Потер. и возвращ. Рай Дж. Мильтона. Поэма 2, кн. 3

"Потерянный и возвращённый Рай" Джона Мильтона.
Адаптация.

           Автор адаптации Май Спектор      

         Поэма вторая. Возвращённый Рай

                Книга третья

              Краткое содержание
              от автора адаптации


Пристыженный   и злобный Сатана,               

решает снова попытаться               

Подвергнуть искушению Христоса,               

на базе  почестей и громкой славы.

Сладкоречиво  Он напоминает               


О подвигах героев и царей,               

Чьи имена прославлены навеки,               

И  льстить пытается Христосу,               

Превознося возможности Его               

Достичь незаменимой славы.

Иисус Христос спокойно отклоняет               

Все эти искушенья Сатаны,               

В пример тщеты Иова приведя,               

Небесного многострадальца.

Но Сатана опять же заявляет,               

Что славы добивается Сам  Бог,               

И почести ему должны воздать               

все силы на земле и небесах.

Посланник неба, снова отвергает               

Слова Диявольского искушенья,               


Но Сатана упрямо продолжает,               

И говорит Христосу  Он, что славу               

Вечную добудет Божий Сын,               

Спася Его родной народ Давидов               

От гнёта многолетнего римлян.

Затем возносит Он Христа На гору,               

С которой хорошо видны бои,               

И объясняет Сыну Божьему, что это               

Народ Христа воюет за свободу.

Принять участие Он предлагает               

Христу в боях и так отвоевать               

Престол царя Давида, что позволит               

Ему покрыть себя всемирной славой.               

Христос сказал, что состоится всё,               

Что предусмотрено Всевышним,               

И что при этом Сатана падёт,               

Когда урочный час наступит.               

Народы все свободу обретут,               

И истина восторжествует.

Не всё, что сказано Христосом,               

Понятным представлялось  Сатане,               

Но то, что побеждён Он снова,               

Всем стало ясно сразу и без слов.

Избранные отрывки

1.Сатана предпринимает попытку искушения
Божьего Сына владычеством и славой

ТАКЪ говорилъ Сынъ Божій. Сатана

Стоялъ предъ Нимъ безмолвный и смущенный,

Не находя достойнаго отв;та.

Онъ былъ разбитъ и слабость сознавалъ

Вс;хъ доводовъ своихъ и уб;жденій.

И, наконецъ, призвавъ на помощь хитрость

Зм;иную, сладкор;чиво молвилъ:

— Да, вижу я: Теб; открыто все,

И разр;шить Ты можешь вс; вопросы;

Д;ла Твои согласны со словами,

Слова-жъ Твои для выраженья служатъ

Твоей души великой, а душа

Является высокимъ воплощеньемъ

Премудрости и правды, и добра.

Подобныя Урику и Туммиму(1

Пророческимъ каменьямъ драгоц;ннымъ,

Украсившимъ нагрудникъ Аарона,

Слова Твои премудростью блистаютъ.

Въ сужденьяхъ. Ты не можешь ошибаться

И, если-бы на поле ратной славы

Ты призванъ былъ — и съ малою дружиной

Ты доблестно завоевалъ-бы міръ.

Зач;мъ-же Ты божественныхъ даровъ

Сіяніе таишь въ уединень;

И зд;сь Одинъ въ пустын; дикой бродишь?

И отв;чалъ спокойно Іисусъ:

— Ты уб;дить Меня не въ состоянь;.

Не стану Я искать земныхъ сокровищъ,

Дабы обр;сть владычество земное,

И не ищу владычества для славы.

Къ чему она и что она такое?

Ничтожный блескъ, народная хвала,

А самъ народъ — не жалкое-ли стадо

И пестрый сбродъ, превозносящій часто

То, что скор;й достойно порицанья?

И хвалитъ онъ, не зная самъ кого,

Пл;няется, не зная ч;мъ. Ужели

Ц;нителей подобныхъ восхищенье

Желательно? Неодобренье ихъ

Не служитъ-ли скор;е похвалою?

Какъ счастливъ тотъ, кто это сознаетъ!

Немногіе разумны между ними,

Немногихъ-же разумныхъ похвала,               

Къ несчастію, не составляетъ славы.

И, возроптавъ, отв;тилъ Искуситель:               

— Съ презр;ніемъ Ты думаешь о слав;,               

Которою Великій Твой Отецъ               


Такъ дорожитъ. Своей лишь славы ради               

Онъ сотворилъ вселенную, и въ ней

Вс;мъ правитъ Онъ и вс;мъ повел;ваетъ.               

На Небесахъ всечасно прославляемъ,               

Онъ требуетъ хвалы и отъ людей,               

Отъ вс;хъ племенъ: отъ эллиновъ, евреевъ               

И варваровъ, и Онъ желаетъ даже,               

Чтобъ мы, Его заклятые враги,               

Его въ своихъ хваленьяхъ прославляли.
 
