Оставление тела на уровне совершенства
Ш.Б.4.23.13. «Когда Притху Махарадже пришло время оставить тело, он полностью сосредоточил свой ум на лотосных стопах Бога. Достигнув таким образом стадии брахма-бхуты, он покинул материальное тело».
У бенгальцев есть поговорка: «Все, чего достиг человек в духовной жизни, проверяется в момент смерти». Об этом также сказано в «Бхагавад-гите» Те, кто практикуют сознание Бога, знают, что в момент смерти им предстоит пройти экзамен. Если в момент смерти человек вспомнит о Кришне, он немедленно перенесется на Голоку Вриндавана, или Кришналоку, и таким образом его жизнь увенчается успехом. Когда Притху Махараджа по милости Кришны понял, что его жизнь приближается к концу, он испытал радость и, воспользовавшись приемами мистической йоги, стал готовиться к оставлению тела, достигнув стадии брахма-бхуты. В последующих стихах подробно описан метод, позволяющий человеку по своей воле оставить материальное тело и вернуться домой, к Богу. Метод йоги, которым воспользовался в преддверии смерти Притху Махараджа, позволяет человеку оставить тело, пока он физически и психически здоров. Каждый преданный мечтает покинуть тело в здоровом физическом и психическом состоянии. Царь Кулашекхара говорит о том, что не хотел бы умереть от бо-лезни и молит Кришну позволить ему оставить тело немедленно, пока он в здравом состоянии и ясном уме. В момент смерти, как правило, в теле человека разливается желчь, а слизь подступает к горлу, так что он начинает задыхаться. В этом состоянии очень трудно говорить, поэтому произнести «Харе Кришна» в момент смерти может только тот, кому Кришна окажет Свою милость. Однако йог способен покинуть тело в любое время по собственному желанию. Для этого ему достаточно принять позу, которая называется муктасаной. Человек, в совершенстве владеющий ме¬тодом йоги, может покинуть тело, когда сам того пожелает.
Ш.Б.4.23.14. «Приняв одну из йогических поз, Махараджа Притху перекрыл лодыжками анальное отверстие и, надавив на правую и левую икры, стал постепенно поднимать жизненный воздух. Он довел его до уровня пупка, затем — к сердцу и горлу, и наконец поднял его в область головы, остановив между бровей». Поза, описанная в данном стихе, называется муктасаной. Вначале йог учится соблюдать строгие правила и ограничения, регламентирующие его сон, потребление пищи и половую активность, после чего ему разрешается приступить к выполнению различных йогических асан. Конечная_цель йоги — дать человеку возможность покинуть тело по собственному желанию. Тот, кто достиг высот в практике йоги, может оставаться в теле столько, сколько пожелает, а тот, кто достиг неполного совершенства, покинув тело, отправляется на какую-нибудь планету в этой вселенной или за ее пределами. Некоторые йоги оставляют тело, чтобы перенестись на высшие планеты и вкусить доступные на них удовольствия. Однако по настоящему разумные йоги не хотят задерживаться в материальном мире, считая это напрасной тратой времени; их ничуть не привлекают материальные соблазны, имеющиеся на высших планетах, — они хотят отправиться прямо в духовный мир, то есть вернуться домой, к Богу.
Из этого стиха явствует, что Махараджа Притху не стремился попасть на высшие планеты. Он хотел сразу вернуться домой, к Богу. Обретя сознание Кришны, Махараджа Притху прекратил заниматься мистической йогой, но, чтобы ускорить свое возвращение в обитель Господа, он воспользовался тем, чему научился ранее, и, минуя все промежуточные ступени, поднялся на уровень брахма-бхуты. Поза, называемая муктасаной, что значит «положение тела, позволяющее обрести освобождение», дает возможность вывести жизненную силу из кундалини-чакры и постепенно поднять ее из муладхары-чакры в свадхиштхана-чакру, затем в мани- пура-чакру, анахата-чакру, вишуддха-чакру и, наконец, в агъя-чакру. Достигнув агъя-чакры, расположенной на уровне межбровья, йог получает возможность пройти через отверстие в черепе, на¬зываемое брахма-рандхройу и перенестись на любую планету, в том числе и на планеты духовного царства Вайкунтхи или на Кришналоку. Итак, чтобы вернуться к Богу, необходимо достичь ступени брахма-бхуты. Однако те, кто обладает сознанием Кришны и занимается бхакти-йогой могут вернуться к Богу, не прибегая к помощи мук- тасаны Преданный, занимающийся бхакти- йогой, всегда пребывает на уровне брахма-бхуты ). Если он сумеет остаться на этом уровне, то после смерти непременно достигнет духовного неба и вернется к Богу. Поэтому преданному не стоит жалеть о том, что он не научился манипулировать кундалини-чакрой и поднимать жизненную силу последовательно через все шесть чакр. Что же касается Махараджи Притху, то он занимался мистической йогой ранее и потому теперь, не желая дожидаться естественной смерти, воспользовался этим методом, чтобы пройти через шат-чакру. Таким образом он оставил тело тогда, когда счел нужным, и сразу достиг духовной обители.
Ш.Б.4.23.15. «Так Махараджа Притху постепенно поднял жизнен¬ный воздух до отверстия в черепе и в результате полностью избавился от привязанности к материальной жизни. Последовательно он соединил свой жизненный воздух со стихией воздуха, свое тело — со стихией земли, а огонь в теле — со стихией огня». Когда духовная искра, размер которой равен одной десятитысячной кончика волоса, оказывается в материальном мире, ее покрывают оболочки из грубых и тонких материаль¬ных элементов. Материальное тело состоит из пяти грубых элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира — и трех тонких: ума, разума и эго. Достигнув освобождения, джива (душа) избавляется от этих материальных оболочек. Цель занятий йогой заключается именно в том, чтобы сбросить с себя материальные оболочки и войти в духовное бытие. Этот принцип лежит в основе учения Господа Будды о нирване. Будда учил своих последователей, как с помощью медитации и йоги освободиться от материальных оболочек. Он ничего не говорил о душе, но те, кто строго следует его указаниям, в конце концов избавляются от материальных оболочек и достигают нирваны.
Сбросив материальные наслоения, живое существо остается духовной искрой, которая может войти в духовное небо, чтобы погрузиться в сияние Брахмана. К сожалению, если живое существо ничего не знает о духовном мире и планетах Вайкунтхи, оно с вероятностью 99,9 процента снова падет в материальный мир. Тем не менее существует некоторая, весьма незначительная вероятность того, что из сияния Брахмана, брахмаджйоти, душа поднимется на одну из планет духовного мира. Имперсоналисты считают, что в брахмаджйоти нет разнообразия, а буддисты представляют его пустотой. Тем, кто думает, что в духовном небе нет разнообразия, равно как и тем, кто считает его пустым, недоступно духовное блаженство, которое испытывают живые существа на духовных планетах: Вайкунтхах и Кришналоке. Лишенная разнообразия, без которого невозможно наслаждение, душа рано или поздно начинает искать блаженства, а поскольку ей ничего не известно о Кришналоке и Вайкунтхалоке, то нет ничего удивительного в том, что она опускается до материальной деятельности, чтобы наслаждаться разнообразием материального мира.
Ш.Б.6.10.12. В «Бхагавад-гите» (8.5) Господь говорит: «Тот, кто в момент смерти покидает тело, помня лишь обо Мне, немедленно достигает Моей природы. И в этом нет сомнений». Разумеется, такого состояния в момент смерти не достичь без соответствующей практики в течение жизни, но преданный Кришны — это совершенный йог, и потому он умирает в трансе, сосредоточив все свои мысли на Кришне. Он даже не ощущает, как душа расстается с материальным телом; и немедленно возносится в духовный мир. такая душа не попадает в лоно очередной матери, а переносится домой, обратно к Богу. Эта йога, именуемая бхакти-йогой, — наивысшая из всех систем йоги, о чем в «Бхагавад-гите» (6.47) говорит Сам Господь: «Из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства». Бхакти- йог постоянно думает о Кришне и потому в момент смерти может с легкостью перенестись на Кришналоку, не испытывая при этом никаких мук смерти.
Свидетельство о публикации №116030703296