Стихополотно. Кошки-мышки
Автор: Валентин Ирхин -Миниатюры
Уже вечером с компьютером что-то не так – днем отключали электричество, это была серьезная моральная травма. Все-таки укладываю его спать, но не тут-то было. Через полчаса он просыпается с громким мяуканьем, комната наполняется ослепительным белым сиянием, я просыпаюсь вслед за ним. Впрочем, через минуту экран гаснет. Думаю – случайность, кто-то из домовых задел мышку, сейчас заснет покрепче, все будет хорошо. Ну да, конечно, еще через полчасика история повторяется. Теперь я смотрю надписи на экране внимательнее. Оказывается, демиург Майкрософт, управляющий нашими душами, требует от бедного существа обновления. Просто перезагрузить или корректно выключить нельзя – это будет история на всю ночь, игра с крутящимися заплатками к системе. Выход сугубо материальный, метод лечения консервативный: отключаю звук и накрываю монитор одеялом – пусть таинство происходит эзотерически.
…Под утро мне снится голодный несчастный кот, страдающий возле холодильника. К рассвету всё состоялось, компьютер уже в новом статусе: дизайн экрана поменялся; возможно, что и нрав и характер моего беспокойного питомца.
© Валентин Ирхин -Миниатюры, 2019, авторская страница: http://www.proza.ru/avtor/irkhin1
Первоисточник: http://www.proza.ru/2019/07/26/945
По ночам я работаю кошкой...
Автор: Мир Миф
Авторская страничка: http://stihi.ru/avtor/mir12
По ночам я работаю кошкой
И мышей на наживку ловлю...
Супермодной, крутой мышеловкой
Не владею и вряд-ли куплю.
Пригодились уроки из детства
Может в чём-то и есть плагиат,
Изобрёл из подручного средства
Ноу-хау и жду результат.
Озадачен насущной проблемой
Цель ясна и задача проста,
Занимаюсь конкретною темой
Есть идеи, но мышка хитра…
ИСТОМЛЁН СИМПАТИЧНОЙ СОСЕДКОЙ
ОТ НАЖИВКИ НЕ ВИДНО СЛЕДА
САМ НЕ ПРОБОВАЛ ДАЖЕ КРЕВЕТКИ
ДА И МЫШКА УЖЕ НЕ ОДНА… * 26.12.2011г. М.И.Р.
© Мир Миф, 2012
Первоисточник: http://stihi.ru/2012/07/16/1615
О мышах и мышках
Люциан Величко
Кухня бездонная в «новых» квартире
Холодильник достойный – хозяева спят
Мышь дверь открыла камеры шире
Жирная шкурка, шерстинки блестят.
С вечера в волюшку ела и пила
Всё, что душа пожелала нашла
Хозяйка закрыть холодильник забыла
Ночка для мыши была весела.
Кушала так, что живот словно бочка
Честь пора знать, прихватить про запас
Надолго запомнится ей эта ночка
Со связкой сосисок долой пора с глаз.
К норке своей провиант дотащила
Глядь, мышеловка стоит у норы
Приманка до слёз нашу мышь рассмешила
В плесени синей у «новых» сыры.
Ну, прямо как малые дети играют
Жадность сильнее, чем разум у них
Мыши церковные век голодают
В квартире у «новых» едят за двоих.
© Люциан Величко, 2014
Рецензия на «О мышах и мышках» (Люциан Величко)
Животные отличаются от человека тем, что редко повторяют своих ошибок, ведущие к истреблению рода... Где они их хранят, помнят и интуитивно читают...?!! На грани фантастики!!!
Архив Читателя 04.02.2016 11:30
________________________________________________
Рецензия на «Фантастика рядом. 3» (Котище)
http://www.stihi.ru/2011/09/27/6916
Шаг... Любое путешествие начинается с одного шага. И далеко он с родственником дотёпал? На Планету Осьминогов?
Думается мне, Котище, что племянник таки встретился с Осьминогом, чистая правда! Кроме крыс (упомянутых Вами в Фантастике №1), Осьминог — одно из самых умных морских существ, умеют играть, различать различные формы, узоры, решать головоломки, ориентироваться в лабиринтах, хорошо обучаемы, поддаются гипнозу, дрессировки, обладают кратковременной и долгосрочной памятью (а память у них отличная!), строители своих домиков-укрытий, искусные охотники (из засады, открытое сражение - не для них, прям, как люди), дезориентирующие противника выбрасыванием чернил (прям, как "голубой экран")… И Осьминоги очень любопытны, что обычно ассоциируется с интеллектом, а также интеллигентны, что определяется способностью их мозга к запоминанию опыта, также сообразительны, их память помогает делать выводы из полученного опыта… Изучив способности осьминогов, я поняла, их Планета должна процветать!
Ой, что же теперь будет с Планетой Осьминогов, когда на неё ступит нога человека… Хотя, осьминог с человеком так похожи, разве, что внешне отличаются хребетный с безхребетным, может и найдут общий язык. Нашёл же племянник с Осьминогом общий язык?!! Нашёл, даже полушубок подарил от широты душевной. А осьминоги смогут наших научить делать выводы из полученного опыта и потренировать память… Мы, земляне, забывчивые стали… А может, всё из мира фантастики :)…
Архив Читателя 27.06.2014 16:56
______________________________________________
Рецензия на «Фантастика рядом. 2» (Котище)
http://www.stihi.ru/2011/09/27/6907
О, космический Рыжий пришелец, гладкошёрстный с лёгкими завихрениями вдохновения, настойчивыми лапками и удивительно невинным взглядом, обратно пропорциональным незначительному количеству спрятанных острых зубов за нежными устами. Многоуважаемый Котище, не будите ли так любезны, напишите, пожалуйста, продолжение романа «Учебный полёт». Начните с «планеты, что слева», очень интересно узнать, а сколько у них ракет осталось??? Я родилась на планете Земля, а здесь, знаете ли, все хотят знать, как и что устроено и кто завёл. Теперь меня мысли чужеродные съедят, пожалейте землянкуууууу… Это только в Космосе все живут по строгим космическим законам и не суют нос не в свои дела, в чужой монастырь не ходят со своими законами и не зацикливаются на вопросах, кто завёл Космос…
Архив Читателя 27.06.2014 15:51
________________________________________________
Рецензия на «Фантастика рядом. 1» (Котище)
http://www.stihi.ru/2011/09/27/6896
Профессорское «лоно природы» – это лаборатория учёных с подопытными животными? Когда дело имеешь в основном с крысами, не удивителен вывод профессора о том, что человек – прямой потомок крыс, одних из самых умных животных Земли, живущих на всех континентах, кроме Антарктиды.
Крысы - это отлаженная машина по завоеванию мира и человеку, их потомку (по мнению профессора Хильдебрандта), не победить этот коллективный разум (с чёткой слаженной иерархией), управляющий действиями каждой отдельной особи :), помогающий ей избежать неминуемой гибели.
Крыса никогда не наступает дважды на одни и те же грабли, и потому она практически неистребима. Вот эту важную способность потомок крыс, человек, утратил, так как разучился учиться на своих ошибках… :), подумал профессор Хильдебрандт, наступив на небрежно брошенные грабельки в Зимнем Саду своего института… Он жил «через триста лет после Третьей Войны»… Если бы уцелели обезьяны, так напоминающие доцентов, название доклада могло бы быть другим…
Архив Читателя 27.06.2014 14:31
_________________________________________________
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
Бестиарий. Коллективный разум
Михаил Попов
http://old.mirf.ru/Articles/art3161.htm
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ
СУЩЕСТВА С КОЛЛЕКТИВНЫМ СОЗНАНИЕМ
Плохо человеку,
когда он один.
Горе одному,
один не воин —
каждый дюжий
ему господин,
и даже слабые,
если двое.
Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»
Одна голова хорошо, две лучше. А два миллиарда голов в сочетании с зубами, когтями и ядовитой слюной — вообще отлично. Один в поле не воин, особенно если он думает о себе в единственном числе. Думать надо об общем деле, распределении ролей и координации групповых действий. Стадные животные дольше живут, эффективнее охотятся и отбивают нападения самых сильных противников. Проверено миллионами лет эволюции. Можно предположить, что коллективность — одна из последних ступеней в развитии любого организма. Этот правило действует и в отношении фантастических тварей.
Сегодня у нас очень много гостей. Мы не можем представить их по отдельности, у них нет индивидуальных имен, да отличить их друг от друга не смогла бы даже родная Матка (Королева, Мегамозг или какая-нибудь другая архиглавная мерзость). Имя им — легион. И горе тем героям фантастики, которые столкнутся с коллективным разумом.
ОНИ
С одной стороны, люди — существа коллективные. Они распространяют свои социальные шаблоны на вымышленные инопланетные расы, искренне надеясь, что существа с других планет будут жить, как и мы — в обществе. Но когда речь заходит о созданиях, объединенных не только общей выгодой, но и общим мышлением, в авторах фантастических сюжетов моментально просыпаются бессознательные страхи перед утратой собственного «Я».
Человек без индивидуальности — не человек, а организм. Животное, движимое низменными инстинктами. Поэтому в большинстве случаев фантастическое сообщество единомышленников (в буквальном смысле этого слова) оказывается злобной ордой прожорливых тварей — тупых, а следовательно, нуждающихся в мудром руководящем «мозге».
Существование последнего представляет собой проблему. Если жизнь сообщества координируется неким центральным разумом, то это уже не полноценное коллективное мышление, а самодеятельность одного — пускай даже очень умного — индивида. Хорошим парням на заметку: уничтожение Мега-мозга гарантирует вам счастливый финал. Центральный координатор — ахиллесова пята даже самых могучих коллективно мыслящих рас.
Еще один распространенный сюжетный прием — пленение одного из членов коллектива, его изоляция и постепенное возвращение индивидуальности. В реальности это вряд ли возможно — ведь каждый организм выполняет в коллективе определенную функцию. Невозможно «перевоспитать» подушку безопасности, превратив ее в полноценный автомобиль.
Коллективные существа — это не только разделение труда, свойственное муравьями и пчелам. Коллективное мышление — это все же мышление, которое может эволюционировать и сделать Сообщество гораздо умнее любого человека или суперкомпьютера. Известные людям коллективные существа — например, муравьи — не мыслят, а лишь проявляют слаженность действий, что не делает их колонию «коллективным разумом». Для последнего нужна телепатическая связь, объединяющая отдельные центры мышления в единую сеть. Телепатия — вот главный признак коллективного разума.
Он невероятно эффективен и идеально организован. Внутри сообщества отпадает необходимость в согласовании решений, а их исполнители могут быть заменены другими на любом участке работы. Фактор индивидуальных ошибок также исключается. Никто не может сказать «Я хочу», поскольку решения принимаются всеми сразу. Это — самая чистая демократия, которую только можно найти в фантастике.
С другой стороны, коллективно-разумные существа живут при коммунизме. От каждого по способностям, каждому по потребностям. Все предельно функционально и экономно. Существование искусства не исключается. Коллективный разум не сможет получать удовольствия от музыки или живописи, ведь вкус — понятие индивидуальное, но материальная культура будет гармонировать с преследуемыми им целями, что в некотором смысле можно считать формой творчества. По крайней мере, термитники смотрятся монументально, а танец пчел — не просто способ их общения, но и приятное зрелище. Жаль, что термиты и пчелы этого не знают.
_______________
Это интересно
Некоторые ученые предлагают считать всю биосферу (Гайю) коллективным организмом с некоей формой разума. А футурист Тимоти Лири считал, что на Земле есть лишь один организм — ДНК. Все остальное — ее колонии.
По замыслу продюсера Мориса Харли борги должны были быть... насекомыми. Но из-за проблем с финансированием сериала их решили заменить на более «дешевых» киборгов.
В романе «Алмазный век» Нила Стивенсона коллективное мышление достигалось с помощью нанороботов в мозгу. Люди по кличке «Барабанщики» обменивались ими посредством секреторных жидкостей. А проще говоря, секса.
В «Пламени над бездной» Вернора Винджа фигурирует раса телепатов-собак, живущих небольшими сообществами. Их разумность ограничена: поодиночке они животные, небольшими коллективами — умны, как люди. Более крупная стая превращается в безмозглую толпу.
Начало фильма «День независимости», когда гигантские звездолеты зависают над Землей, позаимствовано из романа Кларка «Конец детства».
В цикле Азимова «Основание» коллективный разум планеты Гайи (а позднее и всей галактики) соединял не только разумных существ, но и неодушевленные объекты.
СКАЗКА ДЛЯ ВСЕХ
Основная проблема коллективного мышления — непрерывное поддержание интеллектуальной связи между членами группы. Это самая слабая часть любого вымышленного сюжета. Чаще всего все сводится к банальному «it’s magic!» (в научной фантастике к этому будет приложено техническое описание на двух страницах с терминами вроде «квазипространственный канал» или «релятивистская интермодуляция»). Поэтому правдоподобнее всего коллективные умы смотрятся не среди звезд, а среди эльфов и драконов.
В «Бесконечной истории» Михаэля Энде описывается Играмуль — рой мельчайших насекомых, сформировавших одно огромное существо. Оно способно принимать любую форму, но предпочитает быть насекомым: пауком или скорпионом. Яд Играмуль убивает жертву в течение часа, но одновременно дарит укушенному способность телепортироваться в любое место волшебной страны Фантазия. Это — величайший секрет чудовища, ведь стань он известен, Играмуль всегда оставался бы без добычи.
Культовая ролевая игра Dungeons & Dragons с ее буйным разнообразием монстров уделила коллективному разуму неожиданно мало внимания. Самая известная раса, формиане — своеобразные муравьиные кентавры с человеческими торсами. Они объединены единым разумом в радиусе 50 миль от своей Королевы. Простейшие формиане — рабочие (размером с собаку) и воины (размером с осла) не могут похвастаться выдающимся умом и общаются лишь телепатически. Высшие «чины» — мирмархи — обладают индивидуальностью, а Королева вдобавок еще и отлично колдует.
Наконец, нельзя не упомянуть щепок из карточной игры Magic the Gathering. Эти существа довели идею коллективизма до абсолюта. Они не только делят одно сознание на всех, но и могут перенимать физические характеристики друг друга (для этого им нужно находиться поблизости).
ЭТО НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПЧЕЛЫ
Самые привычные нам коллективные существа — это насекомые. Фантасты зачастую творят по инерции, поэтому большинство вымышленных коллективных разумов — неприятные на вид монстры вроде саранчи: скорее стадные, нежели разумные. Эти твари — один из наиболее стереотипных видов космических напастей, с которыми приходится воевать героям фантастических историй.
В «Звездном десанте» Хайнлайна (1959 год) таковыми являются арахниды, они же «жуки». Поначалу люди считали их, собственно, жуками — безмозглыми насекомыми с пустынной планеты Клендату. Однако после того, как предполагаемые хитиновые недоумки вдруг проявили мощные телепатические способности и забросили на Землю огромный астероид, уничтоживший Буэнос-Айрес, а потом за несколько часов расправились с карательным десантом людей, отношение к ним было пересмотрено.
В экранизации Верховена (1997 год) и последующих телесериалах арахниды использовали биотехнологии* и подразделялись на функциональные подвиды. Самые крупные из жуков совершали межзвездные путешествия, другие плевались огнем или сбивали корабли с орбиты плазмой, третьи служили мозговыми центрами (включая Королеву арахнидов). В книге же Хайнлайн говорил, что подземные тоннели жуки рыли с помощью необычных машин, издававших звук «жарящегося бекона».
В ТЕНИ БЫЛОГО МОГУЩЕСТВА
Сериал Lexx описывает расу насекомых очень скупо. Из содержания первых серий следует, что изначально насекомые передавали свою черную сущность родным отпрыскам (в финале первого сезона за тело Гигатени цеплялись юные насекомые). Таким образом, эти существа могли похвастаться если и не коллективным разумом, то, по крайней мере, наследуемым. Осознавали ли они себя единой сущностью родителя — неизвестно.
Потоп (Flood) из игровой вселенной Halo также может претендовать на звание коллективного разума, но с некоторыми оговорками. В целом это паразитические споры или вирусы, превращающие всех разумных существ (живых и даже мертвых) в монстров, от которых стошнило бы даже Ханса Руди Гигера. На первый взгляд поведение этих тварей не разумнее, чем у зомби, однако Потопом телепатически управляет Gravemind — высокоинтеллектуальный паразит, говорящий стихами (античным семистопным ямбом) и понимающий слова «коллективный разум» слишком буквально: его цель — поглощение всей разумной жизни во Вселенной.
Хрестоматийные зерги из игры Starcraft более разборчивы. Им нужна не вся жизнь, а только самая достойная. Зерги — мастера генетических манипуляций, с помощью которых может быть получен практически любой организм, от маленькой личинки до огромного ультралиска. Управляет всем этим безобразием Overmind — мозг улья, одержимый идеей ассимиляции расы протоссов. Когда-то очень давно раса Xel’Naga создала зергов с протоссами, наделив их стремлением к чистоте, соответственно, сущности и формы.
Overmind контролирует выводки зергов через своих поверенных «мыслителей» (cerebrates) — единственных представителей вида, обладающих некоторой самостоятельностью мышления. Рядовые зерги не имеют инстинкта самосохранения и разбегаются после утраты центрального контроля, поэтому, к сожалению, данная раса имеет гораздо меньше признаков коллективного разума, чем даже Потоп из Halo.
Однако даже если рой коллективных инопланетных насекомых выпотрошил послов Земли при первом контакте, не стоит автоматических записывать их в злодеи. Хороший пример терпимости подает «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда. На первый взгляд, формики — типичные арахниды или зерги. Их первый контакт с людьми закончился кровавой баней. Человечество приняло решение уничтожить родную планету этих насекомых.
Однако не все было так просто. Формики по ошибке сперва приняли нас за представителей еще одного коллективного разума. Уничтожение огромного числа людей они расценивали как легкий и безвредный щипок. Когда же формики узнали, что наш разум индивидуален, они немедленно прекратили атаки. Это, впрочем, не помешало людям устроить «проклятым насекомым» тотальный геноцид.
ПЛОДЫ ПРОГРЕССА
Высокие технологии — это не только звездолеты с телепортацией. Прогресс может снабдить вас искусственными органами, сделать человека сильнее, выносливее, умнее... А еще можно стать гораздо умнее, объединив мозги в какую-нибудь гиперпространственную сеть (по сути, та же телепатия, но с синими лампочками). Останавливаться на этом не следует, ведь высокие технологии в руках коллективного ума могут убить одним выстрелом сразу всех зайцев. В особенности тех, которые не хотят влиться в Коллектив, чтобы увеличить его интеллектуальную мощь.
Таковы борги из сериала «Звездный путь» — самые популярные на сегодняшний день представители «единомышленников». Классическая сюжетная линия сериала намекает на то, что тысячи столетий назад эта раса была похожа на человеческую, но слишком увлеклась киборгизацией и превратилась в единый Коллектив.
Главной целью существования боргов стал поиск совершенства. То есть — ассимиляция других существ. Двух одинаковых боргов найти невозможно — Коллектив состоит из триллионов представителей разных рас, «улучшенных» имплантантами. В поздних сериях сценаристы «подарили» боргам Королеву, лишив их истинной коллективности. Впрочем, консервативно настроенные фанаты сериала не признают Королевы, считая, что борги организованы как сеть Интернет и не имеют единого центра.
Цивилизация боргов занимает огромную область космоса (квадрат Дельта с центром в массивном кибернетическом Уникомплексе Ноль) и располагает одними из самых прогрессивных технологий во всей вселенной. Циклопические корабли-кубы боргов могут превратить целый флот в облако космического мусора, поэтому общение боргов с другими расами сводится к лаконичному объявлению: «Мы есть борг, сопротивление бесполезно, вы будете ассимилированы».
Борги создавались как гибрид футуристических зомби и вампиров. Они двигаются очень медленно, их сложно убить, они упрямо идут к цели, а ассимиляция начинается с инъекции нанороботов, оставляющей на шее две ранки — как от укуса вампира.
СФЕРА РАЗУМА
В финале игры S.T.A.L.K.E.R. мы сталкиваемся с коллективным разумом «О-Сознание», стоящим за всеми событиями в чернобыльской Зоне. Группа ученых решила сделать мир лучше и записала себя в информационное поле Земли (ноосферу). У главного героя есть возможность присоединиться к О-Сознанию, либо уничтожить его, положив конец Зоне.
Обратный пример — киберлюди из британского сериала «Доктор Кто». Эти нелепые с виду киборги очень похожи на боргов — они тоже когда-то были гуманоидами и тоже не прочь превратить всех землян в себя, но при этом сохраняют индивидуальность. Их объединяет компьютерная сеть, распределяющая информацию, но не мысли.
Аластер Рейнольдс попытался найти «золотую середину». Его серия «Космический апокалипсис» (Revelation Space) описывает конджойнеров — продукт опытов по расширению сознания, людей, объединенных имплантантами в общую нейросеть. Это сохранило им личности, но увеличило умственный потенциал в десятки раз и позволило действовать как единый организм. Помимо стандартных плюсов в виде ускоренного технического прогресса, такая схема взаимного подключения имела и недостатки: при определенных обстоятельствах конджойнеры могли конфликтовать друг с другом.
В романе Майкла Суэнвика «Вакуумные цветы» человечество разделилось на два вида. Обычные люди стали осваивать космос, а 4 миллиарда землян отказались от индивидуального мышления и стали комбинами, соединившими свои умы электромагнитными полями. Последнее обстоятельство ускорило технический прогресс, но ограничило их возможности для экспансии. Комбины не покинули Землю и не завоевали Солнечную систему лишь потому, что сигналы между ними распространяются не мгновенно. Замедление связи с себе подобными делало их глупыми и нерешительными. Забавный факт — среди всех других причесок коллективный разум счел наиболее практичной косичку. Ее носили все комбины.
Чувствуешь силу, Люк?
В новой трилогии «Звездных войн» существование волшебной по сути Силы неожиданно получило научное объяснение. Во всем виноваты медихлорианы — микроскопические симбионты, живущие внутри нашего тела. Они обладают коллективным разумом и как бы «соединяют» человека с Силой. Чем выше концентрация медихлорианов, тем больше Сила. Вероятно, Анакин был зачат не отцом, а медихлорианами в утробе своей матери. Дарт Пелагиус якобы научился управлять медихлорианами и оживлять с их помощью мертвецов. Можно также предположить, что личности лучших джедаев не распадаются после их смерти, а становятся «Призраками Силы», вливаясь в коллективный разум медихлорианов.
Помимо прочих чудес, медихлорианы помогают преобразовывать Силу в энергию без всяких E=mc2.
ОБЩАЯ СУДЬБА
В аниме Neon Genesis Evangelion человечество в буквальном смысле слилось в жидкость LCL, покрывающую всю планету.
Вы уже, наверное, заметили, что в большинстве произведений коллективный разум живых существ является следующей ступенью их эволюции. Количество разума на Земле — величина постоянная, а население растет. Выход кажется очевидным, но далеко не все считают объединение разумов ценой утраты индивидуальности правильным путем к светлому будущему.
Одним из первых за эту проблему взялся Артур Кларк. Первый же его коммерческий рассказ «Спасательный отряд» (1946), посвященный гибели человечества, упоминал Пеладора — коллективный инопланетный разум, входящий в состав экспедиции по спасению Земли. Позиция Кларка была выражена очень четко:
Очень давно Аларкен написал книгу, доказывая, что в конечном счете все разумные народы пожертвуют индивидуальным сознанием и наступит день, когда во Вселенной останутся только групповые виды разума. Паладор, писал он, — первый из них; и надо сказать, что огромный дисперсный мозг был польщен его словами.
Позже он развивает это мнение в романе «Конец детства» (1953), в котором человечество эволюционирует в энергетических существ и присоединяется к галактическому Сверхразуму — правда, не без помощи мудрых инопланетных Сверхправителей.
Аналогичного мнения придерживался и Айзек Азимов. В его рассказе «Последний вопрос» (1956) человечество стало единым межгалактическим Человеком (тела людей пребывали на своих планетах в искусственно поддерживаемой летаргии), а впоследствии слилось с некогда созданным гиперпространственным мегакомпьютером и «перезапустило» умирающую вселенную, сказав: «Да будет свет».
Но далеко не все авторы разделяют радужные взгляды на такую эволюцию. В романе Джона Уиндема «Кукушки Мидвича» описывается группа коллективно мыслящих детей-телепатов, порожденных не без помощи инопланетян. Подростки, считавшиеся следующей ступенью развития человечества, были уничтожены бомбой (в Сибири их деревню накрыли артиллерийским огнем, а в Монголии попросту вырезали).
Стивен Кинг тоже не подкачал. «Король ужасов» наделил коллективным разумом не людей или инопланетян, а зомби. В романе «Мобильник» (2006) значительная часть человечества потеряла разум из-за воздействия некоего сигнала («Импульса») с мобильных телефонов. Со временем эти зомби начали вырабатывать коллективный разум. Большие группы «мобилопсихов» обладали телепатическими способностями и всерьез претендовали на лидерство на планете. Над экранизацией книги сейчас работает Эли Рот («Хостел 1-2»). Фильм должен выйти в 2009 году.
«Деревня проклятых» Карпентера (1995, по мотивам «Кукушек Мидвича») — последний фильм с Кристофером Ривом. В этом же году он был парализован.
***
Буддисты верят, что «Я» — всего лишь иллюзия. Согласно учению об анатмане («не-я»), индивидуальность есть совокупность взаимосвязанных психических процессов, составляющих личность человека. Настроение, мнение, образ мыслей, характер, привычки, достоинства и даже пороки можно разделить, отсортировать и видоизменить.
Зачем бояться утраты индивидуальности, если ее не существует? Каждый день мы учимся чему-то новому и изменяемся. Каждый год наша личность необратимо меняется, сохраняя прежнее «Я» лишь в воспоминаниях о молодости.
Земля становится все теснее, а информации — все больше. Телевидение и интернет формируют образы мыслей целых наций. Пока что все работает на то, чтобы описанная в нашей статье фантастика стала реальностью. Мы бы рады подытожить: «Это зависит от вас», но не можем. Коллективный разум представляет собой такое будущее, наступление которого — вопрос сугубо коллективный.
________________________
коллективный разум
Сола Монова
Незавидная перспектива -
Быть истёртою в порошок.
После женского коллектива
И в чистилище хорошо!
На картинках видали бестий?
С них стекала густая слизь.
Если тётки слетелись вместе,
Значит бестии расползлись.
Тётка в сущности тише мыши,
Всё Окей! 36 и 6.
Но в количестве две и свыше
Начинается просто жесть!
Точно где-то сидит зараза -
Первобытная сволота...
Это он - коллективный разум,
Хоть разумного мало там.
Группа тёток - лихая группа
[Инквизиторов тайный штаб],
Есть задача - ни дня без трупа,
Больше группа - крупней масштаб.
Не от бедности, не от злости
Сердцу требуется резня:
Тётки моют друг другу кости,
Ведь без этого - депресняк:
Сразу - брешь в годовом балансе,
В кадрах - дыры от "А до Я"...
Потому-то я на фрилансе -
Ни-ко-му-не-ко-бе'ль-ная!
© Сола Монова, 2014
http://www.stihi.ru/2014/09/07/584
_______________________________
Коллективный разум
Афоризмы От Татьяны Верно
Чтобы дойти до всего своим умом, не нужно брать в попутчики коллективный разум.
© Афоризмы От Татьяны Верно, 2014
http://www.stihi.ru/2014/09/10/6142
_________________________________________
Блог Николая Кофырина
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В XXI ВЕКЕ
http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=194
"Чтобы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы найти эти книги, нужно прочитать сотни других."
"По моему мнению, русская литература XXI века будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы бытия. Но, наверное, необходимо потрясение, чтобы люди поняли важность размышлений о смысле жизни и цели человеческого существования.
На развитие русской литературы в XXI веке будут оказывать влияние три основных фактора:
ПЕРВЫЙ ФАКТОР – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.
В России ежегодно выходит примерно 60 тысяч книг. Стоимость бумажных изданий растёт, трудности распространения и реализации увеличиваются. Бумажные книги не выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными копиями в Интернете.
В стране 145 тысяч библиотек. В российской национальной библиотеке в Петербурге почти 40 млн. единиц хранения. Ежегодное пополнение библиотек даже минимальным количеством печатных изданий обходится казне несравнимо дороже, чем обновление электронными версиями. Интернет также позволяет значительно увеличить количество наименований обновляемых изданий. Но этому мешает законодательство об авторском праве, которое, безусловно, будет преодолено или изменено.
Электронные книги скоро окончательно вытеснят массовые бумажные издания. Книжный бизнес уже постепенно уходит в сферу торговли авторскими правами. Поэтому инициаторами продления срока авторского права выступают именно медиамагнаты, владеющие огромными пакетами авторских прав.
Интернет сводит на нет тиражи печатных изданий, а значит, и доходы писателей. Вряд ли профессиональный литератор согласится издаваться бесплатно. Профессия «писатель» постепенно исчезнет. Успех автора будет определяться не тиражами, а силой его идей.
ВТОРОЙ ФАКТОР – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
Дальнейшее развитие интернета, приёмо-передающих, копирующих и считывающих устройств позволит иметь доступ к огромным источникам информации. Уже в ближайшем будущем литература будет существовать на электронных носителях, и с текстами читатель сможет ознакомиться всегда и везде.
На смену печатным текстам приходят аудиокниги. Филологи уже отказались от разделения письменное и устное. Вместо «устного» говорят «звучащее» слово, «звучащая речь» и т. д. Звучащее слово – особый феномен. Оно обладает особыми свойствами и колоссальными возможностями, по сравнению с написанным.
Текст постепенно вытесняет и видео. Всем известно, что чтение с экрана затруднительно – глаза устают. Экран монитора предназначен скорее для видео, чем для прочтения больших текстов.
В то время как доверие к изображению ещё сохраняется, к печатному слову неуклонно падает.
Видеоролик обладает несомненными преимуществами перед текстом. Во-первых, смотреть гораздо приятнее и легче, чем читать текст. Во-вторых, видеоролик позволяет более объёмно выразить не только свои мысли, но и чувства через изображение и музыку. А если в ролике используются ещё и спецэффекты, то это делает послание ещё более впечатляющим.
Книга будущего будет представлять собой сложное творение, содержащее текст, фотографии, видео, аудиозапись и компьютерные спецэффекты.
ТРЕТИЙ ФАКТОР – ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ
Глобализация мира, с одной стороны, и потребительская идеология, с другой стороны, оказывают существенное влияние на облик потребителя современной литературы. Главное свойство человека ныне – быть потребителем. Поэтому книга всё более становится товаром и всё менее источником преображения.
Чтобы быть воспринятой в мире, русская литература должна приспособиться к общемировым тенденциям и в то же время быть на уровне творений Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Чехова. Именно с русской литературой ассоциируется великая русская культура.
Но должен, наверное, произойти некий социальный катаклизм, чтобы люди вновь ощутили потребность в литературе, затрагивающей вечные вопросы бытия.
Полагаю, что в современной литературе можно выделить условно ДВА ТРЕНДА:
литература, которая предлагает не думать («отправь мозги в отпуск»), и литература, которая предлагает задуматься (даёт пищу для души и ума). Первая отчётливо ориентирована на развлекательность, отдых, усладу для читателя (потребителя). Эта литература – бизнес, или часть бизнеса! Основная цель представителей данной литературы – заработать! И они не стесняются это признать.
ВТОРАЯ ТЕНДЕНЦИЯ – это литература духовного содержания (не путать с религиозной), которая предлагает задуматься над происходящим вокруг и в себе. Эта литература, если не полностью бескорыстна, то, во всяком случае, не является бизнесом, поскольку ставит своей целью не зарабатывание денег, а приобщение читателя к высшим идеалам человеческой культуры и образцам человеческой жизни.
Огромное количество напечатанных книг ныне представляют ценность лишь как макулатура. А сколько усилий затрачено на их написание, издание, распространение!..
Недавно нашёл у метро брошюру общества «Знание» (№2 1979 год) «Летопись нашей эпохи». В главе «Советский образ жизни и будущее нашей литературы: опыт прогнозирования» доктор филологических наук Ю.А.Андреев пишет: «Литература должна пристально и внимательно, с позиций марксизма, вооружаясь ленинской партийностью, проникать во взаимоотношения индивидуального и общественного бытия… Углубление социального анализа так же, как психологизма и историзма, будет сопутствовать развитию социалистической, правдивой по самой своей сути литературы».
В 1974 году в Париже известный французский теоретик Р.Альберас опубликовал книгу «Литература – горизонт 2000 года». Он утверждал, что к началу нового тысячелетия господствующим приёмом станет внутренний монолог, категории времени и пространства будут полностью трансформированы, не будет ни начала, ни конца, ни причин, ни следствий; характер героя размоется и исчезнет, личности не будет, настанет время анонимов, персонажей-масок без индивидуальных признаков. Отказ от логики и грамматики станет абсолютным и господствующим. «Будущее принадлежит непонятным книгам»!
Сегодня литературный процесс превратился в бизнес, мало чем отличающийся от прочих видов бизнеса, где главную скрипку играет потребитель, то есть читатель.
Ныне писатели – «производители литературы». Литературные премии стали частью книжного бизнеса по раскручиванию того или иного автора.
Ни для кого уже не секрет, кому и почему даются литературные премии (читай работу французского исследователя Пьера Бурдье «Поле литературы»). Чтобы получить литературную премию нужно: а\ выдавать ежегодно литературный продукт неважно какого размера и качества, но обязательно ежегодно, и лучше не один; б\ нужно обладать высоким модусом внутригруппового участия (проще говоря, участвовать в литературных тусовках и быть «в обойме»); в\ демонстрировать лояльность к определённым темам и политическим условиям.
На мой взгляд, важно не премию получить, и остаться в истории литературы, или что ещё лучше – в человеческих сердцах как можно большего количества людей.
Как справедливо заметил Джеймс Баллард: «Любой дурак может написать роман, но продать его – только гений!»
Для кого-то книга товар, а для меня – исповедь. Исповедью не торгуют!
Для издателей я не интересен, поскольку на мне невозможно заработать. Все свои произведения я выкладываю в Интернет для бесплатного скачивания.
Я принципиальный противник института наследования, в том числе и наследования авторских прав. Мне предлагали купить авторские права на мой роман в обмен на его опубликование. Я – отказался.
Я разделяю позицию Льва Толстого: каждый должен жить тем, что сам лично заработал!
«Такая мания – это писательство. За деньги писать, – говорил Лев Толстой. – Это как есть, когда не хочется, или как проституция, когда не хочется предаваться разврату».
Профессиональные писатели и профессиональные критики не хотят замечать Новую Русскую Литературу, поскольку одним из её принципов является бескорыстность мотивов творчества. Мало кто способен творить бескорыстно.
Звание «писатель» обесценилось. Нынче писателями стали футболисты, артисты, политики… Писателя уже никто не воспринимает как совесть народную. Писатель ныне жалкий фигляр, пытающийся любыми средствами привлечь к себе внимание читателей, готовый на любой пиар, любой эпатаж, делающий перфоманс из собственного эксгибиционизма.
Если и Юлия Высоцкая – писатель, и Ксюша Собчак – писатель… то я в таком случае – неписатель!
Писатель не профессия, а призвание и служение. Возможно, даже долг! Настоящий писатель — это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее.
Недавно со мной случился любопытный казус. Каждый год я заполняю анкеты для получения необходимого разрешения. В этом году я заполнил, как и всегда, но молоденькая девушка-клерк потребовала, чтобы я указал юридический адрес работодателя, поскольку, по её словам, «все писатели обязательно должны где-то работать, например, в типографии».
Меня многие называют писателем, некоторые считают поэтом. Но как говорила Анна Ахматова, «не понимаю я этих больших слов: поэт, бильярд…».
Называть себя поэтом, и быть поэтом – не одно и тоже. Да и нескромно это…
Важно не то, кто себя как называет, а как назовут нас в будущем.
Поэт это не тот, кто пишет стихи. Это тот, кто может уловить и поэтически выразить настроения и чувства в рифмованном стихе (иногда верлибром).
Лично я пишу и прозу, и поэзию в едином контексте, не разграничивая их, и не называю себя поэтом или прозаиком.
Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен — раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!
— Стихи забудут, рукопись сгорит.
— Быть может, вспомнят добрыми словами?
— Не памяти нам нужен монолит, а то, с какими мы умрём сердцами!
Я разделяю точку зрения французского писателя Пьера Мишона, что адресат нашего творчества – БОГ!
И я согласен с Борисом Пастернаком: «Цель творчества – самоотдача!»
«Если не уверен, что твои произведения будут читать через сто лет, не стоит и бумагу марать. Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки. Так что справедливо, когда настоящий талант оценивается после смерти. Купить посмертную славу невозможно. Только Вечность даёт истинную оценку. Талант писателя и состоит в умении разглядеть в случайном закономерное, выделить в суетном неизменное, чтобы перевести временное в вечное».
«Настоящий писатель — не сочинитель; он лишь отражает жизнь, ибо сочинить правду невозможно, можно лишь её отразить. Правда выше вымысла! А выше правды Поэзия правды! Я видел Тайну, и хочу, чтобы её увидели другие. Моя задача не учить читателя, а побудить его вместе разгадывать Тайну. И для меня счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл я. Я хочу помочь человеку задуматься, создаю пространство для размышлений, не навязывая своего мнения, поскольку каждый должен сам постичь себя и загадку мироздания».
Писатель Ольга Славникова права, когда говорит, что книга уже не вызывает сочувствия, а сохраняется лишь интерес к книгам, написанным на основе реальных событий.
Оба моих романа построены на реальных событиях, а второй – «Странник»(мистерия) – так и называется «роман-Быль».
Публикуя свой роман, я не имел цели заработать денег или стать известным. Я писал ради того, чтобы помочь своим опытом самоспасения тем, кто оказался в схожей трудной ситуации.
Цель моего творчества – не других переделать, а себя создать!
Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти.
Мы живём во время утраты литературоцентризма. Литература в современном обществе нужна прежде всего самим литераторам. Возникает ощущение исчерпанности слова, его девальвации. Пишется много, а перехода количества в качество не происходит.
Читателю в современной жизни от книги нужен релакс. Уже все забыли, что чтение книги – это труд души и ума. Никто не хочет тратить деньги, заработанные нелёгким трудом, на то, чтобы ещё трудиться. Люди хотят развлечений! Хлеба и зрелищ! И в этом трудно их упрекнуть. Так было всегда.
Я ничего не имею против развлекательной литературы – она тоже нужна. Но весь вопрос, чего должно быть больше: литературы для отдыха или литературы для размышлений?
В России никогда не было настоящей философии, и все идеи предлагались литераторами. В школе нам рекомендуют читать именно те книги, которые наполнены духовным опытом, учат жизни. Это «Горе от ума», «Мёртвые души», «Преступление и наказание», «Война и мир»…
Сегодня литература перестала быть откровением. Писатель уже не учитель жизни, а литература не квинтэссенция мудрости, – в лучшем случае «чтиво», способное развлечь во время поездки в транспорте.
На смену критическому реализму и социалистическому реализму, приходит метафизический реализм, реализм мистический, трансреализм, сверхреализм, реализм пост-постмодернизма, в котором все взгляды, даже самые безумные, имеют право называться реальностью.
Литература это динамический энергетический процесс, открытая динамическая система. В попытке универсального объяснения мира, литература всё смелее вторгается в области, которые для науки как реальность не существуют.
Ни один философ не способен на то, к чему литература предназначена — просто говорить о сложном. Литература может то, на что не способна никакая наука — поразить сердца людей Истиной! Это и долг литературы, и её предназначение — сердцем Истину постигать!
Сегодня от литературы ждут новых идей и нового видения, а не переливания из пустого в порожнее. Главная проблема, как и всегда, это проблема идеала в современной жизни. Такое впечатление, что у современных людей вообще нет идеала.
На смену литературе разрушения (постмодернизма) сегодня приходит новая русская литература созидания и конструктивизма!
Для меня литература – это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека.
Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь!
Задача литературы — формировать новые идеалы, вспоминая Вечные истины, доказывать их необходимость и возможность!
Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.
Литература — это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке!»
(из Декларации Новой Русской Литературы – в моём романе-быль «Странник»(мистерия)"
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
___________________________________
Мы - рыцари гусиного пера
Михаил Гуськов
Сегодня, как и завтра, и вчера,
Мы ходим незаметно между вами,
Мы – рыцари гусиного пера,
Мы – слуги те, что правят господами.
Мы служим только Господу Миров,
А из людей никто нам не икона,
Дела для нас всегда важнее слов,
Наш кодекс – это истина закона.
Мы – рыцари гусиного пера,
Что значит «невозможно» - мы не знаем,
И, если на пути у нас гора,
По небу мы ее перелетаем.
20160308
© Михаил Гуськов, 2016
http://www.stihi.ru/2016/03/09/179
Рецензия на «Мы - рыцари гусиного пера» (Михаил Гуськов)
Вот так и зарождаются какие-либо движения, стоит только кому-то утку закинуть об особой уникальности какой-то организации, творящей добрые дела... Процесс пошёл. И я пошла, а то толку от меня, бездаря, мало.
Архив Читателя 09.03.2016 16:00
" Какое небо голубое
Живут на свете эти трое,
Им слава богу нет конца,
Как говорится: "Зверь бежит
И прямо на ловца!" "
Архив Читателя 09.03.2016 23:31
Ты учись, в ученье,
Главный жизни толк?
Набирись терпенья -
Зайца учит волк...
Зайчик размечтался,
И за парту сел...
Волк проголодался
И зайчишку съел.
Михаил Гуськов 10.03.2016 14:11
Ах, Миша, Вы мало читали сказок в детстве?... Мечта, она сильнее любых клыков. Ну, посидит зайчик чуток в пузике волка... Мечта, она, как охотник, вспорет любую преграду :))...
Архив Читателя 11.03.2016 15:05
Рецензия на «Кот, поэт, стихи и мыши» (Сергей Таллако) http://www.stihi.ru/2017/10/12/3747
Кошка часто, поймав мышь, аж во дворе, приносит её домой, показывая, мурлыча, прося одобрения от нас, хозяев. Говоришь ей ласковое слово: "Молодец, Кузя. Умница". Гладишь по головке. Хотя мышь мне и даром не нужна... Я мышами не питаюсь... Но, мне нужна кошка, как хранительница домашних запасов от мышей. Когда в доме нет котов, мыши наглеют, свободно ходят по дому. Проверено. Нужны ли "читательскому массиву" поэты, "охотники в поисках добычи"? Как и коты, нужны! Как хранители памяти, домашних запасов человека, от "мышей".
Благодарю, Сергей. Интересно написано, хорошие образы и сравнения. (Читатель любит знакомые образы, сравнил поэта с котом - ага, это понятнее, чем обвешивать поэта другими эпитетами). Молодец, Сергей! (глажу по виртуальной пушистой, умной голове автора)
С уважением и благодарностью,
Ирина Петал 12.10.2017 13:52
* в образе мышей, скорее всего, коллективный разум :))
Ирина Петал 12.10.2017 14:03 Заявить о нарушении / Удалить
Задумалась, чему же нас учат коты, чему же нас учат поэты? Их мир – особый… В жизни любого читателя, любого человека, бывают разные периоды. В тяжёлые периоды стараешься найти «лекарство»… Для многих это кошки, они не причиняют нам боль, чего нельзя сказать о людях, готовы поделиться позитивной энергией, теплом, лаской, они благодарны мурчанием… Наблюдая за котами, можно многому научиться. Хотя бы, как они чувствуют людей, как выбирают человека для общения, как мгновенно собираются и действуют… Наблюдая за котами, стихами и поэтами, учусь у них жить…
Ирина Петал 12.10.2017 14:45 Заявить о нарушении / Удалить
Ох, Ирина, кошки замечательны, когда у хозяина хватает сил поддерживать за ними в доме чистоту. Знал случай, когда кошек было более десятка, в дом они входили, не «спрашивая разрешения», через форточку и гадили в доме, где хотели. Одинокий хозяин скончался, а в его помещениях обнаружили пласт нечистот, смешанный с газетами, толщиной в пару десятков сантиметров. Человек и кошка совместимы только при мудрой доминанте первого.
Сергей Таллако 13.10.2017 09:38 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо за уточнение, Сергей. С такими историями, где домашних кошек излишки, сама знакома, упустила из виду. Вы правы, человеку надо рассчитывать свои силы.
Ирина Петал 13.10.2017 09:51
Рецензия на «Мы все немного мыши, черви и бананы» (Василиса Тат Лит Ва)
После прочтения стало ясно, почему меня муж мышью называет. Гены!
Ирина Петал 15.12.2017 12:14 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Ага! Удивительная вещь эти гены!
Четырьмя буквами нуклеотидного алфавита закодировано
жизненное разнообразие на Земле.
Генетический код жизни состоит всего из четырех азотистых оснований (нуклеотиды A, T, C и G), которые и образуют по две пары у всех живых существ, от бактерии до человека.
А в наследственном материале человека ученые насчитали около 25 тысяч генов
- лишь вдвое больше, чем у дрозофилы))
С уважением,
Василиса Тат Лит Ва
Мы все немного мыши, черви и бананы
Василиса Тат Лит Ва
Мы все немного мыши, черви и бананы, или Встречайте наших родственников
Раздел геномики однажды возмутил и результатами науки озадачил:
Как оказалось, по набору генов, человек – банан наполовину.
Совсем не удивила наша близость с генами свиней, собак, горилл
Возможно, даже сходство с пчелкой и червем когда-то я постигну
Но ген мышиного хвоста под корень всю мою любовь к генетике срубил
...we also share about 50% of our DNA with bananas
and that doesn’t make us half bananas …
Steven Jones
"То, что у нас 96% общего с шимпанзе не делает нас шимпанзе, как и то, что наше 50% сходство с бананом не делает нас на половину бананом" – эти слова принадлежит британскому генетику Стивену Джонсу.
Научные достижения геномики (раздел молекулярной генетики, посвящённый изучению генома и генов живых организмов) продолжают меня удивлять, забавлять и радовать. Оказывается, последовательность генома человека более всего похожа на шимпанзе, дальше по нисходящему рангу сходства следуют горилла и другие приматы, потом грызуны. Забавно, но ближайшими нашими родственниками свиньи не являются; им наиболее близки бегемоты и киты. Вот несколько интересных фактов о совпадении генома человека с геномами других животных и растений:
-ДНК двух людей, являющихся однояйцевыми близнецами, совпадает на 100%;
-ДНК человека и шимпанзе совпадают на 98,7%;
-ДНК человека и гориллы совпадают на 98,4%;
-ДНК человека и мыши совпадают на 98%;
-ДНК человека и собаки совпадают на 95%;
-ДНК человека и банана совпадают на 50%;
-ДНК человека и нарцисса совпадают на 35%;
-ДНК человека и caenorhabditis elegans (круглый червь длиной около 1 мм, который широко используется как модельный организм в исследованиях по генетике) совпадает на 74%.
Вполне вероятно, что все животные и растения произошли от одного предка, жившего около 1,6 миллиарда лет назад. Каждая из ветвей, отходящих от этого прародителя, сохраняет фрагменты его исходного генома. И в этом контексте медоносные пчелы, бананы и люди вполне могут быть «родственниками», поскольку у них насчитывается почти 50% общих генов.
Большое количество одинаковых генов в геноме человека и других видов живых организмов свидетельствует об их едином происхождении.
В журнале Nature приведены данные о 95% генов человека. Оказывается, на 98% наши гены соответствуют мышиным; даже есть ген, ответственный за образование хвоста.
У нас, у людей то есть, имеется ген хвоста?!!
© Copyright: Василиса Тат Лит Ва, 2017
http://www.proza.ru/2017/07/26/1481
Свидетельство о публикации №116030811606
http://www.stihi.ru/2014/10/15/616
О мышеловке...
http://www.stihi.ru/2012/07/16/1615
Мир Миф 10.10.2019 11:03 Заявить о нарушении
Ирина Петал 10.10.2019 11:58 Заявить о нарушении