И отв;чалъ съ горячностью Спаситель:               

— Онъ требуетъ лишь должнаго Себ;.               

Все создалось не по Его-ли Слову?               

Не славы Онъ искалъ первоначально,               

Но захот;лъ излить Свои щедроты               

И милости на все, что существуетъ.               

Чего-же могъ Онъ требовать за это,               

Какъ не хвалы признательныхъ сердецъ?               

Такъ говорилъ Сынъ Божій.               

Сатана Подавленъ былъ виновностью своею               

И въ первый мигъ не находилъ отв;та.               

Но вскор; онъ измыслилъ ухищренье               

И возразилъ— Суди о слав; такъ,               

Какъ думаешь, но Ты рожденъ для царства,

Насл;дникомъ Давидова престола.               

Твои права — въ рукахъ у властелина               

Могучаго. Добытое оружьемъ               

Онъ не легко уступитъ.Іудея               

Священная съ землей Об;тованной               

Находятся теперь во власти Рима,               

Гд; царствуетъ Тиверій. Не всегда               

Владычество чужое было кроткимъ;

Властители нер;дко оскверняли               

Господень храмъ, подобно Антіоху.

И отв;чалъ на это Іисусъ:               

— Свершится все, когда настанетъ время,

Воистину такъ сказано въ Писань;.               

Быть можетъ, Самъ предназначилъ               

Мн; пребывать въ смиренномъ состоянь;,

Претерп;вать гоненья и обиды,               

Презр;ніе, насилье, для того,               

Чтобъ пріучить Меня къ повиновенью.               

Ум;ющій страдать—ум;етъ также               

И д;йствовать. Тотъ — лучшій повелитель,

Кто пріученъ къ повиновенью былъ.               

Но обо Мн; къ чему твоя забота?               

Зач;мъ ко Мн; съ допросами твоими               

Ты приступать пытаешься?Ужели

Не знаешь ты, что гибелью твоею               

Тотъ будетъ день, когда возвышусь Я?

2.Сатана пытается спастись от гнева   
Божьего при помощи Иисуса Христа               

И, внутренно затрепетавъ от страха,

Спасителю отв;тилъ Искуситель:               

— Да будетъ то, что будетъ! Для меня               

Надежды н;тъ на милосердье Бога;               

Гд; н;тъ ея—не можетъ быть и страха.
 
Томительн;й бываетъ ожиданье,               

Ч;мъ самое несчастіе, и въ худшемъ               

— Теперь мое приб;жище и ц;ль.               

И будешь-ли Ты царствовать, иль н;тъ —               

Я понесу за преступленье кару.               

Къ Теб; хочу приб;гнуть съ упованьемъ:               

Твой кроткій ликъ и благосклонный взоръ

Внушаютъ мн; отрадную надежду,               

Что, облаку подобно въ знойный день,               

Ты оградишь Собой меня отъ гн;ва               

Всевышняго, Котораго страшусь я. 

И власть ему была дана такая,               

Что съ этими словами Іисуса               

На гору онъ высокую возвелъ.               

Вокругъ ея подножья разстилалась               

Обширная равнина. По краямъ               

Струились дв; прекрасныя р;ки,               

Неся, какъ дань, свои потоки морю.               

Пшеницею, елеемъ и виномъ               

Была земля окрестная богата,               

На пастбищахъ везд; стада паслися,               

И съ башнями видн;лись города               

Роскошные — властителей столицы.               

Настолько былъ обширенъ кругозоръ,               

Что вдалек; видн;лися пустыни               

Безводныя и дикія. Духъ Зла,               

Взойдя туда, коварно речь повелъ:               

— Ты видишь-ли, съ какою быстротою

Перенеслись съ Тобою мы сюда?               

Преградою намъ не были ни гора,               

Ни л;съ, ни степь, ни ст;ны, ни моря.               

Смотри, вотъ зд;сь Ассирія. Границы               

Ея—Араксъ и Каспій; на восток; —               

Могучій Индъ, на запад; — Евфратъ,               

На югъ—заливъ Персидскій и пустыни               

Аравіи. Вотъ это — Ниневія,               

Которую построилъ славный Нинъ,

Салманасара  гордаго столица,               

Чье торжество пл;ненный имъ Израиль               

Еще досель оплакиваетъ горько.               

Вотъ Вавилонъ, народовъ удивленье;               

Онъ перестроенъ т;мъ, кто Іудею               

Поработилъ и весь Давидовъ домъ,               

Которые въ невол; пребывали,               

Покуда Киръ имъ не вернулъ свободу.               

Взглянулъ Христосъ и рати увидалъ               

Несм;тныя въ вооружень; легкомъ,               

Отвагою дышали конь и всадникъ;               

Со вс;хъ сторонъ монархіи обширной               

Въ сраженіе собрался цв;тъ бойцовъ:               

Отъ Маргіаны  до Гирканскихъ скалъ,   
 
Отъ Мидіи и съ юга Сузіаны               

(Онъ увидалъ, какъ, въ боевомъ порядк;

Построившись, неслися въ бой они               

И, отъ врага искусно ускользая,               

На всемъ скаку въ него метали стр;лы,               

Себ; въ поб;ду б;гство обративъ.               

