более настроенческое и есть сбои ритма.
Техника: 3 Арт: 3
10. "Весёлые геммологи"
Эй, поэты, веселей:
Ждём на ярмарку камней-
Подберём для всех гостей
Талисманы всех мастей.
Для поэта-самоучки
Есть поделочных две кучки-
Вот отличный малахит-
Заряжён на мегахит.
С ниткой жемчуга на шее
Ты начнёшь писать шустрее:
Будут литься как из бочки
Зарифмованные строчки.
У подруги муж кобель?-
Подарите ей шпинель.
Уверяю, он отныне
К другим женщинам остынет.
Вдохновение пропало?-
Прими помощь от опала.
А от порчи и от сглаза -
Разноцветный блеск топаза.
Если Вы в душе артист-
Выбирайте аметист,
Он полезен биополем,
при проблемах с алкоголем.
Показать всем, что ты крут
Сможет крупный изумруд,
А кашмирские сапфиры
Приумножат силы лиры.
Звёзды падают к ногам?-
Вам алмазы по зубам-
Бриллиант на пять карат
Подчеркнёт, что Вы талант.
Поскорее к нам спеши,
Найди камень для души
И пиши себе, пиши...
*****
Интересная задумка, иронично, можно расслабиться и улыбнуться. Правда, непонятно, почему привязались именно к поэтам… Поскольку стилизация под ярмарочное зазывание, диссонанса от просторечия и сленга нет. Но образы и рифмы, увы… 4 за содержание – скорее за тему и настроение.
Техника: 3 Арт: 4
11. "Всем дорога одна"
Коротка наша жизнь, крути не крути,
Мы калифы недолго, всего на час,
А вокруг ни души, хоть шаром кати,
Даже Богу до нас дела нет сейчас.
Вон Царь-колокол стих, не бьет в набат,
И Царь-пушка без дела стоит вообще,
Будь ты гол, как сокол, или же богат,
Всем дорога одна ведь – на кладбище.
Человечество, не успев повзрослеть,
Продолжая в войнушки ещё играть,
Всё кого-то пытается одолеть
И песочницы не строить, а разрушать.
Не успели мы оглядеться вокруг,
А уже ответить пора: быть, не быть,
Вот и финиш вдали замаячил вдруг,
И уже нам пора по счетам платить.
Горько думать теперь о былой красе,
За долги не будет никто прощён,
Судный день придёт, и заплатят все,
А кому-то, даст Бог, повезёт ещё.
*****
В принципе, вторым четверостишием можно было бы и закончить. Особых находок не увидел. Есть сбои ритма, а рифма «вообщЕ-кладбищЕ» - … Думаю, есть над чем работать.
Техника: 3 Арт: 3
12. "Быстрее, чем птицей!"
Пусть железякам софиты,
вены не снятся асфальта…
…резвый, педали лоснятся –
Ждёт подросткового фарта!
Поздним, отчаянно поздним –
блёстки зажглись на витринах –
С лёгкой неловкостью мимов:
дедушка, мальчик.
Незримо
таинство детских мечтаний
входит в железное тело.
— Велик в деревне полезный
(Что-то несмело теплело)!..
Счастье июньских разборок –
масло и новые спицы –
Сладкое слово – на воле –
птицей, быстрее, чем птицей!
Жалко, каникулы быстро:
раз и созрели по лету!
...ржавчиной коник согретый
мира асфальта…
Но где-то
мальчик из снов железяки,
Дуя на янтры на окнах,
пел ожидания мантры*
Другу в озябших оковах.
Спрашивал деда здоровье
в письмах наивных и длинных.
И оживали софиты
Блёстками в зимних витринах!..
-----------
*вибрация мантры, наполняя гармонию янтры, рождает действие – жизнь.
*****
Идея интересная. Так написать про велосипед (который, автор, видимо, чувствует как живое существо), надо уметь! Но стих распадается на отдельные лоскуты, настроение от начала к концу теряется, конец, на мой взгляд, «прилеплен». Про софиты (в начале и в конце) так и не понял – зачем? Образы часто спорные. Хорошо ли, когда снятся вены асфальта? Можно ли согреть железного коника ржавчиной? Ритм выдержан, рифмы местами неоднозначны (окнах-оковах), но допустимы. Поставил обе «4», но авансом.
Техника: 4 Арт: 4
13. "Анна"
Анна, как страшно, как больно.
Тёмный пустынный вокзал.
Просто один недопонял,
Просто другой промолчал.
Рельсы блестят словно змеи,
Слышен протяжный гудок.
Просто один не поверил,
Просто другой не помог.
Тонкие пальцы сжимает,
Взгляд её скрыла вуаль.
Просто она здесь чужая,
Значит, им будет не жаль.
Анна, как страшно, как больно
Делать последний свой шаг.
Кто-то обидел невольно,
Думал, что это пустяк.
Ну почему так нелепо
Вдруг обрывается жизнь?
Если бы он не уехал,
Если бы рядом был сын,
Всё бы сложилось иначе.
Жаль, не узнать наперёд.
Кто-то, наверно, заплачет,
Что-то, возможно, поймёт.
*****
Обращение к классике всегда имеет плюс и минус: у читателя сразу возникают ассоциации (правда, чаще свои), но трудно сказать что-то новое. У не читавших же данного произведения (а такие всегда есть) может возникнуть и недоумение – к чему все это? Образы и рифмы, авторский почерк, неожиданность или выпуклость финала, увы, отметить трудно…
Техника: 3 Арт: 3
14. "В картинной галерее (или один научный эксперимент)"
"Какие КРАски у КАРтин!
Ну, КРАсота, преКРАсно, право!
Ах, ветер в КРОнах! Эти травы!
Художник здесь достиг глубин",-
Ворона каркала навзрыд.
"ГлаМУРно", - кот сказал.-"Согласен.
И замысел предельно ясен,
Любой здесь это подтвердит".
"Как ярКО-КО-КО-КО и тонКО",-
Вступила квочка в разговор,-
"Готова я идти на спор,
У автора - душа ребенка.
Воспринимается легКО-
КО-КО, КО-КО, КО-КО, КО-КО".
"ИСССкуСССно", - был вердикт змеи,
Ей эхом вторил старый ящер:
"Да, все изыСССкано, изяЩЩЩно!".
Они консенсус обрели.
"Здесь АВтор рАВный рАФаэлю",-
Промолвил старый добрый пес.
Он был обрадован всерьез,
По крайней мере, на неделю.
"Да, очень сМЕЕЕло!"
"БЕЕЕсподобно!", -
Отозвались коза с овцой,
И с чуть заметной хрипотцой
Добавил слон: "Еще и модно!"
"ПрИГО-ГО-ГОже", - лошадь (лично).
"ГА-ГАрно", - гаркнул громко гусь,-
"И спорить я хоть с кем возьмусь,
Что очень орГА-ГА-ГАнично!"
"Пусть я в словах не вижу смысла»,-
Тихонько пропищала мышь,-
«Но только тут не устоишь:
Все очень живоПИ-ПИ-ПИсно".
"А я еще раз повторю", -
В дискуссию включилась жаба,-
"Кисть грандиозного масштаба…
Но больше аКВАрель люблю".
И только человек молчал:
Он речь животных изучал.
*****
Стихотворение самодостаточно и органично, идея и настрой раскрыты почти по максимуму, поэтому сильно придираться не хочется. И финал хорош! Хотя детским этот стих не назовешь, но как «псевдодетский» (или как басня) отлично!
Техника: 5 Арт: 5
15. "Попутчики"
Вагон притих – почти необитаем
И семафоры в звёздный вышли чат.
Мы притворились, будто засыпаем,
Лишь два стакана с недопитым чаем
О чём-то недосказанном бренчат.
Не надо слов – попутчики и … только.
К утру забудем поздний разговор.
В случайной встрече – никакого толка
И от Луны отрезанную дольку
Уже к столу не тянет из-за штор.
Слегка сутулясь, выйдем без поклажи,
Чтоб разойтись, на суетный перрон.
- Куда везти? – таксист залётный скажет
И, беспардонный, не заметит даже:
Замрёт Она и... повернётся Он.
*****
Изящная лирическая акварель. Узнаваемо, но с дымкой недосказанности. Про звёздный чат – находка, финал тоже неплох. До шедевра немного не дотягивает, но очень достойно.
Техника: 5 Арт: 4
16. " Пройдясь по подиуму пылкой пэри …"
Пленяя персями, пушком плюмажа,
Пред публикой пылая пышным париком,
Паря по подиуму плоти палачом,
Продлит пир пряный пэри променажем.
Прервав покой, прелестница пейзажа,
Пещерку пылкую почти прикрыв платком,
Парней пред пламенем подвигнув пасть пластом,
Прекрасной пассией плывёт по пляжу.
Привольной проходя пантерой прерий,
Пьянит пикантностью покрова пэри,
Парео приспуская по пути …
Пригож плывущих прелестей парад,
Призвавший паву пленницей пройти,
Пластичной поступью поверх преград!
паре’о – лёгкий платок на тело для пляжа
пе’рси – грудь
плюма’ж – украшение из перьев на головных уборах
промена’ж – устар. к слову променад, прогулка
*****
Тут можно оценить только как довольно удачный пример тавтограммы, стихотворный эксперимент. Других достоинств (а также выраженных недостатков), на мой взгляд, нет.
Техника: 4 Арт: 3
17. "А мои хризантемы цветут!"
Заунывную песню поют
Мне ветра сквозь метель февраля,
А мои хризантемы цветут,
На окошке у нас поселясь!
Разлилась по окну акварель:
Зелень, жёлтые полутона...
И совсем не страшна мне метель!
И уже дышит в спину весна!
В тёплом доме комфорт и уют,
И сердца, что стучат в унисон!
И мои хризантемы цветут
От любви в этот зимний сезон!
*****
Честно говоря, не знаю, что можно тут оценить… Разве что настроение. А выразить его прозой в данном случае было бы удачнее…
Техника: 3 Арт: 3
18. "Поговорите со словами"
Поговорите со словами,
Они пришли издалека...
Ах, как волнуется строка,
Вся в ожиданьи встречи с Вами.
Стоят они, напряжены,
Уже в предчувствии общенья,
Души безмолвное леченье,
Истоки света и весны.
Как строг, торжественен их вид,
Они хранят мечты и тайны,
И к нам явились не случайно,
Душа капелями звенит.
Поговорите со словами,
Не прекращайте разговор,
И пусть сомнения укор
Стеной не встанет между нами.
А безысходности трава
Нигде в строке не прорастает,
И, не пугаясь, прилетают
Любви и нежности слова...
Спешит словесный паучок
Из этих слов сплести картину,
И каждый миг неуловимый
Умело прячет в узелок.
Поговорите со словами,
Они пришли издалека...
Ах, как волнуется строка,
Вся в ожиданьи встречи с Вами.
*****
Не знаю, какое настроение хотел создать автор, но я улыбался! Некоторые строки можно сделать эпиграфом к этой подборке, например: «стоят они [слова], напряжены, уже в предчувствии общенья»! Наверное, догадываются, что их ждет не только радость, но местами и мучение… Хотя чем они, собственно, виноваты? Могли бы выбирать – наверное, не ко всякому пришли бы… А некоторым очень не помешало бы «души безмолвное леченье»! Только без слов. А «сомнения укор» иногда бывает и полезен весьма, в плане самокритики. В общем, за причиненные читателю (т.е. мне) улыбки ставлю 4 за содержание.
Техника: 3 Арт: 4
19. "Я люблю тебя"
Я люблю тебя вопреки
Опозданьям и несовпаденьям
И сквозь рельсы бегущих дат
Улыбаюсь тебе во сне.
Ты не смеешь подать руки -
Слишком пафосен и растерян,
Сыплешь шутками невпопад
И винишь надоевший снег.
Я люблю тебя вопреки
Расстояниям и невезеньям
И сквозь разницу поясов
Я лечу за тобою вслед.
Но, одетый в гранит реки,
Равнодушной толпы веселье,
Город твой обречен на сон
Или попросту он ослеп...
Я люблю тебя вопреки
Всем обидам, словам и решеньям
И не надо меня жалеть -
За зимою придет весна.
Пусть все так же с тобой далеки,
И по-прежнему камнем на шее
Нашей памяти горький шлейф,
Я люблю тебя - так и знай!
Хорошая, очень «женская» акварелька. Немного не хватает оригинальности, и «сбоят» некоторые образы (например, как шлейф может стать камнем на шее? Тогда уж петлёй) - поэтому 4 за содержание, за постоянные сбои ритма – 4 за технику.
Техника: 4 Арт: 4
Свидетельство о публикации №116030800199
Только хочется попросить Вас не называть написанный необычным стилем сонет экспериментом, поскольку из этого возраста он вышел вместе со мной. И не думаю, что на конкурсных площадках много вы видите стихотворений, написанных этим стилем, которые в конкурсах пусть не наравне, но соревнуются с классическими.
Если в ваших силах помочь избавиться от невидимых недостатков видимыми достоинствами, буду вам только признателен, тем более что на моей странице сонет уже опубликован в ином виде.
Валерий Михеев Сам 09.03.2016 13:51 Заявить о нарушении
Как сами понимаете не в оценке главная цель судейства, а в своего рода обучении словом, творческим словом. Одному автору это не нужно, но если у Вас есть что полезное сказать скажите, ведь я сам вас об этом прошу. А оставаться безмолвным слушателем, не предлагая ничего, не красит автора-судью обзора.
Или время вашего судейства истекло и остальное уже неважно?
Если вам претит тот стиль, которым написан сонет, то у меня все произведения им написаны.
Или вас смущает сама тема сонета своей пылкостью и откровенность. Так и такая поэтика имеет право на жизнь.
Вы ещё не видели фото к сонету, тогда это …
Ваше молчание уважаемый Игорь конечно можно объяснить правилами голосования, но теперь, когда есть время и есть о чём сказать, выскажитесь.
Мне важно в своем сонете обойти те подводные или надводные рифы несоответствий, которые заметили вы в отличие от меня. Если вы их видите то, обскажите как их обойти, или облететь.
Пускай выразитесь лишь йотой слова, но и этого будет достаточно для того, чтобы сделать так, чтобы в стихотворении стало чуть больше достоинств и меньше недостатков.
Валерий Михеев
Валерий Михеев Сам 11.03.2016 11:18 Заявить о нарушении