Дрожат мгновения
Дрожат мгновения, их пожирает время,
Как ненасытное животное Вселенной,
Бездушно, словно сделаны из кремня,
Текут по кругу вечною ареной
Секунды, месяцы, спиральные века,
По чьей-то воле мощного потока,
Нам не познать... то звёздная река,
Немыслимая даже для пророка...
Текущая неведомо куда, иль ведомо?
Не нам, частицам непонятным,
Накрытых суетливым жёстким пледом
Смехотворительных проблем невнятным...
Одним достался холодок собачий,
Другим жара, тел неприкрытых тканью,
Одни кайфуют, другие, лучшие - ишачат,
И жизнь ведут шальную, тараканью...
Ищу себе местечко перекантоваться,
Дождаться новой участи беспечной,
Придуманы слои реинкарнаций,
Для дураков, упс... я грешу, конечно...
Живу себе, пока живётся всласть,
Люблю от живота, порой от сердца,
Порою ненавижу злую власть,
Порой стучусь не в ту, простите, дверцу...
Да всё путём, чего тут рассуждать,
Проснулся, вздох почувствовал - прекрасно...
Последним будет выдох... ждать
Его так тягостно и хорошо б напрасно...
Забудусь, любовью пьянея вразнос,
Охваченный вечною страстью...
Бездушное время - летит между звёзд,
Смеясь, упивается властью...
07.03.16.
Свидетельство о публикации №116030705531
Время как философская категория всегда занимало умы мудрецов и мыслителей. Но разве нас, обычных среднестатистических граждан,не волнует загадочность и непостижимость Времени? "Нам не познать...то звёздная река, немыслимая даже для пророка..."
Поэт пишет:"Дрожат мгновения, их пожирает время..." Очень удачный образ, очень зрительный. Настоящее - это мгновение, повисшее между прошлым, которое уже "ничто" и будущим, которое по сути своей тоже "ничто", поскольку ещё не наступило. Так и видится это трепетное мгновение,подобие бисеринки на тонкой паутинке, - потому и дрожит, что сейчас его проглотит "ненасытное животное Вселенной", которое поджидает с разверзнутой пастью.
Древняя мифология так разнообразила облик Всепоглощающего Времени! Но каким бы оно нам не представлялось, то ли в виде грозного четырёхкрылого старца, то ли в виде трёхголового чудища с телом змеи, - при нас всегда останется мучительное желание остановить Время, сделав прорыв к вечности и просветлению; или же поворотить его вспять, чтобы исправить свои прошлые ошибки.
Ефим Ташлицкий в поэтической форме представляет нам архитектуру времени:"Текут по кругу вечною ареной секунды, месяцы, спиральные века..." Философская мысль поэта напрямую перекликается с документальным фильмом Рона Фрике "Хронос", где затронута тема вечности и красоты Времени и суматошной человеческой жизни.
Фильм с чудесной музыкой, но без слов. Можно было бы предположить, что кадры фильма послужат хорошей иллюстрацией к стихам поэта. Но Ефим Ташлицкий выбирает такие образы, так их умело обыгрывает словами, что при чтении стихов наш зрительный нерв мгновенно посылает сигнал в мозг, и наше воображение сразу рисует картины всех превратностей быстротекущей жизни. Поэт сравнивает их с "суетливым жёстким пледом смехотворительных проблем невнятным..."
Приём антитезы только усиливает этот жёсткий контраст:"холодок собачий" и "жара","кайфуют" и "ишачат".
Как Время ненасытно пожирает своих детей, так и человек превратился в ненасытный конвейер своих желаний. А погоня за материальными благами напоминает тараканьи бега со своими ставками и азартом:"И жизнь ведут шальную, тараканью..."
Поэт старается примерить на себя личину рядового обывателя, жить как все, не утруждая себя особыми рассуждениями:"Ищу себе местечко перекантоваться...", в тайной надежде на спасительную реинкарнацию "дождаться новой участи беспечной..." И тут же сам себе противоречит:" Придуманы слои реинкарнаций для дураков...", - такова природа мыслящего человека:всё подвергать сомнению.
Особо хочется отметить оригинальную конструкцию стихотворения. Если основное его полотно выткано 6-стопным ямбом, близким к разговорной речи, то в конце нас ожидает сюрприз в виде каймы волноподобного, в качающемся ритме, амфибрахия. Очень оправданный поэтический приём.
Эти четыре строки прорываются из общего полотна стихов, что напоминает бабочку, вырывающуюся из, когда-то спасительных, оков куколки. Так и поэту становится тесным и душным спасительный обывательский мирок, где так тягостно ждать "последнего выдоха".
Но что же побудило к такой разительной метаморфозе, подобной выходу за пределы Времени? В индуизме такой выход из Времени возможен только при священном опьянении с помощью особых средств и ритуальных оргий.
Но заподозрить поэта в ритуальных оргиях с применением опьяняющих веществ - это просто нонсенс!
А вот как сам поэт объясняет это состояние опьянения:"люблю...порой от сердца". Да разве в оргиях возможна любовь "от сердца"? И если "бездушное время" в своём вечном полёте "смеясь, упивается властью", то что остаётся нам, "частицам непонятным"? "Забудусь, любовью пьянея вразнос..."
Есть любовь, есть! И сколько осталось жизни, всю её стоит посвятить любви, ценя каждое мгновение. Ведь только настоящая любовь даёт это божественное ощущение нирваны, чувство полного отчуждения от всей пошлости жизни.
Елена Зигаленко 19.03.2016 03:00 Заявить о нарушении