Отъ множества оружья разливался

Надъ полемъ вс;мъ какой-то тусклый блескъ.

3.Сатана соблазняет Сына Божьего
наследованием престола царя Давида
               
При зр;лищ; подобномъ преисполнясь

Удвоенною см;лостью, къ Христу               

Вновь приступилъ отважно Искуситель:               

— Дабы видалъ и уб;дился Ты,               

Что не ищу святую доброд;тель               

Твою сгубить и обольстить Тебя,               

— Наоборотъ, стараюсь я, насколько               

Возможно мн;, усп;хъ Твой обезпечить               

— Тебя прошу я: слушай и вникай!               

Хотя Теб; предсказано паденье,               

Но, если Ты не станешь подражать               

Великому Давиду и къ тому               

Стараній вс;хъ усердно не приложишь,               

еб; во в;къ престола не достигнуть.               

И отв;чалъ ему невозмутимо               

Спаситель нашъ:—Ты взору Моему               

Представилъ зд;сь не мало образцовъ

Тщеславнаго величія земного               

И бреннаго оружія, снарядовъ,               

Которые такъ трудно изготовить               

И такъ легко бываетъ уничтожить.               

Мой слухъ пл;нить нам;ревался ты               

Всей глубиной соображеній тонкихъ               

По поводу взаимныхъ отношеній               

Друзей, враговъ, сраженій и союзовъ,               

Всего, что въ мір; важное значенье               

Могло-бъ им;ть, но чуждо для Меня.               

Ты говоришь, приб;гнуть къ этимъ средствамъ

Мн; сл;дуетъ, чтобъ не утратить царства,               

— Я говорю, что время не пришло!               

(И, ч;мъ поздн;й Мое настанетъ время,               

Т;мъ для тебя-же лучше!) Но, когда               

Придетъ оно — безд;йствовать не стану,               

И слабостью не укорятъ Меня.               

Нуждаться Я не буду ни въ сов;тахъ,               

Ни въ боевыхъ орудіяхъ твоихъ,               

Которые, лишь бременемъ являясь,

Доказываютъ слабость, а не силу.               

По-твоему,. освободить Я долженъ               

Вс;хъ сыновей Израиля, которыхъ               

Ты братьями Моими называешь,               

Когда хочу со славою взойти               

Я на престолъ насл;дственный Давида,

Соединивъ подъ скипетромъ Моимъ               

Вс; племена Израиля? Откуда               

Является въ теб; такое рвенье               

Къ Давидову престолу и народу?               

Пускай врагамъ слугою будетъ тотъ,               

Кто Господу и лже-богамъ служилъ.               

А, можетъ быть (известно только Богу               

Единому, когда случится это),               

Захочетъ Онъ, какъ было Аврааму               

Возв;щено, къ раскаянью и правд;

Божественнымъ глаголомъ ихъ вернуть.               

И въ этотъ день, когда въ страну родную               

Ихъ племена, ликуя, посп;шатъ,               

На ихъ пути разступятся вс; воды               

Ассиріи, какъ передъ ихъ отцами,               

Сп;шившими къ земл; Об;тованной.

Разверзлися морская глубина               

И св;тлые потоки Іордана.               

Покуда-же предоставляю ихъ               

Я времени и Промыслу Господню.               

Такой отв;тъ, уничтожавшій козни               

Врага Небесъ, далъ истинный Монархъ               

Израиля, и участь постигаетъ               

Такая-же хитросплетенье лжи,               

Когда она въ борьбу вступаетъ съ правдой.

Примечания

1) Урикъ и Туммимъ — два камня, прив;шенные на груди первосвященниковъ. По этимъ

камнямъ первосвященники д;лали прорицанія.

НИЖЕ – НЕ ВОШЛО В МОЮ КНИГУ


2) Антіохъ-Эпифанъ, царь Сиріи, разграбивъ Іерусалимъ, поставилъ въ храм; идолъ

Юпитера.

3) В;роятно, Мильтонъ им;лъ зд;сь въ виду гору Нифатъ, на которомъ берутъ начало

р. Тигръ и Евфратъ.

4) Р;ка Араксъ беретъ начало изъ горы Тавра и течетъ по Арменіи.

5) Царь ассирійскій, Салманасаръ, за нам;реніе царя израильскаго Оссіи свергнуть

его владычество, пл;нилъ израильтянъ и поселилъ ихъ въ Ассиріи.

6) Суза, столица имперіи Кира, находилась между Вавилономъ и Персидою. До поръ

еще видны ея развалины въ персидской провинціи Хузистанъ.

                Продолжение следует.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →